Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ
статья на тему
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Основной смысл работы воспитателя состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт. Педагог должен направить деятельность воспитанников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detey_s_ovz.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Духовно-нравственное воспитание
детей с ОВЗ
Воспитатель: Тарасюк Н.А.
2018
Тема духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна. Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими. Поэтому умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.
Духовно-нравственное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения воспитанников, соответствовали по содержанию основным нормам морали.
Основной смысл работы воспитателя состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт. Педагог должен направить деятельность воспитанников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности воспитанника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Перед педагогом стоят следующие задачи:
- воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение воспитанников в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
- воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро);
- создание условий для восприятия целостной картины мира;
- формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
- формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
- организация внеурочной деятельности;
- организация профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
- создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
- создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника;
- ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.
- укрепление взаимодействия семьи и ОО через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. Окунаясь в общение во время обучения со сверстниками, мировоззрение их расширяется, и задача воспитателя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными воспитанниками.
Перед воспитателем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого воспитанника в практическую общественную, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей воспитателя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
Основная задача воспитателя – создать условия для развития физических и духовных сил воспитанников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.
Направления работы воспитателя по духовно-нравственному воспитанию:
Духовно-нравственная, патриотическая деятельность
Духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и что немаловажно приносит детям радость.
Трудовая и общественно-полезная деятельность
Воспитание положительного отношения к труду. Развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики.
Дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников, серии воспитательных часов «В мире профессий»,
Художественно-эстетическая деятельность
Развитие у воспитанников способностей, умений и навыков в художественной деятельности. Приобщение к культурным ценностям и традициям. Формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности.
Организация и проведение общешкольных праздников: «День Знаний», «Осенний бал», «Новогодний карнавал», «Проводы зимы». Обогащение духовной культуры через тематические праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха» помогают реализовывать цель – быть милосердными к людям.
Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей. Профилактика табакокурения и наркомании.
Участие в выставках поделок и конкурсах различных уровней
Формирование культуры семейных отношений. Развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид).
Деятельность в области формирования правовой культуры
Знакомство с законами РФ и правовыми документами. Воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности. Изучение обязанностей и прав воспитанников и граждан РФ. Формирование толерантности.
Экологическая деятельность
Формирование экологической культуры. Воспитание уважения к природе и природным богатствам Родины. Обучение экономичному использованию природных ресурсов.
Профориентационная деятельность
Формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников. Построение профессиональной и личной перспективы.
ВЫВОД:
Работа по духовно-нравственному развитию воспитанников должна быть системной. Воспитательная работа – дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если воспитатель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать воспитанникам. Нельзя ожидать результатов сию минуту.
Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"
Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.
Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...