Формирование позиции субъекта деятельности у детей с ОВЗ в процессе обучения плаванию
статья на тему

Мосина Ирина Николаевна

Формирование позиции субъекта деятельности  у детей с ОВЗ в процессе обучения плаванию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование позиции субъекта деятельности  у детей с ОВЗ в процессе обучения плаванию»

     Уважаемые коллеги, одним из основополагающих принципов современного дошкольного образования является индивидуализация образовательного процесса, которая предполагает его построение на основе индивидуальных особенностей детей. При этом каждый ребенок становиться полноценным участником, т.е. субъектом, образовательных отношений. Практика показывает, что актуальность соблюдения принципа индивидуализации в настоящее время повышается из-за существенного снижения показателей здоровья и физического развития малышей уже на этапе поступления в детский сад.

Что значит для ребенка – дошкольника быть субъектом разных видов деятельности?

- это значит быть активным и инициативным;

- быть самостоятельным;

- иметь развитую речь и воображение;

- уметь конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками;

- быть способным планировать собственную деятельность, прогнозировать и адекватно оценивать её результат.

Очевидно, что формирование детской субъектности – процесс длительный и сложный и особенно в тех случаях, когда мы имеем дело с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами. Для полноценной и комплексной работы с такими детьми я разработала  адаптированную образовательную программу по плаванию, реализация которой  обеспечивает оптимальный подбор содержания занятий, психологической  и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям данной категории детей.

    При разработке программы я руководствовалась  результатами многолетних наблюдений за детьми.    Например, зная, что у детей с тяжёлыми нарушениями речи есть  проблема в развитии крупной моторики, я ввожу в занятие коррекционные упражнения для совершенствования основных видов движений, элементы аэробики,  импровизационные задания, способствующие развитию двигательной креативности детей.

В работе с детьми с нарушениями опорно - двигательного аппарата  делаю акцент на  упражнения, направленные на формирование правильной осанки и укрепление стопы.

  У детей  с задержкой психического развития, как правило, не наблюдается тяжелых двигательных расстройств. Поэтому  на занятиях я обращаю внимание на развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве,  внимания. При этом важно чередовать упражнения на напряжение и расслабление.

 Программа позволила разработать индивидуальные образовательные маршруты для детей, результаты реализации которых я фиксирую в индивидуальных картах развития. Это помогает увидеть динамику в развитии каждого ребенка с ОВЗ за 4 года, проанализировать собственную деятельность и внести, при необходимости коррективы.

    Плавание -  удивительный вид детской деятельности.  В ней  заложен огромный потенциал для коррекции негативных отклонений в развитии. Наблюдая за «особенными» детьми на начальном этапе работы с ними, я сделала вывод, что дети по-разному реагируют на воду. Многие чувствуют себя неуверенно при выполнении упражнений, боятся воды. Я помогаю детям преодолеть этот страх, используя разнообразные   методы и приемы.  Для робкого, неуверенного в своих силах ребенка чрезвычайно важно почувствовать поддержку и одобрение взрослого.

Я никогда не тороплю такого ребенка, даю ему время присмотреться, адаптироваться  в воде, поиграть с ней, почувствовать удовольствие от процесса купания. На первых порах поддерживаю при выполнении сложных для него упражнений.

    Чрезвычайно благотворно на детей действует похвала.   Наблюдая  за детьми, я всегда нахожу повод похвалить, конечно, соблюдая при этом чувство меры. Иногда похвала это  всего лишь аванс будущих успехов ребенка.  Но она так его окрыляет!

    В работе с детьми с особенностями развития очень важно бывает вовремя поднять статус ребенка в глазах сверстников. Я обращаю внимание детей на его смелость, своеобразие и красоту выполняемых движений. Создаю тем самым  « ситуацию успеха».  Многократно проживая такие приятные моменты, ребенок начинает проявлять активность, инициативу и самостоятельность, стремление достигать в деятельности наилучших результатов.

    Считаю,  что в формировании детской субъектности  важную роль играет эффективное взаимодействие взрослых  участников образовательных отношений: педагогов и родителей. Например, я  похвалила ребенка за какое – то его  личное достижение на занятии плаванием. Обязательно сообщу об этом воспитателю, который всегда найдет время поинтересоваться у ребенка, за что его похвалили в бассейне, предложит ему рассказать о своем успехе дома родителям. В результате моя похвала превращается в механизм, запускающий речевую активность ребенка.

При этом он не просто констатирует произошедшее, но и эмоционально соотносится  к этому событию,  используя в своей речи  разные формы – рассуждения: объяснение, аргументацию, речевое планирование.

    Благоприятным фактором коррекции  развития считаю посещение  ребенка с ОВЗ группы общеразвивающей направленности.  Часто на занятии я наблюдаю,  как более успешные здоровые дети поддерживают тех, кто слабее. Особенно приятно это видеть при проведении тематических развлечений и праздников на воде,

когда в процессе эстафет и игр – соревнований между детьми чувствуется взаимоподдержка и искреннее сопереживание успехам или возможным неудачам товарищей.   Конечно мне как педагогу, обучающему детей плаванию хочется, чтобы  каждый ребенок уходя в школу, умел плавать. В большинстве случаев так оно и получается. Но для детей с ОВЗ и инвалидностью ситуация может выглядеть и по-иному. Однако я уверена, что занятие плаванием в бассейне, несомненно, играют важную роль в формировании детской субъектности, а значит помогут детям с ОВЗ преодолеть свои проблемы и стать в будущем самодостаточными людьми, способными гибко адаптироваться в современном быстро меняющемся мире.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сибогатулина Н.И. КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Из опыта работы учителя технологии Сибогатулиной Н. И. "КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА...

Особенности профилактики девиантного поведения детей и подростков в процессе обучения и воспитания

О работе гимназической социально-психологической службы. Поводы для обращения в СПС. Основные задачи службы. Рекомендации учителям по выявлению, сопровождению и правильному общению с проблемными детьм...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

С целью подготовки специалиста, способного соста­вить конкуренцию на рынке труда, важно сформировать положительную мотивацию и перспективы таким об­разом, чтобы у него возникла позитивная установка на...

Формирование логического мышления и способы его выявления в процессе обучения экономики

Как выявить уровень логического мышления ребенка среднего или старшего школьного возраста? Почему его можно определить с помощью решения экономических задач? Ответ не совсем очевиден. Ведь экономика э...

Повышение эффективности формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии. (презентация)

Повышение эффективности формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии. Презентация прокта на конкура "Педагог года 2019"...

ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

raquo;. Важным элементом формирования универсальных учебных действий у обучающихся средствами иностранного языка в начальной школе, обеспечивающим его результативность, является умение младших школьн...