Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения
статья по теме
Статья на тему "Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения
Учитель-логопед Шапагина Т.А.
Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речи, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата.
Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы).
При произнесении различных звуков каждый орган, участвующий в произношеии, занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Если произношение звуков нарушено, необходимо тренировать мышцы языка и губ, работу нижней челюсти и мягкого нёба. Для этого и необходима артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения.
Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой?
∙ В раннем и младшем дошкольном возрасте артикуляционная гимнастика может быть использована для профилактики речевых нарушений.
∙ Своевременные занятия артикуляционной гимнастикой помогают некоторым детям самостоятельно научиться произносить звуки правильно без помощи специалиста.
∙ Старания самого лучшего специалиста не дадут каких-либо положительных результатов, если ежедневно дома с ребёнком никто не занимается.
Рекомендации к проведению упражнений:
∙ Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день по 3-5 минут, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Следите, чтобы ребёнок не переутомлялся!
∙ Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.
∙ Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
∙ Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе, т.е. включается зрительный самоконтроль. После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирается, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка. Взрослый помогает ребёнку при помощи наводящих вопросов. Например: Что делают губы? Где находится язычок? Какой он, широкий или узкий?
∙ Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.
∙ Упражнения выполняются от простого к сложному.
∙ Если ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, лучше не вводить новое, а отрабатывать старый материал, используя новые игровые приёмы.
∙ Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.
Организация проведения артикуляционной гимнастики:
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребёнка какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с помощью деревянного шпателя или ручки чайной ложки.
5. Подходите к выполнению упражнений творчески. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.
Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения!
Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика для исправления произношения звук Р
Пример артикуляционной гимнастики и рекомендации к ней для ,которые даются каждому ученику для выполнения гимнастики дома....
Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения
В статье раскрывается вопрос о значении артикуляционной гимнастики и методике выполнения упражнений.Подобран комплекс артикуляционной гимнастики для практического использования родителями в домашних у...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: "Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения!"
Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения...
Доклад на тему: «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика – основа правильного произношения звуков»
На сегодняшний день каждый второй ребенок имеет различные нарушения речи. Несмотря на то, что в деревнях нет учителя-логопеда, дефектолога, в соответствии с о...
Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения
В данном материале расказывается о значении артикуляционной гимнастики, о реализации принципов, применяемых при ее проведении Затрагнивается вопросЫ: о гигиенических требованиях к проведению упражнени...
Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хор...