Дифференциация звуков С и Ш на материале слогов и слов.
план-конспект на тему
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия
Тема: Дифференциация звуков С-Ш на материале слогов и слов
Цели:
Развитие навыка звукоразличения фонем С и Ш на материале слогов и слов.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщение и систематизация полученных ранее умений и навыков, связанных со способностью дифференцировать звуки С и Ш на материале слогов и слов.
- Установление связи между фонемой и графемой.
- Развитие фонематических представлений (навыка определения наличия звуков С и Ш в словах, их позиции).
- Формирование способности к преобразованию слов путем замены в них одного звука другим - оппозиционным.
- Развитие возможности совершения операций сравнения и анализа.
- Формирование навыка чтения.
Развивающие:
- Развитие слухового и зрительного внимания, речемыслительной деятельности, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации.
- Развитие графо-моторных навыков.
Коррекционно-воспитательные:
- Развитие способности осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.
- Формирование функции контроля и самоконтроля.
- Воспитание стремления к результату деятельности.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Инструкция: Угадай, о каких предметах говорится в загадках? Отгадки найди на картинках. С хозяином дружит, дом сторожит. Кто это? Воздушные, разноцветные, легкие... Что это?
Лексический материал: Собака, шары.
II. Сообщение темы занятия.
Инструкция: С какого звука начинается слово "собака"? А слово "шары"? Сегодня мы будем учиться сравнивать эти звуки и правильно произносить с ними слова.
III. Обобщение пройденного материала (характеристика звуков по их акустическим и артикуляционным свойствам с последующим обозначением этих особенностей соответствующими знаками).
Инструкция: Звуки С и Ш произносятся одинаково? Где лежит язык, когда мы произносим звук С? А когда произносим звук Ш? При произнесении какого звука губы улыбаются? А при каком звуке чуть вытягиваются вперед и округляются? Какой ветерок ты ощущаешь на руке при произнесении звука Ш- теплый или холодный? А при звуке С? Звук С - гласный или согласный? Почему ты так думаешь? Он звонкий или глухой? А звук Ш - гласный или согласный? Звонкий или глухой? Давай к каждому звуку подберем подходящие знаки, которые помогут нам о них рассказать.
IV. Развитие слухового и зрительного внимания, речемыслительной деятельности.
Инструкция: Давай проверим - внимательный ты или нет? Послушай и повтори за мной слоги. А затем подбери к моим стихотворениям подходящие по смыслу и по звучанию слова. Ищи ответы на картинках.
Лексический материал:
Ша - ша - ша не пугайте ... (малыша).
Са - са - са на машине ... (полоса).
Ыш - ыш - ыш под листом сидела ...(мышь).
Усы - усы - усы купили маме ...(бусы).
V. Развитие фонематических представлений (определение наличия изучаемых звуков в словах), способности к сравнению, анализу и обобщению.
Инструкция: Вот два домика, в каждом из которых живут какие-то предметы. В доме слева живут слова со звуком С, обозначенном на крыше определенной буквой. А в доме справа с другим звуком, который также обозначен буквой. Одинаковые ли это знаки? Они не похожи потому, что обозначают разные звуки. Проверь: все ли жильцы выбрали дом с подходящим звуком?
Лексический материал: Часы, пушка, душ, парус, шишка, соска, мост, шлем.
VI. Физкультминутка.
Инструкция: Давай немного отдохнем и выполним упражнения. Следи за тем, о чем я говорю и повторяй движения.
Лексический материал: Мы проверили осанку
И свои лопатки.
Мы походим на носочках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька трусишка,
И как серый волк-воришка.
Вот свернулся ёж в клубок
Потому, что он продрог.
Лучик ёжика коснулся
Ёжик сладко потянулся.
VII. Формирование способности преобразовывать слова путем замены одного звука на другой - оппозиционный.
Инструкция: Вот волшебные часы. На них две стрелки. Стрелки указывают на картинки. Одно из слов назову я, а ты другое. Замени в слове, которое я назову звук С на звук Ш или наоборот - звук Ш на звук С.
Лексический материал: Машка - маска, миска - мишка, крыша - крыса, каска - кашка, споры - шпоры.
Инструкция: Мы с тобой называли одинаковые или разные предметы?
VIII. Развитие пространственной ориентировки, графо-моторных навыков.
Инструкция: Это зашифрованные карточки. Стрелочки напоминают нам, где находится язык, когда мы произносим звуки С и Ш. Угадай, какой звук обозначает стрелочка, указывающая вниз? А стрелка, указывающая вверх? Замени стрелки буквами. Прочитай получившиеся слоги.
Лексический материал: СА ШО ША СУ ШУ СО ИШ ИС УШ ОС
IX. Итог занятия.
Инструкция: Слова с какими звуками мы сегодня учились правильно произносить? Спасибо за внимание и за старание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"
Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв П – Т, п – т в слогах и словах"
Конспект логопедического занятия предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида...
Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»
Данное занятие по теме «Дифференциация звуков «т» - «д» входит в блок занятий по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с учащимися 2-4 классов, имеющих нару...
Дифференциация звуков [П] - [Б], [П\'] - [Б\'] в слогах и в словах.
Тема занятия выбрана в соответствии с тематическим планированием, с рабочей программой по логопедии. Учащиеся школы VIII вида неточно дифференцируют парные согласные, в письменных работах под диктовк...
Логопедическое занятие в 1 классе. "Дифференциация звуков Л-Ль, Р-Рь в слогах, словах, предложениях"
Дифференциация звуков Л-Ль,Р-Рь в слогах, словах,предложениях....
Дифференциация звуков и букв з-с в слогах, словосочетаниях, предложениях
Тип урока/занятия: комбинированныйЦель урока/занятия: Развитие навыка дифференциации сходных по произношению букв и звуков з-с.Задачи урока/занятия:Формировать умения диф...
Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв в-ф в слогах, словах, предложениях"
Данное занятие расчитано на обучающихся 1 класса, обучающихся по АООП НОО ЗПР....