Задачи работы с детьми
статья на тему

Булгакова Елена Анатольевна

Этот материал предназначен для учителей-логопедов. В нём описаны задачи работы с детьми, направление работы для коррекции речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_raboty_s_detmi.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи работы с детьми

Развитие общей моторики:

- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить

и  удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).

- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно

воспроизводить серию движений).

- Совершенствовать ритмическое чувство.

- Совершенствовать пространственную организацию (гнозис).

- Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений

- Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку

- Статические упражнения с функциональными нагрузками

 - Совершенствование пространственной организации движений

Развитие мелкой моторики:

- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить

и  удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).

- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно

воспроизводить серию движений).

- Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно

- Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.

(пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой  и

конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).

- Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв.

- Формирование графомоторных навыков.

- Формирование различного вида захвата.

Артикуляционная моторика:

- Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

- Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

- Учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать

губы и язык в заданном положении.

- Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций

губ.

- Отрабатывать движение нижней губы вниз и обратно в исходное положение.

 - Отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений

-  Отрабатывать движение верхней губы вниз и обратно в исходное положение.

- Развивать мышечную силу и подвижность губ.

- Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. Способствовать

растяжке подъязычной связки.

-  Отрабатывать движения языка вверх , развивая его подвижность. Способствовать

растяжке подъязычной связки.

- Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

- Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.

- Расслаблять мышцы языка путём самомассажа  (пошлёпывания губами). Учить

удерживать язык распластанным, широким.

- Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.

- Преодолевать  спастичность языка путём самомассажа (покусывания  боковых  краёв

языка ), способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам.

- Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении,

лежащим на нижней губе.

- Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе.

- Учить удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих

 звуков (за нижними зубами).

- Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

- Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой

для звука « р».

- Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к вибрации, растягивать

 подъязычную связку.

- Отрабатывать вибрацию губ и языка, развивать силу выдоха.

- Учить делать язык узким и удерживать его в таком положении.

- Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность.

- Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов

артикуляционного аппарата: точность движения, плавность и лёгкость, без подёргивания, дрожания, синкинезий, устойчивости конечного результата, плавного

 переключения с одного  движения к другому.

- Активизировать мышцы мягкого нёба.

- Стимулировать движения нижней челюсти.

- Развивать мимико-артикуляционные мышцы, жевательно-артикуляционные мышцы.

- Развивать подвижность переднее-средней и задней части спинки языка.

- Упражнения для стимуляции кончика языка (вне ротовой полости)

- Упражнения для развития точности движений кончика языка

- Формировать навык создавать и удерживать язык в форме «чашечки» в ротовой полости

- Отрабатывать силу выдыхаемой воздушной струи при созданной артикуляционной позе «чашечка» (упр. «дуем на чашечку»)

- Отрабатывать подвижность языка и вырабатывать качественную длительную вибрацию, необходимую для звука « р».

Общие речевые навыки:

- Воспитание длительного  ротового выдоха.

- Отработка слитности нескольких гласных.

- Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса )

- Воспитание правильного темпа и ритма речи.

- Воспитание интонационной выразительности речи.

- Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.

- Развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей.

- Учить выразительно читать стихи, используя  естественные логические паузы,

ударения, передавая своё отношение к окружающему.

- Формирование умения произвольно принимать мимические позы (удивление,

радость, испуг, грусть, сердитое лицо).

- Расслаблять мышцы лицевой мускулатуры путём самомассажа.

- Постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного ротового                              выдоха.

- Работа над интонационной выразительностью речи: ритмические упражнения, различение видов интонации в импрессивной речи

- Дифференциация носового и ротового выдоха; формирование умения сочетать фиксированный

   и форсированный выдохи.

 - Формирование речевого дыхания (распределение выдоха и добор воздуха в процессе речи).

- Совершенствование символического праксиса

Фонематические процессы:

- Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.

-Формирование умения  различать слоги со сходными звуками.

- Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.

- Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

- Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях,

    словах,  слогах, изолированно.

- Учить подбирать слова  близкие по звучанию и смыслу.

- Дифференциация звуков, близких по акустическим признакам.

- Дифференциация звуков, близких по артикуляционным признакам.

- Дифференциация неречевых звуков.

- Работа над пониманием смыслоразличительной функции фонемы в словах-паронимах.

- Закрепление навыка определения позиции звука в слове.

- Закрепление навыка выделения первого звука в слове.

- Закрепление навыка  определения последнего звука в слове.

- Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.

- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.

 - Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.

- Формирование умения выделять предложения из текста.

 - Формирование умения выделять слова из предложения.

- Опознание звуков речи – восприятие устной речи на сенсо-моторном уровне

- Развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование чёткого акустического образа звука)

- Формирование умения определять количество и последовательность слов в предложении

- Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произносимых звуков

- Формирование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения

- Совершенствование умения составлять слова из последовательно произносимых звуков (слова из 4 звуков)

Лексика.

- Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение.

- Формирование глагольного  словаря: активное усвоение инфинитива,

вопросительного и повелительного наклонения глаголов.

- Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.

- Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение

(там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо,

плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.).

- Накопление семантико-синтактических валентностей и связей слов по лексическим темам.

- Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов.

- Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года)

- Совершенствовать умение  подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы.

Грамматический строй речи:

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Образование множественного числа существительных.

- Согласование притяжательных местоимений с существительными.

- Практическое  употребление  в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над.

- Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.

- Употребление приставочных глаголов.

- Согласование числительных и существительных в ед. числе, мн. числе.

- Образование сравнительной степени прилагательных.

- Образование наречий от прилагательных.

- Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

- Образование относительных прилагательных.

- Образование притяжательных прилагательных.

- Закрепление способов образования новых слов путём сложения основ.

- Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.

- Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов,

Составление предложений сданными словами.

Связная речь:

- Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

- Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстра-

ции действий.

- Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам.

- Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.

- Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений,

обстоятельств, однородных слов.

- Работа над распространением предложений с помощью дополнений.

- Работа над распространением предложений с помощью определений.

- Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений.

 - Работа над распространением предложений с помощью обстоятельств, однородных слов.

 - Составление различных типов сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.

 - Работа над пересказом текста с помощью опорных карточек и схем.

- Формирование и  закрепление  умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану.

- Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине.

- Формирование умения составлять  рассказы  по серии картин.

- Закрепление умения составления рассказов по серии картин, сюжетной картине.

- Обучение составлению рассказов из личного опыта и творческих рассказов.

- Работа над пересказом текста с помощью опорных карточек и схем.

- Формирование и  закрепление  умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану.

ВПФ

- Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»

- Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок

- Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам)

Слоговая структура

- Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)

- Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова

- Работа над двухсложными словами без стечения согласных

- Работа над трёхсложными словами без стечения согласных

- Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок

- Формирование умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.

- Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений

Звукопроизношение

Автоматизация [Ш] [Ж],  дифференциация [С-Ш] [З-Ж] в связной речи

Автоматизация [Щ] [Ч] в речи

Постановка [Л], автоматизация

Постановка [Р], автоматизация

- Дифференциация [С’-Ч]

- Постановка звука [Л], автоматизация

- Постановка звука [Л’]

- Постановка звука [Ч], автоматизация

- Постановка звука [Р’]

- Автоматизация свистящих и шипящих звуков в связной речи

- Уточнение артикуляционного и акустического образа  звука «Ц», автоматизация

- Дифференциация [С-Ц]

- Автоматизация  звука [Щ] в начале слов

- Дифференциация [Щ-Т’]

- Автоматизация [Р]

- Автоматизация [Р’]

- Автоматизация [Ш] [Ж] в связной речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Статья «Задачи курса Социально-бытовая ориентировка в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (слабовидящие школьники)»

В контексте формирования личности ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, успешная социализация возможна при условии целенаправленного воспитания и обучения, обеспечивающих адаптацию и...

Инновационный педагогический проект "Применение проектных задач в работе с детьми с ОВЗ"

Данный инновационный педагогический проект представляет собой описание организационно – педагогических условий  использования системы проектных задач, как средства формирования универсальны...

Раздел 2.4. Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...

2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ, ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

В творческом объединении «Мастерица» с 2019 по 2024 годы дети с ОВЗ, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации не обучаются....

2.4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ, ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

в объединении «Алдын-Сай» учебных годах не обучались дети с ОВЗ, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации...