Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000
план-конспект урока (6 класс) на тему

 

  • закрепить знания по теме «Нумерация чисел в пределах 1 000 000»; умения и навыки в образовании, чтении, записи многозначных чисел;
  • закрепить умения решать простые арифметические задачи на разностное сравнение;2) коррекционно – развивающие:развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного; обращать внимание на использование математической терминологии в речи учащихся;учить использовать знания, полученные на уроках естествознания, географии в изменённых условиях (на уроках математики);развивать внимание, пространственную ориентировку;воспитывать уважение к своей Родине;воспитывать интерес к урокам математики через использование дополнительных средств обучения, желание применить знания в окружающей жизни;воспитывать в учащихся средствами урока уверенность в своих силах;воспитывать правила поведения в общественном транспорте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs.docx47.23 КБ

Предварительный просмотр:

Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000

Тема: Устное сложение и вычитание разрядных единиц в пределах

1 000 000.

Тип: комбинированный.

Цель: научить складывать и вычитать многозначные числа без перехода через разряд.

Задачи:

1) образовательные:

  • раскрыть особенности устного сложения и вычитания многозначных чисел в пределах 1 000 000;
  • закрепить знания по теме «Нумерация чисел в пределах 1 000 000»; умения и навыки в образовании, чтении, записи многозначных чисел;
  • закрепить умения решать простые арифметические задачи на разностное сравнение;

2) коррекционно – развивающие:

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного; обращать внимание на использование математической терминологии в речи учащихся;
  • учить использовать знания, полученные на уроках естествознания, географии в изменённых условиях (на уроках математики);
  • развивать внимание, пространственную ориентировку;

3) воспитательные:

  • воспитывать уважение к своей Родине;
  • воспитывать интерес к урокам математики через использование дополнительных средств обучения, желание применить знания в окружающей жизни;
  • воспитывать в учащихся средствами урока уверенность в своих силах;
  • воспитывать правила поведения в общественном транспорте.

Оборудование: физическая карта России, карточки для устного счёта, абаки, графопроектор, учебник «Математика, 6 класс» Капустина Г.М. Перова М.Н., рисунки геометрических тел и фигур, в/фильм «Достопримечательности ЕАО», аудиозапись «Шум леса, реки», презентация «Географическое положение ЕАО» (Приложение №1).

Ход урока

I.Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Тема урока «Сложение и вычитание многозначных чисел» закрыта.

- Посмотрите внимательно в/фильм и скажите, о чём сегодня будем говорить.

(В/ф «Достопримечательности ЕАО», 1минута.)

- Какому событию будет посвящён урок? Почему?

- Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Нумерация многозначных чисел», закрепим правила чтения, записи, округления многозначных чисел. Эти знания помогут в освоении новой темы.

- Уроки математики, которые будут проходить в ближайшее время, будут посвящены нашей области, области, в которой мы родились и живём.

II. Проверка домашнего задания

Стр.48 № 5

- Прежде чем перейдём к основной части урока, проверим выполнение домашней работы.

- Какие задания были даны?

- Что значит составить числа из разрядных слагаемых?

- Что значит разложить числа на разрядные слагаемые?

- Обменяйтесь тетрадями. Выполните взаимопроверку. Исправления делайте карандашом.

- Отложили карандаши. Записали число, классная работа.

III. Устный счёт

1. Математический диктант (1 уч-ся с обратной стороны доски)

- Записать в строчку числа, встретившиеся в тексте.

(При чтении текста учитель осуществляет показ, используя  физическую карту России.)

Еврейская автономная область расположена между 47º и 49º северной широты и 130º - 135º  восточной долготы от гор Малого Хингана до Амура, занимая водораздел Биры, Биджана и Тунгусски. На западе она граничит с Амурской областью, на севере – с Верхнебуреинским и Хабаровским районами Хабаровского края, на юге граница области совпадает с государственной границей России с Китаем. Наибольшее протяжение с запада на восток – 330 км, с севера на юг – 200 км, а наименьшее (в восточной части области) 20 км. Площадь области составляет примерно 36 000 кв.км.

47, 49, 130, 135, 330, 200, 20, 36 000.

Д/вопрос ученику: - Прочитай числа, записанные на доске.

                                - Чем отличается число 36 000 от других чисел?

                                   (Оно многозначное.)

2. Чтение многозначных чисел

- Вспомните правило чтения многозначных чисел.

- Прочитайте числа, записанные на карточках.

                                        

- Что пишем на месте отсутствующих разрядов?

3. Запись многозначных чисел

- Продолжим наш урок, посвящённый Еврейской автономной области.

- При выполнении следующего задания нам понадобятся абаки.

- Отложите числа, встретившиеся в тексте, на абаках.

 (Числа в презентации показываются после того, как учащиеся отложат их на абаках).

Поверхность ЕАО представлена двумя типами рельефа – горным и равнинным. Горные районы находятся в Северо – западной части области. Хребет Малый Хинган представляет один из них.

Малый Хинган разделяется на горные массивы: Быдыр, протяжённость которого 1209 м, Сахарная голова – 1146 м. (Презентация, слайд 2)

- Из каких разрядных единиц состоят данные числа?

- Сравните протяжённость данных гор.

- Округлите данные числа до сотен.

1209   1200

1146   1100

4. Решение задачи устно

- Составьте задачу по краткой записи

Горный массив Быдыр – 1200 м

Горный массив Сахарная голова – 1100 м

На сколько длиннее?

- Решите устно.

- А на сколько горный массив Сахарная голова короче?

IV. Актуализация знаний учащихся

- Какое правило применили для решения задачи? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.)

- Как выполняли вычисление? (Раскладывали компоненты на разрядные единицы, последовательно их вычитали.)

- Ребята, как вы думаете, какие арифметические действия будем производить с многозначными числами сегодня на уроке? (Открывается тема урока.)

- Итак, с сегодняшнего дня мы будем учиться складывать и вычитать многозначные числа в пределах 1 000 000.

V. Сообщение новых знаний (Графопроектор)

- Рассмотрите примеры. Объясните решение.

8 000 + 1 000 = 9 000                             6 000 – 2 000 = 4 000

8ед.тыс. + 1ед.тыс. = 9ед.тыс.              6ед.тыс. – 2ед.тыс. = 4ед.тыс.

9ед.тыс. = 9 000                                     4ед.тыс. = 4 000

- Что делали с числами? (Раскладывали на разрядные единицы.)

- Как складывали, вычитали числа? (Последовательно складывали и вычитали разрядные единицы.)

- Для удобства разрядные единицы можно подчёркивать

8 000 + 1 000 = 9 000

6 000 – 2 000 = 4 000

- Посмотрите ещё раз на физическую карту России. Покажите на ней Еврейскую автономную область.

- Как сокращённо она называется? Записывается? (ЕАО)

- Запишите тему урока «Сложение и вычитание многозначных чисел».

VI. Первичное закрепление

Стр.49 № 197 (1 – 2 строки)

- Прочитайте задание молча.

- Что надо сделать? (Вычислить устно.)

- Что значит вычислить устно? (Решить примеры без записи в тетрадь.)

- Вычислите устно, цепочкой

3 000 + 1 000            4 000 – 1 000                6 000 – 2 000

5 000 + 4 000            9 000 – 5 000                3 000 + 5 000

- Как складывали, вычитали данные числа?

Стр.49 № 198 (1) – 1, 2 строки

(С объяснением у доски решают два учащихся, остальные – в   тетрадях.)

1 200 + 2 300               4 900 – 1 800            7 300 – 2 200

4 100 + 3 500               6 500 – 4 300            5 600 + 3 100

Самостоятельная работа

 стр.49 № 198 (1) – 3 строка

3 400 + 4 200             9 700 – 6 500              5 800 – 3 300

- Какие числа складывали, вычитали?

- Назовите правило сложения (вычитания) многозначных чисел.

Задание на дом  

стр.49 № 198 (2)

- Рассмотрите примеры.

- Какие арифметические действия будете выполнять?

- Как будете складывать, вычитать данные числа?

Физминутка

Звучит запись шума леса, реки. Уч-ся, закрыв глаза, отдыхают.

VII. Повторение, обобщение и систематизация математических знаний учащихся

- Древние хребты Малого Хингана таят в себе неисчислимые богатства. Недаром ещё более трёхсот лет назад воевода Пётр Головин, отправляя на Амур отряд Василия Пояркова, выдал ему наказную памятку, в которой велено было ему, Василию, «на те реки идти и государевым делом радеть, и свинцовой и медной руды промышлять».

- На какую реку отправлял Пётр Головин экспедицию?

- Речная сеть области хорошо развита. По территории ЕАО протекает около 5 000 водотоков. Речная сеть представлена левыми притоками р. Амур. Главные реки области – Большая Бира, Малая Бира, Биджан.  Общая протяжённость речной сети  области – 8 231 км. Реки являются судоходными. (Презентация, слайды 3, 4, 5)

- Объясните значение слова «судоходные».

- У вас на партах лежит текст задачи.

(На трёх теплоходах плыло 1 400 туристов. На одном теплоходе 400 туристов, на другом – 500 туристов. Сколько туристов плыло на третьем теплоходе?)

- Молча прочитайте его.

- Как запишем краткое условие задачи?

I – 400 т.    

II – 500 т.        1 400 т.

III – ? т.

- Сколько способов решения имеет данная задача?

- Решите удобным способом.

1) 1 400 т. – 400 т. = 1 000 т. плыло на II  и  III теплоходах.

2) 1 000 т. – 500 т. = 500 т.

Ответ: 500 туристов плыло на третьем теплоходе.

- Как можно проверить правильность решения задачи? (Сложить три компонента.)

- На каком ещё транспорте можно совершать туристические поездки?

- Какие правила следует соблюдать при переезде из одной местности в другую?

- Главным используемым человеком биологическим ресурсом наших водоёмов является рыба.

- Кто из ваших семей занимается рыболовством?

- Какую рыбу ловят в наших водоёмах?

- Какие виды рыб знаете ещё?

- Закрепим наши знания и умения в чтении, сравнении многозначных чисел, в выполнении арифметических действий с ними.

- Прочитайте количество выловленной рыбы в ЕАО с 1995 по 2002 годы (Презентация, слайд 6)

- Сравните, в каком году рыбы выловили больше.

- Сколько примерно рыбы выловили в 1997 году?

- В каком году рыбы выловили меньше всего?

- Сколько примерно рыбы выловили в 2002 году?

- Запишите числа в порядке возрастания, начиная с наименьшего

3 000 кг, 5 000 кг, 7 500 кг, 10 000 кг, 30 000 кг.

- Как получили данные числа? (Путём измерения.)

- Сравните 1995 год и 1997 год.

- Запишите числа. Сравните.

10 000  < 30 000

- На сколько в 1997 году рыбы выловили больше?

- Запишите в виде примера. Решите.

30 000 – 10 000 = 20 000

- А на сколько в 1995 году рыбы выловили меньше? (Тоже на 20 000 кг.)

- Что делали с числами, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

 Наиболее ценными видами являются амурский осётр и калуга. Калуга – самая крупная рыба амурского бассейна. Известны факты поимки калуги длиной более 6 метров и весом более тонны. Амурский осётр немного меньше, в основном достигает до 2 метров в длину. Калуга и амурский осётр занесены в Красную книгу. (Презентация, слайд 7)

VIII. Геометрический материал

Картинный диктант. Учитель показывает рисунки геометрических тел – конуса, куба, бруса и геометрических фигур – треугольника, прямоугольника, квадрата. Учащиеся записывают названия изображённых предметов, выделяя орфограммы. Один уч-ся работает с обратной стороны доски.

Конус, куб, треугольник, прямоугольник, брус, квадрат.

- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Объёмные и плоские геометрические фигуры.)

- Что общего между конусом и треугольником?

- Назовите предметы, имеющие данную форму.

- Что общего между квадратом и кубом?

- Перечислите предметы, имеющие данную форму.

- Что связывает между собой прямоугольник и брус?

- Какие предметы имеют данную форму?

- Рассмотрите орнамент. Продолжите его в тетради

 

IX. Итог урока

- Назовите правило чтения многозначных чисел.

- Что значит разложить число на разрядные слагаемые?

- Что значит разложить число на разрядные единицы?

- Как выполняем сложение, вычитание многозначных чисел?

- О чём ещё сегодня говорили?

- Покажите на карте России ЕАО.

- Каким цветом обозначаются горы? Равнины?

- Какой тип рельефа в ЕАО?

- Назовите основной горный хребет области.

- Назовите основные реки ЕАО.

- Каким цветом они обозначаются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики по теме: " Сложение и вычитание чисел в пределах 100"

Комбинированный урок с использованием здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного....

Конспект урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд"

Конспект может быть использован учителями коррекционной школы VIII вида...

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд

Тема актуальная, нужная.Корригировать и развивать зрительное восприятия....

Задания для устного счета по математике в коррекционной школе VIII вида "Сложение и вычитание чисел в пределах 10000", 6класс

Задания для устного счета по математике в коррекционной школе VIII вида по теме "Сложение и вычитание в пределах 10000"....

математики в 8 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд"

Конспект урока разработан для 8 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, поживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект был составлен с учетом индивидуальных особен...

урок математики в 1 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 10"

Форма урока: интегрированный урок (математика и развитие речи).Тип урока: закрепление и повторениеЦели:закрепление нумерации чисел в пределах 10;совершенствование вычислительных навыков в предел...

Урок "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд"

Конспект  урока  математики  в  5  классе  специальной  (коррекционной)  школы  VIII  вида"...