Психолого педагогическое сопровождениу в условиях школы-интерната
статья на тему
как проходит психолого-педагогическое сопровождение в школе-интернате
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях школы- интерната.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа интернат №1 основного общего образования г. Томска создана в 1964 году. За последние годы значительно изменился контингент детей. Стало достаточно много обучающихся с ОВЗ (ЗПР). В нашем учреждении это составляет более 60 % от общего числа всех обучающихся.
Дети с задержкой психического развития характеризуются недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Все эти нарушения могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.
В нашей школе осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде.[5, С.90]. Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога. [1]
Поэтому вопрос об обучении детей с ОВЗ актуален и при его решении необходимо учитывать особенности возможности ребенка получать академические знания, .расширять его жизненные компетенции за счет формирования базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме. (ФГОС)
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе сверстников и педагогическом составе.
- Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
- Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.
- Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
- Повышать психологическую компетентность учителей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Создание условий осуществляется по определенному алгоритму, позволяющему структурировать и эффективно организовывать образовательное пространство для каждого ученика.
Обязательными направлениями [2, С. 23] для организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются:
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление психолого-педагогических особенностей развития детей с ОВЗ, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятий и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
- Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа
обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения;
способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов психолого-педагогической коррекции. [3]
Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). В нашей школе сопровождение происходит, благодаря совместной деятельности специалистов психолого-медико-педагогического консилиума – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Команда объединяет учителей-логопедов, психологов, учителей, воспитателей.
Задачами ПМПк являются: профилактика интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок, выявление отклонений в развитии, определение эффективности специальной помощи. Специалисты консилиума, опираясь на знание возрастных особенностей, проводят динамическое наблюдение и обследование учащихся с целью выявления пробелов предшествующего обучения и развития, их характера и причин, изучают социальную ситуацию развития ученика, условия, которые созданы ему в семье. По результатам первичного комплексного обследования ребенка специалистами - членами консилиума вырабатываются рекомендации и программа индивидуальной коррекционной работы обучающегося.
Программы для индивидуальной и групповой коррекционной работы для обучающихся с ОВЗ имеют следующую направленность:
- профилактика школьной дезадаптации;
- развитие высших психических функций обучающихся и эмоционально-волевой регуляции.
Педагогический коллектив нашей школы серьезное внимание уделяет поиску и апробации новых методологических и методических подходов к обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Была разработана адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования, цель которой является переход к образовательному процессу, обеспечивающему глубоко индивидуализированные, вариативные, личностно-ориентированные условия для развития потенциала каждого ученика.
Педагоги-психологи в системе сопровождения осуществляют следующие функции: выявляют особенности интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводят групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям, развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.
Основными задачами логопедического сопровождения являются: коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении, обучающимися общеобразовательных программ.
Педагоги совместно со специалистами школьного ПМПк осуществляют сопровождение развития воспитанника на всех этапах обучения.
Процесс обучения выстраивается педагогами с учетом полученных рекомендаций специалистов консилиума в отношении особенностей развития интеллектуальной, эмоционально-личностной сфер обучающего, в зоне его ближайшего развития.
Благодаря комплексному системному психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, совместному воздействию специалистов ПМПк, учителя, воспитателя удается добиваться положительных результатов в развитии и продвижении каждого ребенка в соответствии с его возможностями.
Используемая литература:
- Инклюзивное образование в России, детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011 г.
- Ковешникова А. М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации.
- Москвымалова А. А. «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в восточном административном округе г. Москва», ГОУ ЦППРиК «Восточный»; МГППУ
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1-4 класс/ сост. Е. В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Учебно-методический комплект»)
- Щеголь В.И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса гимназии [Текст]/В.И. Щёголь// Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9 – С. 89-91.
- Ефимова О.В., Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школеURL: http://www.idc.ulstu.ru/ipk/EOB(Дата обращения: 18.05.2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"
материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.В модернизации российского образо...
Особенности психолого-педагогического сопровождения в условиях школы-интерната «Олимпийский резерв»
В данном материале представлена система построения и осуществления психолого-педагогического сопровождения в ГБОУ школе-интернате «Олимпийский резерв»....
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...
Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната
Сопровождение учащихся с особым образовательным маршрутом в условиях школы-интерната. Создание системы работы по сопровождению каждого ребенка. Итогом работы всех спеицалситов является еди...
Доклад «Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся»
Вашему вниманию предлагаю свою разработку на тему: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в средней школе, их адаптационный период, проблемы с учителями и родителями. В этом докладе я постара...
Презентация на тему: Модель психолого-педагогического сопровождения в условиях ФГОС
В презентации представлены требования работы педагога-психолога как необходимого элемента системы упраления образовательным процессом школы. Описываются цели, задачи и направления деятельности педагог...