Доклад на тему: «Контурные рисунки как инструмент профилактики дисграфии»
статья на тему
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из различных механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И.Лалаева, В.А.Ковшиков, И.Н.Садовникова, И.Н.Ефименкова, Е.В.Мазанова, Г.Г.Мисаренко, А.Н.Корнеев и другие), предлагают различные методики коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konturnye_risunki_kak_instrument_profilaktiki_disgrafii.docx | 1006.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской
Доклад на тему:
«Контурные рисунки как инструмент профилактики дисграфии»
Подготовила:
учитель – логопед Порошина О.А
2017-2018 учебный год
Достаточно часто бывает, что читающий ребенок начинает учиться хорошо, а потом постепенно снижает свои успехи. Он не сосредоточен на занятиях, испытывает трудности при выполнении заданий на логическое мышление, с трудом ориентируется во времени и пространстве, в схеме собственного тела, путает цвета. Все это по причине того, что у ребенка недостаточно развиты высшие психические функции: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Развивать эти процессы необходимо как можно раньше. Очень важно сформировать их у ребенка до поступления в школу либо начинать развитие сразу с поступления в 1 класс. Также следует обратить особое внимание на развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из различных механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И.Лалаева, В.А.Ковшиков, И.Н.Садовникова, И.Н.Ефименкова, Е.В.Мазанова, Г.Г.Мисаренко, А.Н.Корнеев и другие), предлагают различные методики коррекционной работы.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико – пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешение букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии необходимы ранние сроки начала коррекционной работы. Учителю – логопеду необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, регулярно подключать к выполнению домашних заданий родителей.
При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка следует:
- Уточнить и расширить объем зрительной памяти.
- Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
- Развивать зрительный анализ и синтез.
- Развивать зрительно – моторные координации.
- Формировать речевые средства, отражающие зрительно – пространственные отношения.
- Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:
- ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д (Р.И.Лалаева);
- конструировать и реконструировать буквы из элементов (В.А.Ковшиков);
- ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно – пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
- проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Оптическая дислексия и дисграфия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы. Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является неточное, нечёткое восприятие их, неустойчивость представлений о них, т.е. оптическая дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана по замыслу с тем звуком, который обозначает. «Не буква как рисунок, носящий название соответствующего звука, а графема – графическое изображение фонемы – составляют единицу чтения и письма», - отмечала Р.Е. Левина.
Основополагающими компонентами, а, следовательно, и необходимыми предпосылками, для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребёнка слухового восприятия, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Сбой в формировании названных сторон развития может послужить причиной возникновения трудностей в овладении чтением и письмом.
Так же следует обратить внимание на важность формирования у дошкольников положительного эмоционального отношения к школе; адекватного отношения ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. самосознания. Желательно с младшего возраста начинать учить ребенка выполнению требований, конкретных правил, задаваемых педагогом, работе по образцу. Целесообразно развивать волю ребенка, обучая его подчинению своих действий поставленной цели; формировать навык самосознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Важным является формирования обобщенного знания социальных норм поведения.
Все перечисленные качества эмоционально-волевой сферы у ребенка- дошкольника могут развиваться в условиях повседневного поведения и общения с взрослыми, в практике ролевой игры, при выполнении специальных заданий (например, с целью развития навыка выполнения действия по правилу - обучение рисования по клеточкам в соответствии с указанием педагога), а также в процессе специально организованных бесед, просмотра мультипликационных и художественных фильмов с воспитательным сюжетом, анализа прослушанных литературных произведений и т.д.
Таким образом, формирование дошкольников к овладению самостоятельной письменной речью на уровне формирования предпосылок, составляющих основу овладения чтением и письмом, должно рассматриваться как цельный процесс, который предполагает реализацию специальной системы коррекционно - педагогической работы, опирающуюся на логопедический и общепедагогические принципы и использующие специальные приемы и методы, направленные на формирование предпосылок к овладению чтением и письмом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М., 2001
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М., 1998
3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших дошкольников
– С-Пб., 1998
4. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – С-Пб., 1995
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников – М., 1997
6. Хрестоматия по логопедии / под ред. Волковой Л.С. Т2 - М.,1997
7. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ – М., 1997
8. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи – М., 1996
1. Баскакина И. В., Лынская М. И. Приключение Л. Логопедические игры. М.: Айрис – пресс, 2013
2. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997
3. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. М., 1989.
4. Логопедия // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. М.: Владос, 2002
5. Лурия А. Р, Очерки психофизиологии письма. М.: АМН СССР, 1950.
6. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001
В настоящее время все больше детей имеют речевые нарушения, и с каждым годом это становится всё актуальнее, поэтому на своих логопедических занятиях по устранению недостатков устной речи обязательно применяю упражнения по профилактике отклонений в развитии письменной речи. Также формирую и совершенствую лексико-грамматический строй речи у школьников с нарушениями речевой деятельности.
В настоящее время проблемой преодоления нарушения письма и чтения занимаются Р.И. Лалаева, В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева и другие, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определять причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.
Некоторые исследователи и педагоги обращают внимание на возрастание роли профилактической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей: Ю.Ф. Гаркуша, Т.Н. Короткова, М.Г. Милистивенко, Г.В. Бабина, Н.А. Грассе.
Представляю игры, предназначенные для профилактики или коррекции оптической дисграфии и дислексии. Материал может быть использован как учителями-логопедами, воспитателями подготовительной к школе группы, так и учителями начальных классов как часть НОД и при организации индивидуальной коррекционной работы для профилактики или коррекции оптической дисграфии.
Эти игры я оформила через программу Phonoshop. Картинки я нашла в свободном доступе в сети Интернет. Phonoshop очень удобен для оформления различного наглядного материала. С его помощью я оформляю наглядность для проведения НОД, информационные стенды для родителей, игры и пособия для детей.
«Буква спряталась»
Практическая работа по профилактике дисграфии у дошкольников
На основе своего практического опыта работы учителем- логопедом в дошкольном образовательном учреждении могу отметить, что Другими словами,
Какие же, задания используются на занятиях с дошкольниками с целью профилактики дисграфии, обусловленной нарушением лексико- грамматического строя речи?
Для развития слухового восприятия важно использовать игры, задания имеющие целью формирование слухового внимания: "Угадай кто это"; навыка определения направления звука: "Где позвонили", "Жмурки с голосом"; различения силы и громкости звука: "Тихо-громко!". Необходимо развивать у ребёнка чувство ритма, обучая повторять заданный ритмический рисунок (хлопками, отстукиванием). Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребёнка.
Для развития фонематического слуха ребенка следует обучать сравнению простых фраз; выделения и запоминанию определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по составу); учить подбирать картинки, соответствующие словам, начинающимся на заданный звук; различать отдельные звуки в ряду других звуков, затем - в слогах и словах (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу). Дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу, показать картинки с изображением предметов, называющимися словами - квазиомонимами. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать придумать предложения со славами - квазиомонимами.
Развитие зрительного восприятия с целью профилактики нарушений чтения и письма, должно быть направлено на формирование следующих умений и навыков: знание "телесной схемы", умение анализировать предмет, его изображение, процессы соизмерения, составление картинки, разрезанной на части, конструирование по образцу, по предоставлению (например, из палочек), умение видеть графему и ее точное расположение, запоминание элементов букв, различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания, дописывание элементов букв и т.д. Для этого детям предлагаются следующие задания: "Назвать предметы по их контурам", "Назвать и дорисовать недорисованные предметы", "Назвать перечеркнутые изображения", "Выделить предметные изображения, наложенные друг на другая", "Определить, что неправильно нарисовал художник", "Распределить предметы по величине" (учитывая реальные размеры), "Запомни рисунок" "Подбор картинок к определенному цветовому фону" (детям предлагаются фоны ("полянки") разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, листа; цыпленка, репы, дыни; мака, помидора, клубнике; сливы, василька, сине ленты; дается задание положить картинку на свою "полянку") и т.д. Кроме того, нужно учить детей находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом могут помочь игры типа: "Что пропало?", "Что прибавилось?", "Сделай, как было" и т.д.
Моторно-двигательное развитие детей включает в себя формирование крупной и мелкой моторики. Развитие общей двигательной умелости (двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб, произвольного торможения, статической и динамической координации движений, пространственной организации движений) подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. Установлено, что положительным фактором для детей при овладении графикой письма, является хорошо организованная физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении.
Развитие устной речи с целью профилактики дисграфии, предполагает осуществление комплексной работы, направленной на формирование каждого ее компонента. Необходимо развивать у ребенка все стороны динамической и просодической организации речи: формировать речевое и неречевое дыхание (учить произносить на едином выдохе длинную фразу, извлекать длительный звук из любого духового инструмента, поддувать пушинки, листики бумаги, не давая им упасть и т.д.); учить ребенка регулировать способ дыхания (следить за движением ваты поднесенной к носу; удерживать набранную в рот воду максимальное время и т.п.); развивать ритмичность и выразительность речи; учить управлять тембром, силой и высотой собственного голоса.
Развивая речь ребенка, важно учитывать положение о том, что подбирать задания для развития лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы было возможно решать несколько языковых задач одновременно, например: "Придумай слова со звуком Р, отвечающие на вопрос "какой?" [ круглый, оранжевый, ароматный], "Выбери из предложенных картинок те, название которых отвечает на вопрос "кто?", и состоит из 6 звуков" [ картинки отвечающие заданным требованиям: доктор, корова, собака, мальчик и др.], "Придумай слово, обозначающие орудие действия и отвечающее на вопрос "чем?" [топором, лопатой, иглой и т.п.].
Логопедическая работа по профилактике дисграфии должна выражаться в постановке и реализации на каждом логопедическом занятии задач по формированию основополагающих компонентов письменной речи: слухового восприятия, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов.
Игры для профилактики оптической дисграфии и дислексии у дошкольников
Автор: Лиханова Нина Леонидовна, учитель-логопед МДОБУ ЦРР-ДС №12 «Непоседы» г. Тынды Амурской области.
Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более ста лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением (Бельгия – 5%, Британия – 4%, Греция – 5%, США – 8,5%).
Представляю игры, предназначенные для профилактики или коррекции оптической дисграфии и дислексии. Материал может быть использован как учителями-логопедами, воспитателями подготовительной к школе группы, так и учителями начальных классов как часть НОД и при организации индивидуальной коррекционной работы для профилактики или коррекции оптической дисграфии.
Эти игры я оформила через программу Phonoshop. Картинки я нашла в свободном доступе в сети Интернет. Phonoshop очень удобен для оформления различного наглядного материала. С его помощью я оформляю наглядность для проведения НОД, информационные стенды для родителей, игры и пособия для детей.
«Буква спряталась»
Цель: формирование у детей буквенногогнозиса.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить у детей знания букв алфавита, совершенствовать навык «печатания».
Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, координации тонких движений руки, творческого воображения.
Воспитательные: формирование самостоятельности, инициативности.
Ход игры:
Ребенку предлагается узнать букву по отдельным элементам и назвать ее.
Игровая ситуация: «В одном волшебном лесу жили-были сказочные феи. Они были очень веселыми и игривыми. Они и тебе предлагают поиграть в их любимую игру. Поиграем? Феи и их друзья спрятали от тебя буквы, назови, какие? Напечатай найденные тобой буквы».
На начальных этапах обучения я предлагаю буквы двух цветов: гласные – красные и черные – согласные, позднее задание усложняется – ребёнку предлагаются все буквы одного цвета.
«Зашумленные буквы»
Цель: формирование у детей буквенногогнозиса.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить у детей знания букв алфавита, совершенствовать навык «печатания».
Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики рук, координации тонких движений руки, творческого воображения.
Воспитательные: формирование уверенности в себе, инициативности.
Ход игры:
Ребенку предлагается узнать букву по контуру, находящемуся за контурным изображением различных предметов.
Игровая ситуация: «Феи опять спрятали буквы за контурами разных предметов, но ты разгадаешь опять их загадку, правда? Найди, какую букву спрятали Феи? Обведи ее пальчиком и напиши на листочке».
«Помоги провести урок в Лесной школе»
Цель: формирование у детей буквенногогнозиса.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: совершенствование навыка чтения слогов, слов, навыка «печатания».
Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики рук, координации тонких движений руки, творческого воображения.
Воспитательные: формирование уверенности в себе, эмпатии, желания
помочь.
Ход игры:
Ребенку необходимо по элементам букв угадать, какой слог или слово написано на карточке.
Игровая ситуация: «В лесной школе учительница приготовила задание для детей, написав его на доске, но кто-то пошутил и половину букв стер. Помоги восстановить слоги и слова, которые написала учительница».
Игра «Поезд»
Цель игры: закрепление навыка послогового чтения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: развитие фонематического слуха, формирование звукового анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие: развитие творческого воображения.
Воспитательные: формирование уверенности в себе.
Ход игры:
Ребенку предлагается из букв, находящихся в вагончиках составить слово, которое находится в паровозе.
Игровая ситуация:
Чух-чух-чух! Мчится поезд во весь дух!
В паровозе СОВА везет весь состав,
Из вагончиков слово СОВА
Ты составь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Система работы школы по профилактике асоциального поведения учащихся"
В докладе рассказано о работе школы по профилактике асоциального поведения учащихся....
Доклад на тему:"Деятельность классного руководителя по профилактике асоциального поведения и вредных привычек у подростков"
Доклад подготовлен для выступления на педагогическом совете....
ДОКЛАД НА ТЕМУ «ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ ПРИ ПОМОЩИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР У УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ»
доклад "профилактика дисграфии и дислексии"...
Доклад на тему «О состоянии работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в НРМОБУ «Пойковская СОШ №2 в 2014 - 2015 уч.году»
Доклад об организации и состоянии работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в НРМОБУ «ПСОШ №2 в 2014-2015 уч.году...
Доклад на тему: «Взаимодействие учреждений в сфере профилактики наркозависимости среди несовершеннолетних
В презентации прописан алгоритм взаимодействия субъектов профилактики....
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"...
Доклад на тему "Роль классного руководителя в профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся, профилактике семейного неблагополучия и фактов жестокого обращения с детьми»
Доклад для выступления на методическом объединении....