Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках профессионально-трудового обучения в специальной школе-интернате для обучающихся с ОВЗ
статья на тему

Лоторева Елена Викторовна

В данной статье раскрывается главная цель использования ИКТ на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело) в специальной школе-интернате для обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад 240.86 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках профессионально-трудового обучения в специальной школе-интернате для обучающихся с ОВЗ

Лоторева Е.В., учитель профессионально-трудового обучения высшей категории ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Данкова»

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе в первую очередь позволяет облегчить работу педагога, а также усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала обучающимися, имеющими нарушения интеллектуального развития, развить интерес, организовать одновременно воспитанников, обладающих различными способностями и возможностями.

Основные задачи использования программных средств учебного назначения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной школе-интернате:

- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

- визуализировать учебную информацию;

- развивать  определенный  вид  мышления (например,  наглядно-образного, абстрактного);

- усилить  мотивацию обучения (например,  за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

- формировать культуру  познавательной деятельности и др.

Кабинет профессионально-трудового обучения один из первых в школе был оснащен мультимедийными средствами обучения (компьютер, интерактивная доска с проектором), что при обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ являются их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Использование на уроках профессионально-трудового обучения цифровых образовательных ресурсов помогает значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на уроке; создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока или для внеклассной работы.

Для подготовки к урокам и непосредственно на уроках активно применяются компьютерные программы, с помощью которых создается мультимедийный учебный материал: презентации, дидактические материалы к урокам, тесты для проверки знаний, коррекционно-развивающие игры, медиауроки, виртуальные экскурсии, альбомы и др.

Практически каждый урок профессионально-трудового обучения (швейное дело) построен на применении мультимедийной поддержки. Для обучающихся с умственной отсталостью, у которых более развито образное восприятие действительности наиболее приемлемы на уроке швейного дела электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией, аудио и видеоинформацией (фотографии, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации приёмов работы, видео экскурсии, интерактивные модели; схемы).

Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики рук.

Ряд медиауроков, мастер-классов: «Обработка и присоединение накладного кармана», «Наложение заплаты ручным способом», «Виды обработки нижнего среза рукава», «Изготовление прихватки в лоскутной технике» и др., презентации к каждой теме программы профессионально-трудового обучения  позволяют привнести эффект наглядности в уроки и помогают ученику, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме.

C:\Users\User\Downloads\20180913_093800.jpg C:\Users\User\Downloads\20180913_094740_001.jpg

Рис. Использование ИКТ на разных этапах урока.

Чтобы разнообразить трудовую деятельность, активизировать внимание на уроке используется коррекционный материал по швейному делу, созданный в программе PowerPoint, Paint (ребусы, кроссворды, логические интерактивные задания, загадки, коррекционные игры, упражнения и др.)

ИКТ помогают и во внеклассной работе по предмету, при проведении предметных недель, конкурсов, в профориентационной работе. С помощью видеофильмов, не выходя из класса, можно побывать на виртуальной экскурсии на производстве, увидеть процессы работы новейшего швейного оборудования, познакомиться с людьми разных профессий и др.

Используя ИКТ, создана электронная база методического материала, применяемого на уроках профессионально-трудового обучения, которая непрерывно пополняется электронной подборкой материала, презентациями, видеоматериалом.        

 Знания в области ИКТ на уроках швейного дела передаются ученицам. Дополнительные занятия с обучающимися по оформлению творческих проектов в программе Microsoft Office PowerPoint, а также эффективной работе в сети Интернет по поиску справочной информации дали свой результат - творческий проект обучающейся 11 класса «Сумка Джинсовый стиль», выполненный в данной программе, стал победителем VIII Международного конкурса для детей и молодежи "Достойная смена" в номинации: "Проект, проектная деятельность".

Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании для обучающихся с ОВЗ оно приобретает особенно большую значимость.

Уроки с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствуют решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Применение контрольно-корректирующей образовательной технологии на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело) в коррекционной школе VIII вида

    В основном, занятия по трудовому обучению в коррекционной школе состоят из объяснения и практических упражнений. Увлеченность традиционным комбинированным уроком, нормированность ...

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ...

ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНЕТОВ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Одним из главных направлений обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к дальнейшей общественной жизни. Эту возможность дают уроки профессионально – трудового ...

«Здоровьесберегающие технологии на уроках профессионально – трудового обучения в условиях столярной мастерской»

Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках профессионально – трудового обучения в условиях столярной мастерской»...