Доклад на тему: «Контурные рисунки как инструмент профилактики дисграфии»
статья на тему

Ольга Анатольевна Порошина

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из различных механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И.Лалаева, В.А.Ковшиков, И.Н.Садовникова, И.Н.Ефименкова, Е.В.Мазанова, Г.Г.Мисаренко, А.Н.Корнеев и другие), предлагают различные методики коррекционной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konturnye_risunki_kak_instrument_profilaktiki_disgrafii.docx1006.08 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской

Доклад на тему:

«Контурные рисунки как инструмент профилактики дисграфии»

Подготовила:

 учитель – логопед Порошина О.А

2017-2018 учебный год

Достаточно часто бывает, что читающий ребенок начинает учиться хорошо, а потом постепенно снижает свои успехи. Он не сосредоточен на занятиях, испытывает трудности при выполнении заданий на логическое мышление, с трудом ориентируется во времени и пространстве, в схеме собственного тела, путает цвета. Все это по причине того, что у ребенка недостаточно развиты высшие психические функции: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Развивать эти процессы необходимо как можно раньше. Очень важно сформировать их  у ребенка до поступления в школу либо начинать развитие   сразу с поступления в 1 класс. Также следует обратить   особое внимание на развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из различных механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии  (Р.И.Лалаева, В.А.Ковшиков, И.Н.Садовникова, И.Н.Ефименкова, Е.В.Мазанова, Г.Г.Мисаренко, А.Н.Корнеев и другие), предлагают различные методики коррекционной работы.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико – пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешение букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии необходимы ранние сроки начала коррекционной работы. Учителю – логопеду необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, регулярно подключать к выполнению домашних заданий родителей.

При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка следует:

  1. Уточнить и расширить объем зрительной памяти.
  2. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
  3. Развивать зрительный анализ и синтез.
  4. Развивать зрительно – моторные координации.
  5. Формировать речевые средства, отражающие зрительно – пространственные отношения.
  6. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

- ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д (Р.И.Лалаева);

- конструировать и реконструировать буквы из элементов (В.А.Ковшиков);

- ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно – пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

- проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Оптическая дислексия и дисграфия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы.  Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является неточное, нечёткое восприятие их, неустойчивость представлений о них, т.е. оптическая дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего  своей условностью, она никак не связана по замыслу с тем звуком, который обозначает. «Не буква как рисунок, носящий название соответствующего звука, а графема – графическое изображение фонемы – составляют единицу чтения и письма», - отмечала Р.Е. Левина.

  Основополагающими компонентами, а, следовательно, и необходимыми предпосылками,  для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребёнка слухового восприятия, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Сбой в формировании названных сторон развития может послужить причиной возникновения трудностей в овладении чтением и письмом.

Так же следует обратить внимание на важность формирования у дошкольников положительного эмоционального отношения к школе; адекватного отношения ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. самосознания. Желательно с младшего возраста начинать учить ребенка выполнению требований, конкретных правил, задаваемых педагогом, работе по образцу. Целесообразно развивать волю ребенка, обучая его подчинению своих действий поставленной цели; формировать навык самосознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Важным является формирования обобщенного знания социальных норм поведения.

Все перечисленные качества эмоционально-волевой сферы у ребенка- дошкольника могут развиваться в условиях повседневного поведения и общения с взрослыми, в практике ролевой игры, при выполнении специальных заданий (например, с целью развития навыка выполнения действия по правилу - обучение рисования по клеточкам в соответствии с указанием педагога), а также в процессе специально организованных бесед, просмотра мультипликационных и художественных фильмов с воспитательным сюжетом, анализа прослушанных литературных произведений и т.д.

Таким образом, формирование дошкольников к овладению самостоятельной письменной речью на уровне формирования предпосылок, составляющих основу овладения чтением и письмом, должно рассматриваться как цельный процесс, который предполагает реализацию специальной системы коррекционно - педагогической работы, опирающуюся на логопедический и общепедагогические принципы и использующие специальные приемы и методы, направленные на формирование предпосылок к овладению чтением и письмом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М., 2001
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М., 1998
3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших дошкольников
– С-Пб., 1998
4. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – С-Пб., 1995
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их  преодоление у младших школьников – М., 1997
6. Хрестоматия по логопедии / под ред. Волковой Л.С. Т2 - М.,1997
7. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ – М., 1997
8. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи – М., 1996

1. Баскакина И. В., Лынская М. И. Приключение Л. Логопедические игры. М.: Айрис – пресс, 2013

2. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997

3. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. М., 1989.

4. Логопедия // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. М.: Владос, 2002

5. Лурия А. Р, Очерки психофизиологии письма. М.: АМН СССР, 1950.

6. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001

http://player.myshared.ru/6/628313/slides/slide_3.jpg

http://player.myshared.ru/6/628313/slides/slide_4.jpg

http://player.myshared.ru/6/628313/slides/slide_5.jpg

http://player.myshared.ru/6/628313/slides/slide_6.jpg

http://player.myshared.ru/6/628313/slides/slide_7.jpg

http://player.myshared.ru/6/628313/slides/slide_9.jpg

http://player.myshared.ru/6/628313/slides/slide_10.jpg

http://player.myshared.ru/6/628313/slides/slide_11.jpg

http://player.myshared.ru/6/628313/slides/slide_12.jpg

http://player.myshared.ru/6/628313/slides/slide_13.jpg

http://player.myshared.ru/6/628313/slides/slide_14.jpg

http://player.myshared.ru/6/628313/slides/slide_2.jpg

http://player.myshared.ru/6/628313/slides/slide_1.jpg

 В настоящее время все больше детей имеют речевые нарушения, и с каждым годом это становится всё актуальнее, поэтому на своих логопедических занятиях по устранению недостатков устной речи обязательно применяю упражнения по профилактике отклонений в развитии письменной речи. Также  формирую и совершенствую лексико-грамматический строй речи у  школьников с нарушениями речевой деятельности.

В настоящее время проблемой преодоления нарушения письма и чтения занимаются Р.И. Лалаева, В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева и другие, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определять причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.
Некоторые исследователи и педагоги обращают внимание на возрастание роли профилактической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей: Ю.Ф. Гаркуша, Т.Н. Короткова, М.Г. Милистивенко, Г.В. Бабина, Н.А. Грассе.

Представляю игры, предназначенные для профилактики или коррекции оптической дисграфии и дислексии. Материал может быть использован как учителями-логопедами, воспитателями подготовительной к школе группы, так и учителями начальных классов как часть НОД и при организации индивидуальной коррекционной работы для профилактики или коррекции оптической дисграфии.
Эти игры я оформила через программу Phonoshop. Картинки я нашла в свободном доступе в сети Интернет. Phonoshop очень удобен для оформления различного наглядного материала. С его помощью я оформляю наглядность для проведения НОД, информационные стенды для родителей, игры и  пособия для детей.

«Буква спряталась»

Практическая работа по профилактике дисграфии у дошкольников

На основе своего практического опыта работы учителем- логопедом в дошкольном образовательном учреждении могу отметить, что Другими словами,

Какие же, задания используются на занятиях с дошкольниками с целью профилактики дисграфии, обусловленной нарушением лексико- грамматического строя речи?

Для развития слухового восприятия важно использовать игры, задания имеющие целью формирование слухового внимания: "Угадай кто это"; навыка определения направления звука: "Где позвонили", "Жмурки с голосом"; различения силы и громкости звука: "Тихо-громко!". Необходимо развивать у ребёнка чувство ритма, обучая повторять заданный ритмический рисунок (хлопками, отстукиванием). Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребёнка.

Для развития фонематического слуха ребенка следует обучать сравнению простых фраз; выделения и запоминанию определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по составу); учить подбирать картинки, соответствующие словам, начинающимся на заданный звук; различать отдельные звуки в ряду других звуков, затем - в слогах и словах (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу). Дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу, показать картинки с изображением предметов, называющимися словами - квазиомонимами. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать придумать предложения со славами - квазиомонимами.

Развитие зрительного восприятия с целью профилактики нарушений чтения и письма, должно быть направлено на формирование следующих умений и навыков: знание "телесной схемы", умение анализировать предмет, его изображение, процессы соизмерения, составление картинки, разрезанной на части, конструирование по образцу, по предоставлению (например, из палочек), умение видеть графему и ее точное расположение, запоминание элементов букв, различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания, дописывание элементов букв и т.д. Для этого детям предлагаются следующие задания: "Назвать предметы по их контурам", "Назвать и дорисовать недорисованные предметы", "Назвать перечеркнутые изображения", "Выделить предметные изображения, наложенные друг на другая", "Определить, что неправильно нарисовал художник", "Распределить предметы по величине" (учитывая реальные размеры), "Запомни рисунок" "Подбор картинок к определенному цветовому фону" (детям предлагаются фоны ("полянки") разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, листа; цыпленка, репы, дыни; мака, помидора, клубнике; сливы, василька, сине ленты; дается задание положить картинку на свою "полянку") и т.д. Кроме того, нужно учить детей находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом могут помочь игры типа: "Что пропало?", "Что прибавилось?", "Сделай, как было" и т.д.

Моторно-двигательное развитие детей включает в себя формирование крупной и мелкой моторики. Развитие общей двигательной умелости (двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб, произвольного торможения, статической и динамической координации движений, пространственной организации движений) подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. Установлено, что положительным фактором для детей при овладении графикой письма, является хорошо организованная физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении.

Развитие устной речи с целью профилактики дисграфии, предполагает осуществление комплексной работы, направленной на формирование каждого ее компонента. Необходимо развивать у ребенка все стороны динамической и просодической организации речи: формировать речевое и неречевое дыхание (учить произносить на едином выдохе длинную фразу, извлекать длительный звук из любого духового инструмента, поддувать пушинки, листики бумаги, не давая им упасть и т.д.); учить ребенка регулировать способ дыхания (следить за движением ваты поднесенной к носу; удерживать набранную в рот воду максимальное время и т.п.); развивать ритмичность и выразительность речи; учить управлять тембром, силой и высотой собственного голоса.

Развивая речь ребенка, важно учитывать положение о том, что подбирать задания для развития лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы было возможно решать несколько языковых задач одновременно, например: "Придумай слова со звуком Р, отвечающие на вопрос "какой?" [ круглый, оранжевый, ароматный], "Выбери из предложенных картинок те, название которых отвечает на вопрос "кто?", и состоит из 6 звуков" [ картинки отвечающие заданным требованиям: доктор, корова, собака, мальчик и др.], "Придумай слово, обозначающие орудие действия и отвечающее на вопрос "чем?" [топором, лопатой, иглой и т.п.].

Логопедическая работа по профилактике дисграфии должна выражаться в постановке и реализации на каждом логопедическом занятии задач по формированию основополагающих компонентов письменной речи: слухового восприятия, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов.

Игры для профилактики оптической дисграфии и дислексии у дошкольников

Автор: Лиханова Нина Леонидовна, учитель-логопед МДОБУ ЦРР-ДС №12 «Непоседы» г. Тынды Амурской области.
Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более ста лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных  и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением (Бельгия – 5%, Британия – 4%, Греция – 5%, США – 8,5%).
Представляю игры, предназначенные для профилактики или коррекции оптической дисграфии и дислексии. Материал может быть использован как учителями-логопедами, воспитателями подготовительной к школе группы, так и учителями начальных классов как часть НОД и при организации индивидуальной коррекционной работы для профилактики или коррекции оптической дисграфии.
Эти игры я оформила через программу Phonoshop. Картинки я нашла в свободном доступе в сети Интернет. Phonoshop очень удобен для оформления различного наглядного материала. С его помощью я оформляю наглядность для проведения НОД, информационные стенды для родителей, игры и  пособия для детей.

«Буква спряталась»

Цель: формирование у детей буквенногогнозиса.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить у детей знания букв алфавита, совершенствовать навык «печатания».
Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, координации тонких движений руки, творческого воображения.
Воспитательные: формирование самостоятельности, инициативности.

Ход игры:
Ребенку предлагается узнать букву по отдельным элементам и назвать ее.
Игровая ситуация: «В одном волшебном лесу жили-были сказочные феи. Они были очень веселыми и игривыми. Они и тебе предлагают поиграть в их любимую игру. Поиграем? Феи и их друзья спрятали от тебя буквы, назови, какие? Напечатай найденные тобой буквы».
На начальных этапах обучения я предлагаю буквы двух цветов: гласные – красные и черные – согласные, позднее задание усложняется – ребёнку предлагаются все буквы одного цвета.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3938addac6080825b7a80f4842172ba5.jpg.jpg

«Зашумленные буквы»

Цель: формирование у детей буквенногогнозиса.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить у детей знания букв алфавита, совершенствовать навык «печатания».
Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики рук, координации тонких движений руки, творческого воображения.
Воспитательные: формирование уверенности в себе, инициативности.

Ход игры:
Ребенку предлагается узнать букву по контуру, находящемуся за контурным изображением различных предметов.
Игровая ситуация: «Феи опять спрятали буквы за контурами разных предметов, но ты разгадаешь опять их загадку, правда? Найди, какую букву спрятали Феи? Обведи ее пальчиком и напиши на листочке».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/6a70433823775ba45fd03a8dca6d8409.jpg.jpg

«Помоги провести урок в Лесной школе»

Цель: формирование у детей буквенногогнозиса.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: совершенствование навыка чтения слогов, слов, навыка «печатания».
Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики рук, координации тонких движений руки, творческого воображения.
Воспитательные: формирование уверенности в себе,  эмпатии,  желания
помочь.

Ход игры:
Ребенку необходимо по элементам букв угадать, какой слог или слово написано на карточке.
Игровая ситуация: «В лесной школе учительница приготовила задание для детей, написав его на доске, но кто-то пошутил и половину букв стер. Помоги
восстановить слоги и слова, которые написала учительница».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/32b2f0540f4f9ef5b4a4ba9218be09c5.jpg.jpg

Игра «Поезд»

Цель игры: закрепление навыка послогового чтения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: развитие фонематического слуха, формирование звукового анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие: развитие творческого воображения.
Воспитательные: формирование уверенности в себе.

Ход игры:
Ребенку предлагается из букв, находящихся в вагончиках составить слово, которое находится в паровозе.
Игровая ситуация:
Чух-чух-чух! Мчится поезд во весь дух!
В паровозе СОВА везет весь состав,
Из вагончиков слово СОВА
Ты составь!

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/e9718dda345e4d0fbb14bc8f56e4de8b.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Система работы школы по профилактике асоциального поведения учащихся"

В докладе рассказано о работе школы по профилактике асоциального поведения учащихся....

Доклад на тему «О состоянии работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в НРМОБУ «Пойковская СОШ №2 в 2014 - 2015 уч.году»

Доклад об организации и  состоянии работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  в НРМОБУ «ПСОШ №2 в 2014-2015 уч.году...

Доклад на тему: «Взаимодействие учреждений в сфере профилактики наркозависимости среди несовершеннолетних

В презентации прописан алгоритм взаимодействия субъектов профилактики....

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"...