Кружок "Веселый язычок"
рабочая программа на тему

Ишмуратова Гульнара Ахатовна

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем воспитанников, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание программы

1. Информационная карта программы

2. Пояснительная записка

3. Цель

4. Задачи

5. Ожидаемые результаты

6. Перспективный тематический план занятий

7. Список литературы

Информационная карта программы

Срок реализации: 2 года;

Уровень: коррекционно-развивающий;

Возраст детей: 5-7 лет;

Форма проведения занятий: фронтальная;

 Пояснительная записка

        Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем воспитанников, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

        Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, дает возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребенка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости – артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, Г.В. Кузнецова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.). Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

2. Формирование правильного речевого дыхания;

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосообразование и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

3. Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Цель программы:

Развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Задачи программы:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;

2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;

3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных);

4. Развивать движения кисти и пальцев рук;

5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

6. Развивать фонематические представления и навыки.

Программа предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребенка с окружающей средой, поэтапную, практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с воспитанниками.

Учитывается интеграция следующих областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

1. Физическое развитие – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самомассаж для укрепления физического здоровья детей.

2. Познавательное развитие – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений;

3. Речевое развитие – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки);

4. Социально-коммуникативное развитие – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог, приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

5. Художественно-эстетическое развитие – рисование, конструирование, лепка, аппликация, музыкальное развитие, игровая и театрализованная деятельность;

Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Программа рассчитана для воспитанников 5-7 лет. Занятия проводятся во вторую половину дня с группой воспитанников не более 10 человек, один раз в неделю продолжительностью 20 минут.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Разучивание нового артикуляционного упражнения;

2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками, массажными ежиками и т.д.);

3. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания;

4. Физминутка;

5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.

Результаты коррекционно – развивающего процесса фиксируется в диагностической карте по итогам диагностики (первичной, итоговой).

Ожидаемые результаты

- умеет снимать напряжение отдельных групп мышц;

- умеет действовать согласованно, включаясь в действие одновременно;

- знает художественные произведения, умеет анализировать их;

- умеют строить диалог, правильно и четко произносят слова с нужной интонацией;

- умеют четко произносить все звуки;

- проявляет познавательный интерес к окружающему, активен, любознателен;

- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

- знает художественные произведения, умеет анализировать их;

- проявляет творческие способности при воплощении впечатлений об увиденном;

- знают правила поведения в общественных местах.

Перспективный план среднего возраста

1 год обучения

месяц

неделя

Интеграция образовательных областей

Развернутое содержание

Сентябрь

1

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения: «Окошко», «Заборчик»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Повтори правильно»

Рассказ «За грибами»

2

Артикуляционные упражнения: «Слоник», «Лягушка»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Повтори, не ошибись», «Что лишнее?»

Рассказ «Две козы»

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

3

Артикуляционные упражнения: «Заборчик», «Рупор»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Хлопни в ладоши»

Рассказ «Пожарная собака»

4

Артикуляционные упражнения: «Подуть через трубочку», «Рупор»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Договори слово»

Рассказ «Случай на реке»

Пальчиковая гимнастика «Пальчики спят»

Октябрь

1

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения: «Язык перешагивает через зубы», «Качели»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Игра на развитие фонематического слуха «С опорой на картинку»

Рассказ «На ферме»

2

Артикуляционные упражнения: «Наказать непослушный язычок», «Блинчик»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Запомни, повтори»

Рассказ «Петушок»

Пальчиковая гимнастика «Вороны»

3

Артикуляционные упражнения: «Кто дальше загонит мяч?», «Почистим зубки»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха, внимания

Выделить «Четвертое лишнее слово», объяснить

Рассказ «Собака и ежик»

4

Артикуляционные упражнения: «Катушка», «Желобок»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Черный-белый»

Нахождение звука в словах, воспринимаемых на слух

Рассказ «Запасы белки»

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Ноябрь

1

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения: «Кто дальше загонит мяч?», «Приклей конфетку»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Хлопни в ладоши»

Рассказ «Еж»

2

Артикуляционные упражнения: «Грибок», «Вкусное варенье»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Повтори не ошибись»

Рассказ «Петя и волки»

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

3

Артикуляционные упражнения: «Чашечка», «Гармошка»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха, внимания

Выделить слова из текста с определенным звуком

Рассказ «Малина»

4

Артикуляционные упражнения: «Фокус», «Пароход гудит»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Назови слово»

Рассказ «Птенчик»

Пальчиковая гимнастика «Стайка птичек»

Декабрь

1

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения: «Втянуть щеки», «Надуть щеки»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Назови ласково»

Рассказ «Зима»

2

Артикуляционные упражнения: «Поочередно надувать щеки», «Хоботок»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Наоборот»

Рассказ «Заблудился»

Пальчиковая гимнастика «Разминка согнутых пальцев одной руки пальцами другой руки»

3

Артикуляционные упражнения: «Закусить нижнюю губу», «Закусить верхнюю губу»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Закончи слово»

Рассказ «В лесу»

4

Артикуляционные упражнения: «Втянуть губы воронкой», «Футбол»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Повторюшка»

Рассказ «На реке»

Пальчиковая гимнастика «Гимнастика для кистей»

январь

1

Артикуляционные упражнения: «Лопаточка», «Жало»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Запомни и повтори ряд слов»

Рассказ «Разбитая чашка»

2

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения: «Часики», «Ковшик»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Четвертое слово лишнее»

Рассказ «Наши собаки»

Пальчиковая гимнастика «Дождь»

3

Артикуляционные упражнения: «Блинчик», «Горка»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Добавь последний звук»

Рассказ «Коля»

4

Артикуляционные упражнения: «Трубочка», «Грибок»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Повтори и не ошибись»

Рассказ «Полкан»

Пальчиковая гимнастика «Самомассаж ладоней»

февраль

1

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения: «Вставить язык между верхней губой и зубами», «Вставить язык между нижней губой и зубами»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Добавь слог-получиться слово»

Рассказ «Мяч»

2

Артикуляционные упражнения: «Вкусное варенье», «Чашечка»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха. Отбери и назови картинки, в которых слышится и произносится звук Р

Рассказ «Умная галка»

Пальчиковая гимнастика «Самомассаж ладоней с использованием шестигранного карандаша»

3

Артикуляционные упражнения: «Лошадка», «Маляр»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Хлопни в ладоши»

Рассказ «Белка»

4

Артикуляционные упражнения: «Орешки», «Мяч-ямка»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Закончи слово»

Рассказ «Кот Мурзик»

Пальчиковая гимнастика «Самомассаж кончиков пальцев»

март

1

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения: «Язычок здоровается с носиком»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Большой – маленький братец»

Рассказ «Весна»

2

Артикуляционные упражнения: «Язычок здоровается с подбородком»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай конец и продолжай»

Рассказ «Шарик»

Пальчиковая гимнастика «С веток ягоды снимаю»

3

Артикуляционные упражнения: «Чистим зубки»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

Рассказ «Храбрый дрозд»

4

Артикуляционные упражнения: «Конфетка»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Узнай звук»

Рассказ «В лесу»

Пальчиковая гимнастика «Гимнастика для кистей»

апрель

1

Артикуляционные упражнения: «Маляр»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Хлопни в ладоши»

Рассказ «Рыбаки и гуси»

Пальчиковая гимнастика «Разминка согнутых пальцев одной руки пальцами другой руки»

2

 «Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения: «Кто дальше загонит мяч»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Большой и маленький братец»

Рассказ «Лиса и гуси»

3

Артикуляционные упражнения: «Месим тесто»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Повтори правильно»

Рассказ «Рыжуха»

Пальчиковая гимнастика «Самомассаж внешней стороны кисти»

4

Артикуляционные упражнения: «Вкусное варенье»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Повтори не ошибись»

Рассказ «Щи не для щенка»

май

1

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения: «Лошадка»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Повтори правильно»

Рассказ «Кот»

2

Артикуляционные упражнения: «Пароход гудит»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Хлопни в ладоши»

Рассказ «Завтрак»

Пальчиковая гимнастика «Игры на разжимание пальчиков»

3

Артикуляционные упражнения: «Самолет гудит»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

Рассказ «В огороде»

4

Артикуляционные упражнения: «Чашечка»

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай конец и продолжай»

Рассказ «Птичий двор»

Пальчиковая гимнастика «Игры с загибанием пальчиков»

Перспективный план старшего возраста

2 год обучения

месяц

неделя

Интеграция образовательных областей

Развернутое содержание

Сентябрь

1

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения для жевательных мышц. Упр. №1,2.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Повтори правильно»

Рассказ «За грибами»

2

Артикуляционные упражнения для жевательных мышц. Упр. №3,4.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Семейка слов», «Продолжай!» (глагольный словарь)

Рассказ «Две козы»

Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять»

3

Артикуляционные упражнения для жевательных мышц. Упр. №5,6.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Продолжи предложение»

Рассказ «Пожарная собака»

4

Артикуляционные упражнения для жевательных мышц. Упр. №7,8.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Договори слово»

Рассказ «Случай на реке»

Пальчиковая гимнастика «Заботливое солнышко»

Октябрь

1

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения для жевательных мышц. Упр. №9,10.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Игра на развитие фонематического слуха «С опорой на картинку»

Рассказ «На ферме»

2

Артикуляционные упражнения для жевательных мышц. Упр. №11,12,13.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Запомни, повтори»

Рассказ «Петушок»

Пальчиковая гимнастика «Вороны»

3

Артикуляционные упражнения для мимических мышц. Упр. №1,2.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха, внимания

Выделить «Четвертое лишнее слово», объяснить

Рассказ «Собака и ежик»

4

Артикуляционные упражнения для мимических мышц. Упр. №3,4.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Черный-белый»

Нахождение звука в словах, воспринимаемых на слух

Рассказ «Запасы белки»

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Ноябрь

1

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения для мимических мышц. Упр. №5,6.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Хлопни в ладоши»

Рассказ «Еж»

2

Артикуляционные упражнения для мимических мышц. Упр. №7,8.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Повтори не ошибись»

Рассказ «Петя и волки»

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

3

Артикуляционные упражнения для мимических мышц. Упр. №9,10.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха, внимания

Выделить слова из текста с определенным звуком

Рассказ «Малина»

4

Артикуляционные упражнения для мимических мышц. Упр. №11,12.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Назови слово»

Рассказ «Птенчик»

Пальчиковая гимнастика «Стайка птичек»

Декабрь

1

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения для мимических мышц. Упр. №13,14.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Назови ласково»

Рассказ «Зима»

2

Артикуляционные упражнения для мимических мышц. Упр. №15,16.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Наоборот»

Рассказ «Заблудился»

Пальчиковая гимнастика «Разминка согнутых пальцев одной руки пальцами другой руки»

3

Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 1,2.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Закончи слово»

Рассказ «В лесу»

4

Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 3,4.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Повторюшка»

Рассказ «На реке»

Пальчиковая гимнастика «Гимнастика для кистей»

январь

1

        

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 5,6.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Запомни и повтори ряд слов»

Рассказ «Разбитая чашка»

2

Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 7,8.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Четвертое слово лишнее»

Рассказ «Наши собаки»

Пальчиковая гимнастика «Дождь»

3

Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 9,10.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Добавь последний звук»

Рассказ «Коля»

4

Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 11,12.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Повтори и не ошибись»

Рассказ «Полкан»

Пальчиковая гимнастика «Самомассаж ладоней»

февраль

1

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 13,14.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Добавь слог-получиться слово»

Рассказ «Мяч»

2

Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 15,16.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха. Отбери и назови картинки, в которых слышится и произносится звук Р

Рассказ «Умная галка»

Пальчиковая гимнастика «Самомассаж ладоней с использованием шестигранного карандаша»

3

Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 17,18.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Хлопни в ладоши»

Рассказ «Белка»

4

Артикуляционные упражнения для мышц зева и глотки. Упр. № 1,2.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Закончи слово»

Рассказ «Кот Мурзик»

Пальчиковая гимнастика «Самомассаж кончиков пальцев»

март

1

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения для мышц зева и глотки. Упр. № 3,4.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Большой – маленький братец»

Рассказ «Весна»

2

Артикуляционные упражнения для мышц зева и глотки. Упр. № 5,6.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай конец и продолжай»

Рассказ «Шарик»

Пальчиковая гимнастика «С веток ягоды снимаю»

3

Артикуляционные упражнения для мышц зева и глотки. Упр. № 7,8.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

Рассказ «Храбрый дрозд»

4

Артикуляционные упражнения для мышц зева и глотки. Упр. № 9,10.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Узнай звук»

Рассказ «В лесу»

Пальчиковая гимнастика «Гимнастика для кистей»

апрель

1

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения для мышц зева и глотки. Упр. № 11,12.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха. Отбери и назови картинки в названиях которых слышится звук Ш

Рассказ «Школа»

2

Артикуляционные упражнения для мышц зева и глотки. Упр. № 13,14,15.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Хлопни в ладоши»

Рассказ «Рыбаки и гуси»

Пальчиковая гимнастика «Разминка согнутых пальцев одной руки пальцами другой руки»

3

Артикуляционные упражнения для языка. Упр. № 1,2.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Большой и маленький братец»

Рассказ «Лиса и гуси»

4

Артикуляционные упражнения для языка. Упр. № 3,4.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Повтори правильно»

Рассказ «Рыжуха»

Пальчиковая гимнастика «Самомассаж внешней стороны кисти»

май

1

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Артикуляционные упражнения для языка. Упр. № 5,6.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Повтори не ошибись»

Рассказ «Щи не для щенка»

2

Артикуляционные упражнения для языка. Упр. № 7,8.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Хлопни в ладоши»

Рассказ «Завтрак»

Пальчиковая гимнастика «Игры на разжимание пальчиков»

3

Артикуляционные упражнения для языка. Упр. № 9,10.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

Рассказ «В огороде»

4

Артикуляционные упражнения для языка. Упр. № 11,12.

Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай конец и продолжай»

Рассказ «Птичий двор»

Пальчиковая гимнастика «Игры с загибанием пальчиков»

Список используемой литературы

  1. Агранович З.Е., «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий». Санкт-Петербург-«Детство-Пресс», 2006 г.
  2. Буденная Т.В., «Логопедическая гимнастика». Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2001 г.
  3. Городилова В.И., Кудрявцова М.З., «Чтение и письмо». Санкт-Петербург-«Дельта», 1996 г.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., «Автоматизация звуков «Р», «Рь» у детей». Москва-Гном», 2006г.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., «Автоматизация сонорных звуков «Л», «Ль» у детей». Москва-Гном», 2011г.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН». Москва-«Аквариум», 2005 г.
  7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., «Преодоление речевых нарушений у дошкольников». Санкт-Петербург «Союз», 2001 г.
  8. Лопухина И.С., «Логопедия». «550 занимательных упражнений для развития речи» Москва-«Аквариум», 1995 г.
  9. Лопухина И.С., «Логопедия-речь, ритм, движение». Ярославль-«Академия», 2001 г.
  10.  Лылова Л.С., Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста». Воронеж-«ИП-Лакоценина Н.А.», 2001 г.
  11.  Филичева Т.Б., «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида». Москва-«Школьная Пресса», 2003 г.
  12.  Филичева Т.Б., Туманова Т.В., «Дидактический материал для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста». Москва-«Дрофа», 2009 г.
  13.  Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., «Логопедическая работа в специальном детском саду» Москва – «Просвещение», 1987 г.
  14.  Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., «Основы логопедии». Москва – «Просвещение», 1989 г.
  15.  Фомичева М.Ф., «Воспитание у детей правильного произношения». Воронеж-«Модек», 1997г.
  16.  Цвынтарный В.В., «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». Санкт-Петербург-«Лань», 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарядка для язычка

Здесь собраны фонетические упражнения для речевой разминке по английскому языку; стихи....

Использование метода проекта на уроках русского языа и литературы.

В статье рассказывается об одной  из  новых педагогических технологий -методе проекта, как используют его на уроках и внеурочное время....

Язычок Коломбины

Презентация к уроку....

Сказка о Весёлом Язычке

В занимательной форме родители могут проводить артикуляционную гимнастику с ребенком дома....

"Превращения Язычка" (артикуляционная гимнастика)

Презентация для проведения артикуляционной гимнастики родителями (желательно перед зеркалом). Предлагаемые статические и динамические упражнения способствуют развитию произвольных движений языка ...

"Сказка о Весёлом Язычке"

На приложенной фотографии или в фотоальбоме на моём мини-сайте"Знакомьтесь. Мой логопедический кабинет", есть комплекс картинок  для выполнения артикуляционных упражнений, расположенных над рабоч...

"Сказка о Весёлом Язычке" (презентация)

Данная презентация - цель упростить совместное выполнение артикуляционных упражнений по ходу "Сказки". Рассказ текста сказки и показ правильного выполнения уартикуляционных упражнений вызывает сложнос...