Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с ОВЗ (задержка психического развития) на уроках физической культуры
методическая разработка на тему
В современной жизни наблюдаются серьезные изменения в социальной сфере. Одним из главных ее ориентиров является состояние здоровья человека, а также спортивные достижения людей - основные показатели уровня жизнеспособности и цивилизованности страны. А также уровень здоровья общества определяется по отношению в нем к детям, старикам и инвалидам.
Известно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15-20%), окружающей среды (15-20%), медицины (15-20%) и определяет спортивные достижения. В связи с этим в решении проблемы здоровьесбережения и здоровьесозидания в современном обществе ведущая роль отводится системе образования, ориентированной на формирование здорового образа жизни учащихся, как приоритетной задачи, так как здоровый образ жизни является педагогически зависимым фактором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_suhanova_s.g._2017.docx | 37.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с ОВЗ (задержка психического развития)
на уроках физической культуры »
Актуальность.
В современной жизни наблюдаются серьезные изменения в социальной сфере. Одним из главных ее ориентиров является состояние здоровья человека, а также спортивные достижения людей - основные показатели уровня жизнеспособности и цивилизованности страны. А также уровень здоровья общества определяется по отношению в нем к детям, старикам и инвалидам.
Известно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15-20%), окружающей среды (15-20%), медицины (15-20%) и определяет спортивные достижения. В связи с этим в решении проблемы здоровьесбережения и здоровьесозидания в современном обществе ведущая роль отводится системе образования, ориентированной на формирование здорового образа жизни учащихся, как приоритетной задачи, так как здоровый образ жизни является педагогически зависимым фактором.
Сегодня лишь на 10 - 12% удовлетворяется заложенная природой потребность людей в движении. Возникает «моторный голод», что является одной из важных причин снижения резервов здоровья и социальной дееспособности граждан нашего общества.
Ни для кого не секрет, что в современном обществе уровень здоровья детей снижается, болезни «помолодели», увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание условий для предоставления детям с ОВЗ и детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития.
Мы рассмотрим проблемы обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях образования на уроках физической культуры . Проанализированы проекты Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для лиц с ОВЗ, характерные особенности обучения данной категории учащихся, их возрастные новобразования. Выявлена и обоснована необходимость формирования регулятивных УУД у детей с ОВЗ с целью выпуска учащегося из начальной школы более успешного, социализированного, самостоятельного, целеустремленного с учётом их психофизиологического развития. Сегодня перед системой общего образования стоит задача — обустройство новой практики работы с особыми детьми, которое позволит обеспечить доступность и качество большему количеству обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Проблема.
Обучающиеся с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых школьников тем, что у них наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние.
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является физическая культура. Целью физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.
Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях.
Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания. Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.
Объект: формирование универсальных учебных действий у младших школьников с ОВЗ (задержка психического развития)на уроках физической культуры
Предмет: урок физической культуры, как способ формирования универсальных учебных действий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: урок физической культуры, как способ формирования универсальных учебных действий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике.
- Подобрать психологические диагностики для учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья по оценке уровня сформированности универсальных учебных действий.
- Выявить особенности метода, способствующие формированию и развитию коммуникативных способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья.
- Проанализировать воздействие использования метода на формирование коммуникативной компетентности.
Гипотеза педагогического проекта
Посредством физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
Ресурсное обеспечение реализации проекта:
Использование ресурсов Интернета, медиотеки, спортивный инвентарь.
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта | Задачи | Мероприятия | Механизм реализации | Ожидаемые результаты |
1.Теоретический | Изучить теоретические и практические основы формирования универсальных учебных действий при помощи физической культуры | Изучение методических разработок и статей | Поиск литературы по данной теме в Интернете, в медиотеке, в библиотеке. http://gigabaza.ru/doc/170973.html | Осознание актуальности , проблемы, цели и задачи предстоящей работы. |
2.Подготовитель ный(диагностический) | Подобрать и провести психологические диагностики для учащихся младшего школьного возраста по оценке уровня сформированности универсальных учебных действий. | Изучение медицинских карт, диагностические исследования (индивидуальное обследование ребенка, беседа), беседа с родителями. | Поиск диагностик и проведение диагностик по определению уровня развития УУД. | 1. Знаем уровень действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) (интеллектуальный аспект общения) 2. Знаем уровень действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) 3. Знаем уровень действий по умению выделять и изображать существенные ориентиры действия |
3. Практический | Разработать этапы формируемые УУД у детей с ОВЗ в процессе работы на уроке | Знакомство с темой урока, коррекционные занятия с детьми (индивидуальные, парные). | На этом этапе учащиеся с ОВЗ включаются в работу . | Выполнение обучающимися с ОВЗ всех этапов урока |
4. Контрольно-оценочный | Определение сформированности УУД при помощи участия детей с ОВЗ на уроке | Тестирование Анкетирование | Проанализировать воздействие использования метода на формирование УУД у младших школьников с ОВЗ | Систематическое применение метода способствует развитию УУД у школьников с ограниченными возможностями здоровья. |
Анализ двигательной деятельности:
диагностика двигательной деятельности заключается в проверке двигательных качеств учащихся посредством сравнения результатов сдачи контрольных тестов, где распределяем результаты детей на 3 категории: меньше нормы, норма, больше нормы.
Анализ физической подготовленности:
Сравниваем средний бал каждой группы, полученный за выполнение контрольных тестов первичного тестирования с заключительным (формула – складываем все отметки участников и делим на количество отметок). Затем сравниваем средний бал первого контрольного тестирования с последним.
Анкета учащихся на тему: « Физкультура, Спорт и Я »:
№ | ВОПРОСЫ | Ответ ДА | Ответ НЕТ |
1 | Совместимы ли для тебя спорт и вредные привычки? | ||
2 | Нравится ли тебе урок физической культуры? | ||
3 | Считаешь ли ты необходимость увеличения уроков физической культуры? | ||
4 | Занимаешься ли ты спортом? | ||
5 | Понимаешь ли ты необходимость активной двигательной деятельности? | ||
6 | Выполняешь ли ты домашнее задание по физической культуре? | ||
7 | Занимаются ли активной двигательной деятельностью твои родители | ||
8 | Интересны ли тебе спортивные телетрансляции крупных соревнований? | ||
9 | Удовлетворен ли ты организацией спортивного досуга в нашей школе? |
Подводим сравнительный анализ положительных ответов в процентном соотношении (количество положительных ответов делим на количество опрошенных).
Цель: обеспечить психологическую и функциональную готовность обучающихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установки, актуализация опорных знаний и умений Организационный момент. Задачи: 1. Начальная организация обучающихся. 2. Создание целевой установки на уроке. 3. Обеспечение внимания, дисциплины, собранности. 4. Регулирование эмоционального состояния, создание благоприятных психических и эмоциональных условий взаимодействия учителя и обучающихся. 5. Психологическая настройка на предстоящую деятельность. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Дозировка | ОМУ | УУД |
Организует построение, проверяет готовность обучающихся к уроку. | Строятся в одну шеренгу. Дежурный класса сдает рапорт о готовности класса к уроку.
| 1 мин. | Строевая стойка: пятки вместе, носочки врозь, подбородок приподнят, видеть грудь 4 человека, | Коммуникативные УУД:Взаимодействуют во время построения в шеренгу и выполнения команд. Умение слушать, координировать действия. Регулятивные УУД: Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели. |
Демонстрация плакатов гимнастических упражнений на матах. Для чего нужна гимнастика? Какие виды гимнастики вы знаете? Какие акробатические упражнения вы уже умеете делать? Какую технику безопасности следует соблюдать при занятиях гимнастикой? Давайте сформулируем тему и задачи на урок.
| Ответы: Гимнастика спортивная, художественная, акробатика. Перекат, кувырок назад, кувырок вперед, стойку на лопатках Формулируют тему и задачи урока. | 4 мин. | Включить в деятельность обучающихся. | Познавательные УУД: Планировать занятия гимнастикой в режиме дня. Регулятивные УУД: Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
|
Разминка. Задачи: 1. Всесторонняя подготовка организма обучающихся. 2. Подготовка группы мышц плечевого пояса, которые будут участвовать в решении двигательных задач основной части урока. 3. Обеспечение решения специфических задач основной части урока. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Дозировка | ОМУ | УУД |
Организует выполнение строевых упражнений (команд). Построение, перестроения в шеренги, в колонны в движении | Выполняют команды поворотов на месте, перестроений из одной шеренги в две и обратно | 2 мин. | Команды: "становись!", "равняйсь!", "смирно!", "вольно!", "налево!", "направо", "кругом!", "шагом марш!", «на первый-второй рассчитайсь». | Коммуникативные УУД:Взаимодействуют во время перестроения в колонны. Умение слушать, координировать действия. Регулятивные УУД: Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; Выполнять строевые команды, перестроения различными способами, контролировать свои действия согласно инструкции. |
Организует повторение правил ТБ. Организует выполнение общеразвивающих упражнений в движении. Организует выполнение ОРУ со скакалкой.
| Повторение правила ТБ на занятиях гимнастикой. Ходьба по залу с дистанцией два шага на носках, на пятках. Бег в равномерном темпе. ОРУ со скакалкой. | 8 мин. | Разминка выполняется фронтально Руки на пояс, спина прямая. руки за головой, спина прямая. | Коммуникативные УУД:Взаимодействуют во время выполнения упражнений в движении. Познавательные УУД: Представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья, физического развития и физической подготовки человека; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий. |
Цель: Обучить кувырку назад в группировке. Задачи: 1. Совершенствование техники выполнения акробатических упражнений в группах. 2. Развитие физических качеств: гибкости, ловкости и координационных способностей. 3. Воспитание внимания, чувства товарищества, коллективизма. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Дозировка | ОМУ | УУД |
Изучение нового материала. Учитель формулирует задание, осуществляет контроль. Даёт команду построиться возле матов. Проводит подготовительные упражнения. Объясняет технику правильного выполнения упражнения и показ более подготовленным учеником кувырка вперед, назад.
| Прогнозировать свою деятельность. Слушают, выполняют упражнение. Подготовительные упражнения: группировка из положения упор присев, перекаты в группировке, перекат в группировке с опорой рук. | 10 мин. |
Повторить 4-6 раз. Обратить внимание на положение головы. Выполнение элементов со страховкой | Познавательные УУД: Представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья, физического развития и физической подготовки человека; понимать и воспринимать на слух словесные указания учителя и «тренера» в группах. Регулятивные УУД: Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; Выполнять акробатические упражнения, контролировать свои действия согласно инструкции. Личностные УУД:принимать и соблюдать учебную задачу, ориентация на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе и классе, быть тактичным и уважительным в работе группы Коммуникативные УУД: Формировать умение слушать и понимать других, умение работать в паре и группе. . |
Первичное осмысление и закрепление. Организует круговую тренировку. Назначение «тренера» в каждой группе Контролирующая функция. Работа в группах: 1 группа – перекат на спине 2 группа – кувырок вперед 3 группа – кувырок назад | «Тренеры» выполняют задание первыми, затем следят за выполнением задания учащимися своей группы: исправляют ошибки, в конце проговаривают их. Отрабатывают элементы в группах. | 10 мин. | Расстояние между полосами матов 2 метра. Смена заданий по свистку | |
Цель: приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность, постепенное снижение функциональной активности организма и приведение его в относительно спокойное состояние. Задачи: 1. Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц. 2. Постепенное приведение организма обучающихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и физиологической напряженности). 3. Снижение активности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы до нормы. 4. Подведение итогов учебной деятельности, с оценкой учителя и самооценкой результатов деятельности обучающихся. 5. Организованное завершение занятия. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Дозировка | ОМУ | УУД |
Организует построение обучающихся. Проводит упражнения на восстановление и расслабление организма. | Строятся в две шеренги. Выполнение упражнений на восстановление дыхания: 1. И.П. - о.с., руки в стороны - вверх. 1-3 - полунаклон вперед, спина круглая, руки вперед - вниз - выдох; 4-5 пауза; 6-8 вдох. вернуться в и.п. 2. И.П. - о.с, руки на пояс. 1-2 - голову вниз, локти вперед - выдох; 3-4 - поднять голову, отвести локти назад - вдох. Выполнить 3-4 раза. 3. И.П. - о.с, руки вверх. 1 - наклон вправо, выдох; 2 - и.п., вдох; 3-4 - то же влево. | 2 мин. | Строго соблюдать методические рекомендации по выполнению упражнений на восстановление дыхания. | Познавательные УУД: Представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья, физического развития и физической подготовки человека; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий. Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу |
Рефлексия. Вспомните тему нашего урока. Удалось достичь поставленных целей. Что удалось на уроке, что не удалось? Оцените свою работу на уроке. Подведение итогов урока, оценивание работы класса в целом | Обучающиеся анализируют свою работу.
| 2 мин. | Отметить лучших ребят. | Личностные УУД: Осваивать начальную форму познавательной и личностной рефлексии Регулятивные УУД: Адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей |
Библиографический список:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – М.: Просвещение, 2014 г.
- Уроки физической культуры в начальных классах «Коррекционная педагогика» В.М. Мозговой 2009 г Просвещение
3.В.И. Лях Физическая культура 1-4 классы : учеб. Для общеобразовательных. Учреждений / Просвещение, 2011 год
4В.И Лях Физическая культура. Предметная линия учебников В.И. Ляха. Рабочие программы. Просвещение, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках физической культуры. Выносливость и физическая культура.
Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках физической культуры. Выносливость и физическая культура....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Выносливость и физическая культура
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВыносливость и физическая культура...
Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР"
Данные рекомендации раскрывают одно из основных требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ОВЗ – формирование универсальных учебн...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ: ОПЫТ, ДОСТИЖЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ» Тема: «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на основе использования занимательных заданий и упражнений на уроках технологии».
Одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе - это формирование творческой личности. Обществу необходимы люди, которые творчески подходят к решению различных зад...
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры
В настоящее время процент детей с задержкой психического развития растет, а данная патология предполагает последующее выравнивание или незначительное отставание. Необходимо большее внимание уделять да...
«Плоскостопие у младших школьников и дальнейшие способы его устранения на уроках физической культуры».
плоскостопие умладших школьников...
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
raquo;. Важным элементом формирования универсальных учебных действий у обучающихся средствами иностранного языка в начальной школе, обеспечивающим его результативность, является умение младших школьн...