Расстройства аутистического спектра
методическая разработка
Коррекция специфических нарушений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция специфических нарушений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(осуществляется в ходе коррекционной работы и включает):
- формирование у обучающихся с РАС жизненных компетенций - | - коррекция дезадаптивных форм поведения, препятствующих адаптации детей в условиях повседневной жизни (в школе, дома, в общественных местах). |
*Содержание коррекционной работы с каждым ребенком с РАС фиксируется в его адаптированной образовательной программе или оформляется в виде отдельной программы (плана) психолого-педагогического сопровождения или в виде индивидуальной программы коррекционной работы.
*Разработка таких программ осуществляется на основе индивидуальных результатов, полученных в ходе обследования конкретного ребенка, и общих знаний об особенностях и особых образовательных потребностях детей с РАС.
Особенности нарушений при расстройствах аутистического спектра
Триада расстройств:
аутизм как симптом стереотипность в поведении специфические нарушения
Предельно экстремальное одиночество, отгороженность от мира. Погруженность в себя, отрыв от реальности, отсутствие или парадоксальность реакции на внешнее воздействие, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. Нарушения зрительного контакта, фиксация взгляда. Проявления заметны в раннем детском возрасте, нарушается комплекс оживления. Голосовой компонент отсутствует или очень слабый. Улыбка не появляется вообще, либо она обращена не к вам. У аутиста задерживается узнавание матери/либо ребенок очень привязан к матери. Изменение реакции на появление нового человека (тревога, страх, признаки агрессии)/либо не проявляет реакции вообще. Нарушение общения с детьми (полное игнорирование/частичное-«игра рядом»). Измененное отношение к физическому контакту, к изменениям в окружающей среде. Стереотипность в поведении. Искажен словесный контакт (нет реакции на голос). Необычный интерес к неодушевленным предметам. У детей свой образ и ритм жизни. | Придерживание одних и тех же условий, стремление сохранить постоянство во всем; непереносимость каких-либо перемен, изменений в жизни, изменений в окружающей обстановке, боязнь выйти за пределы обычного. Стереотипии-конкретные однообразные движения/действия, которые позволяют преодолеть дефицит ощущений и впечатлений из вне и эффективно эмоционально заряжается. Ритуалы в поведении- 3-4 стереотипии, которые проходят одновременно (Пр. ритуал приёма пищи). Аутостимуляции -самораздражение (настойчивое, постоянное извлечение сенсорных ощущений с помощью окружающих предметов и своего тела. Основные виды стереотипий: - двигательные (раскачивается, однообразные повороты головой, размахивание руками, прыжки, разгибание предплечий, хождение на носочках; мельтешение руками, пальцами); - поведенческие (режим дня – определенный порядок в чем-либо, однообразие в выборе одежды, еды и её приём в определенное время; сюжеты игр крайне однотипны-манипуляция с предметами, игра не игровыми предметами, симбиотическая привязанность к какому-либо одному предмету; склонность к коллекционированию; перестановки и переезды крайне неприятны). Если взрослый пытается приостановить стереотипные действия, то начинаются вспышки гнева!!! | Проявляющиеся симптомы яркие. В норме: гуление, лепет; первые слова появляются к 11-12 месяцам. При аутизме: гуление и лепетможет отсутствовать или выражаться специфически (глухо, сами по себе, не зависит от взаимоотношения со взрослыми; речевые проявления не для контакта). Ребенок физически развивается нормально, но может не реагировать на какие-либо звуки. Первые слова начинаются значительно раньше, но они значительно отличаются от нормальных детей. Первые слова достаточно сложные, длинные и закреплены не надолго. Первые фразы появляются в 1,5 года и в основном это эхолаллии-повторы фраз- из телевизора, радио. Очень хорошо запоминают стихи, сопровождая все это стереотипными движениями. Присутствие «попугайной», «магнитофонной», «фонографической» речи. Часто дети не используют местоимения («Я» совсем не используют, говорят о себе в «3-ем» лице). Зачастую может происходить диалог с самим собой. |
Содержание коррекционной работы с обучающимися с РАС
В соответствии со Стандартом, для обучающихся по варианту -коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений; - формирование коммуникативных навыков; - формирование социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни; - формирование навыков адекватного учебного поведения; психолого-педагогическая коррекция познавательных процессов; - формирование в сознании обучающихся | Для обучающихся с РАС по варианту АООП 8.2, 8.3 или 8.4, а также по АОП, разработанной на основе варианта АООП 8.2 или 8.3, Стандарт предусматривает следующие направления коррекционной работы: - преодоление недостатков аффективной сферы и трудностей - развитие внимания детей к эмоционально-личностным проявлениям близких взрослых и соучеников и понимания взаимоотношений, чувств, намерений других людей. |
Наиболее важные для всех групп детей с РАС направления коррекционной работы:
− коррекция дезадаптивного поведения;
− формирование стереотипа учебного поведения;
− формирование коммуникативных навыков;
− формирование навыков социального взаимодействия;
− развитие социально-бытовой ориентировки;
− формирование представлений о себе и своем социальном окружении;
− формирование «модели психического».
Также важными направлениями коррекционной работы являются
следующие:
− сенсорно-перцептивное развитие;
− развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие);
− коррекция нарушений устной и письменной речи;
− эмоционально-личностное развитие.
Самостоятельными направлениями коррекционной работы, сколько результатом системной комплексной работы с детьми, включающей их обучение по различным предметам, проведение коррекционной работы с ними и включение детей во внеурочную деятельность:
− формирование в сознании обучающихся целостной картины мира и ее пространственно-временной организации;
− осмысление, упорядочивание и дифференциация индивидуального жизненного опыта обучающихся;
− упорядочивание и осмысление усваиваемых знаний и умений с исключением возможности их механического, формального накопления.
- сформированные, упорядоченные представления о себе и окружающем мире;
- сформированные социальные, коммуникативные, бытовые, учебные навыки;
- возможность самостоятельно решать повседневные практические
ситуации на основе имеющегося опыта, сформированных знаний и навыков.
Достижение данных результатов позволяет повысить адаптивные
возможности ребенка и уровень его социализации.
Коррекция дезадаптивного поведения
Одной из основных и первых трудностей, с которой сталкиваются педагоги при обучении детей с РАС – это ярко выраженное дезадаптивное поведение.
Дезадаптивное поведение – это социально неприемлемые формы поведения, которые препятствуют интеграции человека в общество. Наличие такого поведения у детей с РАС в значительной степени мешает процессу их адаптации к школе, делает невозможным освоение ими адаптированной основной образовательной программы, «срывает» образовательный процесс в классе, препятствует формированию адекватных связей с окружающими людьми. Поэтому, если у ребенка с РАС проявляется такое поведение, то его коррекция становится приоритетной задачей специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Таким образом, коррекция дезадаптивного поведения выделяется, как отдельное направление коррекционной работы, которое вносится в адаптированную образовательную программу ребенка.
У обучающихся с РАС отмечаются следующие виды дезадаптивного поведения (агрессия, самоагрессия, стереотипии, ритуалы, деструктивное поведение, вспышки гнева, импульсивное поведение, общественно неприемлемое поведение).
Терапии:
- холдинг-терапия;
- TEACCH- терапия;
- игротерапия;
- АВА – терапия;
-эмоционально-уровневый подход;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расстройства аутистического спектра
В презентации популярно изложена сущность раннего детского аутизма, причины его возникновения, особенности проявления и основные пути коррекции....
Психолого-педагогическая характеристика ребенка с расстройствами аутистического спектра.
Материал, который поможет вам в написании психолого- педагогической характеристики ребёнка с расстройствами аутистического спектра....
Статья - Комплексная программа социально-психологического сопровождения детей и подростков с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Коррекционная психолого-педагогическая помощь аутичным детям...
Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра...
Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы
Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости проекта3.4.J Ожидаемые результаты и э...
Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»
Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...