Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000
план-конспект урока (6 класс) на тему
- закрепить знания по теме «Нумерация чисел в пределах 1 000 000»; умения и навыки в образовании, чтении, записи многозначных чисел;
- закрепить умения решать простые арифметические задачи на разностное сравнение;2) коррекционно – развивающие:развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного; обращать внимание на использование математической терминологии в речи учащихся;учить использовать знания, полученные на уроках естествознания, географии в изменённых условиях (на уроках математики);развивать внимание, пространственную ориентировку;воспитывать уважение к своей Родине;воспитывать интерес к урокам математики через использование дополнительных средств обучения, желание применить знания в окружающей жизни;воспитывать в учащихся средствами урока уверенность в своих силах;воспитывать правила поведения в общественном транспорте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs.docx | 47.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000
Тема: Устное сложение и вычитание разрядных единиц в пределах
1 000 000.
Тип: комбинированный.
Цель: научить складывать и вычитать многозначные числа без перехода через разряд.
Задачи:
1) образовательные:
- раскрыть особенности устного сложения и вычитания многозначных чисел в пределах 1 000 000;
- закрепить знания по теме «Нумерация чисел в пределах 1 000 000»; умения и навыки в образовании, чтении, записи многозначных чисел;
- закрепить умения решать простые арифметические задачи на разностное сравнение;
2) коррекционно – развивающие:
- развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного; обращать внимание на использование математической терминологии в речи учащихся;
- учить использовать знания, полученные на уроках естествознания, географии в изменённых условиях (на уроках математики);
- развивать внимание, пространственную ориентировку;
3) воспитательные:
- воспитывать уважение к своей Родине;
- воспитывать интерес к урокам математики через использование дополнительных средств обучения, желание применить знания в окружающей жизни;
- воспитывать в учащихся средствами урока уверенность в своих силах;
- воспитывать правила поведения в общественном транспорте.
Оборудование: физическая карта России, карточки для устного счёта, абаки, графопроектор, учебник «Математика, 6 класс» Капустина Г.М. Перова М.Н., рисунки геометрических тел и фигур, в/фильм «Достопримечательности ЕАО», аудиозапись «Шум леса, реки», презентация «Географическое положение ЕАО» (Приложение №1).
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Тема урока «Сложение и вычитание многозначных чисел» закрыта.
- Посмотрите внимательно в/фильм и скажите, о чём сегодня будем говорить.
(В/ф «Достопримечательности ЕАО», 1минута.)
- Какому событию будет посвящён урок? Почему?
- Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Нумерация многозначных чисел», закрепим правила чтения, записи, округления многозначных чисел. Эти знания помогут в освоении новой темы.
- Уроки математики, которые будут проходить в ближайшее время, будут посвящены нашей области, области, в которой мы родились и живём.
II. Проверка домашнего задания
Стр.48 № 5
- Прежде чем перейдём к основной части урока, проверим выполнение домашней работы.
- Какие задания были даны?
- Что значит составить числа из разрядных слагаемых?
- Что значит разложить числа на разрядные слагаемые?
- Обменяйтесь тетрадями. Выполните взаимопроверку. Исправления делайте карандашом.
- Отложили карандаши. Записали число, классная работа.
III. Устный счёт
1. Математический диктант (1 уч-ся с обратной стороны доски)
- Записать в строчку числа, встретившиеся в тексте.
(При чтении текста учитель осуществляет показ, используя физическую карту России.)
Еврейская автономная область расположена между 47º и 49º северной широты и 130º - 135º восточной долготы от гор Малого Хингана до Амура, занимая водораздел Биры, Биджана и Тунгусски. На западе она граничит с Амурской областью, на севере – с Верхнебуреинским и Хабаровским районами Хабаровского края, на юге граница области совпадает с государственной границей России с Китаем. Наибольшее протяжение с запада на восток – 330 км, с севера на юг – 200 км, а наименьшее (в восточной части области) 20 км. Площадь области составляет примерно 36 000 кв.км.
47, 49, 130, 135, 330, 200, 20, 36 000.
Д/вопрос ученику: - Прочитай числа, записанные на доске.
- Чем отличается число 36 000 от других чисел?
(Оно многозначное.)
2. Чтение многозначных чисел
- Вспомните правило чтения многозначных чисел.
- Прочитайте числа, записанные на карточках.
- Что пишем на месте отсутствующих разрядов?
3. Запись многозначных чисел
- Продолжим наш урок, посвящённый Еврейской автономной области.
- При выполнении следующего задания нам понадобятся абаки.
- Отложите числа, встретившиеся в тексте, на абаках.
(Числа в презентации показываются после того, как учащиеся отложат их на абаках).
Поверхность ЕАО представлена двумя типами рельефа – горным и равнинным. Горные районы находятся в Северо – западной части области. Хребет Малый Хинган представляет один из них.
Малый Хинган разделяется на горные массивы: Быдыр, протяжённость которого 1209 м, Сахарная голова – 1146 м. (Презентация, слайд 2)
- Из каких разрядных единиц состоят данные числа?
- Сравните протяжённость данных гор.
- Округлите данные числа до сотен.
1209 ≈ 1200
1146 ≈ 1100
4. Решение задачи устно
- Составьте задачу по краткой записи
Горный массив Быдыр – 1200 м
Горный массив Сахарная голова – 1100 м
На сколько длиннее?
- Решите устно.
- А на сколько горный массив Сахарная голова короче?
IV. Актуализация знаний учащихся
- Какое правило применили для решения задачи? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.)
- Как выполняли вычисление? (Раскладывали компоненты на разрядные единицы, последовательно их вычитали.)
- Ребята, как вы думаете, какие арифметические действия будем производить с многозначными числами сегодня на уроке? (Открывается тема урока.)
- Итак, с сегодняшнего дня мы будем учиться складывать и вычитать многозначные числа в пределах 1 000 000.
V. Сообщение новых знаний (Графопроектор)
- Рассмотрите примеры. Объясните решение.
8 000 + 1 000 = 9 000 6 000 – 2 000 = 4 000
8ед.тыс. + 1ед.тыс. = 9ед.тыс. 6ед.тыс. – 2ед.тыс. = 4ед.тыс.
9ед.тыс. = 9 000 4ед.тыс. = 4 000
- Что делали с числами? (Раскладывали на разрядные единицы.)
- Как складывали, вычитали числа? (Последовательно складывали и вычитали разрядные единицы.)
- Для удобства разрядные единицы можно подчёркивать
8 000 + 1 000 = 9 000
6 000 – 2 000 = 4 000
- Посмотрите ещё раз на физическую карту России. Покажите на ней Еврейскую автономную область.
- Как сокращённо она называется? Записывается? (ЕАО)
- Запишите тему урока «Сложение и вычитание многозначных чисел».
VI. Первичное закрепление
Стр.49 № 197 (1 – 2 строки)
- Прочитайте задание молча.
- Что надо сделать? (Вычислить устно.)
- Что значит вычислить устно? (Решить примеры без записи в тетрадь.)
- Вычислите устно, цепочкой
3 000 + 1 000 4 000 – 1 000 6 000 – 2 000
5 000 + 4 000 9 000 – 5 000 3 000 + 5 000
- Как складывали, вычитали данные числа?
Стр.49 № 198 (1) – 1, 2 строки
(С объяснением у доски решают два учащихся, остальные – в тетрадях.)
1 200 + 2 300 4 900 – 1 800 7 300 – 2 200
4 100 + 3 500 6 500 – 4 300 5 600 + 3 100
Самостоятельная работа
стр.49 № 198 (1) – 3 строка
3 400 + 4 200 9 700 – 6 500 5 800 – 3 300
- Какие числа складывали, вычитали?
- Назовите правило сложения (вычитания) многозначных чисел.
Задание на дом
стр.49 № 198 (2)
- Рассмотрите примеры.
- Какие арифметические действия будете выполнять?
- Как будете складывать, вычитать данные числа?
Физминутка
Звучит запись шума леса, реки. Уч-ся, закрыв глаза, отдыхают.
VII. Повторение, обобщение и систематизация математических знаний учащихся
- Древние хребты Малого Хингана таят в себе неисчислимые богатства. Недаром ещё более трёхсот лет назад воевода Пётр Головин, отправляя на Амур отряд Василия Пояркова, выдал ему наказную памятку, в которой велено было ему, Василию, «на те реки идти и государевым делом радеть, и свинцовой и медной руды промышлять».
- На какую реку отправлял Пётр Головин экспедицию?
- Речная сеть области хорошо развита. По территории ЕАО протекает около 5 000 водотоков. Речная сеть представлена левыми притоками р. Амур. Главные реки области – Большая Бира, Малая Бира, Биджан. Общая протяжённость речной сети области – 8 231 км. Реки являются судоходными. (Презентация, слайды 3, 4, 5)
- Объясните значение слова «судоходные».
- У вас на партах лежит текст задачи.
(На трёх теплоходах плыло 1 400 туристов. На одном теплоходе 400 туристов, на другом – 500 туристов. Сколько туристов плыло на третьем теплоходе?)
- Молча прочитайте его.
- Как запишем краткое условие задачи?
I – 400 т.
II – 500 т. 1 400 т.
III – ? т.
- Сколько способов решения имеет данная задача?
- Решите удобным способом.
1) 1 400 т. – 400 т. = 1 000 т. плыло на II и III теплоходах.
2) 1 000 т. – 500 т. = 500 т.
Ответ: 500 туристов плыло на третьем теплоходе.
- Как можно проверить правильность решения задачи? (Сложить три компонента.)
- На каком ещё транспорте можно совершать туристические поездки?
- Какие правила следует соблюдать при переезде из одной местности в другую?
- Главным используемым человеком биологическим ресурсом наших водоёмов является рыба.
- Кто из ваших семей занимается рыболовством?
- Какую рыбу ловят в наших водоёмах?
- Какие виды рыб знаете ещё?
- Закрепим наши знания и умения в чтении, сравнении многозначных чисел, в выполнении арифметических действий с ними.
- Прочитайте количество выловленной рыбы в ЕАО с 1995 по 2002 годы (Презентация, слайд 6)
- Сравните, в каком году рыбы выловили больше.
- Сколько примерно рыбы выловили в 1997 году?
- В каком году рыбы выловили меньше всего?
- Сколько примерно рыбы выловили в 2002 году?
- Запишите числа в порядке возрастания, начиная с наименьшего
3 000 кг, 5 000 кг, 7 500 кг, 10 000 кг, 30 000 кг.
- Как получили данные числа? (Путём измерения.)
- Сравните 1995 год и 1997 год.
- Запишите числа. Сравните.
10 000 < 30 000
- На сколько в 1997 году рыбы выловили больше?
- Запишите в виде примера. Решите.
30 000 – 10 000 = 20 000
- А на сколько в 1995 году рыбы выловили меньше? (Тоже на 20 000 кг.)
- Что делали с числами, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
Наиболее ценными видами являются амурский осётр и калуга. Калуга – самая крупная рыба амурского бассейна. Известны факты поимки калуги длиной более 6 метров и весом более тонны. Амурский осётр немного меньше, в основном достигает до 2 метров в длину. Калуга и амурский осётр занесены в Красную книгу. (Презентация, слайд 7)
VIII. Геометрический материал
Картинный диктант. Учитель показывает рисунки геометрических тел – конуса, куба, бруса и геометрических фигур – треугольника, прямоугольника, квадрата. Учащиеся записывают названия изображённых предметов, выделяя орфограммы. Один уч-ся работает с обратной стороны доски.
Конус, куб, треугольник, прямоугольник, брус, квадрат.
- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Объёмные и плоские геометрические фигуры.)
- Что общего между конусом и треугольником?
- Назовите предметы, имеющие данную форму.
- Что общего между квадратом и кубом?
- Перечислите предметы, имеющие данную форму.
- Что связывает между собой прямоугольник и брус?
- Какие предметы имеют данную форму?
- Рассмотрите орнамент. Продолжите его в тетради
IX. Итог урока
- Назовите правило чтения многозначных чисел.
- Что значит разложить число на разрядные слагаемые?
- Что значит разложить число на разрядные единицы?
- Как выполняем сложение, вычитание многозначных чисел?
- О чём ещё сегодня говорили?
- Покажите на карте России ЕАО.
- Каким цветом обозначаются горы? Равнины?
- Какой тип рельефа в ЕАО?
- Назовите основной горный хребет области.
- Назовите основные реки ЕАО.
- Каким цветом они обозначаются?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики по теме: " Сложение и вычитание чисел в пределах 100"
Комбинированный урок с использованием здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного....
Конспект урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд"
Конспект может быть использован учителями коррекционной школы VIII вида...
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд
Тема актуальная, нужная.Корригировать и развивать зрительное восприятия....
Задания для устного счета по математике в коррекционной школе VIII вида "Сложение и вычитание чисел в пределах 10000", 6класс
Задания для устного счета по математике в коррекционной школе VIII вида по теме "Сложение и вычитание в пределах 10000"....
математики в 8 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд"
Конспект урока разработан для 8 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, поживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект был составлен с учетом индивидуальных особен...
урок математики в 1 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 10"
Форма урока: интегрированный урок (математика и развитие речи).Тип урока: закрепление и повторениеЦели:закрепление нумерации чисел в пределах 10;совершенствование вычислительных навыков в предел...
Урок "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд"
Конспект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида"...