Инклюзивное образование
статья
Взаимодействие специалистов в рамках инклюзивного образования. Создание единого образовательного процесса. Работаучителя-логопеда в условиях инклюхивного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель- логопед
Прозорова Елена Александровна
Работа специалистов в условиях инклюзивного образования
Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать инклюзивное образование в обычных дошкольных учреждениях. В связи с этим обеспечение права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.
Принятие и реализация инклюзивного образования, как возможности включения всех детей в образовательный процесс, несмотря на их субъективные особенности, позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им психолого-педагогической помощью .
Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в нашем обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья. Согласно диагностике, проводимой учителями – логопедами в дошкольных учреждениях, до 60% детей имеют те или иные проблемы: различные речевые нарушения, нарушения слуха, нарушения, связанные с двуязычием в семье.
Особенно остро нуждаются в отработке механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Подобное сотрудничество делает идею инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, поскольку направленно на выявление индивидуальных особенностей ребенка и учет их в процессе обучения и воспитания.
Результатами тесного контакта между специалистами может быть:
• выделение положительных особенностей воспитанника;
• определение методов взаимодействия с ребенком;
• выявление ближайших перспектив развития детей;
• фиксация навыков, приобретенных воспитанниками за конкретный период;
• соотношение поставленных целей с результатами достижений .
Взаимодействие между специалистами должно носить системный характер, способствовать накоплению информационной базы для обеспечения возможности проведения качественного анализа результатов коррекционно-образовательного процесса.
Работа учителя- логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными детьми, должен путем тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей ребенка и его потенциальных возможностей. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
Сопровождение ребенка с ОВЗ включает следующие блоки:
Диагностический блок:
-определение уровня речевого и психического развития ребенка;
- анализ полученных результатов;
Коррекционно – развивающий блок:
- личностно – ориентированный подход;
- принципы системности;
- учет структуры дефекта;
Аналитический:
- выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
- отслеживание динамики развития ребенка.
Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Наиболее эффективными можно считать следующие технологии:
Игрового обучения - основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер.
Диалогового обучения - способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.
Опережающего обучения - предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Информационно - компьютерного обучения - использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.
Здоровье сберегающие технологии - для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровье сберегающих технологий В. Ф. Базарного. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровье сберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие, дыхательные упражнение, подвижные игры.
Решение задач инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями невозможно также без привлечения к работе их родителей. Учитель-логопед в своей работе с семьями учащихся, помимо проведения консультационных мероприятий, осуществляет анкетирование родителей на предмет их отношения к инклюзивному образованию и на основе этого проводит просветительскую работу по формированию адекватного понимания инвалидности, развитию навыков толерантности. Формами включения родителей могут быть индивидуальные консультации, мастер-классы и семинары. Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает также издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов. Родители могут принимать участие в групповых, и, в отдельных случаях, индивидуальных занятиях, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка .
Таким образом, создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВЗ, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии, которая является одним из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В 2008-2009 учебном году в нашей школе открылись классы коррекционного обучения. Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья
Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребность каждого; в ...
Инклюзивное образование-образование без барьеров: создание социально-образовательной среды в ОУ.
статья...
Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"
Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"
Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...
От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию
Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...