Трудовое воспитание в классе "особый ребенок"
статья (7 класс) на тему

Особенности трудового воспитания на классе "особый ребенок", особенности формирования навыков у детей с ТМНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_detey_v_7b_klasse.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание в 7Б классе «особый ребенок».

Трудовая деятельность является одним из важных факторов

воспитания личности. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен

представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную

деятельность, имеющую личностную и социальную направленность,

учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников.

За последние десятилетия в России по разным причинам стремительно

увеличилось число детей, имеющих нарушения развития, зачастую – в самых

разнообразных сочетаниях. Резко изменился и состав учащихся

образовательных учреждений .

Для детей с ТМНР характерно интеллектуальное и психофизическое

недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может

сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.

До недавнего времени в России детям с умеренной и тяжёлой умственной

отсталостью не оказывались образовательные услуги. Они находились в семьях или учреждениях Министерства социальной защиты. В настоящее время интерес к проблеме помощи данной категории детей значительно возрос. Сегодня каждый ребёнок может получать образовательные услуги в

учреждениях специального и общего назначения, если в них созданы

необходимые условия. Основное назначение образовательных организаций –

подготовить учащихся к самостоятельной жизни в окружающем социуме.

Главную роль во всей образовательной системе играет трудовое воспитание и обучение. От того, как оно будет организовано, зависит уровень социализации детей с ТМНР. Для учащихся данной категории в условиях нашей школы существуют классы «особый ребенок» варианта обучения. Подобные классы создаются с целью реализации прав ребёнка на образование, обеспечения максимально возможной социализации и адаптации. Дети обучаются по 2 варианту . Индивидуальные программы разработаны на 2 учащихся. В настоящее время списочный состав учащихся 10 человека: 4 детей находятся на домашнем обучении, 6 в классе. Все дети имеют значительные нарушения познавательных процессов и эмоциональной сферы. Деятельность их хаотична, самоконтроль отсутствует.

Трудовое воспитание детей с ТМНР этапах предполагает формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослых.

Воспитание таких детей происходит в так называемой “бытовой” деятельности: в сменяющихся процессах умывания, кормления, одевания и раздевания. Для её организации создаются условия, которые позволяют успешно формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.  Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту детей и индивидуальным особенностям их физического развития. Все предметы для формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметов гигиены, одежда, посуда и т.д.), оборудование для элементарных трудовых действий располагаются в определённых для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождения. Участие ребёнка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и привычек. Это должно

происходить не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы. Процессу формирования данных

навыков могут предшествовать игры с бытовыми предметами-орудиями. Для

игр, направленных на формирование навыков самообслуживания и

культурно-гигиенических навыков, взрослые создают разнообразные ситуации. Одни и те же предметные могут использоваться в различных играх. Они формируют навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки в сюжетно-дидактических играх.

При формировании навыков самообслуживания используются

естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают

общеразвивающие и коррекционные задачи (педагогические ситуации),

различные игры и игровые упражнения. Для облегчения процесса овладения трудовыми навыками в классе используется метод разбивания сложного навыка на более простые. А затем объединение в один. (глажка, стирка и т.д.). При работе над трудовым воспитанием широко применяются различные виды визуального расписания. В помощь детям на классе разработана альтернативная коммуникация, которой они активно пользуются для овладения трудовыми навыками.

Таким образом, через воспитание и формирование у детей культурно-гигиенических навыков необходимо возлагать на детей в повседневной жизни обязанности, элементы самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, с которым они в состоянии справится. Формировать у них тот уровень трудолюбия и работоспособности, который находиться в пределах их возможностей – это одна из важных задач нашей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание в условиях детского дома как средство развития личности ребенка.

здесь представлена система организации трудового воспитания в услових детского дома, на примере работы 2группы ГКОУ РО детский дом№3...

Трудовое воспитание ребенка в семье

Трудовое воспитание ребенка в семье...

Памятка социального педагога родителям по трудовому воспитанию ребенка в семье

Памятка социального педагога родителям по трудовому воспитанию ребенка в семье...

Трудовое воспитание ребенка

Памятка родителям по трудовому воспитанию ребенка...

Доклад «Роль трудового воспитания в формиро-вании личности ребенка с ОВЗ».

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как прин...