Консультация учителя-дефектолога для педагогов "Что необходимо знать о заикании".
консультация на тему
Консультация в основном предназначена для воспитателей и других специалистов дошкольного учреждения. В ней говорится о наиболее распространённых причинах возникновения заикания у дошкольников, о профилактике заикания и о небходимых рекомендациях для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов "Заикание" | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-дефектолога для педагогов
"Что необходимо знать о заикании".
Заикание – это речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические трудности при произнесении слов, фраз. Трудности проявляются в непреднамеренных остановках, повторах звуков, слогов, слов, часто сопровождающихся судорогами мышц лица, шеи, конечностей. Особенностью заикания является то, что эти трудности появляются у заикающихся только в процессе речевого общения. Заикание возникает чаще всего у детей 2-5 лет в период формирования фразовой речи, и основу для его возникновения составляет ослабленность нервной системы. Причём заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Для возникновения заикания необходимо действие одного или нескольких факторов. Такими факторами являются:
- физическая (соматическая) ослабленность ребенка в результате болезни, чрезмерного утомления;
- ускоренное развитие речи, когда фразовая речь у малыша появляется в возрасте 1.5 – 1.7 лет;
- позднее развитие речи, когда система средств языка оказывается длительное время несформированной;
- длительная травмирующая ребенка ситуация (конфликтные переживания), отрицательные эмоции из-за напряженных отношений с окружающими;
- острая травмирующая ситуация (психическая травма), непосильное для нервной системы ребенка эмоциональное напряжение (может быть отрицательным (испуг) или положительным (бурная радость, восторг);
- неправильное воспитание (чрезмерная избалованность, неровное воспитание (нет единства требований родителей, бабушек, дедушек), резкий переход от строгости к избалованности, категоричность требований);
- желание родителей воспитать «идеального ребенка», которое может привести к неподготовленности ребенка к ситуации неуспеха и, как следствие, к эмоциональному дискомфорту;
- непосильная речевая нагрузка, возникающая в результате повторения непонятных, трудных слов при заучивании сложных стихотворений;
- попытка родителей начать обучение малыша иностранному языку в раннем возрасте (дву- и многояязычие), результате чего нервная система может испытывать перенапряжение;
- подражание (заикание у близких родственников, друзей), когда наблюдаемый ребенком образец прерывистой речи закрепляется в сознании ребенка.
Предупреждение возникновения заикания у детей.
В семьях с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка:
• соблюдение режимных моментов;
• правильное питание;
• избегание соматических и психических перегрузок;
• создание благоприятного эмоционального климата в семье;
• единые воспитательные воздействия;
• чтение литературы, которая соответствует возрасту ребёнка;
• избегание очень шумных, зрелищных мероприятий;
• обязательно строгое ограничение по времени просмотра телевизионных передач, компьютерных игр;
• соблюдение правил речевого общения с ребенком:
- речь взрослых должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, четкой;
- не стоит говорить с ребенком его «лепетным» языком, искажать звукопроизношение;
- речь не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
- речь взрослого при общении с ребенком не должна содержать сложных лексико-грамматических оборотов, синтаксических конструкций;
- ребенку следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом;
- ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать, раздраженно поправлять;
- чтобы вовремя помочь ребёнку, очень важно не пропустить первые признаки возникновения заикания.
Первые признаки заикания:
- ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь; если в этот период успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, то его можно предотвратить);
- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
- вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затруднения перед началом речи.
В целом при появлении запинок родителям следует рекомендовать:
- создать в доме атмосферу уюта, спокойствия и любви;
- снизить требования к ребенку, если они неадекватно завышены;
- обеспечить единые требования к ребенку, они должны быть одинаковыми у всех членов семьи;
- постараться исключить на это время из меню ребёнка кофе, какао, шоколад;
- создать условия, временно ограничивающие активное речевое общение ребенка с окружающими;
- временно убрать книги, перестать читать вслух;
- не задавать в этот период вопросы, требующие развернутого ответа, т.е. сократить речевую нагрузку;
- предложить ребенку спокойные, «молчаливые» игры и занятия (кубики, строительный материал, лепка, аппликация, рисование, мозаики, пазлы и пр.);
- желательно также петь с ребёнком короткие спокойные детские песенки (во время пения ребёнок не заикается);
- иногда можно разговаривать с ребёнком шёпотом, в этом случае ребёнок тоже не заикается;
- незаметно подсказывать ребенку то, что он сам хотел сказать;
- тон общения с ребенком должен быть ровным, спокойным, ласковым;
- не обращать внимание ребенка, и кого-либо в его присутствии, на его запинки; не произносить при ребёнке даже слово "заикание";
- не показывать свой испуг и беспомощность при проявлении заикания, поскольку это может испугать ребенка и привести к усилению запинок;
- не следует одергивать, дразнить ребенка, упрекать за его неправильную речь;
- при первых же признаках заикания обязательно нужно обратиться к детскому психоневрологу или невропатологу и затем к логопеду, поскольку заикание легче предупредить, чем лечить; от педагогов и родителей при этом потребуется терпение, внимание к ребёнку и деликатность.
Таким образом, только совместная работа врачей, логопеда, воспитателей и родителей приведёт к хорошим результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая консультация учителя-дефектолога для родителей воспитанников средней группы
В консультации даны рекомендации родителям по использованию дома различных игр на плеоптическом этапе....
Групповая консультация учителя-дефектолога для родителей воспитанников подготовительной группы
В консультации даны рекомендации родителям по использованию дома игр на ортоптическом и стереоскопическом этапе....
Примерныйжурнал консультаций учителя-дефектолога
В данном журнале ведется учет консультаций всех участников учебного процесса: родитель-педагоги....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ консультаций учителей-дефектологов на ресурсном объединении
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ консультаций учителей-дефектологов на ресурсном объединении ГКОУ СКОШИ №31 на 2016-2017 учебный год...
Консультация для родителей первокласников: "Что необходимо знать о навыках письма".
Материал содержит советы педагога по формированию кинетической оранизации процесса письма....
Методический материал "Тематическое планирование консультаций учителя-дефектолога"
Тематическое планирование консультаций для педагогов, родителей и учащихся учителем-дефектологом в коррекционной школе. По плану проводится раз в неделю...
Консультация для родителей "Все что необходимо знать про фонематическое восприятие"
Не каждый родитель знает что такое фонематическое восприятие и то как его можно развивать. В моей статье вы познакомитесь с термином "фонематическое восприятие", а так же с этапами развития ...