Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР"
методическая разработка на тему

Серебрякова Ульяна Валерьевна

Данные рекомендации раскрывают одно из основных требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ОВЗ – формирование универсальных учебных действий обучающихся. Акцент сделан на формирование УУД у обучающихся с задержкой психического развития. В содержании работы рассматривается как понятие и виды универсальных учебных действий, так и методы и приёмы формирования личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий у обучающихся с ЗПР. Материалы могут быть использованы педагогами начального и общего образования как коррекционно-развивающего обучения, так и традиционного.  

Приложения содержат образцы карт-таблиц сформированности УУД и  методическую разработку коррекционно-развивающих упражнений для детей с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Методические рекомендации

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР»

Составитель:

Учитель начальных классов

У.В.Серебрякова

г. Котовск, 2016г.


«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР»

Данные рекомендации раскрывают одно из основных требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ОВЗ – формирование универсальных учебных действий обучающихся. Акцент сделан на формирование УУД у обучающихся с задержкой психического развития. В содержании работы рассматривается как понятие и виды универсальных учебных действий, так и методы и приёмы формирования личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий у обучающихся с ЗПР. Материалы могут быть использованы педагогами начального и общего образования как коррекционно-развивающего обучения, так и традиционного.

Перед образовательными организациями, реализующими новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ, встает сложная задача — сформировать, кроме личностных и предметных результатов, метапредметные результаты обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. В этой работе конкретно остановлюсь на формировании коммуникативных универсальных учебных действий с учетом специфики образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Методические материалы могут быть использованы педагогами начального общего образования, работающими с детьми с ЗПР в образовательных организациях для детей с ОВЗ или в условиях инклюзии.

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования  обучающихся с ОВЗ  предлагает  формировать  коммуникативные  универсальные  учебные  действия  для  адаптации  младшего школьника   в  социум.

К  коммуникативным  умениям, формируемым в младшем школьном возрасте  относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение целей, функций  участников,  способов  взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в  поиске  и  сборе  информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы,  поиск  и  оценка  альтернативных  способов  разрешения  конфликтов,  принятие  решения  и  его  реализации;

• управление поведением партнера  —  контроль,  коррекция,  оценка  его  действий;

• умение с достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли  в  соответствии  с  задачами  и  условиями  коммуникации;

• владение  монологической  и  диалогической  формами  речи  в  соответствии  с  грамматическими  и  синтаксическими  нормами  родного  языка.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных  действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.

У младших школьников с ЗПР, как правило, возникают проблемы коммуникативного свойства:

  • Дефекты звукопроизношения, которые мешают окружающим воспринимать их речь;
  • Ограниченность словарного запаса, приводящая к маловыразительной, качественно неполноценной речи ребенка. Смешение ребенком слов по лексическому или акустическому сходству, вызывающее у собеседников недопонимание смысла высказывания говорящего;
  • Неумение грамматически правильно высказывать предложения, несформированность словоизменения и словообразования, пропуск или смешение предлогов. Отсутствие сложных синтаксических конструкций;
  • Нарушение связности и логики высказывания, последовательности изложения, нечеткая формулировка мысли, искажение фактического содержания высказывания;
  • Замедление темпа восприятия и осмысление услышанного, что влечет за собой недостаточное понимание речевых установок, искаженное восприятия фактического содержания информации;
  • Психологические особенности: неустойчивое внимание, слабая способность к запоминанию словесного материала, низкая наблюдательность к тому, что говорит собеседник, недостаточные развитие навыков и сформированность произвольности  в общении и деятельности;
  • Нарушения эмоциональной сферы, что мешает услышать собеседника, ответить ему эмпатией (он говорит только о своем, слышит только себя).

В соответствии с требованиями нового ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ коррекционная работа с детьми с ЗПР должна быть направлена на оказание им помощи в устранении недостатков в речевом и психофизическом недоразвитии, освоении школьной программы и их интеграции в образовательной организации с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Принципы коммуникативной направленности обучения:

  • речевая направленность (обучение через общение);
  • функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
  • ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
  • новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения,   речевого партнёра, условий общения);
  • принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
  • личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).

Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуаций, т.е. благоприятных условий для активного общения.

ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ рассматривают коммуникацию как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

− потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

− владение определенными вербальными и невербальными средствами

общения;

− позитивное отношение к процессу сотрудничества;

− ориентация на партнера по общению;

− умение слушать собеседника.

Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:

− коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

− коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

− коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Диагностика уровня развития речи и коммуникативных умений у младших школьников

Недостатки уровня сформированности коммуникативных действий у обучающихся с ЗПР выявляются с помощью мониторинговой диагностики.

Коллективом учителей начальной школы, в рамках инновационной деятельности, была разработана и апробирована система мониторинга метапредметных образовательных результатов, в частности коммуникативных УУД, в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Оценивание уровня сформированности коммуникативных УУД происходит путём проведения контрольно-оценочной деятельности учителем в конце каждого года обучения.

Примерные технологии, методики, методы, приемы, применяемые при диагностике:

  1. «Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении» методика Е.В. Коротаевой;
  2. «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» А.Б. Воронцова;
  3. Методика М. Ступницкой и др. «Диагностика уровня сформированности универсальных учебных навыков»;
  4.  «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» методическое пособие под редакцией А.Г. Асмолова;
  5.  «Диагностика уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы» методическое пособие Шаталовой О.А.;

Отслеживание результатов уровня сформированности УУД обучающихся с ЗПР происходит путём следующих методов:

-Наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся, их продвижением в обучении, поведением и пр.;

-Специально сконструированные диагностические задания,

-Проверочные работы по предметам, позволяющие судить о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся;

-Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат и позволяющие судить о сформированности коммуникативных учебных действий;

-Комплексные работы на межпредметной основе;

-Олимпиадные и творческие задания, конкурсы, проекты (внеурочная деятельность).

Критерии, по которым ведётся оценивание, рекомендованы ФГОС НОО для детей с ОВЗ в разделе «Требования к результатам освоения образовательной программы» и представляют собой следующие показатели:

-Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

-Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

-Умение определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

При оценивании планируемых метапредметных результатов, в частности коммуникативных УУД, используется уровневый подход.

      Критерии представлены последовательно в оценочных листах учета достижения регулятивных, познавательных и коммуникативных результатов.

Также формами фиксации метапредметных результатов являются:

-Тексты диагностических работ и анализ их выполнения и пр.

-Портфолио

-Листы самооценки

-Достижения во внеурочной деятельности (Грамоты, дипломы, сертификаты и др.)

Основным методом отслеживания сформированности коммуникативных УУД является метод наблюдения.  При этом, необходимо обратить внимание на следующие показатели и индикаторы вытекающие из каждого критерия:

Метапредметные результаты, содержащие коммуникативные УУД (обеспечивают социальную и коммуникативную компетенцию обучающихся с ЗПР)

Метапредметные результаты

Параметры (группы способностей и умений)

Индикаторы (конкретизированные результаты)

 Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

Владение монологической формой речи

Владение средствами ИКТ

- умеет выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- умеет использовать средства ИКТ для решения учебных задач

 Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Владение диалогической формой речи

Коммуникативная компетентность

- умеет слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы

- способен оценивать события, умеет аргументировать свою точку зрения

- способен учитывать мнение партнера по общению

Умение определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Общение и взаимодействие в учебном процессе

 

- способен планировать учебное сотрудничество (определять цели, функции участников, способы взаимодействия)

- способен к выполнению обязанностей различных социальных ролей (лидера, исполнителя, оппонента) в процессе учебного сотрудничества

- способен управлять своим поведением и поведением партнера на основе принятых норм общения

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Разрешение конфликтных ситуаций

- умеет аргументированно отстаивать свою позицию, корректно возражать оппоненту, участвовать в поиске альтернативных способов разрешения конфликта

На основе данных обследования строится карта-таблица сформированности метапредметных образовательных результатов по каждому ребёнку и по классу в целом, из которой учитель выявляет уровень овладения обучающимся конкретным параметром коммуникативных учебных действий  и уровень сформированности УУД в целом у детей с ЗПР. (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса – это основная цель программы коррекционной работы. Относительно категории детей с ЗПР распространена форма коррекционной работы, предполагающая групповые и индивидуальные коррекционные занятия, которые проводятся во внеурочное время. Предварительно проведенная диагностика обучающихся позволяет объединять младших школьников в определенные группы с учетом видов нарушений и индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, а затем планировать коррекционную работу.

Примеры заданий упражнений для формирования коммуникативных универсальных учебных действий представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 2 «Методическая разработка. «Коррекционно-коррегирующие упражнения на развитие высших психических функций, рекомендованные к использованию на уроках с целью формирования коммуникативных УУД у детей с ЗПР»

Список  литературы:

  1. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.Академический проект, 2008.
  3. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. №6.
  4. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010.
  5. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда / Ред.-сост. В. И. Селиверстов. М., 1987.
  6. Истратова  О.Н.  Практикум  по  детской  психокоррекции:  игры,  упражнения,  техники  [Текст]  /  О.Н.  Истратова.  —  Изд.  4-е.  —  Ростов  н/Д:  Феникс,  2010.
  1. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С.9-11.
  2. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение». 2009.
  3. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: Дис.канд. пед. наук. Кемерово, 2005.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А. г. Асмолова. М., 2010.



Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка

«Коррекционно-коррегирующие упражнения

на развитие высших психических функций,

рекомендованные к использованию на уроках

с целью формирования коммуникативных УУД у детей с ЗПР»

Составитель:

учитель начальных классов

 У.В. Серебрякова

Котовск, 2016г.


Данная методическая разработка представляет собой сборник коррекционно-коррегирующих упражнений, направленных на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, речи.

Современные ФГОС НОО для детей с ОВЗ предъявляют совокупность требований: к структуре образовательной программы, условиям её реализации и результатам освоения программы. Кроме предметных результатов современные стандарты требуют определённого уровня достижений метапредметных результатов, к которым относится в том числе и формирование коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых для полноценного развития и становления в социуме современного обучающегося.

У детей с задержкой психического развития отмечается замедленный темп развития всех познавательных психических процессов: ощущения, воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.

У всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением. Детям с ЗПР присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе общения. У многих детей не наблюдается положительного отношения к школе, учебная мотивация слабо выражена.

        Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что эти дети (при сохранном интеллекте) не могут самостоятельно организовывать свою деятельность: испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность.

           Включение предложенных упражнений в образовательный процесс, как в урочное, так и внеурочное время, поможет в формировании и совершенствовании коммуникативной компетентности младших школьников с ЗПР  и обеспечит им возможность реализации их специфических образовательных потребностей.

           Методическая разработка может быть полезна для применения в работе на уроках или внеурочной деятельности учителями начальных классов как специальных (коррекционных) образовательных организаций, так и общеобразовательных школ, практикующих инклюзивное образование.

Упражнения для формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе.

Типовые задания-действия                

Задание: «Собрать слово из разрезной азбуки» (работа в паре) 7 лет. 

Задание: «Сочинение сказки по кругу» (работа обучающихся всего класса совместно с учителем) 8-10 лет.

Задание: «Собрать слово из разрезной азбуки» (работа в паре). Возраст: 7 лет.

Цель: Формирование коммуникативных действий.

Описание задания: на парте - буквы разрезной азбуки и картинки. Обучающиеся вместе подбирают аргументировать. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь, подбор соответствующего слова к каждой картинке.

Картинки: Мак, сом, кот, рыба, окно, часы, петух.

Критерии оценивания: умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное, отрицательное.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: обучающиеся не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своём.

2. Средний уровень: обучающимися достигается частичное взаимопонимание.

3. Высокий уровень: обучающиеся достигают взаимопонимания в процессе активного диалога, обмениваются необходимой и достаточной информацией для совместной деятельности, проверяют результат своей работы.

Задание: «Сочинение сказки по кругу» (совместно с учителем)

Цель: Формирование коммуникативных действий. Возраст: 8 – 10 лет.

Описание задания: обучающиеся всего класса по очереди придумывают по одному предложению, продолжающему сюжет сказки, учитель направляет деятельность обучающихся, указывает на нарушения.

Критерии оценивания: умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь. Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное, отрицательное.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: обучающиеся не учитывают мнение одноклассников, не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своём.

2. Средний уровень: обучающиеся понимают возможность разных точек зрения и допускают, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не могут обосновать своё мнение.

3. Высокий уровень: обучающиеся активно обсуждают возможные варианты развития событий в сказке, следят за реализацией принятого замысла.  

Упражнения на развитие памяти

Упражнение 1   « Фигуры»

 Данное упражнение можно использовать на любом уроке в качестве физкультминутки.

В парах с помощью счетных палочек  (спичек) один ученик складывает фигуру, 1-2 сек. показывает, затем прикрывает ее листом бумаги, другой из них должен повторить эту фигуру.

Упражнение 2 «Назови по памяти предметы»

Предлагаются таблицы с рисунками различных предметов. В течение  1-2 сек. Запомнить предметы и их расположение. Закрывается таблица. Учащимся предлагается перечислить предметы или ответить на вопросы:

        - Сколько голубей летит в небе?j0200499j0200499j0238166j0238166j0238166

                                                               - Что держит в клюве голубь?

                                                               - Сколько на веточке листиков?

                                                               - Какого цвета петушки?

                                                               - Какую лапку поднял петушок? и т. д.

Упражнение 3 «Запомни слова и их место»

 Данное упражнение можно использовать  на уроках формирования новых знаний или закрепления. Это упражнение может служить связкой между этапами уроков.

   Учащимся предлагаются слова по теме урока. Они запоминают сами слова и их расположение в рамках. После в предложенные трафареты вносят их по памяти.                                                                              

                                                                              собака                   тигр                      

                         дуб      

            Шиповник          ива        лев        конь

         

                          ель              

                                                                               крот                         кот

Упражнения на развитие мышления

Упражнение 1    « Измени фигуру»  

Данное упражнение применяется на уроках математики, при изучении геометрических фигур. Для упражнения используются счетные палочки.

Учащимся  предлагается из готовой фигуры, путем ограниченного числа действий, получить заданную фигуру.

Упражнение 2 « Найди закономерность»

   Данное упражнение используется на любых уроках в качестве минуты отдыха.

        

Упражнение 3   «Путешествие с животными»

В качестве «игрового поля» можно предложить учащимся таблицу с внесенными туда объектами или пронумерованными ячейками.

Учащимся сообщается, откуда (с какой фигуры или номера  начнет свой путь двигающийся объект. По команде учителя учащиеся зрительно перемещают его в заданном направлении.

 Например: « Белочка» прыгает через клеточку в любом направлении, куда прыгнет белочка, если начинает свой путь …(с радуги, с кубика…3 клеточки вправо,1 вверх, 2 вниз…)

       «Жук» двигается только по диагонали.

                                                   

    Упражнение 4   «Подбери слова»

Данное упражнение можно использовать на уроках природоведения.

Предлагается подобрать как можно больше слов по заданной теме.

Например:

       Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе диких животных (домашних животных, рыбы, цветы, погодные явления, времена года…)

Упражнение 5 

Данное упражнение можно использовать в минуты отдыха на уроке.

Соедини стрелками слова, подходящие по смыслу

                             мяч                                     мебель

                             тополь                                цветок

                             шкаф                                  насекомые

                             тарелка                               дерево

                             пальто                                посуда

                             муравей                              одежда

                             щука                                    игрушка

                             роза                                     рыба

Упражнения на развитие речи

Для учащихся, которые слабо различают звуки на слух, искажают их на другие для них очень важно представлять себе звуковой облик самого слова. Для этого помогают следующие упражнения.

Упражнение 1 « Назови слова»

Учащимся предлагается назвать, например,  как можно больше слов в середине которых есть звук « л» (  н, э, г, б, ф…) или  слов, которые заканчиваются на звук «п» ( о, и, с, л …) и т.д.

Упражнение 2 «Хлоп- хлоп» (звуковой анализ слова и на реакцию у ребенка)

Учащимся предлагается в называемых учителем словах, если услышишь слово со звука: с  (о, и, л, н ..)  хлопнуть  в ладоши (если услышишь звук в конце слова или  в середине слова).

Упражнение 3  «Игра со словом» (обучение звуковому облику слова)

- придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове:

   Лягушка, флаг,  стол, диван.          

- назови все звуки по порядку в слове: небо, туча, крыша.

Упражнение 4   « Придумай новое слово»

     Дом- дым    пил     мел    точка    лук  лак  сыр  сон  сук  

     Сок- сон      пел     мол     бочка   суп  мак  сын  сок  суп

Развитие словарного запаса

Упражнение 1 «Продолжи фразу»

Пример. Что может делать названный предмет:

- Метель – метет,  а гром- …

- Ветер - …, а снег - …

- Дождь - …, а солнце- …

Упражнение 2 «Сравнение»

Пример.   Сравни:

                по вкусу- лимон-мед, лук- и яблоко;

                 по цвету- гвоздику и ромашку, грушу и сливу;

                 по прочности- веревку и нитку,  камень и глину.

Упражнение 3  « Закончи слово»

Учащимся предлагается продолжить начатое учителем слово.

Пример.  Отгадай, какое слово я хочу сказать? По.., за…, ми…. Ну.., ло.., при…, ку..

Упражнение 4  « Слова потерялись»

Пример. В тексте пропустить конец предложение, дети находят по смыслу и дополняют.

              Тишина царит в дремучем ____

              Черные_____ затянули солнце.

              Птицы умолки. Вот- вот пойдет ___

Упражнение 5  «Подбери  рифму»

 Пример.   К каждому слово подбери рифму:

             Каша     вой        подушка

             Снег     кошка    кружка

             Речка   тучка      бочка

Упражнение 6 «Составь предложение»

Пример. Соедини два предложения в одно с помощью слов-мостика «и», «а», «но», «хотя», «зато».          

  Ярко светит солнце. Поют птицы.

             Дети вышли гулять …

             В лесу идет дождь. Гремит гром.

Упражнения на развития  внимания

Объем   внимания

 

Упражнение 1 « Прочитай слова не отрывая взгляда от линии» (в начале урока в виде разминки и повторения)

             рыба        - Какие животные относятся к птицам? Почему?

             заяц

             чайка...                – Кто относится к зверям? Почему?

Упражнение 2  Найди цифры в порядке возрастания (указкой ученик показывает в быстром темпе)

        1   7   4              3   5   2            9   5   8          6   9   3

       

       9   5   2              1   8   6            4   1   6           2   5   8

      3    6    8              7   9   4            3   7   2          4   7    1

 

Распределение внимания

Упражнение 1 «Найди пропущенные числа»

Демонстрируется таблица от одного до 25. Найти в таблице числа, которых нет (отсутствует до 9 чисел).

Упражнение 2 «Будь внимателен»

Учащимся предлагается, например, нарисовать в тетради 10 кругов и одновременно сосчитать, сколько хлопков сделал учитель. За одну минуту нарисовать треугольники и решить пример на слух и т.д.

Устойчивость зрительного внимания.

Эти упражнения используются  для отдыха как на уроках так и на переменах.

Упражнение 1  «Перепутанные линии»

Проследи каждую линию и расставь цифры с права, где закончилась линия каждого номера.

  1.                                                                     5
  2.                                                                     4
  3.                                                                     3
  4.                                                                     2
  5.                                                                     1

Упражнение 2. «Помоги мышонку найти путь к сыру».

j0344852j0234005

Переключение внимания.

Упражнение 1   «Найди нужные буквы»

Дан текст. Учащимся предлагается на время подчекнуть например букву «с», зачеркнуть «о», обвести букву «л» и т.д.

Упражнение 2   « Спрятанные буквы»

Из буквенного текста выдели спрятанное слово.

Б е о л н ц е и т р а н ас т о л р ю дж м е т о к н о ч т п р.

                                          . Определение самооценки личности

Предлагаем список черт характера, из которых учащиеся выбирают те, которые им присущи в большей мере, и выписывают в столбцы слева – положительные черты, справа отрицательные. Затем количество выписанных положительных признаков делится на общее число положительных признаков. Если получится число 0.5+(-) 0.1, то у человека правильная самооценка, если меньше 0.4, то заниженная самооценка, если больше, чем 0.6, то завышенная самооценка. Аналогично определяют отношение выписанных отрицательных признаков к общему числу отрицательных черт.

Краткий перечень черт.

Аккуратность, безволие, беззаботность, бережливость, безответственность, бесстрашие, болтливость, боязливость, вежливость, веселость, вспыльчивость, высокомерие, гордость, грубость, доброта, жадность, жестокость, завистливость, застенчивость, избалованность, исполнительность, лень, лживость, лицемерие, любознательность, медлительность, настойчивость, находчивость, небрежность, невнимательность, обидчивость, общительность, осторожность, остроумие, отзывчивость, рассеянность, решительность, самостоятельность, самоуверенность, скромность, слабость, смелость, справедливость, трудолюбие, упрямство, усидчивость, хвастливость, хитрость, храбрость, честность, щедрость, эгоистичность.

Упражнения для развития устной и письменной речи

  • Обязательное ежедневное чтение на уроке: - про себя, хором, «жужжащее» чтение (вслух каждый в своем темпе), цепочкой, по ролям.
  • Знакомство с математическими терминами и знаками ( их происхождение и значение);
  • Проговаривание трудных слов хором;
  • Выписывание слов с ошибками;
  • Математический диктант;
  • Взаимоопрос по изучаемой теме;
  • Минута разговора: - я хочу рассказать…
  • Комментирование решения;
  • Упражнения «Продолжи мысли», «Повтори» ;
  • Повторение скороговорок,

Упражнения для развития творчества

  • Составление задач, примеров;
  • Выполнение рисунков, чертежей;
  • Мини-сочинения ( на любую тему): - На уроках математики…,-Я не люблю…,-Мне нравится…,-Я мечтаю о том, чтобы…;
  • Уроки фантазии: У пирамиды Хеопса в Гизе, - В сказочной стране чисел (фигур), - Путешествие с окружностью (треугольником, квадратом, лучом и др.);
  • Научные сказки (на любую тему);
  • Часы творчества (на любую тему).

Воспитание самооценки личности. Психологические тренинги.

  • А.Спиваковская - психолог МГУ. 1). Я - это я . Во всем мире нет абсолютно такой (го ) же, как я. 2). Мне принадлежит все, что есть во мне: сознание, мысли, образы и чувства. Мне принадлежат все мои фантазии, сны, мечты, желания. Мне принадлежат мои победы и поражения, успехи и неудачи, достижения и ошибки. 3). Я сам выбираю то, что мне нужно. Я могу отбросить, что мне не подходит. 4). Я могу видеть. Я могу действовать, а значит, могу жить. 5). Я могу вносить порядок и разумность в мир вещей и людей вокруг меня. 6). Я принадлежу себе и потому могу строить себя. 7). И сегодня у меня есть все основания для радостной и спокойной улыбки.
  • А. Блок. «Все , что человек хочет, обязательно сбудется, а если не сбудется, то и желания не было, а если сбудется не то, разочарование только кажущееся -сбылось именно то»

Из древних папирусов.

«Я есмь и Вся вселенная во мне,

Я есмь и я во всей Вселенной,

Я есмь и буду вечно.»

  • Г.Н. Сытин-психолог. « На устойчивость в жизни».

Я настраиваюсь на веселую энергичную молодую жизнь и сейчас, и через 30 лет, и через 100 лет.

Я настраиваюсь на ежедневную энергичную интереснейшую работу и сейчас, и через 30 лет, и через 100 лет.

Я- человек смелый , твердо уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь. Если все трудности обрушатся на меня сразу, неожиданно, им все равно не сокрушить моей могучей воли, и потому я смотрю миру в лицо ничего не боясь . И среди всех житейских ураганов и бурь непоколебимо стою как скала, о которую все сокрушается и сейчас, и через 30 лет, и через 100 лет.

  • «Дыхание счастья» - Г.П. Малахов. При вдохе вы мысленно вдыхаете ароматы любимых цветов, радость, удачу, счастье, здоровье, успех, любовь, тепло, свет, разум, свежесть, положительную энергию, красоту, жизненные силы и др. При выдохе мысленно выдыхаете мусор и нечистоты, болезни, печаль, тревоги, обиды, неудачи, грусть, тоску, зло, душевную грязь, усталость, болезни, несчастья, ненависть, глупость и др.

Литература:

1 «Как развивать память»  М. Матюгин, И. К. Рыбникова, Т. Н. Мазина Т. Б. Солоненко

      Москва, 1998г

2 « Игры в школе и дома» . Психотехнические упражнения и коррекционные программы

      Москва, 1993г

3 « Тактильная память» А. Асмолов «Зрительная память» «Интелектика» 1992г

4  « Диагностика развития понятийных форм мышления» В. М. Астапов

      Москва , 2000г.

5 « Психологический диагноз» А. Ф. Ануфриев. Москва 1993г.

6 « Учебная деятельность школьников» Л. И. Земцова , Е.Ю. Сумкова

    Москва, 1988

7 «Как подготовить ребенка к школе» А.А.Реан, С.Н. Костромина

    Санкт – Петербург 1998г

8 Практический материал для психологической работы е школе О. Н Усанова

  Москва, 1991г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.

Требования ФГОС к формированиюуниверсальных учебных действий.Сущность коммуникативных УУД. Пути и возможности формирования коммуникативных УУД при использовании дидактических игр в учебном процессе....

ГРУППОВАЯ РАБОТА НА ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОМ УРОКЕ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ

публикация на тему"Групповая работа на проблемно-далогическом уроке истории как средство азвития коммуникативных универсальных учебных действий школьников"...

Научно-методическая разработка: «Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на современном уроке географии»

Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием...

Доклад «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников на основе деятельностного подхода»

Деятельностный подход вносит существенные изменения в процесс обучения иностранному языку. Он является внутренним условием движения личности к цели, выступает как готовность и способность личности к о...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с ОВЗ (задержка психического развития) на уроках физической культуры

В современной жизни наблюдаются серьезные изменения в социальной сфере. Одним из главных ее ориентиров является состояние здоровья человека, а также спортивные достижения людей - основные показатели у...

"Коллективная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников"

В данной статье автор делится личным опытом использования приема " Кластер" на различных этапах работы с учениками...

ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

raquo;. Важным элементом формирования универсальных учебных действий у обучающихся средствами иностранного языка в начальной школе, обеспечивающим его результативность, является умение младших школьн...