Методы достижения планируемых предметных результатов по русскому языку в коррекционной школе
статья на тему
Методы достижения предметных результатов по русскому языку в коррекционной школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы достижения планируемых предметных результатов по русскому языку в классе коррекции
Русский язык во все времена являлся одним из самых сложных и вместе с тем интересных языков мира. И это неслучайно, ведь его величие и многогранность чувствуется в каждом произнесенном человеком слове, в каждом звуке и каждой интонации. И именно поэтому изучение русского языка, познание всех его глубинных основ – важная составляющая деятельность любого человека, желающего глубже познакомиться с русской культурой.
При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства.
Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может ли любой из нас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком? Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Русский язык и культура речи является одним из базовых предметов в школьной программе.
Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в среднем звене коррекционного класса является актуальным в настоящее время.
Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с пятого класса.
Основные функции самооценки:
- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ученикусильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки школьников предлагаю использовать лист достижений планируемых результатов по предметам.
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями.
Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он
понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.
Методика работы с листом достижения
Лист достижений введён для более информативной обратной связи о результатах обучения школьника для родителей, учителей и обучающегося. Лист оформляет учитель. Лист достижений начинает работать при изучении новой темы. Изначально учитель проговаривает учащимся предметные умения, которые должны быть выработаны на конец изучения темы. Также договаривается с учащимися о промежуточных замерах отдельных умений и их оценивания. Это может быть знаковая оценка (+ знает, – не знает) или цветовая оценка уровня достижения того или иного показателя: высокий – красный цвет; средний – зеленый цвет; низкий – синий цвет, а может трёхуровневая количественная шкала. После проведения промежуточной диагностики отдельных умений учитель, пользуясь договоренными символами, проставляет напротив фамилии каждого учащегося значок. В дальнейшем он ведёт диалог с учащимся, у которого это умение на данном этапе не сформировано, находя в совместном диалоге причину. Дальнейшая работа ведётся с листом обратной связи.
Хранятся листы индивидуальных достижений у классного руководителя, в конце года помещаются в портфолио обучающегося. Информация Листов достижений планируемых результатов применяется при рефлексии учебной деятельности обучающимися при итоговом контроле и постановке задач коррекции знаний и умений.
Методика работы с листом обратной связи
Лист обратной связи – это документ, используемый учителем для формирования, а также для качественной и количественной оценки результатов деятельности учащихся по освоению определенных, четко обозначенных результатов образования.
Лист обратной связи применяется при рефлексии учебной деятельности обучающимися для постановки задач по коррекции знаний и умений.
Лист обратной связи начинает работать после первой промежуточной диагностической работы, он может составляться как до проведения диагностической работы, так и сразу же после неё. После предъявления листа учитель и ученик строят план действий по ликвидации пробелов. При составлении плана учитель обязательно должен учитывать желание учащегося, как и с кем он хотел бы работать, не навязывая своё мнение.
Варианты плана:
I вариант
1. Учитель готовит серию заданий на конкретное умение.
2. Ученик самостоятельно выполняет несколько заданий (количество оговаривается с учителем), правильность выполнения проверяется по эталону с памятками и подсказками..
3. Ученик самостоятельно выполняет несколько заданий (количество оговаривается с учителем), правильность выполнения проверяется по эталону, без использования памяток, подсказок.
4. Как только ученик понимает, что он ликвидировал пробел в знаниях, то он переходит к контрольной диагностике этого умения.
II вариант
1. Учитель готовит серию заданий на конкретное умение.
2. Ученик выполняет несколько заданий (количество оговаривается с учителем) с помощью сильного ученика, правильность выполнения проверяется по эталону.
3. Выполняет самостоятельно несколько заданий, правильность выполнения проверяется по эталону.
4. Как только ученик понимает, что он ликвидировал пробел в знаниях, то он переходит к контрольной диагностике этого умения.
III вариант
1. Учитель готовит серию заданий на конкретное умение.
2. Ученик выполняет несколько заданий (количество оговаривается с учителем) с помощью учителя, правильность выполнения проверяется по эталону.
3. Выполняет самостоятельно несколько заданий, правильность выполнения проверяется по эталону.
4. Как только ученик понимает, что он ликвидировал пробел в знаниях, то он переходит к контрольной диагностике этого умения.
На втором этапе ученик может пользоваться памятками, подсказками и т.д. По мере выполнения заданий в листе обратной связи ставятся знаки, говорящие об уровне сформированности этого умения, при этом критерии оговариваются и прописываются.
После этого проводится контрольная диагностика.
Лист достижений планируемых результатов
Тема «Фонематический разбор слова», 5 класс
Ф.И. учащегося | Различает звуки и буквы | Различает звуки согласные и гласные | Различает согласные твердые и мягкие | Различает согласные парные непарные по твердости и мягкости | Различает согласные звонкие и глухие | Различает согласные парные/непарные по звонкости и глухости | Проверочная работа 1 | Определяет соотношение звукового и буквенного состава в словах с е, ё, ю, я | Пишет слова с разделительным Ъ и Ь | Пишет слова с Ь в конце слова | Устанавливает число и последовательность букв и звуков в слове | Проверочная работа 2 | Различает ударные и безударные гласные | Делит слова на слоги | Переписывает слова Проверочная работа 3 | Выполняет фонетический разбор слов | Итоговая проверочная работа | Итоговая проверочная работа |
Лист обратной связи планируемых результатов
Тема «Фонетика, орфоэпия и графика», 5 класс
Умение устанавливать звуковой состав слова | |||||
Ф.И. учащегося | Определяю наличие йотированных гласных звуков | Определяю функцию мягкого знака в слове | Определяю функцию удвоенных согласных в слове | Отметка | Примечание |
Инструкция для выполнения заданий: выполните задание, полученный результат запишите.
Укажите, как, на ваш взгляд, вы выполнили задание (дайте самооценку): выполнил очень хорошо;
выполнил, но сомневаюсь в правильности выполнения;
выполнил хорошо; не выполнил
Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. Следует отметить, что достигнутые положительные результаты работы по формированию самооценки школьника выглядят следующим образом:
- осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;
- повышение уровня ответственности за учебную деятельность;
- в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Оценка образовательных достижений учащихся должна проводиться с помощью таких задач. Успешное выполнение этих заданий требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно обучение детей данной категории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"
Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка....
«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...
Предметные результаты обучения иностранному языку в начальной школе (ФГОС нового поколения)
Статья посвящена требованиям к результатам обучения согласно ФГОС НОО....
Примерная таблица оценки предметных результатов по русскому языку
Примерная таблица оценки предметных результатов по русскому языку...
Личностные, метапредметные и предметные результаты по русскому языку, способы их достижения и оценка
Личностные, метапредметные и предметные результаты по русскому языку, способы их достижения и оценка...
Предметные результаты по русскому языку и литературе (Новые типовые программы)
Сводные таблицы по предметным результатам по русскому языку и литературе (Выборка из Типовых программ по русскому языку и литературе)...
Организация контроля в системе оценивания предметных результатов по русскому языку.
Основной задачей проверки предметных результатов является установление уровня подготовки обучающихся по русскому языку и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы. Такая оцен...