Игры на развитие фонематического восприятия
методическая разработка на тему
Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите для ребёнка процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем — чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь ребенку овладеть системой родного языка, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути к его преодолению. Рекомендуемые упражнения и игры помогут малышу освоить звуковую систему родного языка, подготовят ребёнка к усвоению элементов грамоты, письменной речи. Предложенные игры не только помогут подготовить ребёнка к усвоению элементов грамоты, но и сделают занятия увлекательными и интересными!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_ns_12.2018.docx | 34.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие фонематического восприятия
Фонема — это звук, фонематический слух — способность
различать и узнавать фонемы в словах (Д, 0, М), понимать смысл слов. Фонематические процессы - это фонематический слух, фонематическое восприятие и фонематические представления
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.
Ступени формирования фонематического восприятия - это овладение умением узнавать звук на фоне слова, выделять первый и последний звуки в слове, определять последовательность, качество и количество звуков в слове, определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
Этапы развития фонематического восприятия - развитие неречевого слуха, развитие речевого слуха, развитие навыка элементарных форм звукового анализа и синтеза, развитие сложных форм звукового анализа и синтеза.
Упражнения на развитие неречевого слуха:
- распознание звучащих инструментов;
- распознание звучащих предметов;
- распознание действий предметов.
Проводятся игры на узнавание голосов товарищей и голосов других людей,
мелодий.
Упражнения на развитие речевого слуха - это различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов, различение звуков по высоте, силе и тембру; различение слов близких по звуковому составу; дифференциация слогов и фонем.
Развитие навыка элементарных форм звукового анализа и синтеза включает:
Введение понятия звук.
Введение понятия «гласный звук».
Определение количества звуков в ряду гласных.
Определение места в ряду гласных (первый гласный, последний гласный, в середине слова – кит, дом, мак).
Дифференциацию понятий «гласный – согласный звук».
Выделение согласного звука в конце слова (порядок знакомства с согласными определяется появлением звуков в онтогенезе, их формированием в детской речи).
Выделение первого согласного звука из стечения согласных.
Анализ и синтез обратного слога – АП.
Анализ и синтез прямого слога – МА.
Определение первого согласного из слогослияния.
Развитие сложных форм звукового анализа и синтеза -
определение количества и последовательности звуков в слове, характеристики звуков.
Проявления нарушений фонематического восприятия проявляются:
• в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: В-
ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);
• в неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков - в словах;
• в невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с
определённым звуком.
При чтении наиболее типичны следующие ошибки:
• трудности слияния звуков в слоги и слова;
• взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков
(свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих);
• побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А);
• искажение слоговой структуры слов;
• слишком медленный темп чтения;
• нарушение понимания прочитанного.
Типичные недостатки письма:
• замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
• пропуски гласных;
• пропуски согласных в их стечении;
• слияние слов на письме;
• раздельное написание частей одного слова;
• пропуски, перестановки слогов;
• орфографические ошибки.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитое фонематическое восприятие – важный фактор становления речевой системы в целом
Игры на развитие фонематического восприятия
“Слово к картинке” Педагог показывает карточку с картинками. На каждой карточке 4 или 6 изображений. Учитель просит детей назвать предметы, названия которых начинаются с гласных звуков (каждый по своей карточке), с согласных, со звонких звуков и т.д.
“Выдели слово” Педагог предлагает детям хлопать в ладони, когда они услышат слова, в которых есть определенный звук. Например, звук [3]: зайка, мышка, кошка, замок, зонт...
“Цепочка слов” Ребенок определяет последний звук в этом слове и придумывает свое, начинающееся с этого звука и так все дети по очереди. Остальные ребята следят за тем, чтобы был правильно определен последний звук.
“Пирамида” Пирамида строится из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей, например: ма- ли-на; во второй ряд - из двух частей: ры-ба; в верхний - односложное слово: гусь.
«Кто внимательнее?» Педагог произносит 3-4 слова, 2 неправильно, и 1 правильно коска, кошга, кошка. Ребенок должен выбрать правильно произнесенное слово и самому произнести.
“Слово рассыпалось” Из отдельных букв слова, расположенных беспорядочно, собрать первоначальное слово. Например, “Винад” - (диван). “Собери слово”.
Эта игра подобна предыдущей, но собирать слово можно не из букв, а из слогов. Например “Босака” - (собака).
«Путаница» Детям читаются следующие шуточные предложения:
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Что перепутал поэт? Какие слова должны здесь быть?
«Математическая грамматика» Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.
Ход игры:
Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово.
Например: с + том - м + лиса - са + ца = ? (столица). Количество играющих: 1-2 человека и более. [3]
Лото «Читаем сами». Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН, развитие скорости чтения.
Ход игры: 1 вариант
Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.
2 вариант
Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.
Количество играющих: 1-8 человек (можно играть, группами).
«Речевое лото»
Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.
Ход игры:
Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.
Количество играющих: 1-18 человек (можно играть парами или группами).
«Рассели животных»
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.
Ход игры:
Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.
Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.
Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
«Собери цветок»
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.
Ход игры:
На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].
Количество играющих: 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
«Собери букет»
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р] — [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.
Ход игры:
Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую — со звуком [р]». (Розовая — [р], голубая — [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.
Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
«Волшебный круг»
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.
Ход игры:
- вариант
Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.
Например: мишка — мышка удочка — уточка мак — рак
коза — коса кит — кот
трава — дрова усы — уши
кадушка — катушка дом — дым
- вариант
Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог
(букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше — дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.
Количество играющих: 1-2 человека и более.
«Подбери похожие слова»
Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию.
“Какой инструмент звучит?”
Использовать можно такие инструменты: бубен, ксилофон, маракасы, треугольник, детские клавиши и т.п. Дети закрывают глаза, звучит инструмент. Дети открывают глаза и отгадывают, какой инструмент звучал.
“Запомни и воспроизведи”.
Отбивание ритмического рисунка на бубне, игра на губной гармошке (по звукам) и т.п.
“Кто это?”
Логопед держит в руках несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети отгадывают, кто это.
“Чей голосок?”
Водящий становится к классу спиной, а все учащиеся читают стихотворение хором, последнюю строчку произносит один из детей по указанию учителя. Если водящий угадывает его, указанный ученик становится водящим.
“Эхо”
Водящий или педагог произносит любое слово шепотом, дети должны его повторить.
«Где стучали?»
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: дети сидят с закрытыми глазами, а педагог или ведущий стучит чем
– нибудь в любом месте. Дети должны показать место, откуда слышался звук.
“Одними словами о разном”
Объяснить ребенку, что одни и те же слова могут звучать по разному и обозначать разное в зависимости от интонации, от смыслового ударения в предложении.
Например (голосом выделять выделенное слово): Рыжая кошка спит на окошке. Рыжая кошка спит на окошке. Рыжая кошка спит на окошке. Рыжая кошка спит на окошке.
Попросить ребенка объяснить, как меняется смысл фразы. Слышит ли он различия в предложениях. Пусть сам попробует поиграть с предложением.
Упражнения на развитие неречевого слуха:
«Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребёнку закрыть глаза И отгадать, что сейчас звучало.
«Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
«Волшебная палочка». Взяв карандаш ИЛИ любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и
т.д. Потом усложните задание — пусть ребёнок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
«Жмурки».
Ребёнку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
«Морзянка». Взрослый отстукивает ритм, ребенку нужно его воспроизвести. Со временем задание усложняется.
«Кто это?». Комарик звенит «333», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит
«ррр». Взрослый произносит звук, ребёнок отгадывает, кто его издаёт.
Упражнения на развитие речевого слуха:
«Инопланетяне». Взрослый произносит слоговую цепочку с разной интонацией и в разной последовательности, ребенку нужно повторить так же.
«Сложи звуки». Взрослый произносит отдельно ЗВУКИ А, М, ребенку нужно их
соединить в слог АМ.
«Назови как можно больше слов» - … которые начинаются на заданные звуки (А, О, М, И и. т. д);
- … которые заканчиваются звуками (А, К, Н, С);
- … в которых звуки ( А, М‚Н‚И) в середине слова.
- подбери слово, которое начинается на последний звук слов (ДЫМ‚ КОКОС,
ГРУША.
- подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний — Ш. (КАРАНДАШ,
КАМЫШ...)
«Составь предложение», в котором все слова начинались бы со звука "М". (Мама моет Мишу мочалкой.)
«Запомни и повтори». Взрослый произносит цепочку слов, ребенку нужно повторить их в той же последовательности.
«Слова длинные и короткие»
«Исправь ошибку». Взрослый специально произносит слова неправильно, ребенку надо их исправить (САПКА, СУБА. . .).
«Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и
называет их количество.
«Скажи наоборот». Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в
обратном порядке.
«Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребёнок должен хлопнуть, когда
услышит слово, начинающееся с заданного звука.
«Отгадай слово». Ребёнку предлагают слова с пропущенным звуком — их нужно отгадать.
Например, «из слов убежал звук «Л»» (...АМПА, МЫ...О, ...УК КУК...А‚ МАС...О)
«Будь внимателен». В3рослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребёнок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук [с].
«Отгадай загадку». Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-оттадке.
«Цепочка из слов». Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Например: ЛЕС— СОК—КОТ—ТАПКИ
«Внимательные глазки». Взрослый предлагает ребёнку в окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
«Подбери словечки». Ребёнку предлагают придумать и назвать слова, в названии которых есть заданный звук.
«Подружи звуки». Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребёнка назвать получившееся слово (слог). Например: [М], [А], [К] - МАК.
Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам : [М], а не ЭМ, [П], а не ПЭ!
Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите для ребёнка процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем —
чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и
продуктивно помочь ребенку овладеть системой родного языка, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений.
Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет
первым шагом на пути к его преодолению. Рекомендуемые упражнения и игры
помогут малышу освоить звуковую систему родного языка, подготовят ребёнка к усвоению элементов грамоты, письменной речи. Предложенные игры не только помогут подготовить ребёнка к усвоению элементов грамоты, но и сделают занятия увлекательными и интересными!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития фонематического восприятия
Игры для развития фонематического восприятия....
Игры для развития фонематического восприятия
В данном материале представлена мини-картотека игр на развитие фонематического восприятия. Можно использовать как логопедам, так и воспитателям и родителям....
Игры на развитие фонематического восприятия и развитие звукобуквенного анализа
Обучение грамоте на русском языке осуществляется аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом К. Д. Ушинским. Известный психолог Д.Б.Эльконин, про...
Брошюра "Рекомендации для родителям. Игры на развитие фонематического восприятия"
Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет фо...
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
В данном буклете представлены игры на развитие фонематического восприятия....
ИГРЫ на развитие фонематического восприятия .
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха...
«Игры для развития фонематического восприятия, речевого дыхания и обогащения словаря»
laquo;Игры для развития фонематического восприятия, речевого дыхания и обогащения словаря»...