Ноябрь в творчестве П.И. Чайковского
план-конспект урока на тему

Коспект урока для обучающихся по АООП ОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Цель урока: познакомить детей с пьесой «Ноябрь. На тройке» фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noyabr_v_tvorchestve_p.i._chaykovskogo.rar1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ноябрь в творчестве Чайковского

 «Ноябрь. На тройке»

Цель:  Познакомить детей с пьесой «Ноябрь. На тройке» фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года».

Задачи

Образовательная

  • прослушать пьесу «Ноябрь. На тройке» из альбома "Времена года";
  • учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения;
  • учить определять части произведения.

Коррекционно - развивающая

  • развивать образное мышление, слух, память, творческие способности, (представлять, что может изображать музыка),
  • корригировать и развивать  мыслительную деятельность (умение соотносит иллюстрационный материал с музыкой).

Воспитательная

  • воспитывать эмоционально-целостное отношение к музыке П. И.Чайковского
  • прививать любовь к русской классической музыке.

Ход урока:

Орг. момент:

Добрый день, (добрый день), добрый час (добрый час)!

Все мы рады видеть вас!

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись все, за парты сели.

-  «Тихо, тихо, сядем рядом -

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном».

- Сегодня мы встретимся с музыкой композитора, чье имя вы слышите с самого детства. Его музыка необыкновенно прекрасна, каждый звук её проникает в глубину вашего сердца, вашей души. Имя этого композитора (слайд 1) П.И. Чайковский.

Мы с вами познакомимся с новым программным произведением из его альбома «Времена года». (слайд 2)

- Ответьте, почему альбом называется именно так? (собраны произведения разного времени года)

- Сколько пьес входит в состав этого альбома? (12)

- Какие произведения из этого цикла вам уже знакомы? («Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь»).

- Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.   (А.С. Пушкин)

- Ребята, вы догадались, о каком месяце мы будем говорить? (о ноябре)

Составь тему урока по карточкам (слайд 3)

- Ноябрь – предзимье. (слайд 4).

- Выделите характерную особенность ноября.

(Деревья стоят голые, становится холоднее, выпадает первый снег.)

- С ноября месяца, начиналась долгая русская Зима. Земля уже была покрыта снегом…Одной из «картин» жизни русского народа является мчащаяся тройка коней.  (слайд 5 «Тройка»).

- Что такое тройка? (Тройка – так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, бубенцы, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием).

У вас на партах есть эти инструменты, покажите их и послушайте их звучание.

- Кто управлял тройкой лошадей?   (слайд 6 - Название «ямщик» по цифрам)

Давайте вместе с вами  составим подходящие пары (слайд 7):

Чайковский – композитор; ноябрь – осень; тройка – ямщик; колокольчики – звон; «Времена года» - альбом.

Вслушайтесь в звучание пьесы и попробуйте представить, какую осень рисует в своей музыке композитор, какие чувства, настроения, краски использовал композитор.

Слушание музыки “Ноябрь. На тройке” (видео)

- На каком инструменте была исполнена пьеса? (ф-но)

- О произведении вы расскажете после работы по карточкам

Поставь стрелочки и подчеркни те определения, которые подходят для пьесы. (работают на карточках)

- Расскажите о музыке которую вы слушали        

- Какой был звук?  (громким или тихим)

- Какая была мелодия?  (плавная, напевная или четкая, отрывистая)

- Какой был  темп? (быстрый, стремительный, или медленный, спокойный, умеренный)

- Какой был характер? ( веселый задорный, или грустный печальный).

-  Одинаково музыка звучала? (нет, спокойно, громче, веселей и все тише).

-  А сколько частей вы услышали в произведении? (На сколько частей разделили бы произведение?)

Дети: высказывание - в первой части виден характерный образ осени музыка спокойная, похожая на песню (начинается широкой мелодией, напоминающей русскую народную песню ямщика);

- во второй части слышен яркий звон бубенцов (веселый перезвон колокольчиков на время заглушает грустное настроение ямщика);

- в третьей части мы слышим звон бубенцов, всё дальше удаляющихся от нас, он как бы исчезает в дымке уходящего дня (вновь возвращается первая мелодия – песня ямщика, но уже ей аккомпанируют колокольчики ).

Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье. “Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский.

Утром ранним тройка скачет, колокольчики звенят,

А вокруг бело и чисто, искры снежные летят.

- Что нам помогло понять содержание (образ) музыкального произведения? (Средства музыкальной выразительности)

- Назовите эти средства.

 (слайд 9) – ритм (чередование), темп(скорость), мелодия (муз.мысль), динамика(громкость), тембр (окраска звука)

- Вспомним определения этих понятий (работа с экраном)

- О чём мечтал композитор? (чтобы люди любили природу)

- «Времена года» Чайковского – это не просто музыкальный альбом, это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Ноябрьским произведением мы заканчиваем прослушивание осеннего цикла.

- У вас на столах лежат музыкальные инструменты, и я вам предлагаю

украсить пьесу их  звучанием.

-Перед тем, как вы возьмете инструменты, я предлагаю выполнить ритмическую зарядку.

Руки кверху поднимаем, 
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Сложим руки,

Растираем

«Моем» руки и играем (щелчки)

1,2,3,4,5 (шалбаны)

Мы готовы поиграть!

Слушание музыки “Ноябрь. На тройке” (фонограмма) с игрой.

- Перед тем, как перейти к следующей части урока, выполним физминутку.

Физминутка 
Ребята, вы сидеть устали?
На зарядку дружно встали!
Руки в боки, смотрим вправо.
Поворот налево плавный. (Повороты корпуса в стороны.)
Поднимаем мы колени,
Занимаемся без лени.
Поднимаем их повыше.
Может быть, коснёмся крыши? (поднимать ноги, согнутые в коленях.)
Наклоняемся до пола.
Прогибаемся поглубже.
Вправо-влево три наклона.
Повторяем снова дружно. (Наклоны)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

ПЕНИЕ.  

В следующем разделе  урока  «Пение», мы вспомним песню, которая тоже относится к времени года – осень.

- Узнайте по ритму, как называется эта песня? (карточки с ритмом) Песня «Осень в лесу».

- О чём рассказывает песня? (о красоте природы, о том, как звери готовятся к зиме).

- Но вначале нам нужно выполнить зарядку для губ, щёк и языка, чтобы они слушались и не подводили вас во время пения.

Проговорить и пропеть:  (слайд 10)

Чики – чики, чики – чок,

Не стесняйся язычок,

Не пугайся, не ленись,

Повтори, не ошибись.

Упражнения для дикции.

Распевка «Гололёд»

Повторить слова песни «Осень в лесу» 1 к – вместе; 2к – приём «Эхо»; 3к – вместе.

Песню петь мы дружно встали.

Руки вниз, стоим мы ровно,

Петь приятно и удобно.

Исполнение песни «Осень в лесу». (слайд 11)

- Для каких месяцев подходит эта песня?  (сентябрь, октябрь)

Работа с разрезными картинками:  Перед вами лежат разрезные картинки, нужно их собрать. Но, внимание! Месяц вы должны определить сами и назвать его.  

Заключительная часть:

- С чем, ребята, была связана наша тема сегодняшнего урока? (с природой, временем года - осень)

Как называлось произведение?

Из какого альбома?

Кто композитор?

- А что вы вынесли для себя из услышанного на уроке? (чтобы люди  любили природу, друг друга, всегда стремились к добру). Музыка великого композитора живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло.  

- Наш урок подошел к концу,

Но музыка в душе осталась.

Чайковский так о многом нам сказал,

И радовались, слушая ее, и вновь печалясь.

Пленительные звуки влекли нас за собой.

В душе мы навсегда оставим эти чувства

И никогда нам не забыть, друг мой,

Чудесный мир волшебного искусства.

Пришло время подвести итоги и оценить свою работу.

- Поднимите в стороны руки те, кто сегодня был внимательным.

- А теперь поднимите обе руки вверх те, кто сегодня был самым сообразительным и наблюдательным учеником на уроке.

Ребята, вы все молодцы!

- Выберите картинку, с каким настроением вы уходите сегодня с урока (солнышко и тучка) и раскрась ее дома.

Оценивание. (слайд 12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество П.И.Чайковского

Презентация рассказывает о главных этапах жизни П.И.Чайковского....

Знакомство детей с творчеством П. И. Чайковского

Цель данного матераила - познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского; представить его музыкальные альбомы: "Детский альбом", "Времена года"; сказка-балет "Щелкунчик"....

Викторина по творчеству П.И.Чайковского

В данный материал входят вопросы по биографии, к циклам "Детский альбом", "Времена года", романсам....

Материал к лекции-концерту "Музыкальные зарисовки природы в творчестве П.И Чайковского"

Лекция дает возможность ознакомить учащихся в доступной форме с фортепианным циклом П.И Чайковского "Времена года", прививая интерес к творчеству композитора....