Статья «Задачи курса Социально-бытовая ориентировка в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (слабовидящие школьники)»
статья
В контексте формирования личности ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, успешная социализация возможна при условии целенаправленного воспитания и обучения, обеспечивающих адаптацию и подготовку к самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В контексте формирования личности ребенка, имеющего особые возможности здоровья (зрительные нарушения) успешная социализация возможна при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.
Целью внеурочной деятельности (социальное направление) является развитие социальной компетентности у детей с нарушениями зрения и подготовка учеников к самостоятельной жизни. Задачей социально-бытовой деятельности является формирование прочных знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями учебного процесса и научно-технического прогресса, правилами этики и нормами поведения в современном обществе. Для социализации учащихся, имеющих различные нарушения зрения необходим определенный уровень сформированности коммуникативных умений и навыков. Дети со зрительными нарушениями испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения в силу неполноценности развития сенсорной и познавательной деятельности, обусловленной наличием зрительных дефектов. Коррекционной задачей курса социально-бытовая ориентировка является формирование, развитие и совершенствование навыков коммуникативной деятельности, коррекция поведенческих и личностных особенностей детей с нарушениями зрения.
Задачи курса:
- формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
- формирование навыков культуры поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации; - развитие коммуникативных умений и навыков и коммуникативных функций речи, как непременное условие социальной адаптации детей с нарушениями зрения; - освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков; - развитие умений, необходимых учащимся для осуществления их жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
- повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
- воспитание позитивных качеств личности.
Основными принципами организации коррекционно-образовательного процесса являются: система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения; учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения; соблюдение дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей; дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира; создание и обеспечение оптимальных офтальмо-гигиенических условий в учебных классах с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка;
Характерными особенностями учебного предмета являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Коррекционная направленность реализации курса СБО обеспечивается через создание условий для успешной социальной адаптации, всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и использование в образовательном процессе специальных методов и приемов (наглядно-демонстрационные: наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты; словесные; разнообразные по форме практические упражнения и задания, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез и т.д.).
Коррекционные задачи программы:
1.Совершенствование познавательной деятельности: обогащение знаний и представлений об окружающей действительности, преодоление вербализма знаний.
2. Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия, внимания, памяти, речи).
3.Развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков.
4.Коррекция личностных и поведенческих особенностей детей с ОВЗ.
Создание специальных условий обучения:
1.Соблюдение офтальмо-гигиенических требований для ОУ IV вида.
2.Соблюдение режима зрительных нагрузок согласно рекомендациям врача-офтальмолога.
3.Смена зрительных режимов (ближнего и дальнего) с целью профилактики и предупреждения зрительного утомления.
4.Проведение зрительной гимнастики.
5.Использование необходимых средств оптической коррекции.
6.Использование индивидуального раздаточного материала для учащихся с разной степенью нарушений зрения (увеличение шрифта, контрастность).
7.Использование различных наглядных пособий, соответствующих офтальмо-гигиеническим требованиям: рельефных, силуэтных, с выделенным контуром.
8.Увеличение масштаба предъявляемых изображений: таблиц, схем, текстов (инструкции, памятки).
В вопросе сохранения работоспособности и укрепления физического здоровья важен учёт физиологических особенностей школьника, состояние его здоровья, соблюдение санитарно-гигиенических требований и применение в работе и обучении школьников современных здоровьесберегающих технологий. Необходимо дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление. Это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряжённой работе. Снизить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Этому в значительной степени способствует смена видов деятельности, двигательная активность: различные варианты физкультминуток, динамических пауз, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, положительный эмоционально-психологический климат.
Основные содержательные линии курса СБО выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал курса расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем. Большое значение имеют разделы, направленные на ознакомление с различными предприятиями, организациями и учреждениями и на формирование у обучающихся умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, транспорта. Кроме того, разделы курса способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. Курс СБО изучается в начальной школе с 1 по 4 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др. Результаты освоения курса фиксируются в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, экскурсий, обобщающих уроков, практических работ. Занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей ребенка и его возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Основные принципы организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно - развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, со...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей переферического речевого аппарата. Логопедический массаж предста...
Роль учителя-дефектолога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обучающимися в общеобразовательной школе.
Учитель-дефектолог сопровождает детей на начальном этапе школьного обучения, целью его деятельности является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся, испытывающих трудности в обуч...
Особенности построения работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях логопедической группы.
Систематическая комплексная коррекционная работа и работа по изодеятельности является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок ...
Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В статье перечислены основные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности. Описываются основные направления работы по коррекции психических проце...
Статья "СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ"
Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным эт...