Коррекция пространственной ориентировки на уроках физической культуры.
статья

Сатиаджиев Джалалдин Абдулвагидович

  Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Коррекционно-развивающая работа, основанная на комплексном подходе к формированию пространственных представлений, положительно отражается на развитии детей в целом и способствует их успешному обучению. в материале содержатся игры которые можно использовать на уроке и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_prostranstvennoy_orientirovki_.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция пространственной ориентировки на

уроках физической культуры.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Коррекционно-развивающая работа, основанная на комплексном подходе к формированию пространственных представлений в младший школьный период, положительно отражается на развитии детей в целом и способствует их успешному обучению в школе.
Важное значение в коррекционной работе имеет игровая деятельность. Игры оказывают благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познаёт мир, жизнь. Чем же игра привлекает детей?

Прежде всего, интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость, быстроту, выносливость, силу и смекалку. Одно представление о предстоящей игре способно вызвать у детей положительные эмоции, приятное волнение. Исследователи игровой деятельности подчёркивают её уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании школьника, особенно в развитии познавательных интересов, выработке воли и характера, формировании умения ориентироваться в окружающей среде, воспитании коллективизма.

Игры вынуждают мыслить более экономно, мгновенно реагировать на действия соперника и партнёра
Игра «Одень мальчика»

 Цель : Обучающийся,  знающий         и различающий спортивную и школьную формы.

Содержание:

По просьбе учителя обучающийся (специальной медицинской группы) одевает мальчика в спортивную или школьную одежду.

Обучающийся выполняет задание самостоятельно или с минимальной помощью учителя. Такая игра используется на уроке для закрепления темы «Переодевание в спортивную форму»

Игра «ПАРОВОЗИК»

Игра по станциям. Может быть в различных вариантах: На станциях можно выполнять общеразвивающие  упражнения, задания на ориентировку в пространстве, силу, выносливость и т.д. Так же её можно использовать для закрепления пройденного материала, выполняя на станциях или по пути к ним те задания, что на предыдущем уроке.

Цель : Собранный паровозик.

Например:

По пути паровозик на станциях оставил все свои вагончики. Надо ему помочь собрать их. А чтобы ему помочь, нам, ребята, надо выполнить на этих станциях упражнения. Вы согласны? Тогда поехали. (Дети становятся в колонну и держаться друг за друга. Во время пути дети выполняют движения руками, изображая поезд). На каждой станции получают вагончик, пока не соберётся поезд. Станций ровно столько, сколько вагонов.

Станция №1 «Футбольная»

Друг за другом участники обводят футбольный мяч вокруг кегель (только справа, только слева, то справа – то слева).

Задача не уронить кеглю.

                

Станция №2 «Прыжковая»        

Выполнить два прыжка вправо, затем два прыжка влево, два прыжка на месте.

Станция №3 «Меткая»

Малым мячом нужно попасть в корзину с одного шага; с двух  шагов; с трёх шагов.

Станция №4 «Ловкая»

Необходимо каждому собрать мячи в корзину. Мячи нужно собирать по одному (принцип челночного бега).

Игра «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»

Эта игра используется на уроке для обучающихся, воспитанников со специальной медицинской группой. Задание выполняется самостоятельно или с минимальной помощью учителя.

Используется в различных вариантах: определение предметов по форме, цвету, размеру и т.д. Определение какой предмет лишний вправо от определённого предмета и наоборот.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

В младших классах характерно соперничество между собой за первое место в строю, которое часто приводит к конфликтным ситуациям на уроке.

Для того, чтобы этого избежать,  обучающимся предлагается из мешочка вынуть фишку с номерком. Фишек должно быть столько, сколько обучающихся присутствует на уроке. Построение в соответствии с указанным номером на фишке.

Фишки могут быть: круглые разным цветом, разные геометрические фигуры одним цветом, геометрические фигуры разным цветом и т.д.

При построении обязательно уточнить какой рукой необходимо взять фишку, спросить что это за фигура, каким она цветом, с каким номером.

Подвижная игра « Птицы» и « Клетка»

Игра рассчитана на школьников младшего возраста и способствует воспитанию выдержки, смелости,  решительности и формированию пространственной ориентировки.

Половина играющих, взявшись заруки, образуют круг – «Клетку»

Другая половина – «Птицы».они свободно располагаются по внешней стороне круга. По сигналу руководителя игроки «Клетки» движутся шагом (можно скачками)вправо, а «Птицы» влево.По следующему сигналу «Клетка» останавливается, и играющие поднимают соединённые руки вверх. «Птицы» начинают пробегать под поднятыми руками в «Клетку» и выбегать из неё. Руководитель подаёт свисток, и «Клетка» закрывается, при этом игроки опускают руки, слегка приседая. «Птицы», оказавшиеся в «Клетке», считаются пойманными. Они встают в круг и берутся за руки с остальными игроками, увеличивая размер «Клетки».

После того, как «Клетка» захлопнулась 3-4 раза, подводят итоги.

Отмечают самых быстрых и ловких «Птиц». Затем играющие меняются ролями. Обратить внимание на то, что игроки «клетки» двигаются только вправо ,а «Птицы» двигаются только влево.

Если в момент сигнала голова «Птицы» будет внутри «Клетки», она считается пойманной.

Подвижная игра « Второй лишний»

Участники игры строятся по кругу на расстоянии шага один от другого.

Двое водящих – один бежит, а другой его догоняет. Когда убегающему грозит опасность быть пойманным, он может встать впереди любого игрока,

как показано на рисунке.Тот убегает от преследователя и сам старается занять место впереди. Если же догоняющий успеет осалить бегущего, то игроки меняются ролями, и водящим становиться тот, кто убегал.

Можно провести игру по - другому. Убегающий старается встать  впереди одного из игроков. Но оказавшийся сзади не убегает, а становиться водящим и начинает преследовать того игрока, который сам был только что в роли догонявшего.

Водящим запрещается бегать через круг. При смене водящих меняется и направление бега.

Подвижная игра « Между  стульев »Эта игра поможет определить, кто быстрее бегает и кто лучше ориентируется.  Мальчики и девочки соревнуются отдельно.

Два стула ставят спинками друг к другу на расстоянии 5-8 шагов

один от другого. Под стульями на полу протягивают шнур так, чтобы его концы были видны. Игроки распределяются на пары.

Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу. По сигналу  руководителя  каждый из них бежит влево, обегая стул соперника, возвращается, садиться на свой стул и старается быстрее партнёра  выдернуть шнур. Сумевший сделать это первым – побеждает. Затем в игру вступает  следующая пара играющих, каждый из которой начинает двигаться в противоположную сторону (вправо). В итоге определяют лучшего игрока.

Два правила, которые необходимо помнить: Запрещается, обегая стул соперника, браться за него руками; Чтобы выдернуть шнур надо обязательно сесть на стул.

Игра  «Квадрат».

На полу или на листе бумаги чертится квадрат. Играют по трое, Для этого каждый играющий выбирает кем он будет: бабочкой, пчёлкой или рыбкой и становится перед квадратом. После того как игрок сделал свой выбор, учитель даёт задание. Бабочка летит прямо к верхнему центральному квадрату,

рыбка плывёт в правый нижний угол, пчёлка летит в левый верхний угол. Ребята выполняют все инструкции учителя несколько раз, изображая того, кого выбрал. Затем играют следующие игроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация оптимальных образовательных воздействий для преодоления трудностей пространственной ориентировки детей с нарушением зрения"

В статье представлена система работы учителей -дефектологов: Рудяковой Е.В., Суховольской Е.В. по формированию навыков оринетировки в пространстве дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОУ....

Методическая разработка: "Занятия физической культурой как средство коррекции физических и психических качеств ребенка"

У детей со сложной структурой дефекта низкий уровень сформированности не только мыслительных операций, но и двигательных. Для этих детей по любому предмету учитель должен...

Занятие по ориентировке в пространстве: Пространственная ориентировка в незнакомом помещении

Цели урока:Образовательная: формировать у учащихся умения и навыки безопасного передвижения в пространстве;Развивающая: развивать у учащихся способность к формированию качественных топографических и п...

Рекомендации по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушениями речи

Воспитание и обучение детей с нарушениями речи, предполагает проведение коррекционной работы. Определённое место в системе коррекционного обучения занимает формирование восприятия пространства и навык...

«Организация работы по формированию пространственной ориентировки в музыкальной деятельности и физическом развитии с детьми с нарушением зрения и речи в условиях ДОУ»

Выступление на тему формирования простарнственной ориентировки с детьми с нарушением зрения и речи с кратким описанием значения этого аспекта и примерными игровыми заданиями....

Формирование пространственной ориентировки у младших школьников на уроках физической культуры.

Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, о...