Трудовое воспитание в классе "особый ребенок"
статья (7 класс) на тему
Особенности трудового воспитания на классе "особый ребенок", особенности формирования навыков у детей с ТМНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie_detey_v_7b_klasse.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание в 7Б классе «особый ребенок».
Трудовая деятельность является одним из важных факторов
воспитания личности. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен
представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную
деятельность, имеющую личностную и социальную направленность,
учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников.
За последние десятилетия в России по разным причинам стремительно
увеличилось число детей, имеющих нарушения развития, зачастую – в самых
разнообразных сочетаниях. Резко изменился и состав учащихся
образовательных учреждений .
Для детей с ТМНР характерно интеллектуальное и психофизическое
недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может
сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
До недавнего времени в России детям с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью не оказывались образовательные услуги. Они находились в семьях или учреждениях Министерства социальной защиты. В настоящее время интерес к проблеме помощи данной категории детей значительно возрос. Сегодня каждый ребёнок может получать образовательные услуги в
учреждениях специального и общего назначения, если в них созданы
необходимые условия. Основное назначение образовательных организаций –
подготовить учащихся к самостоятельной жизни в окружающем социуме.
Главную роль во всей образовательной системе играет трудовое воспитание и обучение. От того, как оно будет организовано, зависит уровень социализации детей с ТМНР. Для учащихся данной категории в условиях нашей школы существуют классы «особый ребенок» варианта обучения. Подобные классы создаются с целью реализации прав ребёнка на образование, обеспечения максимально возможной социализации и адаптации. Дети обучаются по 2 варианту . Индивидуальные программы разработаны на 2 учащихся. В настоящее время списочный состав учащихся 10 человека: 4 детей находятся на домашнем обучении, 6 в классе. Все дети имеют значительные нарушения познавательных процессов и эмоциональной сферы. Деятельность их хаотична, самоконтроль отсутствует.
Трудовое воспитание детей с ТМНР этапах предполагает формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослых.
Воспитание таких детей происходит в так называемой “бытовой” деятельности: в сменяющихся процессах умывания, кормления, одевания и раздевания. Для её организации создаются условия, которые позволяют успешно формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту детей и индивидуальным особенностям их физического развития. Все предметы для формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметов гигиены, одежда, посуда и т.д.), оборудование для элементарных трудовых действий располагаются в определённых для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождения. Участие ребёнка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и привычек. Это должно
происходить не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы. Процессу формирования данных
навыков могут предшествовать игры с бытовыми предметами-орудиями. Для
игр, направленных на формирование навыков самообслуживания и
культурно-гигиенических навыков, взрослые создают разнообразные ситуации. Одни и те же предметные могут использоваться в различных играх. Они формируют навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки в сюжетно-дидактических играх.
При формировании навыков самообслуживания используются
естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают
общеразвивающие и коррекционные задачи (педагогические ситуации),
различные игры и игровые упражнения. Для облегчения процесса овладения трудовыми навыками в классе используется метод разбивания сложного навыка на более простые. А затем объединение в один. (глажка, стирка и т.д.). При работе над трудовым воспитанием широко применяются различные виды визуального расписания. В помощь детям на классе разработана альтернативная коммуникация, которой они активно пользуются для овладения трудовыми навыками.
Таким образом, через воспитание и формирование у детей культурно-гигиенических навыков необходимо возлагать на детей в повседневной жизни обязанности, элементы самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, с которым они в состоянии справится. Формировать у них тот уровень трудолюбия и работоспособности, который находиться в пределах их возможностей – это одна из важных задач нашей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание в условиях детского дома как средство развития личности ребенка.
здесь представлена система организации трудового воспитания в услових детского дома, на примере работы 2группы ГКОУ РО детский дом№3...
родительское собрание "Трудовое воспитание ребенка в семье"
В помощь классному руководителю...
СООБЩЕНИЕ Тема: «Трудовое воспитание, как одно из направлений социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья »
Методические материалы для работы с детьми с ТМНР...
Трудовое воспитание ребенка в семье
Трудовое воспитание ребенка в семье...
Памятка социального педагога родителям по трудовому воспитанию ребенка в семье
Памятка социального педагога родителям по трудовому воспитанию ребенка в семье...
Трудовое воспитание ребенка
Памятка родителям по трудовому воспитанию ребенка...
Доклад «Роль трудового воспитания в формиро-вании личности ребенка с ОВЗ».
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как прин...