презентация на тему "Развитие фонематического суха у детей дошкольного возраста"
презентация к уроку на тему
Данный материал отражает последовательность формирования фонематического слуха у дошольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskiy_sluh.ppt | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
физиологический музыкальный фонематический
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем родного языка. Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Упражнения и игры предлагаются в строгой последовательности и условно, если мы представим себе лестницу, по которой мы поднимаемся вверх, подразделяются на шесть «ступенек»:
1. Узнавание неречевых звуков 2. Различение высоты, силы, тембра голоса 3. Различение слов, близких по звуковому составу 4. Различение слогов 5. Различение звуков 6. Анализ звукового состава слова «Фонематическая лестница»
1-я «ступенька» - узнавание неречевых звуков Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать. Игры и упражнения: «Солнце или дождик» «Большой – маленький» «Жмурки с колокольчиком» «Угадай по звуку, что делать»
2-я «ступенька» - различение высоты, силы, тембра голоса На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи. Игры и упражнения: «Далек – близко» «Угадай, как надо делать» игры - драматизации
3-я «ступенька» – различение слов, близких по звуковому составу Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. Игры и упражнения: «Не ошибись» «Подбери рифму» «Доскажи словечко» «Добавлялки»
4-я «ступенька»- различение слогов Слог является минимальной единицей речевого потока. Удачно для игр на различение слогов брать звукоподражания. В такие игры с интересом будут играть как совсем малыши, так и детки постарше. Игры и упражнения: «Кто как кричит?» «Будь внимателен»
5-я «ступенька»- различение звуков В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, сом, лом, том). Такой звук - называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»). Игры и упражнения: «Прогулка на велосипедах» «Жук или комар?» «Угадай, кто поет?»
6-я «ступенька» - анализ звукового состава слова Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова) относится сложной формы. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким). Работа начинается с анализа гласных звуков. 1. Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слова: Назови первый звук в слове: аист, Ира, Оля, утка. 2. Дать ребенку несколько одинаковых кружков (красного цвета). Взрослый произносит один, два и три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый. Игра «Пропустим мы во двор слов особенных набор». Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх: «Во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком». Малыши открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».
Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук. Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот). Игра «Мяч не трогать иль поймать – постарайся отгадать». Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если звука не окажется. Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности звуков в слове, их количества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.
В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития
1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
В статье описаны особенности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...
Семинар-практикум: «Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов....
Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ТНР.
Конспект занятия "Путешествие в осенний лес" (подготовительная группа)...