Обзор дополнительного образования в ГКОУ «ЦИО «Южный» в 2016-2017 уч. году
статья

Тарасова Елена Вячеславовна

В отделении дополнительного образования Центра реализуются общеобразовательные программы дополнительного образования ознакомительного уровня;  художественной, технической, социально-педагогической направленности, согласно особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

В соответствии с Положением об отделении дополнительного образования ГКОУ  «ЦИО «Южный», педагоги дополнительного образования самостоятельно разрабатывают программы  своей деятельности с учетом Программы развития ГКОУ «ЦИО «Южный», основных образовательных программ  начального и основного общего образования ГКОУ «ЦИО «Южный»,  разработанных  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ и ментальными нарушениями;  основного общего образования для детей с интеллектуальными нарушениями на основе уровневой дифференциации, индивидуальных особенностей и интересов учащихся, социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.

Деятельность отделения строится на принципах свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности; творческого развития личности; светского характера образования, гуманизма и демократии, с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.

В данном материале проводится анализ дополнительного образования в ГКОУ "ЦИО "Южный" в 2016-2017 уч. году

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительное образование 16-17

            В своей деятельности отделение дополнительного образования  ГКОУ «ЦИО «Южный» руководствуется следующими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
  • Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 года № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году».
  • Приказ Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922».
  • Приказ Департамента образования города Москвы от 8 сентября 2015 г. № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922».
  • Приказ Департамента образования города Москвы от 31 января 2017 г. № 30 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922».
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей», утвержденной 05 сентября 2014 г. № 1726-р.;

 другими законодательными и нормативными актами, Положением об организации отделения дополнительного образования в Центре, Уставом ГКОУ  «ЦИО «Южный».

         В отделении дополнительного образования Центра реализуются общеобразовательные программы дополнительного образования ознакомительного уровня;  художественной, технической, социально-педагогической направленности, согласно особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

        В соответствии с Положением об отделении дополнительного образования ГКОУ  «ЦИО «Южный», педагоги дополнительного образования самостоятельно разрабатывают программы  своей деятельности с учетом Программы развития ГКОУ «ЦИО «Южный», основных образовательных программ  начального и основного общего образования ГКОУ «ЦИО «Южный»,  разработанных  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ и ментальными нарушениями;  основного общего образования для детей с интеллектуальными нарушениями на основе уровневой дифференциации, индивидуальных особенностей и интересов учащихся, социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.

       Деятельность отделения строится на принципах свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности; творческого развития личности; светского характера образования, гуманизма и демократии, с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.

      Основной целью деятельности педагогов дополнительного образования  ГКОУ «ЦИО «Южный»  в 2016-2017 учебном году является:

  • Создание условий для адаптации ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида к условиям детско-взрослой общности; формированию мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;  
  • Создание оптимальных условий для повышения творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности, самовыражения и самоопределения детей.

Исходя из основной цели, перед педагогами отделения дополнительного образования были поставлены следующие задачи:

 

  • создание условий для наиболее полного удовлетворения интересов детей, укрепления их здоровья; защита прав;
  • личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
  • социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация детей к жизни в обществе; развитие их жизненных и социальных компетенций;
  • формирование общей культуры;
  • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

Отличительные особенности организации и своеобразия дополнительного образования в ГКОУ «ЦИО «Южный» проявляются:

  • в применении особой комплексной технологии психолого-педагогического сопровождения, культуры поддержки и помощи ребенка в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации;
  • в учете особых образовательных потребностей, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
  • в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
  • при реализации системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ (обеспечение участия максимального количества детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, выступлениях, концертах, выставках, фестивалях и т.п.;
  • особых взаимоотношениях ребенка с ОВЗ и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход);
  • определение целевой аудитории (это может быть группа детей с ОВЗ и инвалидностью одной категории, это может быть смешанная группа, состоящая из детей с разными особенностями развития);
  • в оказании консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ, детей-инвалидов по вопросам развития и обучения ребенка;
  • в реализации программ дополнительного образования с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов), а также педагогических работников, прошедших соответствующую переподготовку.

    При реализации дополнительных общеобразовательных программ учащимся с ОВЗ, детям-инвалидам предоставлялись бесплатно специальные учебники и учебные пособия. Особую группу программ социально-педагогической направленности составляют программы для детей и подростков с ограниченными жизненными возможностями. Цель этих программ состоит в социально-психологической реабилитации детей-инвалидов, адаптации их к взрослой жизни и интеграции в современное общество. Занятия по таким программам, расширяя жизненное пространство детей с ограниченными жизненными возможностями, повышают уровень их жизнеспособности, способствуют формированию стойких мотивов, ориентированных на активный образ жизни, социальную адаптацию в обществе.

В Центре в 2016-2017 учебном году реализуется 6 дополнительных общеразвивающих программ относящихся к ознакомительному уровню, которые предоставляются обучающимся нашей образовательной организации в возрасте от 5 до 18 лет.

1. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, тяжелыми и множественными нарушениями «Альтернатива», срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 7-18 (Занятия с детьми с ОВЗ)
Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., д. 19

2. Живопись, графика, ИЗО-студия "Ботега", срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 7-18 (Рисунок)
Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., д. 19

3. Компьютерные технологии, программирование, робототехника, Студия «Компьютерная азбука», срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 7-18 (Компьютерные технологии, программирование, робототехника). Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., д. 19

4. Основы театрального и музыкального творчество, Музыкальная студия "Театр-Плюс", срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 7-18 (Актерское мастерство)
Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., д. 19

5. Фольклорный или этнокультурный коллектив, «У околицы», срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 5-8 (Фольклорный ансамбль)
Адрес: Москва, Москворечье – Сабурово, Каширское шоссе, д. 57, корп. 8

6. Художественные и ремонтные работы с изделиями, состоящими из различных материалов, Студия "Домовята", срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 7-18 (Техники работы художественными материалами)
Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., д. 19

Срок освоения программ –  1 год обучения,   время обучения – от 1 до 2 часов в неделю.

Для обучающихся программ ознакомительного уровня – это возможность попробовать себя в разных видах деятельности, возможность определиться с выбором направления деятельности.

Для родителей – это возможность разобраться с логикой дополнительного образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребёнка.

Для педагогов – это реальный шанс сформировать контингент детей, а также стимул к разработке базовой программы.

Ознакомительный уровень программ решает следующие задачи:

1. Обучающие: ознакомить с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области; научить первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации.

2. Развивающие: развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления; развить коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе.

3.Воспитательные: воспитать чувство коллективизма; воспитать самооценку собственного «Я» в среде; воспитать потребность в самообразовании и творческой реализации.

Ожидаемые результаты при освоении программ ознакомительного уровня обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами:

- овладение первоначальными знаниями в предметной деятельности.

- знание основных терминов, понятий, определений, знаков и символов, составляющих содержание предметной области.

- умение кратко излагать содержание предметной области.

- развитие начальных навыков анализа информации предметной деятельности.

- практическое создание форм моделей, конструкций, носящих творческий характер, в рамках предметной деятельности.

- умение вступать в контакт, поддерживать его.

Реализуемые на этом уровне дополнительные общеобразовательные программы в Центре создают условия для интенсивной социальной адаптации детей с ОВЗ, детей-инвалидов и направлены на повышение психологической готовности ребёнка к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей, на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании, что помогает родителям в становлении конструктивной позиции воспитания и развития ребёнка с учётом его интересов, способностей и возможностей.

Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов  осуществляется в Центре на основе дополнительных адаптированных программ с привлечением 13 педагогов ДО - специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, прошедших соответствующую переподготовку по трем направлениям:

  • Художественное (4 студии)
  • Техническое (1 студия)
  • Социально-педагогическое (1 объединение)

Контингент:  Программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (обучающиеся по основным адаптированным общеобразовательным программам для детей с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, со сложными дефектами, с нарушениями опорно-двигательного аппарата с тяжелыми множественными нарушениями в развитии,  с различными степенями умственной отсталости).

Художественная направленность

       Художественное воспитание играет важную роль в личностном развитии детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, оказывает позитивное воздействие на эмоциональную сферу ребенка, развивает его воображение, творческое мышление, формирует нравственное самосознание. Выбирая художественную направленность, учащиеся выбирают свободу выражения, полет фантазии, преодолевают застенчивость, скованность, соприкасаются с достижениями мировой цивилизации, а значит - поднимают свой культурный уровень.

Программы художественной направленности нацелены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают незаменимый опыт познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты. Через опыт творческой деятельности дети приобщаются к отечественной и мировой художественной культуре.

Одним из средств всестороннего развития школьников является хореография. Ее высокая продуктивность обусловлена синтезирующим характером, который объединяет в себе музыку, ритм, изобразительное творчество, театр, пластику движений. Хореографические занятия снимают умственное утомление и дают дополнительный импульс для мыслительной деятельности. Художественное слово и театральное творчество привлекательны своим игровым началом, они таинственные и завораживающие. Мимика, телодвижения, жесты, интонация речи облегчают понимание художественного произведения, вызывают у детей большой эмоциональный отклик. Ребенок ставит себя на место героя и проживает увлекательные приключения вместе с ним.

В Центре данное направление представлено следующими объединениями (студиями) дополнительного образования:

Студия «Театр-Плюс»,  актёрское мастерство, ритмопластика, фольклор и сценический грим, современный танец – педагог дополнительного образования Финенко К.С.

Программа направлена на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков  в искусстве. Театр как вид искусства не только является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия театрализованной сценической деятельностью вводят детей в мир прекрасного,  пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. В музыкально-театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, вокала музыкальный театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение  нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.

      Тонко чувствовать всё разнообразие цветовой гаммы, подключать и свободно использовать свою фантазию позволяет изобразительное искусство, которое дает возможность всем детям искать и находить гармонию между собой и внешним миром. Раскрывать свои таланты, узнавать историю и традиции своей многонациональной Родины позволяет декоративно-прикладное искусство. Вышивание, вязание, лепка и занятия керамикой – прекрасные способы творческого самовыражения.

В Центре данное направление представлено следующим объединением дополнительного образования:

Студия «Ботега», работа с глиной, с тканью и текстильными материалами   – педагоги дополнительного образования Хлебникова Л.Л., Рассолова Е.А.

Программа студии включает в себя следующие предметы: батик, керамику, рисунок, живопись. Она рассчитана на изучение основных видов и техник изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также на приобретение профессиональных навыков, творческого опыта, развития мелкой моторики и образного мышления у детей  с особенностями развития.  

Студия «Домовята», работа с тканью и текстильными материалами, конструктором ЛЕГО   – педагог дополнительного образования Белова Н.В.

Программа способствует приобретению практических навыков в области шитья, валяния, вязания, плетения из бисера.  В программе используются традиционные и нетрадиционные методы и способы развития детского творчества:

-применяются изготовленные самостоятельно инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования, печати по ткани,

-использование  нетрадиционного техник рисования (мраморирование, печать овощами, монотипия и т д.)

- использование ЛЕГО - конструирования, создания традиционной народной куклы, войлоковаляния и тестопластики в одном курсе с целью расширения представлений об окружающем мире.

Студия «У околицы   – педагог дополнительного образования  Ломакина Н.И.

Данная программа обобщает и систематизирует фольклорный репертуар из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 5 до 8 лет, а также, преодоление застенчивости у детей с ограниченными возможностями средствами музыкально-театральной деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально-позитивное общение дошкольников.

Программа студии «У околицы» имеет следующие разделы: народная песня и её режиссура, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты, народный театр, малые жанры фольклора, календарные праздники. В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Программы художественной направленности предоставляют широкие возможности для публичной демонстрации ребятами результатов обучения и своих творческих достижений через концерты, спектакли, выставки, фестивали и конкурсы.  

Техническая направленность

Дополнительные образовательные программы технической направленности ориентированы на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности.   Обучение по программам технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Занятия в объединениях данной направленности также дают возможность углубленного изучения таких предметов как физика, математика и информатика.

В Центре данное направление представлено следующей студией:

Студия «Компьютерная азбука», информационные и компьютерные технологии.  Педагог дополнительного образования – Семикин А.В.   

Данный курс направлен на формирование общей культуры, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся,  развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечение индивидуальных потребностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Задачей курса является развитие ИКТ-компетенций обучающихся, с возможностью применения их в учебных предметах ИЗО, технология, математика, русский язык, окружающий мир.

Социально-педагогическая направленность

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание развитие патриотических чувств, раскрытие творческого потенциала детей – основные задачи программ социально-педагогической направленности. Данные программы создают твердую почву для национального самосознания, гражданской позиции, дают возможность почувствовать себя частью богатейшей истории страны, возвращают современному поколению его подлинное историческое прошлое и накопленные веками духовные ценности.

Особую группу программ социально-педагогической направленности составляют программы для детей и подростков с ограниченными жизненными возможностями. Цель этих программ состоит в медико-социально-психологической реабилитации детей-инвалидов, адаптации их к взрослой жизни и интеграции в современное общество. Занятия по таким программам, расширяя жизненное пространство детей с ограниченными жизненными возможностями, повышают уровень их жизнеспособности, способствуют формированию стойких мотивов, ориентированных на активный образ жизни, социальную адаптацию в обществе.

Коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья c тяжелыми множественными нарушениями в развитии через средства изобразительной деятельности. Разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование  универсальных творческих, способностей до уровня соответствующего его возможностям. Расширение  представления детей об изобразительных возможностях красок. Закрепление умения называть основные цвета. Учить подбирать нужный цвет при создании определенного образа; закреплять технические приемы владения кистью руки, пальцами. Воспитывать самостоятельность и творчество. Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности. Снятие физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей. Увеличение способности детей к концентрации внимания. Развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества. Помощь детям в преодолении барьеров в общении. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира. Развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. Развитие мелкой моторики рук и коррекции.

Объединение (студия) «Альтернатива», программа милосердия, социального общения и поддержки.  Педагоги дополнительного образования, реализующие данную программу: Попова Н.В., Ионова Е.Г., Ризаева С.М., Степанова Е.В., Романова Е.А. (с 07.11.16) Хромова Е.А., Плахотник Т.А., Зотова Е.С.

Ребенок с умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющий вербальной речью, становится непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение с ним. Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия).

Занятия по данной программе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-развивающие занятия направлены:

- на реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития не предусмотренных содержанием программ по учебным предметам;

- на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;

-на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Всего дополнительным образованием в Центре охвачено 378 (88 %) детей в возрасте от 5 до 18 лет от основного контингента.

  •  Обучающиеся школьного подразделения – 200 человек (53 %), из них 102 (27%) – воспитанники Центра «Вера. Надежда. Любовь»
  • Воспитанники дошкольного подразделения – 76 человек (20%)

Гендерная принадлежность:

  • Мальчики – 219
  • Девочки  -  159

Количество зачисленных воспитанников (чел/круж.)

- в 1 детское объединение  - 277

- в 2 детских объединения – 99

- в 3 детских объединения – 2

Контингент объединений (студий)  отделения дополнительного образования

- В студиях ОДО

- 77 человек (20%)  - дети  с  ограниченными возможностями здоровья  

- 248 детей - инвалидов (66%)

      При выборе форм и методов обучения, педагоги и специалисты отделения   учитывают особенности психофизического развития, применяют принципы дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

       Результаты достижений в обучении и воспитании детей фиксируются в портфолио студий и объединений, демонстрируются на выставках детских работ, как в Центре, так и на уровне округа, города.

       Образовательные программы детских объединений (студий) ознакомительного уровня рассчитаны на один год.

       Охват детей по направлениям ДО и их процентное соотношение с учётом посещения  детьми нескольких студий и объединений (человеко-кружок):

  • Художественное -  297 человека (63 %)
  • Техническое -  83  человек (16 %)
  • Социально-педагогическое – 102 (21 %)  

 

Охват детей студиями  дополнительного образования в 2016-2017 учебном году:

Название студии

Ф.И.О. педагога

Кол-во часов

Кол-во групп

Кол-во детей

ОВЗ

Инвалиды

Художественная:

«Ботега»

Рассолова Е.А

18

18

42

12

24

Хлебникова Л.Л.

18

18

41

9

27

«Домовята»

Белова Н.В.

17

17

78

12

59

Музыкальный Театр-Плюс

Финенко К.С.

11

11

62

18

44

«У Околицы»

Ломакина Н.И.

5

5

76

33

3

Техническая:

«Компьютерная  азбука»

Семикин А.В.

18

18

80

28

44

Социально-педагогическая:

 «Альтернатива»

Попова Н.В.

Ионова Е.Г.

Ризаева С.М. СтепановаЕ.В.

Романова Е.А.    Хромова Е.А. Плахотник Т.А. Зотова Е.С.

25

25

102

-

102

             

        Занятия в студиях и объединениях организованы в виде практической деятельности детей во взаимодействии с педагогами и другими участниками группы. Дети выполняют творческие работы своими руками и демонстрируют свои успехи.

        В рамках предпрофильной  подготовки студии ДО, знакомят детей с профессиями. Дети приобретают первоначальные профессиональные навыки, могут проявить себя в различных видах деятельности. Выбирая тот или иной профиль, каждый из них может реализовать свои способности, сориентироваться в выборе профессии.

Участие обучающихся образовательной организации:

в Московском чемпионате "Абилимпикс"

№ п/п

Компетенция

Участие обучающихся в компетенции

1

Резьба по дереву

 Бабаева Татьяна

2

Флористика

 Стрельникова Светлана

3

Художественный дизайн

 Кивгаев Илья, Ищук Константин

           Мероприятия, в которых приняли участие студийцы отделения дополнительного образования:

  •  День знаний
  •  День учителя
  •  Проводы Осени (осенины)
  •  Посвящение в первоклассники
  •  День инвалидов, в рамках декады-инвалидов
  •  8 Марта
  •  Новый год, Рождество
  • День защиты Отечества 23 февраля
  • Прощание с Азбукой
  • День Победы
  • Прощание с детским садом (начальной школой)
  • Последний звонок

 

Методическая работа:

25 марта 2017 года педагоги  нашего Центра  приняли активное участие в

V Московских методических чтениях «Фестиваль методических идей» в секции с участием педагогов дополнительного образования «Москва креативная»

при поддержке: ГАОУ ВО города Москвы Московского института открытого образования Ассоциации педагогов дополнительного образования РОО «Единая независимая ассоциация педагогов» города Москвы АНО ДПО «Культурно-образовательный центр «Глобальный мир»

 «Условия реализации программ дополнительного образования для успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов»  

 За высокий профессионализм и активное участие в проведении городского методического семинара Благодарственными письмами отмечены следующие педагоги:

- Хлебникова Людмила Львовна, педагог дополнительного образования ГКОУ города Москвы «Центр инклюзивного образования «Южный»

Проведение мастер-класса, стендового доклада «Социализация, профориентация детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами продуктивной деятельности в мастерской по батику»

- Рассолова Екатерина Александровна, педагог дополнительного образования ГКОУ города Москвы «Центр инклюзивного образования «Южный»

Проведение мастер-класса «Применение специальной технологии (работа по объемным шаблонам) на занятиях по керамике с детьми-инвалидами, учащимися с ограниченными возможностями здоровья»

 - Белова Наталия Викторовна, педагог дополнительного образования ГКОУ города Москвы «Центр инклюзивного образования «Южный»

Проведение мастер-класса «Особенности построения занятия по валянию из шерсти для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья со сложной структурой дефекта».

Педагоги приняли активное участие в  анкетировании в рамках исследования, которое проводит ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования»   «Развитие кадрового потенциала в условиях апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».  

Статьи, публикации

Подготовлены статьи  в методический сборник по итогам  Городского  методического   семинара  для педагогов ДО «Условия реализации программ ДО  для успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов».

 

В журнале «Про ДОД» Педагог дополнительного образования Рассолова Екатерина Александровна тема: Применение специальной технологии (работа по объемным шаблонам) на занятиях по керамике с детьми-инвалидами, учащимися с ограниченными возможностями.

      Актуальная проблема дополнительного образования – это интегрирование детей с ОВЗ в общество. Наиболее успешно эта проблема решается на занятиях в мастерской керамики в студии изобразительного искусства «Ботега» в «Центре инклюзивного образования «Южный». Впервые попадая в мастерскую керамики, дети погружаются в  особый мир   интересных идей и вещей. Они знакомятся с новыми материалами, инструментами и оборудованием, приобретают ремесленные и профессиональные навыки в лепке из глины. В мастерской ребята  получают много новых зрительных и тактильных впечатлений, что очень важно для детей с ограниченными возможностями. Для многих учащихся с ОВЗ это единственная возможность для самореализации и профессионального роста.

Педагог дополнительного образования Хлебникова Людмила Львовна тема: Социализация, профориентация детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами продуктивной деятельности в мастерской по батику.

        Исходя из выше изложенного  дети с особенностями в развитии в студиях и объединениях:

  • существенно повышают свою самооценку;
  • являясь субъектами деятельности, чувствуют себя творцами, внося элементы творчества, инициативу и фантазии в свои работы;
  • видят реальные результаты своей деятельности;
  • учатся ставить перед собой цель и ищут пути её достижения.

Практика показывает, что  система дополнительного образования  Центра позволяет поднять на более высокий уровень подготовку ребёнка с ОВЗ к дальнейшей жизни, и открывает перед ним новые перспективы.

     Участие педагогов ДО в серии семинаров «Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» как ресурс качества реализации дополнительных общеобразовательных программ» с 19 апреля – 27 апреля 2017 года. В рамках данного семинара педагоги посетили мастер-классы по следующим темам: «Технология разработки дополнительных общеразвивающих программ», «Организация дополнительного образования детей дошкольного возраста», «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования».

Форум «Дополнительное образование: традиции и инновации»: Белова Н.В.,  Рассолова Е.А.,  Хлебникова Л.Л.

- Участие в Городской  методической выставке  «Артметодплощадке»

-  Методическая разработка занятия по горячему батику «Москва златоглавая» Хлебникова Л.Л. Методическая разработка занятия по керамике «Чудо-рыба» в технике декоративных пластов по объемным шаблонам Рассолова Е.А. Подготовлены методические материалы в методический сборник по итогам  Городской выставки «Артметодплощадке» 2017 г.

- Участие в вебинаре Городского ресурсного научно-методического  центра непрерывного образования 31.01.17 Тема: Информационное сопровождение развития системы ДО детей Хлебникова Л.Л., Рассолова Е.А.

- Участие в предметной неделе  Центра  по Экологии февраль - март.

-  Подготовка статей в Учительскую газету - декабрь 2016 г.

Педагоги ДО ведут активную творческую деятельность и выставляют свои работы и работы своих подопечных на различных выставках и конкурсах.

Студия «Ботега»

Открытые занятия:

Педагог ДО

Тема

Дата

Рассолова Е.А.

«Подводный мир». Техника декоративных пластов.

05.10.2016

Рассолова Е.А.

«Декоративный петух» Батик                                          

14.12.2016

Хлебникова Л.Л.

«Ваза с фруктами» Керамика                                              

13.12.2016

Участие в выставках:

1. Выставка-конкурс (школьный этап) «Как прекрасен этот мир»  Участвовало 50 детей – октябрь 2016 г.

2. Городской открытый фестиваль «Ступени роста»

Дипломанты: Сахнов Степан,  Перевощиков Артур,  Гаврюшина Катя, Ефимов Ваня, Галанин Саша, Перова Соня, Кожушко Ульяна, Цапарина Ксения, Лукаш Гриша, Рогов Сергей, Багдасарян Георгий – ноябрь 2016 г.

3. «Всероссийский конкурс военного плаката «Родная Армия»  Благодарности: Крыжановская А., Звягинцев В., Минаева С., Сибирева А. – Декабрь 2016 г.

4.  Муниципальный конкурс «Рисунок маме», посвященный международному дню матери. Молодежная палата района Царицыно. Лауреат – Звягинцев Вадим, дипломанты - Бутурлина  Катя, Яременко Даша,  Багдасарян Георгий, Гаврюшина Катя, Красильникова Настя, Кожушко Ульяна.

5. Выставка детских работ в рамках предметной недели «Земля – наш общий дом» -участвовало 35 детей февраль 2017 г.

6. Выставка детских работ в Центре ко ДНЮ Учителя – октябрь 2016г. - участвовало 40 детей.

7. Выставка керамики ко Дню матери – 25 детей

8. Отчетная выставка  батика « Мой любимый город - Москва»  - май 2017г. -20 детей

9. Участие в Московском чемпионате «Абилимпикс-2017»  Ищук Костя,  Кивгаев Илья

10. Участие в Городском  интернет-конкурсе «Новые вершины» Лауреаты:  Ермакова Маша, Кивгаев Илья, Ищук Сергей, Градусов Олег, Мулова Мария. Апрель 2017 г.

Отчет о мероприятиях за 2016-2017 учебный год

Студия дополнительного образования «Альтернатива»

   Педагоги ДО: Плахотник Т.А., Хромова Е.А., Ризаева С.М., Попова Н.В., Романова Е.А., Зотова Е.С., Ионова Е.Г.

Название мероприятия

Место проведения

Кол-во детей

уровень

период

Выставка работ учащихся по итогам первого полугодия.

ЦССВ «Вера.Надежда.Любовь»

ул.Лебедянская д 26

4

Внутри интерната

19.12.16.-25.12.16

Выставка работ учащихся по итогам второго полугодия.

ЦССВ «Вера.Надежда.Любовь»

 

4

Внутри интерната

15.05.17.-21.05.17

Мастер-класс с родителями на тему: «Конструирование из шишки и пластилина Ежик»

ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»

 

7

Внутри интерната

03.03.2017

Мастер-класс с родителями  на тему: (лепка курочки с цыплятами)

ЦССВ «Вера.Надежда.Любовь»

 

7

Внутри интерната

24.03.2017

Открытый урок. Тема: Лепка предметов из отдельных частей (грибы)

ЦССВ «Вера.Надежда.Любовь»

 

7

Внутри интерната

12.05.2017

Выставка работ учащихся по итогам первого полугодия.

ЦССВ «Вера.Надежда.Любовь»

ул.Лебедянская д 26

4

внутришкольный

19.12.16-25.12.16

Выставка работ учащихся по итогам второго полугодия.

ЦССВ «Вера.Надежда.Любовь»

ул.Лебедянская д 26

4

внутришкольный

15.05.17-21.05.17

Мастер-класс с родителями  на тему: «Подарок маме» (открытка со складным цветком)

ГКУ ЦИО “Южный”

ул.Ереванская д 19

7

внутришкольный

03.03.2017

Мастер-класс с родителями  на тему: « Пасха» (лепка курочки с цыплятами)

ГКУ ЦИО “Южный”

ул.Ереванская д 19

7

внутришкольный

24.03.2017

Открытый урок. Тема: Иллюстрация к сказке «Колобок»

ГКУ ЦИО “Южный”

ул.Ереванская д 19

7

внутришкольный

12.05.2017

Конкурс детского творчества «Сундучок сказок»

ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»

 

5

внутришкольный

с 06.04.17 по 28.04.17 г.г.

Конкурс рисунка «Солнечный круг», посвящённого Дню защиты детей

ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»

 

5

внутришкольный

с 03.05.17 по 25.05.17 г.г.

Конкурс детского творчества «Чудеса из бумаги»

 (по итогам I полугодия)

ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»

 

6

внутришкольный

с 01.12.16 по

31.12.16 г.г

Конкурс детского рисунка «Забавные отпечатки»  (посвящённого 23 февраля)

ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»

 

4

внутришкольный

с 01.02.17 по

23. 02.17 г.

Мастер-класс по ИЗО-деятельности для воспитателей и гостей Центра «Рукавички для Снегурочки»

ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»

 

5

внутришкольный

с 09.01.17 по 31.01.17 г.

Выставка детских работ «Волшебный цветок»

(к 8 Марта)

ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»

 

6

внутришкольный

С 24.02.17 по 08.03.17 г.

Открытое интегрированное  занятие для гостей центра.

Рисование на тему «Снеговик»

ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»

 

6

внутришкольный

26.02.17 г.

 

Отчет о мероприятиях за 2016-2017 учебный год

Студия дополнительного образования «Домовята»

                Педагог: Белова Н.В.

Название мероприятия

Место проведения

Кол-во детей

уровень

Период

Выставка работ

«Осенние мотивы»

ГКОУ ЦИО «Южный»

ул. Ереванская д 19

30

внутришкольный

29.10.16.

05.11.16

Мастер-класс для детей с родителями  на тему: «Текстильные бусы»

ГКОУ ЦИО «Южный»

ул. Ереванская д 19

30

внутришкольный

13.10.16

Выставка работ учащихся «Зимние окна»

ГКОУ ЦИО «Южный»

ул. Ереванская д 19

27

внутришкольный

15.11.16-22.11.16

Мастер-класс для детей с родителями  на тему: «Украшения для школы. Балерина.»

ГКОУ ЦИО «Южный»

ул. Ереванская д 19

6

внутришкольный

09.12.16

Подготовка к предновогодней ярмарке (Изготовление елочной игрушки из соленого теста. Дети и родители)

ГКОУ ЦИО «Южный»

ул. Ереванская д 19

54

внутришкольный

05.12.16-23.12.16

Мастер-класс для детей с родителями  на тему: «Рождественский ангел. Скрутка»

ГКОУ ЦИО «Южный»

ул. Ереванская д 19

6

внутришкольный

16.12.16

Мастер-класс для детей с родителями  на тему: «Новогодняя открытка» (открытка в технике коллаж)

ГКОУ ЦИО «Южный»

ул. Ереванская д 19

27

внутришкольный

23.12.16

Выставка работ учащихся «Зимние забавы»

ГКОУ ЦИО «Южный»

ул. Ереванская д 19

28

внутришкольный

20.01.2017

Мастер-класс для детей с родителями  на тему: «Валяние поделки из шариков. Снеговик»

ГКОУ ЦИО «Южный»

ул. Ереванская д 19

8

внутришкольный

27.01.2017

Участие в конкурсе стенгазет в рамках предметной недели. Профориентация. «Мамы  

ГКОУ ЦИО «Южный»

ул. Ереванская д 19

5

внутришкольный

07.03.2017

Участие в конкурсе стенгазет в рамках предметной недели. Профориентация.

ГКОУ ЦИО «Южный»

ул. Ереванская д 19

5

внутришкольный

09.03.2017

Мастер-класс для детей с родителями  на тему: «Валяние. Птица»

ГКОУ ЦИО «Южный»

ул. Ереванская д 19

4

внутришкольный

23.03.2017

Мастер-класс для детей с родителями  на тему: «Валяние. Жираф»

ГКОУ ЦИО «Южный»

ул. Ереванская д 19

4

внутришкольный

14.04.2017

Проект  для детей и родителей «Фотозона. Цветы»

ГКОУ ЦИО «Южный»

ул. Ереванская д 19

6

внутришкольный

15.05.2017

25.05.2017

 

Участие учащихся студии Театр-Плюс в конкурсах:

Наименование мероприятия

Время

Уровень

Достижения

Кол-во участников

1

Фестиваль  «1+1»

Декабрь – май

Городской

Лауреат – 1

Дипломант - 11

12 учеников

2

Московский молодежный патриотический конкурс      «Весна 45»

Март - апрель

Городской

Приз зрительских симпатий - 4

4 ученика

3

Международный открытый театральный фестиваль «Один день с театром»

Декабрь - апрель

Международный

Участники - 23

23 ученика

4

VI конкурс военно-патриотической песни муниципального округа Царицыно «Наследники победы»

Март - апрель

Муниципальный

Лауреат – 1

Дипломанты - 9

10 учеников

5

Всероссийский конкурс «Финансовый мир глазами детей»

Апрель – октябрь 2017

Всероссийский

Участники - 20

20 учеников

6

Межрайонный фестиваль             «Эко - фестиваль»

Ноябрь - декабрь

Межрайонный

Участник - 1

1 ученик

7

Международный многожанровый  конкурс - фестиваль для детей и педагогов  «Восходящая звезда- 2017»

Январь

Международный

Лауреат – 15

15 учеников

8

Внутришкольный конкурс - «Мы помним, мы гордимся!»

Апрель - май

Внутришкольный

Лауреат – 28

Дипломант - 50

78 учеников центра

9

Внутришкольный конкурс - «Письмо победы»

Апрель – май

Внутришкольный

Лауреат – 8

Дипломант - 12

20 учеников центра

Укомплектованность отделения дополнительного образования педагогическими кадрами составила 100%. По своему качественному составу статистика кадров представлена в следующей таблице.

Учебный

год

Всего

педагогических

работников

Высшее

пед.

образование

Высшее

непедагог.

образ.

Средне-

специальное

профессион.

Средне-

специальное

2011-2012

16

5 (31,25%)

3 (18,75%)

6 (37,5%)

2 (12,5%)

2012-2013

17

7 (41,2%)

4 (23,5%)

5 (29,4%)

1 (5,8%)

2013-2014

17

8 (47%)

3 (17,6%)

5 (29,4%)

1 (5,8%)

2014-2015

14

6 (42.8)

3 (17,6%)

4 (28,5)

1 (5,8%)

2015-2016

9

6 (66%)

1 (11%)

1(11%)

1 (11%)

2016-2017

13

12 (92%)

-

1(0.8)

-

Квалификация педагогического состава

Учебный год

Высшая категория

Первая категория

 Соответствие должности

прочее

2011-2012

2 (12,5%)

4 (25%)

7 (43,75%)

3 (18,75%)

2012-2013

3 (17,5%)

7 (41,2%)

3 (17,6%)

4 (23,5%)

2012-2014

3 (17,5%)

6 (35,5%)

3 (17,6%)

5 (29,4%)

2014-2015

3 (17,5%)

7 (50 %)

2 (14,2%)

2 (14,2%)

2015-2016

2 (22%)

6 (66%)

1 (11%)

-

2016-2017

 3 (23%)

3 (23%)

-

7 (54%)

Медаль «850-летие г. Москве» имеет 1 человек:  Хлебникова Л.Л.

Кандидаты в мастера спорта  - 1 человек: Финенко К.С.

Возрастной состав педагогических кадров

уч. год

до 40 лет

41-50 лет

51-60 лет

от 60 лет

2011-2012

10 (62,5%)

1 (6.25)

3 (18,75)

2 (12,5%)

2012-2013

8 (47%)

5  (29,4%)

3 (17,6%)

1 (5,8%)

2013-2014

9 (52,9%)

5  (29,4%)

3 (17,6 %)

-

2014-2015

6 (42,8 %)

5 (35,7 %)

3 (21,4 %)

-

2015-2016

5 (55%)

2 (22%)

2(22%)

-

2016-2017

6 (46%)

3 (23%)

2 (15%)

2 (15%)

     

   Продолжить работу по   постоянному контролю в течение следующего учебного  года, с целью повышения педагогического мастерства и достижения необходимого качества преподавания вновь пришедших педагогических работников, и молодых специалистов.  

        Структура  открытых  занятий, проведенных мастер-классов данных педагогами дополнительного образования, соответствовала типу занятия.   Содержание  занятия соответствовало целям и задачам, поставленным на открытом уроке. Запланированный объем работы был  выполнен. Педагоги показали умение владеть группой и организовывать детей. Занятия велись  с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.  Содержание занятия способствовало развитию интереса учащегося к предмету. Материалы занятий излагались четко, грамотно и профессионально.

        Методы и приемы работы с детьми соответствовали возрастным особенностям детей.  На занятиях осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся. Педагоги дополнительного образования находятся  в творческом поиске и   показывают хороший   уровень  педагогического мастерства.

       Следует отметить, что   педагоги дополнительного образования стремятся к повышению своего педагогического мастерства, к усовершенствованию методики преподавания своего предмета, использованию новых   технологий обучения с применением ИКТ. В их работе присутствует творчество, желание  найти, использовать новые подходы и  методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Отличительной чертой в работе педагогов дополнительного образования является поиск новых путей преобразования образовательно-воспитательного процесса по своему предмету, активное участие в жизни Центра, педагогических советах, методических семинарах и объединениях.            

       Следует отметить, что   педагоги, специалисты дополнительного образования стремятся к повышению своего педагогического мастерства, к усовершенствованию методики преподавания своего предмета, использованию новых   технологий обучения с применением ИКТ. В их работе присутствует творчество, желание  найти, использовать новые подходы и  методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами. Отличительной чертой в работе педагогов дополнительного образования является поиск новых путей преобразования образовательно-воспитательного процесса по своему предмету, активное участие в жизни Центра, педагогических советах, методических семинарах и объединениях.                    

 

Творческая активность детей в студиях дополнительного образования

       В течение  всего учебного года педагогами дополнительного образования велась активная работа  на  уровне  Центра, муниципального района, округа  и  города в различных конкурсах, спортивных мероприятиях.  Детский контингент охваченный дополнительным образованием значительно усложнился (в работу включены дети дошкольного возраста, дети со сложной структурой дефекта, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, так называемые «маломобильные дети»), при этом количество участников различных конкурсов в этом учебном году не уменьшилось, так как в городе стало больше площадок,  конкурсов, которые учитывают особенности детей-инвалидов, детей с ОВЗ; разработаны критерии оценки творческой деятельности  детей с особыми образовательными потребностями.

Практика показывает, что развитие отделения дополнительного образования позволяет поднять на более высокий уровень подготовку  ребенка  с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей жизни и открывает перед ним новые перспективы.

 Можно отметить, что поставленные задачи решаются педагогами дополнительного образования и в их решении достигнуты определенные результаты.

Сравнительная информация об охвате воспитанников

 дополнительным образованием

Направленность, наименование студий

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Число обучающихся  в учреждении

139

150

491

553

Кол-во детей от 5 до 18 лет

139

150

372

425

Количество обучающихся занятых в  ОДО

-

-

297

378

Количество обучающихся занятых в  ОДО (чел.кр.)

777

704

497

475

Физкультурно-спортивная:

128

108

90

-

Адаптивная физкультура и ЛФК

28

43

-

-

ОФП и ЛФК

31

-

-

-

Студия «Учимся плавать»

-

-

90

-

Художественная:

500

451

205

297

БОТЕГА (батик, керамика)

97

99

62

83

Домовята

-

-

-

78

Музыкальный Театр-Плюс

-

-

-

62

Техническая:

149

170

141

80

Лего-дизайн

52

43

50

-

Компьютерное моделирование

49

73

91

 -

Компьютерная азбука

-

-

-

80

Социально-педагогическая:

-

-

61

102

«Альтернатива»

-

-

-

102

 

Работу отделения признать удовлетворительной. В следующем учебном году продолжить работу педагогам дополнительного образования с детьми со сложной структурой дефекта, с тяжелыми множественными нарушениями развития ТМНР (на базе Центра «Вера. Надежда. Любовь»), с детьми дошкольного возраста, продумать систему охвата индивидуальными занятиями  детей, обучающихся на дому. Процент охвата основного контингента учащихся дополнительным образованием сохранить на уровне 85 - 88%. Внести соответствующие изменения в программы с учетом приоритетных направленностей города. Продолжить работу по имеющимся направлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевая воспитательная программа по социальной адаптации выпускников ГКОУ "Каргапольская школа-интернат" для учащихся 8-9 классов "В поисках своего призвания" на 2015- 2016уч.г.,2016- 2017 уч.г.

Проблемы социальной адаптации и трудоустройство выпускников коррекционной школы VIII вида свидельствует о том, что многие учащиеся не достаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаютс...

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей по баскетболу для учебно-тренировочных групп третьего года обучения

РП тренера-преподавателя по баскетболу Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва города Советский.Возраст детей, на которых рассчитана программа: 14-15 лет.Срок реализа...

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей по баскетболу для учебно-тренировочных групп четвертого года обучения

РП тренера-преподавателя по баскетболу Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва города Советский.Возраст детей, на которых рассчитана программа: 15-16 лет.Срок реализа...

Параметры мониторинга по выявлению уровней воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья по ГКОУ РО« Колушкинская специальная школа-интернат» 4 класс 2016 -2017 учебный год

       Понятие «качество жизни» - это сложная система ряда областей, которые включают в себя следующие составляющие жизнедеятельности индивида: 1. Здоровье....

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРА МАУ"ШКОЛА ИСКУССТВ" Программа развития муниципального автономногоучреждения дополнительного образования"Детская школа искусств" г.Когалыма на 2021-2026 годы.(стр.47)

Программа развития муниципального автономногоучреждения дополнительного образования"Детская школа искусств" г.Когалыма на 2021-2026 годы.(стр.47)...

Пояснительная записка к учебному плану отделения дополнительного образования ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный» на 2017-2018 учебный год

В отделении дополнительного образования Центра реализуются общеобразовательные программы дополнительного образования ознакомительного уровня;  художественной, технической, социально-педагогическо...