"Словарная работа на внеклассном чтении"
методическая разработка на тему
Методика словарной работы на занятиях и уроках чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnaya_rabota_na_vneklassnom_chtenii.docx | 24.34 КБ |
slovarnaya_rabota_na_vneklassnom_chtenii.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»
«Словарная работа на внеклассном чтении»
Кулишова Н.Б., воспитатель
Словарная работа — это органическая часть всех видов занятий над текстом, направленная на решение следующих задач:
-осознание учащимися сюжетно -событийной и идейно-художественных сторон читаемых произведений через раскрытие значений слов, выражений, фраз;
-систематическое накопление и обогащение словарного запаса в речи школьников через организацию расширенной речевой деятельности;
-развитие разговорной и связной описательно-повествовательной речи для сознательного самостоятельного чтения и свободного непосредственного и опосредованного общения с окружающими людьми.
Формирование лексики у глухих детей остаётся и будет оставаться одной из важнейших задач для педагога коррекционной школы. Работая с глухими детьми, мы убеждаемся, что дети имеют очень ограниченный словарный запас. Они пользуются в своей речи практически одними и теми же словами и часто используют хорошо знакомое им слово в неподходящей ситуации. Глухие и слабослышащие дети в своих сообщениях называют в основном предметы и некоторые действия, используя для этого имена существительные и крайне ограниченный ряд глаголов. А чтобы слово было понятно и правильно использовано в речи глухого ребёнка, он должен понимать лексическое значение данного слова и уметь его использовать в различных синтаксических конструкциях (формы слова, словосочетания, предложения, небольшие тексты). Для этого нужна целенаправленная коррекционная работа и соответствующие коррекционно-методические приёмы.
Коррекционная работа на внеклассном чтении включает в себя следующие направления:
-уточнение имеющегося словарного запаса у глухих детей;
-активизация и обогащение словаря через обучение различны способам словообразования;
-формирование и расширение семантических полей значений слов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
-развитие валентности слов — способности слов сочетаться в тексте с другими языковыми единицами, прежде всего с другими словами.
Методика работы .
1.После чтения текста, разбора его содержания и ответа на вопросы выделяем главное слово.
2.Подбираем к слову однокоренные слова .
3.Развиваем функцию словоизменения (один-много).
4.Подбор к главному слову прилагательных из текста и прилагательных, которые назовут дети ( какой?).
5.Подбор слов-антонимов.
6.Развиваем функцию словоизменения (подбор к главному слову глаголов из текста и глаголов, которые назовут дети ( что делает?).
7.Составление предложений из перечня заданных слов ( работа с деформированным текстом).
8.Расширение понятий посредством составления различных словосочетаний .
9.Составление коротких текстов с использованием накопленного словаря.
10. Пересказ текста.
Таким образом, проводимая коррекционная работа по формированию семантических полей на занятиях внеклассного чтения позволяет достичь следующих результатов.
-увеличивается активный словарный запас у детей;
-у учащихся с нарушением слуха формируется познавательный интерес;
-появляется способность к пониманию синтаксических связей;
-формируется умение составлять короткие тексты и умение их пересказывать;
-осуществляется поэтапная подготовка детей к изучению курса русского языка.
Требования к словарной работе:
-словарную работу необходимо планировать при подготовке к изучению темы(раздела) и к отдельному занятию;
-определять место и назначение словарной работы на разных этапах изучения , приёмы объяснения и закрепления словаря;
-в первую очередь в словарную работу включаются слова без которых не может быть понято содержание текста;
-количество слов для словарной работы должно быть умеренным, чтобы иметь возможность не только раскрыть его лексическое значение, но и провести упражнения по закреплению его в речевой практике, не снижая образовательно-воспитательный эффект занятия;
-словарная работа может проводится при подготовке к чтению, в процессе чтения и разбора текста, при воспроизведении и обобщении прочитанного;
-при проведении словарной работы необходимо стимулировать познавательную активность уч-ся, привлекать их к осмыслению слов в контексте, к другим приёмам объяснения.
Приемы словарной работы :
-показ конкретного предмета;
-показ картинки, модели с изображением предмета, по картинке можно показать,
некоторые действия;
-вербальные приёмы: подбор синонимов, слов, близких по значению;
-перефраз - замена слова или выражения объяснением, состоящим из знакомых слов;
-для развития умения догадываться о значении слова важно научить детей определять значение слова на основе контекста и состава слова. Поэтому педагог нередко обращает внимание детей на состав слова;
-выражения и слова, употребляемые в тексте в переносном значении, объясняются двумя способами: перефраз и показ картинки.
Для закрепления и активизации словарного запаса используются различные формы работы:
1)устные и письменные задания:
-«Найди и прочитай отрывок».
-«Какими словами автор описывает ...»?
-«Выбери из текста слова, которые говорят о…»
-«Ответы на вопросы»( с использованием нового слова или словосочетания).
-«3адай вопрос», «Спроси» ( с использованием новых слов).
2)Словарно-стилистические упражнения(используются на разных этапах работы с текстом):
-«Дополните словосочетания»;
-«Дополните предложение( по вопросам и без них) ;
-«Составьте предложения с новыми словами;
-«Скажите по-другому»;
-«Выберите из текста слова о ...»;
-«Прочитайте слова, фразы передающие радость (горе, удивление и т. д.);
-« Найдите описание времени года и т.д.»;
-«Объясните словосочетание(предложение). Как вы это понимаете?;
-«Какие слова можно употребить вместо слова «...»?;
-«Вставьте в предложение нужные слова»;
- «Расскажите о...,употребляя слова... ( на доске выписаны опорные слова;3)-3)Ответьте на вопрос, используя образец»
-Мне нравится рассказ, потому что ...»;
-«Мне понравился … ,потому что...»;
-«Перескажите текст по опорным словам»;
-«Объясните смысл предложения ....»;
-«Скажите своими словами ;
4)Распространение предложений.
Новый словарный запас активизируется в речи школьников при выполнении заданий по связному изложению прочитанного или творческому дополнению его.
Литература
Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М. : Совет. спорт, 2004. – 304 с. – (Золотые страницы сурдопедагогики).
Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных заведений : учеб. пособие для вузов. - М. : Аcademia, 2000. - 200 с.
Красильникова О. А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха : Учеб. пособие. - М. : Аcademia, 2005. - 271 с. - (Высшее профессиональное образование).
Носкова Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для вузов / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2004. - 344 с. - (Коррекционная педагогика).
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»
«Словарная работа на внеклассном чтении»
Кулишова Н.Б., воспитатель
Словарная работа — это органическая часть всех видов занятий над текстом, направленная на решение следующих задач:
-осознание учащимися сюжетно -событийной и идейно-художественных сторон читаемых произведений через раскрытие значений слов, выражений, фраз;
-систематическое накопление и обогащение словарного запаса в речи школьников через организацию расширенной речевой деятельности;
-развитие разговорной и связной описательно-повествовательной речи для сознательного самостоятельного чтения и свободного непосредственного и опосредованного общения с окружающими людьми.
Формирование лексики у глухих детей остаётся и будет оставаться одной из важнейших задач для педагога коррекционной школы. Работая с глухими детьми, мы убеждаемся, что дети имеют очень ограниченный словарный запас. Они пользуются в своей речи практически одними и теми же словами и часто используют хорошо знакомое им слово в неподходящей ситуации. Глухие и слабослышащие дети в своих сообщениях называют в основном предметы и некоторые действия, используя для этого имена существительные и крайне ограниченный ряд глаголов. А чтобы слово было понятно и правильно использовано в речи глухого ребёнка, он должен понимать лексическое значение данного слова и уметь его использовать в различных синтаксических конструкциях (формы слова, словосочетания, предложения, небольшие тексты). Для этого нужна целенаправленная коррекционная работа и соответствующие коррекционно-методические приёмы.
Коррекционная работа на внеклассном чтении включает в себя следующие направления:
-уточнение имеющегося словарного запаса у глухих детей;
-активизация и обогащение словаря через обучение различны способам словообразования;
-формирование и расширение семантических полей значений слов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
-развитие валентности слов — способности слов сочетаться в тексте с другими языковыми единицами, прежде всего с другими словами.
Методика работы .
1.После чтения текста, разбора его содержания и ответа на вопросы выделяем главное слово.
2.Подбираем к слову однокоренные слова .
3.Развиваем функцию словоизменения (один-много).
4.Подбор к главному слову прилагательных из текста и прилагательных, которые назовут дети ( какой?).
5.Подбор слов-антонимов.
6.Развиваем функцию словоизменения (подбор к главному слову глаголов из текста и глаголов, которые назовут дети ( что делает?).
7.Составление предложений из перечня заданных слов ( работа с деформированным текстом).
8.Расширение понятий посредством составления различных словосочетаний .
9.Составление коротких текстов с использованием накопленного словаря.
10. Пересказ текста.
Таким образом, проводимая коррекционная работа по формированию семантических полей на занятиях внеклассного чтения позволяет достичь следующих результатов.
-увеличивается активный словарный запас у детей;
-у учащихся с нарушением слуха формируется познавательный интерес;
-появляется способность к пониманию синтаксических связей;
-формируется умение составлять короткие тексты и умение их пересказывать;
-осуществляется поэтапная подготовка детей к изучению курса русского языка.
Требования к словарной работе:
-словарную работу необходимо планировать при подготовке к изучению темы(раздела) и к отдельному занятию;
-определять место и назначение словарной работы на разных этапах изучения , приёмы объяснения и закрепления словаря;
-в первую очередь в словарную работу включаются слова без которых не может быть понято содержание текста;
-количество слов для словарной работы должно быть умеренным, чтобы иметь возможность не только раскрыть его лексическое значение, но и провести упражнения по закреплению его в речевой практике, не снижая образовательно-воспитательный эффект занятия;
-словарная работа может проводится при подготовке к чтению, в процессе чтения и разбора текста, при воспроизведении и обобщении прочитанного;
-при проведении словарной работы необходимо стимулировать познавательную активность уч-ся, привлекать их к осмыслению слов в контексте, к другим приёмам объяснения.
Приемы словарной работы :
-показ конкретного предмета;
-показ картинки, модели с изображением предмета, по картинке можно показать,
некоторые действия;
-вербальные приёмы: подбор синонимов, слов, близких по значению;
-перефраз - замена слова или выражения объяснением, состоящим из знакомых слов;
-для развития умения догадываться о значении слова важно научить детей определять значение слова на основе контекста и состава слова. Поэтому педагог нередко обращает внимание детей на состав слова;
-выражения и слова, употребляемые в тексте в переносном значении, объясняются двумя способами: перефраз и показ картинки.
Для закрепления и активизации словарного запаса используются различные формы работы:
1)устные и письменные задания:
-«Найди и прочитай отрывок».
-«Какими словами автор описывает ...»?
-«Выбери из текста слова, которые говорят о…»
-«Ответы на вопросы»( с использованием нового слова или словосочетания).
-«3адай вопрос», «Спроси» ( с использованием новых слов).
2)Словарно-стилистические упражнения(используются на разных этапах работы с текстом):
-«Дополните словосочетания»;
-«Дополните предложение( по вопросам и без них) ;
-«Составьте предложения с новыми словами;
-«Скажите по-другому»;
-«Выберите из текста слова о ...»;
-«Прочитайте слова, фразы передающие радость (горе, удивление и т. д.);
-« Найдите описание времени года и т.д.»;
-«Объясните словосочетание(предложение). Как вы это понимаете?;
-«Какие слова можно употребить вместо слова «...»?;
-«Вставьте в предложение нужные слова»;
- «Расскажите о...,употребляя слова... ( на доске выписаны опорные слова;3)-3)Ответьте на вопрос, используя образец»
-Мне нравится рассказ, потому что ...»;
-«Мне понравился … ,потому что...»;
-«Перескажите текст по опорным словам»;
-«Объясните смысл предложения ....»;
-«Скажите своими словами ;
4)Распространение предложений.
Новый словарный запас активизируется в речи школьников при выполнении заданий по связному изложению прочитанного или творческому дополнению его.
Литература
Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М. : Совет. спорт, 2004. – 304 с. – (Золотые страницы сурдопедагогики).
Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных заведений : учеб. пособие для вузов. - М. : Аcademia, 2000. - 200 с.
Красильникова О. А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха : Учеб. пособие. - М. : Аcademia, 2005. - 271 с. - (Высшее профессиональное образование).
Носкова Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для вузов / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2004. - 344 с. - (Коррекционная педагогика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"И душа становится светлее..." Статья о системе внеклассного чтения - из опыта работы
Статья посвящена нравственному воспитанию школьников и развитию языковой личности на уроках литературы, также в статье приведены отрывки их творческих работ учащихся ...
Словарная работа на уроках чтения
Словарная работа-система работы по обогащению и развитию речи детей на уроках чтения в коррекционной школе....
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
«Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Словарная работа - это основа, фундамент всей работы по развитию речи учащихся....
Словарная работа. Словарная игра "Прятки".
Развитие орфографической зоркости.Повторение орфографии.Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Правила игры "Прятки". Ваши слова перемешиваются со случайными словами 1 к 4. Ученики должны найти и выделить ...
Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся
Мастер-класс о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...
Виды работы со словарными словами на уроках чтения
Словарная работа на уроках чтения...