Задачи работы с детьми
статья на тему
Этот материал предназначен для учителей-логопедов. В нём описаны задачи работы с детьми, направление работы для коррекции речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_raboty_s_detmi.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи работы с детьми
Развитие общей моторики:
- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить
и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).
- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно
воспроизводить серию движений).
- Совершенствовать ритмическое чувство.
- Совершенствовать пространственную организацию (гнозис).
- Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений
- Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку
- Статические упражнения с функциональными нагрузками
- Совершенствование пространственной организации движений
Развитие мелкой моторики:
- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить
и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).
- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно
воспроизводить серию движений).
- Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно
- Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.
(пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и
конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).
- Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв.
- Формирование графомоторных навыков.
- Формирование различного вида захвата.
Артикуляционная моторика:
- Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;
- Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;
- Учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать
губы и язык в заданном положении.
- Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций
губ.
- Отрабатывать движение нижней губы вниз и обратно в исходное положение.
- Отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений
- Отрабатывать движение верхней губы вниз и обратно в исходное положение.
- Развивать мышечную силу и подвижность губ.
- Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. Способствовать
растяжке подъязычной связки.
- Отрабатывать движения языка вверх , развивая его подвижность. Способствовать
растяжке подъязычной связки.
- Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
- Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.
- Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить
удерживать язык распластанным, широким.
- Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.
- Преодолевать спастичность языка путём самомассажа (покусывания боковых краёв
языка ), способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам.
- Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении,
лежащим на нижней губе.
- Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе.
- Учить удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих
звуков (за нижними зубами).
- Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
- Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой
для звука « р».
- Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к вибрации, растягивать
подъязычную связку.
- Отрабатывать вибрацию губ и языка, развивать силу выдоха.
- Учить делать язык узким и удерживать его в таком положении.
- Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность.
- Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов
артикуляционного аппарата: точность движения, плавность и лёгкость, без подёргивания, дрожания, синкинезий, устойчивости конечного результата, плавного
переключения с одного движения к другому.
- Активизировать мышцы мягкого нёба.
- Стимулировать движения нижней челюсти.
- Развивать мимико-артикуляционные мышцы, жевательно-артикуляционные мышцы.
- Развивать подвижность переднее-средней и задней части спинки языка.
- Упражнения для стимуляции кончика языка (вне ротовой полости)
- Упражнения для развития точности движений кончика языка
- Формировать навык создавать и удерживать язык в форме «чашечки» в ротовой полости
- Отрабатывать силу выдыхаемой воздушной струи при созданной артикуляционной позе «чашечка» (упр. «дуем на чашечку»)
- Отрабатывать подвижность языка и вырабатывать качественную длительную вибрацию, необходимую для звука « р».
Общие речевые навыки:
- Воспитание длительного ротового выдоха.
- Отработка слитности нескольких гласных.
- Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса )
- Воспитание правильного темпа и ритма речи.
- Воспитание интонационной выразительности речи.
- Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.
- Развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей.
- Учить выразительно читать стихи, используя естественные логические паузы,
ударения, передавая своё отношение к окружающему.
- Формирование умения произвольно принимать мимические позы (удивление,
радость, испуг, грусть, сердитое лицо).
- Расслаблять мышцы лицевой мускулатуры путём самомассажа.
- Постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
- Работа над интонационной выразительностью речи: ритмические упражнения, различение видов интонации в импрессивной речи
- Дифференциация носового и ротового выдоха; формирование умения сочетать фиксированный
и форсированный выдохи.
- Формирование речевого дыхания (распределение выдоха и добор воздуха в процессе речи).
- Совершенствование символического праксиса
Фонематические процессы:
- Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.
-Формирование умения различать слоги со сходными звуками.
- Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.
- Формирование умения подбирать слова на заданный звук.
- Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях,
словах, слогах, изолированно.
- Учить подбирать слова близкие по звучанию и смыслу.
- Дифференциация звуков, близких по акустическим признакам.
- Дифференциация звуков, близких по артикуляционным признакам.
- Дифференциация неречевых звуков.
- Работа над пониманием смыслоразличительной функции фонемы в словах-паронимах.
- Закрепление навыка определения позиции звука в слове.
- Закрепление навыка выделения первого звука в слове.
- Закрепление навыка определения последнего звука в слове.
- Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.
- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.
- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.
- Формирование умения выделять предложения из текста.
- Формирование умения выделять слова из предложения.
- Опознание звуков речи – восприятие устной речи на сенсо-моторном уровне
- Развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование чёткого акустического образа звука)
- Формирование умения определять количество и последовательность слов в предложении
- Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произносимых звуков
- Формирование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения
- Совершенствование умения составлять слова из последовательно произносимых звуков (слова из 4 звуков)
Лексика.
- Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение.
- Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива,
вопросительного и повелительного наклонения глаголов.
- Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.
- Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение
(там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо,
плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.).
- Накопление семантико-синтактических валентностей и связей слов по лексическим темам.
- Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов.
- Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года)
- Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы.
Грамматический строй речи:
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Образование множественного числа существительных.
- Согласование притяжательных местоимений с существительными.
- Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над.
- Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.
- Употребление приставочных глаголов.
- Согласование числительных и существительных в ед. числе, мн. числе.
- Образование сравнительной степени прилагательных.
- Образование наречий от прилагательных.
- Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
- Образование относительных прилагательных.
- Образование притяжательных прилагательных.
- Закрепление способов образования новых слов путём сложения основ.
- Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.
- Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов,
Составление предложений сданными словами.
Связная речь:
- Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
- Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстра-
ции действий.
- Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам.
- Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.
- Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений,
обстоятельств, однородных слов.
- Работа над распространением предложений с помощью дополнений.
- Работа над распространением предложений с помощью определений.
- Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений.
- Работа над распространением предложений с помощью обстоятельств, однородных слов.
- Составление различных типов сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.
- Работа над пересказом текста с помощью опорных карточек и схем.
- Формирование и закрепление умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану.
- Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине.
- Формирование умения составлять рассказы по серии картин.
- Закрепление умения составления рассказов по серии картин, сюжетной картине.
- Обучение составлению рассказов из личного опыта и творческих рассказов.
- Работа над пересказом текста с помощью опорных карточек и схем.
- Формирование и закрепление умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану.
ВПФ
- Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»
- Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок
- Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам)
Слоговая структура
- Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)
- Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова
- Работа над двухсложными словами без стечения согласных
- Работа над трёхсложными словами без стечения согласных
- Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок
- Формирование умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.
- Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений
Звукопроизношение
Автоматизация [Ш] [Ж], дифференциация [С-Ш] [З-Ж] в связной речи
Автоматизация [Щ] [Ч] в речи
Постановка [Л], автоматизация
Постановка [Р], автоматизация
- Дифференциация [С’-Ч]
- Постановка звука [Л], автоматизация
- Постановка звука [Л’]
- Постановка звука [Ч], автоматизация
- Постановка звука [Р’]
- Автоматизация свистящих и шипящих звуков в связной речи
- Уточнение артикуляционного и акустического образа звука «Ц», автоматизация
- Дифференциация [С-Ц]
- Автоматизация звука [Щ] в начале слов
- Дифференциация [Щ-Т’]
- Автоматизация [Р]
- Автоматизация [Р’]
- Автоматизация [Ш] [Ж] в связной речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
4.2. Работа с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением (далее-сложные дети)
Справка, копии дипломов...
Статья «Задачи курса Социально-бытовая ориентировка в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (слабовидящие школьники)»
В контексте формирования личности ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, успешная социализация возможна при условии целенаправленного воспитания и обучения, обеспечивающих адаптацию и...
Инновационный педагогический проект "Применение проектных задач в работе с детьми с ОВЗ"
Данный инновационный педагогический проект представляет собой описание организационно – педагогических условий использования системы проектных задач, как средства формирования универсальны...
Раздел 2.4. Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...
2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ, ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
В творческом объединении «Мастерица» с 2019 по 2024 годы дети с ОВЗ, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации не обучаются....
2.4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ, ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
в объединении «Алдын-Сай» учебных годах не обучались дети с ОВЗ, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации...