Воспитательный час «Подросток и правонарушения»
методическая разработка на тему
Цель:
Формирование личностной ответственности за свое поведение и позитивного отношения к законопослушному поведению.
Задачи:
1. Познакомить воспитанников с разными аспектами последствий правонарушений с точки зрения закона.
2. Формировать личностные ресурсы, способствующие законопослушному и ответственному поведению у воспитанников.
3. Развивать долговременную память, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, речемыслительную деятельность.
4. Воспитывать самостоятельность и осознанность жизненных выборов, совершаемых воспитанниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_o_pravonarushenii.docx | 34.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный час «Подросток и правонарушения»
Цель:
Формирование личностной ответственности за свое поведение и позитивного отношения к законопослушному поведению.
Задачи:
1. Познакомить воспитанников с разными аспектами последствий правонарушений с точки зрения закона.
2. Формировать личностные ресурсы, способствующие законопослушному и ответственному поведению у воспитанников.
3. Развивать долговременную память, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, речемыслительную деятельность.
4. Воспитывать самостоятельность и осознанность жизненных выборов, совершаемых воспитанниками.
Оборудование и наглядные пособия:
Мультимедийный комплекс, наглядное активное пособие «Дерево мнений», дидактические карточки, схема «Как не допустить правонарушений».
Предварительная подготовка к занятию:
Обучающимся заранее были даны задания:
- найти определение «Правонарушение», «Дисциплинарная ответственность», «Уголовная ответственность», «Административная ответственность».
Ход мероприятия:
I. Организационный этап.
Задачи:
Подготовить воспитанников к работе на воспитательном часе, настроить на работу, организовать внимание.
- Приветствие.
- Настрой на работу. Вступительное слово воспитателя.
Воспитатель:
У нас сегодня необычный воспитательный час. У нас присутствуют гости, но вы, пожалуйста, не смущайтесь, глубоко вздохните и мы начинаем наше занятие. Но
прежде, чем начать воспитательский час, повторим правила работы в группе:
▪Каждый имеет право высказать свое собственное мнение.
▪Прежде чем что-то сказать, нужно подумать.
▪Формулировать свои выражения просто и ясно.
▪Уметь слушать и быть услышанным.
▪Уважать мнение каждого члена группы.
▪Не оскорблять, не унижать другого, даже если ваши точки зрения не совпадают.
▪Обсуждать заданную проблему за отведенное время.
Воспитатель:
А сейчас сядьте удобно и приготовьтесь слушать притчу «Ад и небеса».
- Притча «Ад и небеса». Рассказ притчи воспитателем.
Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: « О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: « Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов убить тебя!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: « Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», заметил старец»
Анализ притчи:
О чем эта притча? Ответы воспитанников.
Воспитатель: Правильно о нас с вами… Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе.
II. Подготовка воспитанников к усвоению нового материала.
Задачи:
Организовать познавательную деятельность воспитанников, сообщить тему занятия.
Воспитатель:
В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, огромные стадионы и современные ледовые дворцы. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе. Давайте сегодня попробуем найти ответы на вопросы:
- Что же такое правонарушение?
- Несет ли подросток ответственность за правонарушения?
И самое главное ответим на вопрос:
- Как не допустить неправильного поступка в своей жизни?
Поэтому тема нашего воспитательного часа звучит: «Подросток и правонарушения»
III. Актуализация опорных знаний.
Задачи:
Установить правильность и осознанность выполнения предварительного задания, выявить уровень знаний обучающихся по теме «Правонарушения».
Воспитатель:
Ребята на сегодняшней встрече мы затронем одну из актуальных тем в современном мире. Некоторые подростки рассматривают свои проступки как проявление обыкновенной шалости. «Подумаешь, какие мелочи - разбил стекло, выругался нецензурной бранью, сделал непристойную надпись на парте, сломал дерево». Нет, это не шалости, не мелочи.
Стоит только задуматься о последствиях таких проступков и станет понятным, что в результате их несет материальный ущерб государство, морально или физически страдают другие люди, и что самое главное, сам правонарушитель оказывается у опасной черты в нравственном развитии, за которой - преступление.
Подростки все чаще втягиваются в наркобизнес, порнобизнес, незаконный оборот оружия, боеприпасов. Растет число насильственных преступлений, преступлений совершенных в группах, даже под руководством взрослых. За последние годы умышленных убийств увеличилось на 103%, разбойных нападений на 1.8%, тяжких телесных повреждений – на 80%, грабежей на 37%.
Мы вот говорим правонарушения, преступления… Для начала давайте порассуждаем и проверим, а насколько вы владеете информацией по теме сегодняшнего разговора:
Кто мне скажет - что такое правонарушение? Преступление?
-Какие виды правонарушений вы знаете?
-С какого возраста лица, обвиняемые в совершении преступления, несут ответственность?
Ответы воспитанников:
Иванов В. | Преступление – это виновное противоправное, общественно – опасное деяние.
|
Махортова Н. | В энциклопедии сказано: «Правонарушение – это виновное поведение человека, которое противоречит предписанием норм права, причиняет вред другим людям и влечет за собой юридическую ответственность». |
Петросян З. | Все правонарушения принято подразделить на две группы. Это проступки и правонарушения. Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание может только суд в установленном для этого специальном порядке. Проступок – это менее опасное правонарушение. Бывает гражданский проступок, административный проступок, дисциплинарный проступок. Преступление – это более тяжкое правонарушение. |
Гребенюк В. | В интернете я прочитал что - Уголовная ответственность – это ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Это преступление особо опасное, посягающее на собственность людей, на свободу граждан (грабеж, убийство, изнасилование) |
Лаврухин В. | Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, то есть нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул школы без уважительной причины или моя неявка на работу. |
Морозова Я. | Административная ответственность – это правонарушение посягающее на установленный законом общественный порядок (общественное спокойствие, охрана природы, нарушение правил дорожного движения) |
Кононов О. | В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации существует 13 видов наказаний и штрафов, например, лишение свободы, арест, исправительные работы, |
IV. Сообщение нового материала.
Задачи:
Дать конкретные знания и представления о подростковых правонарушениях и об ответственности.
Воспитатель: Более подробно расскажет нам о преступлениях, об ответственности несовершеннолетних, приведет примеры из жизни наш гость Натарова Татьяна Ивановна. Вы все знаете Татьяну Ивановну, как учителя истории и библиотекаря нашей школы, но мало кто знает, что до прихода к нам в школу Татьяна Ивановна 20 лет проработала в инспекции по делам несовершеннолетних в звании майор милиции. А сейчас Татьяна Ивановна в отставке и работает в нашей школе.
Выступление Натаровой Т.И.
V. Закрепление полученных знаний.
Задачи:
Закрепить знания о правонарушениях и ответственности за них; учить применять эти знания в жизненных ситуациях.
● Воспитатель: У меня в руках карточки с примерами из жизни.
Задание: 1. Прочитайте.
2. Определите, является ли данная ситуация правонарушением.
3. Какое наказание последует за правонарушением.
Дидактические карточки:
№1. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки?? Какое наказание можно ожидать?
Ответы воспитанников: Административная. Предупреждение, исправительные работы.
№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Является ли его поведение нарушением закона? Какое наказание ему грозит?
Ответы воспитанников: Предупреждение в первый раз. Во второй раз задержание.
№3. Подросток Коля ,13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещество, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожёг тела. Является ли это преступлением?
Ответы воспитанников: Изготовление самодельных взрывных устройств административная ответственность, возложен штраф на родителей (ненадлежащее воспитание ребёнка)
№4. Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их?
Ответы воспитанников: Нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа.
№5. Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива, в алле, напротив школы они её распили. Можно ли их поступок отнести к правонарушению?
Ответы воспитанников: Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей.
№ 6. Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к ответственности?
Ответы воспитанников: Порча имущества штраф.
Воспитатель: Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям. К сожалению, факты говорят о том, что ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.
● А сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок документального фильма про одну из воспитательных колоний для несовершеннолетних. Внимание на экран.
Просмотр фильма и обсуждение.
Вопросы для обсуждения фильма:
1. Назовите возраст детей?
2.Какие нарушения они совершили?
3. Какие эмоции вызвал у вас этот фильм?
● Как же не допустить правонарушение? Давайте вместе составим памятку, которая так и называется «Как не допустить правонарушения»: Среди формулировок, предложенных вам на магнитной доске, выбери те, которые ведут к законопослушному поведению. Варианты формулировок:
- Знай законы страны и виды ответственности.
- Организуй свое свободное время: посещай кружки, секции, занимайся любимым делом.
- Не общайся с сомнительными компаниями.
- Если что-то произошло, обязательно расскажи об этом взрослым.
- Помни, что за свои поступки будешь нести ответственность.
- Не знаешь закон, не несешь ответственности.
- Больше гуляй в ночное время.
VI. Подведение итогов.
Задачи:
выяснить мнения о полезности знаний для воспитанников о правонарушениях и ответственности за них; сделать вывод и подвести итог занятия.
Воспитатель:
Наш воспитательный час подходит к завершению. Настало время подвести итоги.
Был ли полезен наш сегодняшний разговор? Выразите свое мнение. Вы видите нарисованное «Дерево мнений». Задание: помести на это дерево либо яблоко, листок, цветок. Красное яблоко - означает «я выбираю законопослушное поведение»; зеленый лист - означает « я задумаюсь»; голубой цветок – «я останусь при своем мнении».
Заключительное слово воспитателя:
Подростковый период – испытание, данное каждому человеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! Этот жизненный опыт нельзя передать другому. К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, вы научитесь делать свой выбор и сможете избежать многих ошибок. Да, действительно, отрицательное влияние на подростков может быть сильным, обстановка в семье - невыносимой, но все-таки, в конечном итоге выбирает, как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки. Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего воспитательного часа, вы будете совершать только хорошие поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Подросток"
Положения, программы, приказы... по воспитательной работе школы...
Беседа: «Подросток и правонарушения»
Цели проведения: *профилактика правонарушений несовершеннолетних; *пропаганда правовых знаний; *формирование навыков самостоятельного ...
Классный час " Подросток и правонарушение"
Классный час посвящен теме правонарушения подростков, их виды и ответственность....
Презентация "Подросток и правонарушения" 6 класс
Об ответственности подростков за правонарушения...
Конспект открытого занятия "Подросток и правонарушения"
Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека. Взрослеющему человеку кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание законов, и просто неумение с...
Конспект классного часа в 9-б классе «Подросток и правонарушения»_29.09.2020
Классный час 9 класс.«Подросток и правонарушения»Задачи:1.познакомить учащихся с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения закона и с точки зрения морали;2. формировать ...
Классный час «Подросток и правонарушение»
Классный час «Подросток и правонарушение»...