Инклюзивное образование
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель инклюзивного образования Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество
Задачи инклюзивного образования: Создание условий для освоения обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом и эффективной системы психолого- педагогического и медико- социального сопровождения обучающихся в общеобразовательном учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья
Многообразие подходов к интерпретации понятия « Инклюзивное образование» «Понятие одно, интерпретаций много…» Исследователи Эйнскоу, Бут и Дюсон предлагают объединить все множество определений понятия «инклюзия»в две большие группы:дескриптивные и прескриптивные. Дескриптивные- отражает использование понятия «инклюзия» на практике, центральным объектом являются отдельные индивиды или группы таковых Прескриптивные отсылают нас к более широкому кругу вопросов обучения и воспитания
Внутри основных групп определений выделяются шесть подгрупп 1) Инклюзия как процесс, направленный на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) и иных лиц в категории « имеющие особые образовательные потребности» 2) Инклюзия как реакция на дисциплинарное исключение.( акцентирует внимание на учащихся, подвергающихся исключению из класса/школы за нарушение правил школьного распорядка). 3) Инклюзия, как процесс, направленный на все группы лиц, подвергаемых эксклюзии. (исчпользуется для для описания процессов преодоления дискриминации и факторов, неблагоприятных для жизни групп людей, подвергаемых риску маргинализации и эксклюзии- экономической, социальной, культурной и т.д.) 4) Инклюзия как механизм создания «Школы для всех».( Удовлетворение самых различных потребностей учащихся)
5) Инклюзия как «образование для всех» ( широкий доступ к образованию для всех.) 6) Инклюзия как принципиальный подход к развитию образования и общества. ( В соответствии с данной точки зрения, разработка мероприятий, методик и политик, направленных на внедрение конкретных приоритетов и ценностей, возможна только при условии четкой формулировки и заявления последних).
Международные правовые документы, составляющие нормативно- правовые основы инклюзивного образования.
Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ Федеральные документы: 1. Закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - 3. Закон Российской Федерации 3 июля 1998 года (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - 4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президент Российской Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) 5. Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» 6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» 7. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» Правительственные документы: 1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» 2. Постановление Правительства РФ от от 1 декабря 2015 г. N 129 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы»
Ведомственные документы 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии» . 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» - 3. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6) «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами – 5. Приказ Министерства образования инауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Региональные документы: Закон РТ от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТ «Об образовании» (в редакции Законов Республики Татарстан от 23.07.2014 N 61-ЗРТ, от 16.03.2015 N 14-ЗРТ, от 08.10.2015 N 76-ЗРТ), принят Государственным Советом Республики Татарстан 28 июня 2013 года.
Международный и отечественный опыт инклюзивного образования Опыт США Законодательство США об образовании инвалидов- IDEA , не употребляя впрямую термин « инклюзия», предусматривает необходимое финансирование специального образования в системе местных школ, использование индивидуальных учебных планов и предоставление по мере необходимости учащимися с особыми образовательными потребностями специальной дополнительной помощи в общеобразовательной школе. Вместе с тем родители могут выбрать специальную государственную или частную школу, обучение в которой в большей степени оплачивается за государственный счет. Такие школы предназначались в основном детям с тяжелыми и множественными проблемами развития и поведенческими нарушениями. Современная политика США, проводимая в области специального образования, заключается в предложении слияния массового и специального образования. Предлагается три основных подхода этого слияния: «основное направление», «инициатива массового образования», «ВКЛЮЧЕНИЕ» Законодательство США об
Опыт Италии В Италии количество детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в массовых школах, превышает 90%. По мнению исследователей, Италия стала апробационной площадкой инклюзивной модели образования для остального мира. Ранний период итальянцы называют «дикой интеграцией». Однако слова «интеграция» и «включение» для той ситуации весьма условны. По существу, то, что происходило там с самого начала, было ближе к включению, потому что главной целью была социализация и адаптация детей в школьное сообщество таким образом, чтобы у всех было чувство принадлежности. В 1971.г. появился первый «Закон о праве детей с особыми потребностями на обучение в массовых школах»№118. Он постановляет , что « образование учащихся в ситуации инвалидности должно происходить в обычных классах государственной школы, за исключением случаев, в которых ученики страдают от серьезных недостатков, умственных или физических».. В 1977г. Были внесены изменения в «Закон о праве детей с особыми потребностями на обучение в массовых школах»(№517) с целью направленности действий образования на «продвижение полного формирования личности учащихся» и в части установления определенных нормативов( максимальное количество детей в классе, социальные мероприятия по поддержке детей с особыми потребностями должны быть «встроены» в занятия в классе и.т.д.)
Опыт Великобритании В Великобритании после принятия Акта об образовании(1981г) число учащихся специальных школ составило 1,7%( данные на 1985г). Кроме этого, в специальном образовании страны были упразднены все нозологические категории «особенности».С этого момента специальное образование в Великобритании продолжает развиваться в условиях интегрированного обучения. Эффективность интеграции выразилась в общем снижении числа специальных школ; наличия оптимистичных данных о результатах интегрированного обучения отдельных представителей «особенных детей». По имеющимся данным наиболее успешно включены в процесс интеграции учащиеся с физическими отклонениями и с нарушениями зрения.
Опыт МАОУ СОШ №38( корпус 2) в области инклюзивного образования В МАОУ СОШ №38( корпус 2) первые коррекционные классы появились в 1992 году. В классах обучались 8-12 человек по специальной программе после прохождения ПМПК. Многие дети, к концу 9 класса «выравнивались», заканчивали основную школу на «4» и «5. Ребенок инвалид с ДЦП, с сохранным интеллектом закончил среднюю школу на «отлично» и получил золотую медаль. . В настоящее время в нашей школе обучаются 20 детей по программе VII вида.. Эти дети обучаются в классе общего типа. Учитель поочередно выстраивает работу с детьми, обучающимися по общеобразовательной и коррекционной программе. С этими учащимися работает психолог. У него есть программа психологического сопровождения учащихся, занимаюжщихся по по программе VII вида.
Цель психологического сопровождения Создание оптимальных условий для детей с трудностямив обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально- типологическими особенностями,состоянием соматического и нервно – психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально- волевому развитию; содействие социально- культурной адаптации в современном социуме. Основные направления психологического сопровождения учащихся обусло влены особыми образовательными потребностями детейЗПР: 1) Диагностическое направление- заключается в проведении первичного обследования школьников. Организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся специалистами школьного ПМПк. И дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
2) коррекционно- развивающее направление- предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектованеие групп учащихся 3) Аналитическое направление- определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы сзанятий в соответствии с достижениями учащихся. 4) консультативно- просветительское пи профилактическое направление- обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах обучения ребенка ит.д. 5) Организационно- методическое направление- включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методобъединениях, педсоветах, оформлении документации
Инклюзивное и специальное образование- проблемы и перспективы . На сегодняшний момент можно выделить несколько основных проблем в инклюзивном образовании: Отсутствие гибких образовательных стандартов; Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка; Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии; Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей; Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.); Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников; Люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, отсутствие опыта, стереотипность мышления; Нехватка материальных средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;
Проблемы и перспективы Безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем. Основные сложности связаны с материальными затратами по созданию в общеобразовательной школе условий для обучения детей с ограниченными возможностями. Требуются значительные средства на обеспечение школы специальными программами, учебниками, подготовку специальных учебных помещений (классы для социально-бытовой ориентировки (СБО), учебно-производственные мастерские). Однако финансовые трудности окупаются созданием благоприятной образовательной среды для детей с отклонениями в развитии, тем самым реализуется право этих учащихся на равные возможности в получении образования. на себя дискомфортно
При организации специального обучения в общеобразовательной школе психологи и педагоги сталкиваются с трудностями образовательной интеграции, обусловленными и социальными факторами. Наше общество еще не вполне готово к принятию интеграции, в общественном сознании существуют определенные стереотипы и предрассудки в восприятии детей с психофизическими нарушениями. Некоторые учителя, прежде всего учителя-дефектологи, считают, что общеобразовательная школа не готова принять таких детей: обычные ученики станут их унижать, и дети с особенностями психофизического развития будут чувствовать себя дискомфортно Также нужно помнить, что интеграция особых детей в массовые образовательные учреждения не снимает проблемы их коррекционной поддержки, без нее неординарные ученики вряд ли смогут учиться наравне со своими обычными одноклассниками и реализовать свое право на образование. Ввиду нестандартности ситуации, интегрированный ребенок будет также нуждаться в услугах службы психологической поддержки, и ей предстоит осуществлять контроль за успешностью его обучения, помогать ему справляться с эмоциональными трудностями.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В 2008-2009 учебном году в нашей школе открылись классы коррекционного обучения. Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья
Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребность каждого; в ...
Инклюзивное образование-образование без барьеров: создание социально-образовательной среды в ОУ.
статья...
Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"
Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"
Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...
От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию
Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...