Ноябрь в творчестве П.И. Чайковского
план-конспект урока на тему
Коспект урока для обучающихся по АООП ОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Цель урока: познакомить детей с пьесой «Ноябрь. На тройке» фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
noyabr_v_tvorchestve_p.i._chaykovskogo.rar | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Ноябрь в творчестве Чайковского
«Ноябрь. На тройке»
Цель: Познакомить детей с пьесой «Ноябрь. На тройке» фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года».
Задачи
Образовательная
- прослушать пьесу «Ноябрь. На тройке» из альбома "Времена года";
- учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения;
- учить определять части произведения.
Коррекционно - развивающая
- развивать образное мышление, слух, память, творческие способности, (представлять, что может изображать музыка),
- корригировать и развивать мыслительную деятельность (умение соотносит иллюстрационный материал с музыкой).
Воспитательная
- воспитывать эмоционально-целостное отношение к музыке П. И.Чайковского
- прививать любовь к русской классической музыке.
Ход урока:
Орг. момент:
Добрый день, (добрый день), добрый час (добрый час)!
Все мы рады видеть вас!
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись все, за парты сели.
- «Тихо, тихо, сядем рядом -
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном».
- Сегодня мы встретимся с музыкой композитора, чье имя вы слышите с самого детства. Его музыка необыкновенно прекрасна, каждый звук её проникает в глубину вашего сердца, вашей души. Имя этого композитора (слайд 1) П.И. Чайковский.
Мы с вами познакомимся с новым программным произведением из его альбома «Времена года». (слайд 2)
- Ответьте, почему альбом называется именно так? (собраны произведения разного времени года)
- Сколько пьес входит в состав этого альбома? (12)
- Какие произведения из этого цикла вам уже знакомы? («Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь»).
- Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, | Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. (А.С. Пушкин) |
- Ребята, вы догадались, о каком месяце мы будем говорить? (о ноябре)
Составь тему урока по карточкам (слайд 3)
- Ноябрь – предзимье. (слайд 4).
- Выделите характерную особенность ноября.
(Деревья стоят голые, становится холоднее, выпадает первый снег.)
- С ноября месяца, начиналась долгая русская Зима. Земля уже была покрыта снегом…Одной из «картин» жизни русского народа является мчащаяся тройка коней. (слайд 5 «Тройка»).
- Что такое тройка? (Тройка – так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, бубенцы, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием).
У вас на партах есть эти инструменты, покажите их и послушайте их звучание.
- Кто управлял тройкой лошадей? (слайд 6 - Название «ямщик» по цифрам)
Давайте вместе с вами составим подходящие пары (слайд 7):
Чайковский – композитор; ноябрь – осень; тройка – ямщик; колокольчики – звон; «Времена года» - альбом.
Вслушайтесь в звучание пьесы и попробуйте представить, какую осень рисует в своей музыке композитор, какие чувства, настроения, краски использовал композитор.
Слушание музыки “Ноябрь. На тройке” (видео)
- На каком инструменте была исполнена пьеса? (ф-но)
- О произведении вы расскажете после работы по карточкам
Поставь стрелочки и подчеркни те определения, которые подходят для пьесы. (работают на карточках)
- Расскажите о музыке которую вы слушали
- Какой был звук? (громким или тихим)
- Какая была мелодия? (плавная, напевная или четкая, отрывистая)
- Какой был темп? (быстрый, стремительный, или медленный, спокойный, умеренный)
- Какой был характер? ( веселый задорный, или грустный печальный).
- Одинаково музыка звучала? (нет, спокойно, громче, веселей и все тише).
- А сколько частей вы услышали в произведении? (На сколько частей разделили бы произведение?)
Дети: высказывание - в первой части виден характерный образ осени музыка спокойная, похожая на песню (начинается широкой мелодией, напоминающей русскую народную песню ямщика);
- во второй части слышен яркий звон бубенцов (веселый перезвон колокольчиков на время заглушает грустное настроение ямщика);
- в третьей части мы слышим звон бубенцов, всё дальше удаляющихся от нас, он как бы исчезает в дымке уходящего дня (вновь возвращается первая мелодия – песня ямщика, но уже ей аккомпанируют колокольчики ).
Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье. “Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский.
Утром ранним тройка скачет, колокольчики звенят,
А вокруг бело и чисто, искры снежные летят.
- Что нам помогло понять содержание (образ) музыкального произведения? (Средства музыкальной выразительности)
- Назовите эти средства.
(слайд 9) – ритм (чередование), темп(скорость), мелодия (муз.мысль), динамика(громкость), тембр (окраска звука)
- Вспомним определения этих понятий (работа с экраном)
- О чём мечтал композитор? (чтобы люди любили природу)
- «Времена года» Чайковского – это не просто музыкальный альбом, это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Ноябрьским произведением мы заканчиваем прослушивание осеннего цикла.
- У вас на столах лежат музыкальные инструменты, и я вам предлагаю
украсить пьесу их звучанием.
-Перед тем, как вы возьмете инструменты, я предлагаю выполнить ритмическую зарядку.
Руки кверху поднимаем, | Сложим руки, Растираем «Моем» руки и играем (щелчки) 1,2,3,4,5 (шалбаны) Мы готовы поиграть! |
Слушание музыки “Ноябрь. На тройке” (фонограмма) с игрой.
- Перед тем, как перейти к следующей части урока, выполним физминутку.
Физминутка
Ребята, вы сидеть устали?
На зарядку дружно встали!
Руки в боки, смотрим вправо.
Поворот налево плавный. (Повороты корпуса в стороны.)
Поднимаем мы колени,
Занимаемся без лени.
Поднимаем их повыше.
Может быть, коснёмся крыши? (поднимать ноги, согнутые в коленях.)
Наклоняемся до пола.
Прогибаемся поглубже.
Вправо-влево три наклона.
Повторяем снова дружно. (Наклоны)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
ПЕНИЕ.
В следующем разделе урока «Пение», мы вспомним песню, которая тоже относится к времени года – осень.
- Узнайте по ритму, как называется эта песня? (карточки с ритмом) Песня «Осень в лесу».
- О чём рассказывает песня? (о красоте природы, о том, как звери готовятся к зиме).
- Но вначале нам нужно выполнить зарядку для губ, щёк и языка, чтобы они слушались и не подводили вас во время пения.
Проговорить и пропеть: (слайд 10)
Чики – чики, чики – чок,
Не стесняйся язычок,
Не пугайся, не ленись,
Повтори, не ошибись.
Упражнения для дикции.
Распевка «Гололёд»
Повторить слова песни «Осень в лесу» 1 к – вместе; 2к – приём «Эхо»; 3к – вместе.
Песню петь мы дружно встали.
Руки вниз, стоим мы ровно,
Петь приятно и удобно.
Исполнение песни «Осень в лесу». (слайд 11)
- Для каких месяцев подходит эта песня? (сентябрь, октябрь)
Работа с разрезными картинками: Перед вами лежат разрезные картинки, нужно их собрать. Но, внимание! Месяц вы должны определить сами и назвать его.
Заключительная часть:
- С чем, ребята, была связана наша тема сегодняшнего урока? (с природой, временем года - осень)
Как называлось произведение?
Из какого альбома?
Кто композитор?
- А что вы вынесли для себя из услышанного на уроке? (чтобы люди любили природу, друг друга, всегда стремились к добру). Музыка великого композитора живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло.
- Наш урок подошел к концу,
Но музыка в душе осталась.
Чайковский так о многом нам сказал,
И радовались, слушая ее, и вновь печалясь.
Пленительные звуки влекли нас за собой.
В душе мы навсегда оставим эти чувства
И никогда нам не забыть, друг мой,
Чудесный мир волшебного искусства.
Пришло время подвести итоги и оценить свою работу.
- Поднимите в стороны руки те, кто сегодня был внимательным.
- А теперь поднимите обе руки вверх те, кто сегодня был самым сообразительным и наблюдательным учеником на уроке.
Ребята, вы все молодцы!
- Выберите картинку, с каким настроением вы уходите сегодня с урока (солнышко и тучка) и раскрась ее дома.
Оценивание. (слайд 12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество П.И.Чайковского
Презентация рассказывает о главных этапах жизни П.И.Чайковского....
Презентация творчество П.И.Чайковского.
Мой любимый композитор....
Методическая разработка урока искусства (музыки) "Образы природы в фортепианном творчестве П.И.Чайковского"
Методическая разработка для проведения урока музыки в 6 классе....
Музыкально-литературный вечер, посвящённый творчеству П.И.Чайковского, учителя музыки и истории Козлова Олега Филипповича, Монастырщинский район, Смоленская область.
Литературно-музыкальный вечер, посвящённый творчеству П.И.Чайковского...
Знакомство детей с творчеством П. И. Чайковского
Цель данного матераила - познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского; представить его музыкальные альбомы: "Детский альбом", "Времена года"; сказка-балет "Щелкунчик"....
Викторина по творчеству П.И.Чайковского
В данный материал входят вопросы по биографии, к циклам "Детский альбом", "Времена года", романсам....
Материал к лекции-концерту "Музыкальные зарисовки природы в творчестве П.И Чайковского"
Лекция дает возможность ознакомить учащихся в доступной форме с фортепианным циклом П.И Чайковского "Времена года", прививая интерес к творчеству композитора....