БЕСЕДА ДЛЯ ПЕРСОНАЛА ОТДЕЛЕНИЯ ИМВ «Основные этические нормы и правила служебного поведения»
статья
Этика общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья
В последнее время в современном обществе происходит осознание того, что в мире существует огромное количество инвалидов, и что они, тоже
являются частью общества и имеют с нами равные права. В России,
например, действует программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, целью
которой является формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. С экранов телевизоров постоянно звучит девиз: «Инвалид не инвалид - люди так не делятся!».
Как общаться с людьми с инвалидностью.
Культура общения: язык и этикет.
Многие привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, – ярлыки и
оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы
думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в
нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной/
здоровый», «нормальный/ненормальный», «умственно отсталый», «обычный/
неполноценный», «даун», «калека» и т.п.
Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к выработке культуры инклюзии, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии. Для этого необходима не только специальная просветительская работа в этом направлении, но и изменение всей культуры общественных взаимоотношений.
Корректный язык помогает формировать позитивный образ человека. Даже
если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться
к рекомендациям – что желательно учитывать при общении с людьми,
имеющими ту или иную инвалидность. Как и другие социальные меньшинства,
права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды
чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того чтобы
изменить его, люди с инвалидностью в странах, где движение инвалидов
активно и влиятельно, пропагандируют собственные определения и понятия,
которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций.
Что стоит за словом «инвалид»?
Инвалидность – это не медицинский диагноз!
«Инвалидность» является результатом взаимодействия
между имеющими нарушения здоровья человека и отношенческими,
средовыми барьерами, которое мешает их полному и эффективному участию
в жизни общества наравне с другими».
Конвенция ООН о правах инвалидов, подписана Россией 24 сентября 2008 г. Таким образом, инвалидность – это одна из форм социального неравенства; инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие. Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов. Яркий пример неудачного поиска новой корректной терминологии: в последние годы в устойчивый обиход вошло выражение «человек с ограниченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются извне (общественными условиями).
И, что еще хуже, «по умолчанию» многие воспринимают словосочетание
«человек с ограниченными возможностями» как характеристику того, что
человек ограничен сам по себе (ограничен своим «дефектом», а не обществом).
Да и кто покажет нам пример человека с неограниченными возможностями?!
Компромиссным вариантом может служить: «человек с ограниченными
физическими возможностями» (здесь подразумевается, что умственные отличия
тоже характеризуются как «физические»). Но для повседневной речи такое
словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким. При социальном
подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово … «инвалид»! Поскольку мы смотрим на человека, а не на
его инвалидность, то лучше всего сказать «человек с инвалидностью».
Рекомендуется: когда вы говорите или пишете о людях:
ИСПОЛЬЗУЙТЕ | ИЗБЕГАЙТЕ | |
слова и понятия, не создающие | слова и понятия, не создающие | |
Человек с инвалидностью | Человек с ограниченными возможностями, больной, неполноценный, калека, | |
при сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности: | ||
инвалид, человек без инвалидности | нормальный / здоровый | |
Человек, использующий инвалидную коляску, человек на коляске, человек с парализованными ногами | Прикованный к инвалидной | |
«Колясочник» - приемлемо в среде общения людей с инвалидностью | ||
Врожденная инвалидность, инвалид | Врожденный дефект /увечье/ | |
Имеет ДЦП (детский церебральный | Страдает ДЦП, болеет ДЦП, | |
Человек, перенесший полиомиелит/ | Страдает от полиомиелита/ | |
С особенностями в развитии, человек с ментальной инвалидностью, с особенностями ментального развития | С задержкой/отставанием в раз- | |
Дети с инвалидностью | Дети-инвалиды | |
Школьники с инвалидностью | Школьники-инвалиды | |
Человек с синдромом Дауна, | С болезнью Дауна, «даунята» (о детях с | |
Человек с эпилепсией | Эпилептик, припадочный, страдающий | |
Незрячий, слабовидящий человек, с инвалидностью по зрению | Слепой, совершенно слепой | |
Человек с особенностями | Псих, сумасшедший, люди с | |
Не слышащий/глухой | Глухой как пень, человек с нарушением | |
ПРИМЕЧАНИЕ: «Слепой», «глухой», «с нарушением слуха», «с нарушением в развитии», «с психическим расстройством» – такие словосочетания привычны для людей с инвалидностью, но в остальном обществе они способствуют формированию взгляда на человека с инвалидностью, как на человека с медицинскими проблемами.
Как общаться с пациентами (получателями социальных услуг, обеспечиваемыми, воспитанниками) детского дома – интерната.
Наши воспитанники требуют к себе особого отношения, т.к. в учреждении не только проживают, но и проходят лечение люди, страдающие душевными расстройствами. Удачный исход лечения зависит не только от медикаментозного и реабилитационного лечения, но и от отношения персонала. Как известно, доброе слово, порой, лечит не хуже лекарств.
1. Следует принимать обеспечиваемых такими, как есть, признавая их право вести себя так, как они ведут, уважая их достоинство и индивидуальность. Нужно стремиться поддерживать контакт ПСУ с реальностью и развивать с ним реалистические отношения. Для этого важно, прежде всего, научиться хорошо понимать самого себя.
2. В общении с воспитанниками нельзя повышать голос, приказывать что-либо, пренебрежительно относиться к их просьбам, игнорировать их обращения, жалобы. Резкое, пренебрежительное обращение с ними способно спровоцировать возбуждение, агрессивные действия. Нужно регулировать их поведение, если возникает такая необходимость, очень корректно. Беседа с проживающими должна быть направлена на уменьшение у них беспокойства, тревоги.
3. Важно контролировать и выполнять назначения врачей в указанные сроки. Необходимо следить, принимают ли проживающие таблетки. В ряде случаев тяжелых психических заболеваний следует в минимальной степени ограничивать свободу душевнобольного. Сохранение доверия и доброжелательность благотворно действуют на больного, уменьшая его тревогу. По мере возможности надо поощрять его самостоятельность, хвалить и подбадривать.
4. Контролировать отказ пациентов от еды. Психически больные могут отказаться от еды по разным причинам. Некоторые из них могут считать пищу отравленной (галлюцинаторное – бредовые расстройства), депрессивные больные не едят из – за нежелания жить, у истериков отказ от пищи носит демонстративный характер с целью привлечения внимания. Реже больные отказываются, есть в знак протеста. Во всех случаях в первую очередь необходимо разобраться в мотивах отказа от еды. В ряде случаев эффективны бывают психотерапевтические методы, убеждение, объяснение).
5. Предупреждение суицидальных попыток. Чаще всего суицидальные попытки совершают депрессивные пациенты, пациенты, с бредовыми и галлюцинаторными переживаниями императивного характера (когда «голоса» приказывают убить себя, выпрыгнуть в окно и т. п.). Работники должны знать обо всех душевнобольных с такими намерениями, следить за попытками пациента раздобыть веревки, шнурки, режущие предметы, накопить медикаменты. Их не следует оставлять без присмотра.
6.Знать особенности ухода за больными с нарушениями сознания и мышления. При уходе за пациентом со спутанным сознанием следует особое внимание обратить на окружающую его обстановку. К пациенту нужно проявлять уважение и внимание. Для восстановления его связи с реальностью следует ориентировать его во времени и пространстве, делиться с ним последними новостями, постоянно объяснять и комментировать свои действия. В действиях, ухаживающих за таким пациентом, должны присутствовать уверенность, доброта и терпение. Нужно многократно без раздражения повторять пациенту одну и ту же информацию. Следует внимательно следить за физиологическими функциями, помогать в выполнении гигиенических мероприятий, контролировать прием пищи и жидкости.
Заключение
Не смущайтесь, что список того, что правильно, а что неправильно, столь
обширен. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и
способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому,
точно так же его уважайте - и тогда все будет хорошо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания ” Мурыгинский детский дом-интернат для умственно - отсталых детей «Родник”
БЕСЕДА ДЛЯ ПЕРСОНАЛА
ОТДЕЛЕНИЯ ИМВ
«Основные этические нормы
и правила служебного поведения»
Подготовила:
зав. отделением ИМВ
Е.А. Чарушникова
п. Мурыгино, 2019 год
Этика общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья
В последнее время в современном обществе происходит осознание того, что в мире существует огромное количество инвалидов, и что они, тоже
являются частью общества и имеют с нами равные права. В России,
например, действует программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, целью
которой является формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. С экранов телевизоров постоянно звучит девиз: «Инвалид не инвалид - люди так не делятся!».
Как общаться с людьми с инвалидностью.
Культура общения: язык и этикет.
Многие привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, – ярлыки и
оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы
думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в
нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной/
здоровый», «нормальный/ненормальный», «умственно отсталый», «обычный/
неполноценный», «даун», «калека» и т.п.
Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к выработке культуры инклюзии, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии. Для этого необходима не только специальная просветительская работа в этом направлении, но и изменение всей культуры общественных взаимоотношений.
Корректный язык помогает формировать позитивный образ человека. Даже
если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться
к рекомендациям – что желательно учитывать при общении с людьми,
имеющими ту или иную инвалидность. Как и другие социальные меньшинства,
права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды
чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того чтобы
изменить его, люди с инвалидностью в странах, где движение инвалидов
активно и влиятельно, пропагандируют собственные определения и понятия,
которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций.
Что стоит за словом «инвалид»?
Инвалидность – это не медицинский диагноз!
«Инвалидность» является результатом взаимодействия
между имеющими нарушения здоровья человека и отношенческими,
средовыми барьерами, которое мешает их полному и эффективному участию
в жизни общества наравне с другими».
Конвенция ООН о правах инвалидов, подписана Россией 24 сентября 2008 г. Таким образом, инвалидность – это одна из форм социального неравенства; инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие. Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов. Яркий пример неудачного поиска новой корректной терминологии: в последние годы в устойчивый обиход вошло выражение «человек с ограниченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются извне (общественными условиями).
И, что еще хуже, «по умолчанию» многие воспринимают словосочетание
«человек с ограниченными возможностями» как характеристику того, что
человек ограничен сам по себе (ограничен своим «дефектом», а не обществом).
Да и кто покажет нам пример человека с неограниченными возможностями?!
Компромиссным вариантом может служить: «человек с ограниченными
физическими возможностями» (здесь подразумевается, что умственные отличия
тоже характеризуются как «физические»). Но для повседневной речи такое
словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким. При социальном
подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово … «инвалид»! Поскольку мы смотрим на человека, а не на
его инвалидность, то лучше всего сказать «человек с инвалидностью».
Рекомендуется: когда вы говорите или пишете о людях:
ИСПОЛЬЗУЙТЕ | ИЗБЕГАЙТЕ | |
слова и понятия, не создающие | слова и понятия, не создающие | |
Человек с инвалидностью | Человек с ограниченными возможностями, больной, неполноценный, калека, | |
при сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности: | ||
инвалид, человек без инвалидности | нормальный / здоровый | |
Человек, использующий инвалидную коляску, человек на коляске, человек с парализованными ногами | Прикованный к инвалидной | |
«Колясочник» - приемлемо в среде общения людей с инвалидностью | ||
Врожденная инвалидность, инвалид | Врожденный дефект /увечье/ | |
Имеет ДЦП (детский церебральный | Страдает ДЦП, болеет ДЦП, | |
Человек, перенесший полиомиелит/ | Страдает от полиомиелита/ | |
С особенностями в развитии, человек с ментальной инвалидностью, с особенностями ментального развития | С задержкой/отставанием в раз- | |
Дети с инвалидностью | Дети-инвалиды | |
Школьники с инвалидностью | Школьники-инвалиды | |
Человек с синдромом Дауна, | С болезнью Дауна, «даунята» (о детях с | |
Человек с эпилепсией | Эпилептик, припадочный, страдающий | |
Незрячий, слабовидящий человек, с инвалидностью по зрению | Слепой, совершенно слепой | |
Человек с особенностями | Псих, сумасшедший, люди с | |
Не слышащий/глухой | Глухой как пень, человек с нарушением |
ПРИМЕЧАНИЕ: «Слепой», «глухой», «с нарушением слуха», «с нарушением в развитии», «с психическим расстройством» – такие словосочетания привычны для людей с инвалидностью, но в остальном обществе они способствуют формированию взгляда на человека с инвалидностью, как на человека с медицинскими проблемами.
Как общаться с пациентами (получателями социальных услуг, обеспечиваемыми, воспитанниками) детского дома – интерната.
Наши воспитанники требуют к себе особого отношения, т.к. в учреждении не только проживают, но и проходят лечение люди, страдающие душевными расстройствами. Удачный исход лечения зависит не только от медикаментозного и реабилитационного лечения, но и от отношения персонала. Как известно, доброе слово, порой, лечит не хуже лекарств.
1. Следует принимать обеспечиваемых такими, как есть, признавая их право вести себя так, как они ведут, уважая их достоинство и индивидуальность. Нужно стремиться поддерживать контакт ПСУ с реальностью и развивать с ним реалистические отношения. Для этого важно, прежде всего, научиться хорошо понимать самого себя.
2. В общении с воспитанниками нельзя повышать голос, приказывать что-либо, пренебрежительно относиться к их просьбам, игнорировать их обращения, жалобы. Резкое, пренебрежительное обращение с ними способно спровоцировать возбуждение, агрессивные действия. Нужно регулировать их поведение, если возникает такая необходимость, очень корректно. Беседа с проживающими должна быть направлена на уменьшение у них беспокойства, тревоги.
3. Важно контролировать и выполнять назначения врачей в указанные сроки. Необходимо следить, принимают ли проживающие таблетки. В ряде случаев тяжелых психических заболеваний следует в минимальной степени ограничивать свободу душевнобольного. Сохранение доверия и доброжелательность благотворно действуют на больного, уменьшая его тревогу. По мере возможности надо поощрять его самостоятельность, хвалить и подбадривать.
4. Контролировать отказ пациентов от еды. Психически больные могут отказаться от еды по разным причинам. Некоторые из них могут считать пищу отравленной (галлюцинаторное – бредовые расстройства), депрессивные больные не едят из – за нежелания жить, у истериков отказ от пищи носит демонстративный характер с целью привлечения внимания. Реже больные отказываются, есть в знак протеста. Во всех случаях в первую очередь необходимо разобраться в мотивах отказа от еды. В ряде случаев эффективны бывают психотерапевтические методы, убеждение, объяснение).
5. Предупреждение суицидальных попыток. Чаще всего суицидальные попытки совершают депрессивные пациенты, пациенты, с бредовыми и галлюцинаторными переживаниями императивного характера (когда «голоса» приказывают убить себя, выпрыгнуть в окно и т. п.). Работники должны знать обо всех душевнобольных с такими намерениями, следить за попытками пациента раздобыть веревки, шнурки, режущие предметы, накопить медикаменты. Их не следует оставлять без присмотра.
6.Знать особенности ухода за больными с нарушениями сознания и мышления. При уходе за пациентом со спутанным сознанием следует особое внимание обратить на окружающую его обстановку. К пациенту нужно проявлять уважение и внимание. Для восстановления его связи с реальностью следует ориентировать его во времени и пространстве, делиться с ним последними новостями, постоянно объяснять и комментировать свои действия. В действиях, ухаживающих за таким пациентом, должны присутствовать уверенность, доброта и терпение. Нужно многократно без раздражения повторять пациенту одну и ту же информацию. Следует внимательно следить за физиологическими функциями, помогать в выполнении гигиенических мероприятий, контролировать прием пищи и жидкости.
Заключение
Не смущайтесь, что список того, что правильно, а что неправильно, столь
обширен. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и
способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому,
точно так же его уважайте - и тогда все будет хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа " Правила культуры поведения в общественных местах"
Конспект содержит материал о культуре поведения в общественных местах школьников...
Беседа по правовому воспитанию "Какими основными гражданскими и политическими правами обладает ребёнок?"
Беседа по правовому воспитанию...
Статья "Об основных этических основах концепции И.П. Иванова"
В статье рассматриваются различные аспекты понятия нравственной направленности личности, гуманистический характер воспитательных отношений и позиции педагога, заложенных в концепции коллективной творч...
Беседа "Правила культуры поведения в общественных местах"
Цель: Формировать умения правильно вести себя в общественных местах. Развивать речь, мышление, память, внимание. Воспи...
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ...
Беседа: «Правила безопасного поведения на водоемах в весенний период»
Наступила долгожданная весна. Взрослые и дети больше времени проводят на свежем воздухе, зачастую посещают и берега водоемов. Но необходимо помнить, что весенний лед очень коварен, солнце и ...
ПАМЯТКА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ рекомендации психолога Этические нормы, правила общения и взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Этические нормы, правила общения и взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью...