Кружок "Веселый язычок"
рабочая программа на тему
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем воспитанников, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кружковая работа "Веселый язычок" | 459 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
1. Информационная карта программы
2. Пояснительная записка
3. Цель
4. Задачи
5. Ожидаемые результаты
6. Перспективный тематический план занятий
7. Список литературы
Информационная карта программы
Срок реализации: 2 года;
Уровень: коррекционно-развивающий;
Возраст детей: 5-7 лет;
Форма проведения занятий: фронтальная;
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем воспитанников, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, дает возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребенка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости – артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, Г.В. Кузнецова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.). Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:
1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
2. Формирование правильного речевого дыхания;
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосообразование и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
3. Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.
Цель программы:
Развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Задачи программы:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных);
4. Развивать движения кисти и пальцев рук;
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
6. Развивать фонематические представления и навыки.
Программа предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребенка с окружающей средой, поэтапную, практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с воспитанниками.
Учитывается интеграция следующих областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
1. Физическое развитие – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самомассаж для укрепления физического здоровья детей.
2. Познавательное развитие – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений;
3. Речевое развитие – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки);
4. Социально-коммуникативное развитие – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог, приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
5. Художественно-эстетическое развитие – рисование, конструирование, лепка, аппликация, музыкальное развитие, игровая и театрализованная деятельность;
Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Программа рассчитана для воспитанников 5-7 лет. Занятия проводятся во вторую половину дня с группой воспитанников не более 10 человек, один раз в неделю продолжительностью 20 минут.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения;
2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками, массажными ежиками и т.д.);
3. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания;
4. Физминутка;
5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
Результаты коррекционно – развивающего процесса фиксируется в диагностической карте по итогам диагностики (первичной, итоговой).
Ожидаемые результаты
- умеет снимать напряжение отдельных групп мышц;
- умеет действовать согласованно, включаясь в действие одновременно;
- знает художественные произведения, умеет анализировать их;
- умеют строить диалог, правильно и четко произносят слова с нужной интонацией;
- умеют четко произносить все звуки;
- проявляет познавательный интерес к окружающему, активен, любознателен;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
- знает художественные произведения, умеет анализировать их;
- проявляет творческие способности при воплощении впечатлений об увиденном;
- знают правила поведения в общественных местах.
Перспективный план среднего возраста
1 год обучения
месяц | неделя | Интеграция образовательных областей | Развернутое содержание | |
Сентябрь | 1 | «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения: «Окошко», «Заборчик» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Повтори правильно» Рассказ «За грибами» | |
2 | Артикуляционные упражнения: «Слоник», «Лягушка» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Повтори, не ошибись», «Что лишнее?» Рассказ «Две козы» Пальчиковая гимнастика «Моя семья» | |||
3 | Артикуляционные упражнения: «Заборчик», «Рупор» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Хлопни в ладоши» Рассказ «Пожарная собака» | |||
4 | Артикуляционные упражнения: «Подуть через трубочку», «Рупор» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Договори слово» Рассказ «Случай на реке» Пальчиковая гимнастика «Пальчики спят» | |||
Октябрь | 1 | «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения: «Язык перешагивает через зубы», «Качели» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Игра на развитие фонематического слуха «С опорой на картинку» Рассказ «На ферме» | |
2 | Артикуляционные упражнения: «Наказать непослушный язычок», «Блинчик» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Запомни, повтори» Рассказ «Петушок» Пальчиковая гимнастика «Вороны» | |||
3 | Артикуляционные упражнения: «Кто дальше загонит мяч?», «Почистим зубки» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха, внимания Выделить «Четвертое лишнее слово», объяснить Рассказ «Собака и ежик» | |||
4 | Артикуляционные упражнения: «Катушка», «Желобок» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Черный-белый» Нахождение звука в словах, воспринимаемых на слух Рассказ «Запасы белки» Пальчиковая гимнастика «Дружба» | |||
Ноябрь | 1 | «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения: «Кто дальше загонит мяч?», «Приклей конфетку» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Хлопни в ладоши» Рассказ «Еж» | |
2 | Артикуляционные упражнения: «Грибок», «Вкусное варенье» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Повтори не ошибись» Рассказ «Петя и волки» Пальчиковая гимнастика «Апельсин» | |||
3 | Артикуляционные упражнения: «Чашечка», «Гармошка» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха, внимания Выделить слова из текста с определенным звуком Рассказ «Малина» | |||
4 | Артикуляционные упражнения: «Фокус», «Пароход гудит» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Назови слово» Рассказ «Птенчик» Пальчиковая гимнастика «Стайка птичек» | |||
Декабрь | 1 | «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения: «Втянуть щеки», «Надуть щеки» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Назови ласково» Рассказ «Зима» | |
2 | Артикуляционные упражнения: «Поочередно надувать щеки», «Хоботок» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Наоборот» Рассказ «Заблудился» Пальчиковая гимнастика «Разминка согнутых пальцев одной руки пальцами другой руки» | |||
3 | Артикуляционные упражнения: «Закусить нижнюю губу», «Закусить верхнюю губу» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Закончи слово» Рассказ «В лесу» | |||
4 | Артикуляционные упражнения: «Втянуть губы воронкой», «Футбол» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Повторюшка» Рассказ «На реке» Пальчиковая гимнастика «Гимнастика для кистей» | |||
январь | 1 | Артикуляционные упражнения: «Лопаточка», «Жало» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Запомни и повтори ряд слов» Рассказ «Разбитая чашка» | ||
2 | «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения: «Часики», «Ковшик» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Четвертое слово лишнее» Рассказ «Наши собаки» Пальчиковая гимнастика «Дождь» | ||
3 | Артикуляционные упражнения: «Блинчик», «Горка» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Добавь последний звук» Рассказ «Коля» | |||
4 | Артикуляционные упражнения: «Трубочка», «Грибок» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Повтори и не ошибись» Рассказ «Полкан» Пальчиковая гимнастика «Самомассаж ладоней» | |||
февраль | 1 | «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения: «Вставить язык между верхней губой и зубами», «Вставить язык между нижней губой и зубами» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Добавь слог-получиться слово» Рассказ «Мяч» | |
2 | Артикуляционные упражнения: «Вкусное варенье», «Чашечка» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха. Отбери и назови картинки, в которых слышится и произносится звук Р Рассказ «Умная галка» Пальчиковая гимнастика «Самомассаж ладоней с использованием шестигранного карандаша» | |||
3 | Артикуляционные упражнения: «Лошадка», «Маляр» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Хлопни в ладоши» Рассказ «Белка» | |||
4 | Артикуляционные упражнения: «Орешки», «Мяч-ямка» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Закончи слово» Рассказ «Кот Мурзик» Пальчиковая гимнастика «Самомассаж кончиков пальцев» | |||
март | 1 | «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения: «Язычок здоровается с носиком» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Большой – маленький братец» Рассказ «Весна» | |
2 | Артикуляционные упражнения: «Язычок здоровается с подбородком» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Поймай конец и продолжай» Рассказ «Шарик» Пальчиковая гимнастика «С веток ягоды снимаю» | |||
3 | Артикуляционные упражнения: «Чистим зубки» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Поймай звук» Рассказ «Храбрый дрозд» | |||
4 | Артикуляционные упражнения: «Конфетка» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Узнай звук» Рассказ «В лесу» Пальчиковая гимнастика «Гимнастика для кистей» | |||
апрель | 1 | Артикуляционные упражнения: «Маляр» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Хлопни в ладоши» Рассказ «Рыбаки и гуси» Пальчиковая гимнастика «Разминка согнутых пальцев одной руки пальцами другой руки» | ||
2 | «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения: «Кто дальше загонит мяч» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Большой и маленький братец» Рассказ «Лиса и гуси» | ||
3 | Артикуляционные упражнения: «Месим тесто» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Повтори правильно» Рассказ «Рыжуха» Пальчиковая гимнастика «Самомассаж внешней стороны кисти» | |||
4 | Артикуляционные упражнения: «Вкусное варенье» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Повтори не ошибись» Рассказ «Щи не для щенка» | |||
май | 1 | «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения: «Лошадка» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Повтори правильно» Рассказ «Кот» | |
2 | Артикуляционные упражнения: «Пароход гудит» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Хлопни в ладоши» Рассказ «Завтрак» Пальчиковая гимнастика «Игры на разжимание пальчиков» | |||
3 | Артикуляционные упражнения: «Самолет гудит» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Поймай звук» Рассказ «В огороде» | |||
4 | Артикуляционные упражнения: «Чашечка» Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Поймай конец и продолжай» Рассказ «Птичий двор» Пальчиковая гимнастика «Игры с загибанием пальчиков» |
Перспективный план старшего возраста
2 год обучения
месяц | неделя | Интеграция образовательных областей | Развернутое содержание |
Сентябрь | 1 | «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения для жевательных мышц. Упр. №1,2. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Повтори правильно» Рассказ «За грибами» |
2 | Артикуляционные упражнения для жевательных мышц. Упр. №3,4. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Семейка слов», «Продолжай!» (глагольный словарь) Рассказ «Две козы» Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять» | ||
3 | Артикуляционные упражнения для жевательных мышц. Упр. №5,6. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Продолжи предложение» Рассказ «Пожарная собака» | ||
4 | Артикуляционные упражнения для жевательных мышц. Упр. №7,8. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Договори слово» Рассказ «Случай на реке» Пальчиковая гимнастика «Заботливое солнышко» | ||
Октябрь | 1 | «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения для жевательных мышц. Упр. №9,10. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Игра на развитие фонематического слуха «С опорой на картинку» Рассказ «На ферме» |
2 | Артикуляционные упражнения для жевательных мышц. Упр. №11,12,13. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Запомни, повтори» Рассказ «Петушок» Пальчиковая гимнастика «Вороны» | ||
3 | Артикуляционные упражнения для мимических мышц. Упр. №1,2. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха, внимания Выделить «Четвертое лишнее слово», объяснить Рассказ «Собака и ежик» | ||
4 | Артикуляционные упражнения для мимических мышц. Упр. №3,4. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Черный-белый» Нахождение звука в словах, воспринимаемых на слух Рассказ «Запасы белки» Пальчиковая гимнастика «Дружба» | ||
Ноябрь | 1 | «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения для мимических мышц. Упр. №5,6. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Хлопни в ладоши» Рассказ «Еж» |
2 | Артикуляционные упражнения для мимических мышц. Упр. №7,8. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Повтори не ошибись» Рассказ «Петя и волки» Пальчиковая гимнастика «Апельсин» | ||
3 | Артикуляционные упражнения для мимических мышц. Упр. №9,10. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха, внимания Выделить слова из текста с определенным звуком Рассказ «Малина» | ||
4 | Артикуляционные упражнения для мимических мышц. Упр. №11,12. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Назови слово» Рассказ «Птенчик» Пальчиковая гимнастика «Стайка птичек» | ||
Декабрь | 1 | «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения для мимических мышц. Упр. №13,14. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Назови ласково» Рассказ «Зима» |
2 | Артикуляционные упражнения для мимических мышц. Упр. №15,16. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Наоборот» Рассказ «Заблудился» Пальчиковая гимнастика «Разминка согнутых пальцев одной руки пальцами другой руки» | ||
3 | Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 1,2. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Закончи слово» Рассказ «В лесу» | ||
4 | Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 3,4. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Повторюшка» Рассказ «На реке» Пальчиковая гимнастика «Гимнастика для кистей» | ||
январь | 1 |
«Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 5,6. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Запомни и повтори ряд слов» Рассказ «Разбитая чашка» |
2 | Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 7,8. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Четвертое слово лишнее» Рассказ «Наши собаки» Пальчиковая гимнастика «Дождь» | ||
3 | Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 9,10. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Добавь последний звук» Рассказ «Коля» | ||
4 | Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 11,12. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Повтори и не ошибись» Рассказ «Полкан» Пальчиковая гимнастика «Самомассаж ладоней» | ||
февраль | 1 | «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 13,14. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Добавь слог-получиться слово» Рассказ «Мяч» |
2 | Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 15,16. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха. Отбери и назови картинки, в которых слышится и произносится звук Р Рассказ «Умная галка» Пальчиковая гимнастика «Самомассаж ладоней с использованием шестигранного карандаша» | ||
3 | Артикуляционные упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Упр. № 17,18. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Хлопни в ладоши» Рассказ «Белка» | ||
4 | Артикуляционные упражнения для мышц зева и глотки. Упр. № 1,2. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Закончи слово» Рассказ «Кот Мурзик» Пальчиковая гимнастика «Самомассаж кончиков пальцев» | ||
март | 1 | «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения для мышц зева и глотки. Упр. № 3,4. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Большой – маленький братец» Рассказ «Весна» |
2 | Артикуляционные упражнения для мышц зева и глотки. Упр. № 5,6. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Поймай конец и продолжай» Рассказ «Шарик» Пальчиковая гимнастика «С веток ягоды снимаю» | ||
3 | Артикуляционные упражнения для мышц зева и глотки. Упр. № 7,8. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Поймай звук» Рассказ «Храбрый дрозд» | ||
4 | Артикуляционные упражнения для мышц зева и глотки. Упр. № 9,10. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Узнай звук» Рассказ «В лесу» Пальчиковая гимнастика «Гимнастика для кистей» | ||
апрель | 1 | «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения для мышц зева и глотки. Упр. № 11,12. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха. Отбери и назови картинки в названиях которых слышится звук Ш Рассказ «Школа» |
2 | Артикуляционные упражнения для мышц зева и глотки. Упр. № 13,14,15. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Хлопни в ладоши» Рассказ «Рыбаки и гуси» Пальчиковая гимнастика «Разминка согнутых пальцев одной руки пальцами другой руки» | ||
3 | Артикуляционные упражнения для языка. Упр. № 1,2. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Большой и маленький братец» Рассказ «Лиса и гуси» | ||
4 | Артикуляционные упражнения для языка. Упр. № 3,4. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Повтори правильно» Рассказ «Рыжуха» Пальчиковая гимнастика «Самомассаж внешней стороны кисти» | ||
май | 1 | «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Артикуляционные упражнения для языка. Упр. № 5,6. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Повтори не ошибись» Рассказ «Щи не для щенка» |
2 | Артикуляционные упражнения для языка. Упр. № 7,8. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Хлопни в ладоши» Рассказ «Завтрак» Пальчиковая гимнастика «Игры на разжимание пальчиков» | ||
3 | Артикуляционные упражнения для языка. Упр. № 9,10. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Поймай звук» Рассказ «В огороде» | ||
4 | Артикуляционные упражнения для языка. Упр. № 11,12. Упражнение на выработку физиологического и фонационного дыхания Развитие фонематического слуха Игра «Поймай конец и продолжай» Рассказ «Птичий двор» Пальчиковая гимнастика «Игры с загибанием пальчиков» |
Список используемой литературы
- Агранович З.Е., «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий». Санкт-Петербург-«Детство-Пресс», 2006 г.
- Буденная Т.В., «Логопедическая гимнастика». Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2001 г.
- Городилова В.И., Кудрявцова М.З., «Чтение и письмо». Санкт-Петербург-«Дельта», 1996 г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., «Автоматизация звуков «Р», «Рь» у детей». Москва-Гном», 2006г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., «Автоматизация сонорных звуков «Л», «Ль» у детей». Москва-Гном», 2011г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН». Москва-«Аквариум», 2005 г.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., «Преодоление речевых нарушений у дошкольников». Санкт-Петербург «Союз», 2001 г.
- Лопухина И.С., «Логопедия». «550 занимательных упражнений для развития речи» Москва-«Аквариум», 1995 г.
- Лопухина И.С., «Логопедия-речь, ритм, движение». Ярославль-«Академия», 2001 г.
- Лылова Л.С., Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста». Воронеж-«ИП-Лакоценина Н.А.», 2001 г.
- Филичева Т.Б., «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида». Москва-«Школьная Пресса», 2003 г.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., «Дидактический материал для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста». Москва-«Дрофа», 2009 г.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., «Логопедическая работа в специальном детском саду» Москва – «Просвещение», 1987 г.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., «Основы логопедии». Москва – «Просвещение», 1989 г.
- Фомичева М.Ф., «Воспитание у детей правильного произношения». Воронеж-«Модек», 1997г.
- Цвынтарный В.В., «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». Санкт-Петербург-«Лань», 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зарядка для язычка
Здесь собраны фонетические упражнения для речевой разминке по английскому языку; стихи....
Использование метода проекта на уроках русского языа и литературы.
В статье рассказывается об одной из новых педагогических технологий -методе проекта, как используют его на уроках и внеурочное время....
Язычок Коломбины
Презентация к уроку....
Сказка о Весёлом Язычке
В занимательной форме родители могут проводить артикуляционную гимнастику с ребенком дома....
"Превращения Язычка" (артикуляционная гимнастика)
Презентация для проведения артикуляционной гимнастики родителями (желательно перед зеркалом). Предлагаемые статические и динамические упражнения способствуют развитию произвольных движений языка ...
"Сказка о Весёлом Язычке"
На приложенной фотографии или в фотоальбоме на моём мини-сайте"Знакомьтесь. Мой логопедический кабинет", есть комплекс картинок для выполнения артикуляционных упражнений, расположенных над рабоч...
"Сказка о Весёлом Язычке" (презентация)
Данная презентация - цель упростить совместное выполнение артикуляционных упражнений по ходу "Сказки". Рассказ текста сказки и показ правильного выполнения уартикуляционных упражнений вызывает сложнос...