Сопровождение обучающихся с РАС в коррекционно-логопедической работе.
статья на тему

Габнасырова Руфина Бикмухаметовна;

 учитель-логопед,

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского

 автономного округа-Югры «Нефтеюганская

школа-интернат для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»,

г. Нефтеюганск

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gabnasyrova_r.b.3.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

        СОПРОВОЖДЕНИЕ  ОБУЧАЮЩИХСЯ С  РАС

В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.

Габнасырова Руфина Бикмухаметовна;

 учитель-логопед,

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского

 автономного округа-Югры «Нефтеюганская

школа-интернат для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»,

г. Нефтеюганск

В последние годы значительно растет количество детей с РАС, психическое развитие при этом не просто нарушается или задерживается, оно искажается с различными отклонениями. Среди них особое место занимают дети с  РАС. Наиболее ярким его проявлением является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми. Издавна бытующее мнение о том, что у этих детей нет  мотивации к общению, часто ошибочно. Многие дети с аутизмом, на самом деле, стремятся к общению, однако наблюдается повышенное стремление к словотворчеству, неологизмам, бесцельному манипулированию звуками, слогами, отдельными фразами из стихов, песен, мультфильмов и рекламы.[1]. В собственной речи у детей с аутизмом грубо нарушен грамматический строй речи, отсутствует логическая связь между отдельными фразами, наблюдается фрагментарность, разорванность ассоциаций. Диалогическая речь у этих детей чаще всего сформирована ограниченно, вопросно-ответная форма общения используется недостаточно развернуто.Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения,  так и его отдельных структурных компонентов. Проводится комплексное, обследование специалистов различного профиля. Оказание коррекционной помощи учителя – логопеда  начинается с обследования речи,  работа по развитию речи должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка. В ней следует учитывать особенности всей клинико-психологической структуры, характерной для детей с РАС.[2]

В соответствии со спецификой нарушения  строится коррекционно-логопедическая работа, направленная  на адаптацию,  коммуникацию  и коррекцию нарушенных речевых компонентов. Формирование и развитие связной речи включает составление предложений по картинкам, их сериям, по опорным словам, работу над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, проводится через «проигрывания», драматизации разных тем. Особое внимание в своей работе  уделяю сюжетно ролевым играм, которые способствуют формированию и развитию диалогической речи необходимой  обучающимся в различных бытовых ситуациях. Прежде всего, это ситуации, связанные с умением пользоваться услугами магазинов, различных бытовых и лечебных учреждений. Диалоги, проигрываемые с детьми, обучают умению ориентироваться в городе и предполагают задания для речевой социализации детей с аутизмом. Необходимо научить детей правильно конструировать предложения, необходимые для общения и выражения собственных потребностей в повседневной жизни.[3] В свои коррекционные занятия включила,  комплекс    развивающих занятий на  основе театральной деятельности, которые помогают  развивать коммуникативные навыки. Грамотно подобранный инструментарий   вызывает у  обучающихся положительные  эмоции, даже  безречевые  дети пытаются звукоподражать персонажам, развивает мимическую, двигательную,  эмоциональную, коммуникативную  активность. Таким образом, обучающийся с РАС могут постепенно выстраивать свои взаимоотношения с окружающим миром. На заключительном «социализирующем» этапе на премьерный показ приходят не только педагоги, но и родители, посторонние взрослые.

Анализ апробируемых занятий на основе театрализованной деятельности  позволил сформулировать следующие выводы:

– разные формы театральной активности обеспечивают постепенность и безопасность формирования у обучающихся  социокультурных нормативов взаимодействия друг с другом;

-получение новых ролей, способствует формированию базы для развития мотивационных компонентов социализированного поведения, расширить спектр коммуникативных способностей в общении с окружающим миром.

– включение театральных постановок в коррекционных логопедических занятиях обучающихся  с расстройствами аутистического спектра дает возможность расширить круг своих социальных контактов.

Успех развития речи и коррекционной работы в целом, во многом зависит от действий родителей.  В их желании помочь своему ребенку социализироваться.  Родителям необходимо использовать общение, как канал влияния на неконтактность и преодоление ее. Этот как раз то эффективное средство, которое всегда в руках семьи.  Просвещение родителей занимает важное место в работе специалистов и осуществляется через консультации для родителей, участие в родительских собраниях, индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, распространение памяток, публикации в средствах массовой информации, в сети интернет. Эти формы просвещения  помогают правильно организовать общение с окружающими.

Коммуникация  обучающихся с РАС,  необходимого для самостоятельной жизни. Сформировать в одиночку невозможно. Поэтому для решения данной проблемы в первую очередь считаю необходимым и важным развивать социальное партнерство. Педагогический коллектив  школы строит тесные отношения с разными организациями дополнительного образования г. Нефтеюганска, к ним относятся: Центр национальных культур, Библиотека семейного чтения, Детская школа искусств,  и другие учреждения города.

     Сфера взаимодействия школы с социальными партнерами не только с каждым годом успешно расширяется, но и приобретает новые направления сотрудничества, реализуются совместные мероприятия, экскурсии, концерты,  театрализованные представления, беседы, встречи со сверстниками и людьми различных профессий для развития коммуникации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При этом указанная деятельность может осуществляться как постоянно, так и в рамках ситуативных, специально планируемых мероприятий.

Благодаря расширению социальных партнеров нам удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы: повышение качества знаний, умений, навыков, уровня общего развития обучающихся  формируется социальный интеллект и коммуникативность обучающегося с РАС.

Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных задач, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность -  расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет обучающимся с расстройством аутистического спектра получить социальный опыт и способствует социальному взаимодействию, коммуникации с другими людьми.

Список литературы:

1.Башина В.М. Ранний детский аутизм. Электронная библиотека аутизма [http://autist.narod.ru/spisok3.htm] 14.03.2017. .

2.Бодалев А.А. - «Психология общения», «Москва – Воронеж», 2002 г. 6. Бондарь, Н.Г. Факторы развития эмпатии младших школьников// Н.Г. Бондарь // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – № 8. – С. 34-37.

3. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: кн. для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питерс. -М.: ВЛАДОС, 2005. -С.144. - (Коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ЗПР

Описана авторская система работы с младшими школьниками....

Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми дошкольниками

В данной работе описаны особенности логопедической работы с умственно отсталыми дошкольниками и представлена авторская система коррекционной работы....

Коррекционно-логопедическое занятие: "Предложение. Восстановление предложений. Работа с текстом"

Материал поможет логопеду при проведении занятия по коррекции дисграфии....

«Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации для детей с нарушением интеллекта».

В данной статье рассматриваются принципы формирования коммуникативных навыков, которые имеют огромное значение при формированиии социальной адаптации детей с нарушением интелекта. На базе Запрудненско...

Рабочая программа коррекционного (логопедического) курса " Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа"

Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, имеющх нарушения звукопроизношения....

Адаптированная рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6 – 7 лет в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДОУ

Пояснительная записка  Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания высшей...