Воспитательный час «Подросток и правонарушения»
методическая разработка на тему

Табункова Наталия Анатольевна

Цель:

 Формирование личностной ответственности за свое поведение и позитивного отношения к законопослушному поведению.

Задачи:

1.  Познакомить воспитанников  с разными аспектами последствий правонарушений с точки зрения закона.   

2. Формировать личностные ресурсы, способствующие законопослушному и ответственному поведению у воспитанников.

3. Развивать долговременную память, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, речемыслительную деятельность.

4.   Воспитывать самостоятельность и осознанность жизненных выборов, совершаемых воспитанниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_o_pravonarushenii.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный час «Подросток и правонарушения»

Цель:

 Формирование личностной ответственности за свое поведение и позитивного отношения к законопослушному поведению.

Задачи:

1.  Познакомить воспитанников  с разными аспектами последствий правонарушений с точки зрения закона.   

2. Формировать личностные ресурсы, способствующие законопослушному и ответственному поведению у воспитанников.

3. Развивать долговременную память, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, речемыслительную деятельность.

4.   Воспитывать самостоятельность и осознанность жизненных выборов, совершаемых воспитанниками.

Оборудование и наглядные пособия:

Мультимедийный комплекс, наглядное активное пособие «Дерево мнений», дидактические карточки, схема «Как не допустить правонарушений».

Предварительная подготовка к занятию:

Обучающимся заранее были даны задания:

- найти определение «Правонарушение», «Дисциплинарная ответственность», «Уголовная ответственность», «Административная ответственность».

Ход мероприятия:

I.  Организационный этап.

Задачи:

Подготовить воспитанников к работе на воспитательном часе, настроить на работу, организовать внимание.

- Приветствие.

- Настрой на работу. Вступительное слово воспитателя. 

Воспитатель:

 У нас сегодня необычный воспитательный час. У нас присутствуют гости, но вы, пожалуйста, не смущайтесь, глубоко вздохните и мы начинаем наше занятие. Но

прежде, чем начать воспитательский час, повторим правила работы в группе:

▪Каждый имеет право высказать свое собственное мнение.

▪Прежде чем что-то сказать, нужно подумать.

▪Формулировать свои выражения просто и ясно.

▪Уметь слушать и быть услышанным.

▪Уважать мнение каждого члена группы.

▪Не оскорблять, не унижать другого, даже если ваши точки зрения не совпадают.

▪Обсуждать заданную проблему за отведенное время.

 Воспитатель:

А сейчас сядьте удобно и приготовьтесь слушать притчу «Ад и небеса».

- Притча  «Ад и небеса». Рассказ притчи воспитателем.

   Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: « О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: « Ты глупый молодой  дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов убить тебя!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: « Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», заметил старец»

   Анализ притчи:

   О чем эта притча? Ответы воспитанников.

 Воспитатель: Правильно о нас с вами… Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе.

II. Подготовка воспитанников к усвоению нового материала.

Задачи:

Организовать познавательную деятельность воспитанников, сообщить тему занятия.

Воспитатель:

В современном мире  у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, огромные стадионы и современные ледовые дворцы. Но случается так, что подросток  не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что  проводит его  и во вред самому себе. Давайте сегодня попробуем  найти  ответы на вопросы:

- Что  же такое правонарушение?

- Несет ли подросток ответственность  за правонарушения?

  И самое главное ответим на вопрос:

- Как не допустить неправильного поступка в своей жизни?

Поэтому тема нашего воспитательного  часа звучит: «Подросток и правонарушения»

III. Актуализация опорных знаний.

Задачи:

Установить правильность и осознанность выполнения предварительного задания, выявить уровень знаний обучающихся по теме «Правонарушения».

Воспитатель:

Ребята на сегодняшней встрече мы  затронем  одну из актуальных тем   в современном  мире. Некоторые подростки рассматривают свои проступки как проявление обыкновенной шалости. «Подумаешь, какие мелочи - разбил стекло, выругался нецензурной бранью, сделал непристойную надпись на парте, сломал дерево».  Нет, это не шалости, не мелочи.

Стоит только задуматься о последствиях  таких проступков и станет понятным, что в результате их несет материальный ущерб государство, морально или физически страдают  другие люди, и что самое главное, сам правонарушитель оказывается у опасной черты в нравственном развитии, за которой - преступление.

Подростки все чаще втягиваются в наркобизнес, порнобизнес, незаконный оборот оружия, боеприпасов. Растет число насильственных преступлений, преступлений совершенных в группах, даже под руководством взрослых. За последние годы умышленных убийств увеличилось на 103%, разбойных нападений на 1.8%, тяжких телесных повреждений – на 80%, грабежей на 37%.

Мы вот говорим правонарушения, преступления… Для начала давайте порассуждаем и проверим,  а насколько вы  владеете информацией по теме сегодняшнего разговора:

 Кто мне скажет - что такое правонарушение? Преступление?

 -Какие виды правонарушений вы знаете?

 -С какого возраста лица, обвиняемые в совершении преступления, несут ответственность?        

Ответы воспитанников:

Иванов В.

Преступление – это виновное противоправное, общественно – опасное деяние.

  1. преступление небольшой тяжести предусматривает наказание до 2 лет лишения свободы.
  2. Преступление средней тяжести 5 лет лишения свободы.
  3. За Тяжкое преступление – 5 лет
  4. Особо тяжкое преступление выше 10 лет лишения свободы.

Махортова Н.

В энциклопедии сказано: «Правонарушение – это виновное поведение человека, которое противоречит предписанием норм права, причиняет вред другим людям и влечет за собой юридическую ответственность».

Петросян З.

Все правонарушения принято подразделить на две группы. Это проступки и правонарушения. Признать виновным в совершении преступления и назначить  наказание  может только суд в установленном для этого специальном порядке. Проступок – это менее опасное правонарушение. Бывает гражданский проступок, административный проступок, дисциплинарный проступок. Преступление – это более тяжкое правонарушение.

Гребенюк В.

В интернете я прочитал что - Уголовная ответственность – это ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом.  Это преступление особо опасное, посягающее на собственность людей, на свободу граждан (грабеж, убийство, изнасилование)

Лаврухин В.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, то есть нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул школы без уважительной причины или моя неявка на работу.

Морозова Я.

Административная ответственность – это правонарушение посягающее на установленный законом общественный  порядок (общественное спокойствие, охрана природы, нарушение правил дорожного движения)

Кононов О.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации существует 13 видов наказаний и штрафов, например, лишение свободы, арест, исправительные работы,

IV. Сообщение нового материала.

Задачи:

Дать конкретные знания и представления о подростковых правонарушениях и об ответственности.

  Воспитатель: Более подробно расскажет нам о преступлениях, об ответственности несовершеннолетних, приведет примеры из жизни наш гость Натарова Татьяна Ивановна. Вы все знаете Татьяну Ивановну, как учителя истории и библиотекаря нашей школы, но мало кто знает, что до прихода к нам в школу Татьяна Ивановна   20 лет проработала в инспекции по делам несовершеннолетних в звании майор милиции. А сейчас Татьяна Ивановна в отставке и работает в нашей школе.

Выступление Натаровой Т.И.

V. Закрепление полученных знаний.

Задачи:

Закрепить знания о правонарушениях и ответственности за них; учить применять эти знания  в жизненных ситуациях.

● Воспитатель:  У меня в руках карточки с  примерами из жизни.

 Задание: 1. Прочитайте.

                2. Определите,  является ли данная ситуация правонарушением.

                3. Какое наказание  последует за правонарушением.

Дидактические карточки:

№1. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки?? Какое наказание можно ожидать?

Ответы воспитанников: Административная.  Предупреждение, исправительные работы.

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Является ли его поведение нарушением закона? Какое наказание ему грозит?

Ответы воспитанников: Предупреждение в первый раз. Во второй раз задержание.

№3. Подросток Коля ,13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещество, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожёг тела. Является ли это преступлением?

Ответы воспитанников: Изготовление самодельных взрывных устройств административная ответственность, возложен штраф на родителей (ненадлежащее воспитание ребёнка)

№4. Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их?

Ответы воспитанников: Нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа.

№5.  Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива, в алле, напротив школы они её распили. Можно ли их поступок отнести к  правонарушению?

Ответы воспитанников: Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей.

№ 6. Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены  к  ответственности?

Ответы воспитанников: Порча имущества штраф.

Воспитатель: Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период  жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям. К сожалению, факты говорят о том, что ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.

● А сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок документального фильма про одну из воспитательных колоний для несовершеннолетних. Внимание на экран.

Просмотр фильма и обсуждение.

Вопросы для обсуждения фильма:

 1. Назовите возраст детей?

 2.Какие нарушения они совершили?

3. Какие эмоции вызвал у вас этот фильм? 

 ● Как же не допустить правонарушение? Давайте вместе составим памятку, которая так и называется  «Как не допустить правонарушения»: Среди формулировок, предложенных вам на магнитной доске, выбери те, которые ведут к законопослушному поведению.         Варианты формулировок:

  1. Знай законы страны и виды ответственности.
  2. Организуй свое свободное время: посещай кружки, секции, занимайся любимым делом.
  3. Не общайся с сомнительными компаниями.
  4. Если что-то произошло, обязательно расскажи об этом взрослым.
  5. Помни, что за  свои поступки  будешь нести ответственность.
  6. Не знаешь закон, не несешь ответственности.
  7. Больше гуляй в ночное время.

VI. Подведение итогов.

Задачи:

 выяснить мнения о полезности знаний для воспитанников  о правонарушениях и ответственности за них; сделать вывод и подвести итог занятия.

Воспитатель:

Наш воспитательный  час  подходит к завершению. Настало время подвести итоги.        

Был ли полезен наш сегодняшний разговор? Выразите свое мнение.  Вы видите нарисованное  «Дерево мнений». Задание: помести на это дерево либо яблоко, листок, цветок.   Красное яблоко - означает  «я выбираю законопослушное поведение»; зеленый лист -  означает  « я задумаюсь»;  голубой цветок – «я останусь при своем мнении».

Заключительное слово воспитателя:

 Подростковый период – испытание, данное каждому человеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! Этот жизненный опыт нельзя передать другому.  К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, вы научитесь делать свой выбор и сможете избежать многих ошибок. Да, действительно, отрицательное влияние на подростков может быть сильным, обстановка в семье - невыносимой, но все-таки, в конечном итоге выбирает, как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки.  Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего воспитательного часа, вы будете совершать только хорошие поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Подросток"

Положения, программы, приказы... по воспитательной работе школы...

Беседа: «Подросток и правонарушения»

Цели проведения:      *профилактика правонарушений несовершеннолетних;      *пропаганда правовых знаний;       *формирование навыков самостоятельного ...

Классный час " Подросток и правонарушение"

Классный час посвящен теме правонарушения подростков, их виды и ответственность....

Презентация "Подросток и правонарушения" 6 класс

Об ответственности подростков за правонарушения...

Конспект открытого занятия "Подросток и правонарушения"

Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека. Взрослеющему человеку кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание законов, и просто неумение с...

Конспект классного часа в 9-б классе «Подросток и правонарушения»_29.09.2020

Классный час 9 класс.«Подросток и правонарушения»Задачи:1.познакомить учащихся с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения закона и с точки зрения морали;2. формировать ...

Классный час «Подросток и правонарушение»

Классный час «Подросток и правонарушение»...