Дифференциация звуков С и Ш на материале слогов и слов.
план-конспект на тему

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

Тема: Дифференциация звуков С-Ш  на материале слогов и слов

Цели:

Развитие навыка звукоразличения фонем С и Ш на материале слогов и слов.

Задачи:  

Образовательные:

  1. Обобщение и систематизация полученных ранее умений и навыков, связанных со способностью дифференцировать звуки С и Ш на материале слогов и слов.
  2. Установление связи между фонемой и графемой.
  3. Развитие фонематических представлений (навыка определения наличия звуков С и Ш в словах, их позиции).
  4. Формирование способности к преобразованию слов путем замены в них одного звука другим - оппозиционным.
  5. Развитие возможности совершения операций сравнения и анализа.
  6. Формирование навыка чтения.

Развивающие:

  1. Развитие слухового и зрительного внимания, речемыслительной деятельности, пространственной ориентировки,  зрительно-моторной координации.
  2. Развитие графо-моторных навыков.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Развитие способности осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.
  2. Формирование функции контроля и самоконтроля.
  3. Воспитание стремления к результату деятельности.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Инструкция: Угадай, о каких предметах говорится в загадках? Отгадки найди на картинках. С хозяином дружит, дом сторожит. Кто это? Воздушные, разноцветные, легкие... Что это?

Лексический материал:  Собака, шары.

II. Сообщение темы занятия.

Инструкция: С какого звука начинается слово "собака"? А слово "шары"? Сегодня мы будем учиться сравнивать эти звуки и правильно произносить с ними слова.

III. Обобщение пройденного материала (характеристика звуков по их акустическим  и артикуляционным свойствам с последующим обозначением этих особенностей соответствующими знаками).

Инструкция: Звуки С и Ш произносятся одинаково? Где лежит язык, когда мы произносим звук С? А когда произносим звук Ш? При произнесении какого звука губы улыбаются? А при каком звуке чуть вытягиваются вперед и округляются? Какой ветерок ты ощущаешь на руке при произнесении звука Ш- теплый или холодный? А при звуке С?   Звук С - гласный или согласный? Почему ты так думаешь? Он звонкий или глухой? А звук Ш - гласный или согласный? Звонкий или глухой? Давай к каждому звуку подберем подходящие знаки, которые помогут нам о них рассказать.

IV. Развитие слухового и зрительного внимания, речемыслительной деятельности.

Инструкция: Давай проверим - внимательный ты или нет? Послушай и повтори  за мной слоги. А затем подбери к моим стихотворениям подходящие по смыслу и по звучанию слова. Ищи ответы на картинках.  

Лексический материал:

Ша - ша - ша не пугайте ... (малыша).

Са - са - са на машине ... (полоса).

Ыш - ыш - ыш под листом сидела ...(мышь).

 Усы - усы - усы купили маме ...(бусы).  

V. Развитие фонематических представлений (определение наличия изучаемых звуков в словах), способности к сравнению, анализу и обобщению.

Инструкция: Вот два домика, в каждом из которых живут какие-то предметы. В доме слева живут слова со звуком С, обозначенном на крыше определенной буквой. А в доме справа с другим звуком, который также обозначен буквой. Одинаковые ли это знаки? Они не похожи потому, что обозначают разные звуки. Проверь: все ли жильцы выбрали  дом  с подходящим звуком?

Лексический материал: Часы, пушка, душ, парус, шишка, соска, мост, шлем.

VI. Физкультминутка.

Инструкция: Давай немного отдохнем и выполним упражнения. Следи за тем, о чем я говорю и повторяй движения.

Лексический материал:                             Мы проверили осанку

И свои лопатки.

Мы походим на носочках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька трусишка,

И как серый волк-воришка.

Вот свернулся ёж в клубок

Потому, что он продрог.

Лучик ёжика коснулся

Ёжик сладко потянулся.

VII.  Формирование способности преобразовывать слова путем замены одного звука на другой - оппозиционный.

Инструкция: Вот волшебные часы. На них две стрелки. Стрелки указывают на картинки. Одно из слов назову я, а ты другое. Замени в слове, которое я назову звук С на звук Ш или наоборот - звук Ш на звук С.

Лексический материал: Машка - маска, миска - мишка, крыша - крыса, каска - кашка, споры - шпоры.

Инструкция: Мы с тобой называли одинаковые или разные предметы?

VIII. Развитие пространственной ориентировки, графо-моторных навыков.

Инструкция: Это зашифрованные карточки. Стрелочки напоминают нам, где находится язык, когда мы произносим  звуки С и Ш. Угадай, какой звук обозначает стрелочка, указывающая вниз? А стрелка, указывающая вверх? Замени стрелки буквами. Прочитай получившиеся слоги.

Лексический материал: СА ШО ША СУ ШУ СО ИШ ИС УШ ОС

IX. Итог занятия.

Инструкция: Слова с какими звуками мы сегодня учились правильно произносить? Спасибо за внимание и за старание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"

Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв П – Т, п – т в слогах и словах"

Конспект логопедического занятия предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида...

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков «т» - «д» входит в блок  занятий по теме «Дифференциация парных согласных».  Задания используются в работе с учащимися 2-4 классов, имеющих нару...

Дифференциация звуков [П] - [Б], [П\'] - [Б\'] в слогах и в словах.

Тема занятия выбрана в соответствии с тематическим планированием, с рабочей программой по логопедии. Учащиеся школы VIII вида неточно дифференцируют парные согласные, в письменных работах под диктовк...

Дифференциация звуков и букв з-с в слогах, словосочетаниях, предложениях

Тип урока/занятия: комбинированныйЦель урока/занятия: Развитие навыка дифференциации сходных по произношению  букв  и звуков   з-с.Задачи урока/занятия:Формировать умения  диф...

Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв в-ф в слогах, словах, предложениях"

Данное занятие расчитано на обучающихся 1 класса, обучающихся по АООП НОО ЗПР....