Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках профессионально-трудового обучения в специальной школе-интернате для обучающихся с ОВЗ
статья на тему
В данной статье раскрывается главная цель использования ИКТ на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело) в специальной школе-интернате для обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 240.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках профессионально-трудового обучения в специальной школе-интернате для обучающихся с ОВЗ
Лоторева Е.В., учитель профессионально-трудового обучения высшей категории ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Данкова»
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе в первую очередь позволяет облегчить работу педагога, а также усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала обучающимися, имеющими нарушения интеллектуального развития, развить интерес, организовать одновременно воспитанников, обладающих различными способностями и возможностями.
Основные задачи использования программных средств учебного назначения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной школе-интернате:
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
- визуализировать учебную информацию;
- развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, абстрактного);
- усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
- формировать культуру познавательной деятельности и др.
Кабинет профессионально-трудового обучения один из первых в школе был оснащен мультимедийными средствами обучения (компьютер, интерактивная доска с проектором), что при обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ.
Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ являются их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Использование на уроках профессионально-трудового обучения цифровых образовательных ресурсов помогает значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на уроке; создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока или для внеклассной работы.
Для подготовки к урокам и непосредственно на уроках активно применяются компьютерные программы, с помощью которых создается мультимедийный учебный материал: презентации, дидактические материалы к урокам, тесты для проверки знаний, коррекционно-развивающие игры, медиауроки, виртуальные экскурсии, альбомы и др.
Практически каждый урок профессионально-трудового обучения (швейное дело) построен на применении мультимедийной поддержки. Для обучающихся с умственной отсталостью, у которых более развито образное восприятие действительности наиболее приемлемы на уроке швейного дела электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией, аудио и видеоинформацией (фотографии, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации приёмов работы, видео экскурсии, интерактивные модели; схемы).
Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики рук.
Ряд медиауроков, мастер-классов: «Обработка и присоединение накладного кармана», «Наложение заплаты ручным способом», «Виды обработки нижнего среза рукава», «Изготовление прихватки в лоскутной технике» и др., презентации к каждой теме программы профессионально-трудового обучения позволяют привнести эффект наглядности в уроки и помогают ученику, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме.
Рис. Использование ИКТ на разных этапах урока.
Чтобы разнообразить трудовую деятельность, активизировать внимание на уроке используется коррекционный материал по швейному делу, созданный в программе PowerPoint, Paint (ребусы, кроссворды, логические интерактивные задания, загадки, коррекционные игры, упражнения и др.)
ИКТ помогают и во внеклассной работе по предмету, при проведении предметных недель, конкурсов, в профориентационной работе. С помощью видеофильмов, не выходя из класса, можно побывать на виртуальной экскурсии на производстве, увидеть процессы работы новейшего швейного оборудования, познакомиться с людьми разных профессий и др.
Используя ИКТ, создана электронная база методического материала, применяемого на уроках профессионально-трудового обучения, которая непрерывно пополняется электронной подборкой материала, презентациями, видеоматериалом.
Знания в области ИКТ на уроках швейного дела передаются ученицам. Дополнительные занятия с обучающимися по оформлению творческих проектов в программе Microsoft Office PowerPoint, а также эффективной работе в сети Интернет по поиску справочной информации дали свой результат - творческий проект обучающейся 11 класса «Сумка Джинсовый стиль», выполненный в данной программе, стал победителем VIII Международного конкурса для детей и молодежи "Достойная смена" в номинации: "Проект, проектная деятельность".
Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании для обучающихся с ОВЗ оно приобретает особенно большую значимость.
Уроки с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствуют решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Применение контрольно-корректирующей образовательной технологии на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело) в коррекционной школе VIII вида
В основном, занятия по трудовому обучению в коррекционной школе состоят из объяснения и практических упражнений. Увлеченность традиционным комбинированным уроком, нормированность ...
Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».
Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и физики, ко...
Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах
Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ...
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНЕТОВ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.
Одним из главных направлений обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к дальнейшей общественной жизни. Эту возможность дают уроки профессионально – трудового ...
«Здоровьесберегающие технологии на уроках профессионально – трудового обучения в условиях столярной мастерской»
Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках профессионально – трудового обучения в условиях столярной мастерской»...