Сопровождение детей с ОВЗ.
статья

Редкошеева Лейла Айвазовна

сопровождените детей с ОВЗ  в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                Сопровождение детей с ОВЗ.

 Мир особого ребёнка он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир особого ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит? Мир особого ребёнка он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка допускает лишь своих

 Современная система Российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Сопровождение это система профессиональной деятельности разных специалистов (воспитателей,, учителей-логопедов, психологов, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре.) по оказанию помощи ребенку в ситуации развития. Сопровождать развитие значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника. В БМАДОУ службой сопровождения и : координации коррекционно- педагогической работы с детьми ОВЗ выступает логопункт, направление деятельности которого предполагает: разработку адаптированной образовательной программы, учитывающей государственные требования и особенности инклюзивного процесса;.

Создание методического обеспечения образовательного процесса; создание вариативных форм для реализации инклюзивного образования; повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов; разработку индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ; создание «безбарьерной» предметно-развивающей среды; выстраивание системы взаимодействия всех участников образовательного процесса; создание сетевого взаимодействия с организациями-партнерами.

Для эффективного сопровождения детей с ОВЗ в ОУ разрабатывается и реализуется индивидуальный образовательный маршрут коррекционно- педагогической работы..

 Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционнопедагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками  и родителями воспитанников.

 Организация работы специалистов детского сада в рамках ПМПк, направлена на реализацию цели и задач индивидуального образовательного маршрута коррекционно- педагогической работы детей с ОВЗ, при этом позволяет использовать разные технологии и формы организации работы с детьми. Например : занятия по хореографии направлены на развитие общей моторики, координации движений и укрепление опорно-двигательного аппарата.

Задачи ФГОС  направлены на развитие инициативности и самостоятельности ребенка- дошкольника. Что предусматривает удовлетворение его познавательных интересов и потребностей. Для проявления инициативности во всех видах деятельности: общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании, для детей ОВЗ в каждой возрастной группе создана определенная предметнопространственная развивающая среда, способствующая развитию когнитивной сферы, развитию творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире.

Игры на развитие мелкой моторики руки ребенка, развитие слухового внимания, развитие графического воспроизведения направлены не только на формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе, но и осуществляют коммуникативную направленность обучения- дети общаются, формируется речевая коммуникация и связная речь, стираются барьеры в межличностном взаимодействии.

 Развивающие игры,такие как «Гонщик», позволяет развивать навыки ориентирования в пространстве, умения различать цвета, вырабатывать навык вербальной или графической инструкции, самоконтроля. Открывает большие возможности для развития стратегического мышления ребенкадошкольника. Педагог- психолог использует развивающие игры как в индивидуальной работе с детьми, так и в работе с небольшим коллективом.

 Одним из важнейших направлений в коррекционновоспитательной деятельности специалистов ОУ является работа родителями потому, что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья ребенка. В работе с родителями педагоги и специалиста используют разнообразные формы: родительские собрания, проведение открытых индивидуальных занятий, консультации. Такая форма,как «День открытых дверей» пользуется большим спросом у родителей. Каждый родитель может посетить занятия, увидеть своего ребенка, получить консультацию специалиста. Информационнокоммуникативные технологии позволяют родителям увидеть в записи индивидуальные занятия с ребенком и использовать методы и приемы в самостоятельной работе.

 Музыкальный руководитель в работе с детьми ОВЗ использует логоритмические занятия.это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Использование логоритмического воздействия направлено на преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней среды. Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребёнком и окружающим миром. Формируя и развивая у детей с речевой патологией двигательные способности, мы воздействуем на сенсомоторный уровень, создаём базу, основу для воспитания речи, устранения речевых нарушений.

 Использование здоровьесберегающих технологий во взаимодействии с детьми ОВЗ способствует эффективному улучшению самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности, удовлетворение потребности в общении, самореализации в детском коллективе.

 Информационно- коммуникационные технологии помогают в освоении Основной общеобразовательной программы. Работа на компьютерах и девайсах поддерживают интерес ребенка к программному содержанию, умению классифицировать, находить лишний предмет, называть признаки предмета и сезонных явлений..

 Коллективная деятельность за интерактивным столом развивает умение работать в коллективе над одной задачей или над одной темой, но позволяет каждому ребенку проявлять индивидуальность, самостоятельность и творчество в нахождении решения.

Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе   основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...

"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"

материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.В модернизации российского образо...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...

Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ

Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ...