Ручная вышивка – одно из направлений обучения технологии детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
статья на тему

Николаева Надежда Васильевна

Статья о проблемах обучения  технологии детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnaya_vyshivka.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Н.В.  

учитель технологии

ГБОУ «Казанской школы № 142

для детей с ограниченным

 возможностями здоровья  8 вида

Ручная вышивка  одно из направлений обучения  технологии детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

   Проблема обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) представляется очень важной. В последние годы количество таких детей в коррекционных учреждениях постоянно увеличивается. На протяжении уже многих лет в нашей школе обучаются дети с ТМНР. Несмотря на явные ограничения в различных областях жизнедеятельности, они обладают определенными потенциальными возможностями в овладении трудовой деятельностью, которые должны быть максимально реализованы.

В настоящее время распространены многие до профильные трудовые подготовки для учащихся с ТМНР.  Учитывая, особенности различных сторон психофизического развития этих учащихся, выявив возможности в подготовке к доступным для них видам труда, мы обратились к такому декоративно-прикладному виду искусства как ручная вышивка.  

Почему именно вышивка? Мы  экспериментировали в различных направлениях трудового обучения, но т.к. наши дети имеют сопутствующие сложные дефекты и, учитывая  их состояние здоровья, мы остановились на направлении «ручная вышивка», что является наиболее приемлемым и доступным видом трудовой деятельности для нашей  категории детей. Психологи отмечают положительные стороны занятия ручной вышивкой. Правильно организованные и строго дозированные занятия  ручной вышивкой способствуют укреплению здоровья. Учащиеся подолгу могут выполнять однообразную работу, что способствует расслабленности, снятию тревожности и агрессивности, помогает успокоиться, что крайне для них важно. Этот вид творчества позволяет активизировать все познавательные процессы учащихся: повышает внимание, тренирует память. Вышивание – вид рукоделия, который как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук, восприятия цвета и его оттенков, пространственного мышления, усидчивости и аккуратности, развития художественного вкуса [2].

Вышивание – один из самых распространенных видов народного искусства. Оно плотно связано с природой, отображает художественные вкусы и представления, выявляет национальное своеобразие любого народа. На уроках мы  часто обращаемся к природе, к национальным традициям наших народов, приобщая к ним наших детей.

Ввиду отсутствия программ по  ручной вышивке для этой категории детей мы составили программу  «Ручная вышивка» для учащихся  с ТМНР  с 5 по 9 класс.

Цель программы по ручной вышивке - способствовать получению учащимися с ТМНР доступных им трудовых умений для максимально полной реализации их возможностей в плане трудовой реабилитации и социализации [1].

Задачами трудового обучения являются:

- сообщение элементарных знаний о различных материалах, предметах труда в ручной вышивке;

- обучение доступным приемам вышивки;

- формирование навыков  безопасной работы инструментами и приспособлениями, умения организовать свое рабочее место;

- формирование умений элементарного анализа, планирования, умения работы по образцу, по устной инструкции;

- воспитание элементарной самостоятельности в труде, навыков самоконтроля;

- воспитание положительного отношения и интереса к труду, эстетического воспитания.

          В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей учащихся.

         С целью повышения эффективности уроков и развития интереса к предмету применяются различные формы обучения. Уроки тесно связаны с другими учебными предметами: включаются в содержание учебного материала исторические данные, явления природы, иллюстрирование сказок. Использование ИКТ  на уроках - один из  способов визуализации объектов и явлений, позволяет стимулировать интерес к предмету, способствует лучшему запоминанию учебного материала, красочные цветные презентации усиливают эмоциональное восприятие. Часто  на уроках используются игровые приемы и игровые ситуации. Все эти и многие другие  формы обучения вызывают повышенный  интерес к предмету, создают благоприятный эмоциональный фон. Для успешного развития учащихся в процессе обучения и успешной реализации программы прилагается много усилий со стороны учителя: поиск адекватных методов обучения, изготовление красочных, ярких, доступных наглядных пособий, раздаточного материала по всему изучаемому материалу.

         Основным направлением коррекционной работы с учащимися по данной программе служит формирование необходимого объема знаний и обще трудовых умений [1]. Новый учебный материал, необходимый для усвоения, делится на маленькие порции и представляются для усвоения в практических условиях. Умения формируются поэтапно, вслед за учителем выполняются  необходимые действия, повторяются несколько раз, затем действия производятся по представленной инструкции. Закрепление навыков проводится при выполнении большого количества тренировочных упражнений до введения  в самостоятельную деятельность. Обучение происходит путем планомерного сокращения помощи обучающимся в умственных и воспринимающих действиях [1].

Успешным результатом обучения является тот факт, что учащиеся с ТМНР успешно сдают экзамен по ручной вышивке, где выполняют практическое задание и проходят собеседование по теоретической части.

Каждый год наши учащиеся представляют свои лучшие работы на выставки в районных и городских фестивалях «Возьмемся за руки, друзья», «Весенняя капель», становятся дипломантами этих мероприятий, участвуют в выставках-продажах, где изделия наших учащихся охотно раскупаются. Участие в этих мероприятиях повышает интерес к творчеству,  способствует совершенствованию творческих навыков.

Обучение наших учащихся проходит в тесной связи с их родителями. Учителя проводят регулярные мастер-классы по ручной вышивке для родителей, так как дети нуждаются в постоянной помощи и контроле со стороны взрослых при выполнении домашних заданий. Совместно с ними дома выполняют новые работы, украшая свой быт, дом, делаются подарки близким.

Обучение трудовым навыкам по ручной вышивке осуществляется с учетом перспективы их будущей занятости. Наши учащиеся почти полной группой переходят в училища и успешно продолжают обучение. Мы постоянно поддерживаем связь с этими училищами, вместе с ними радуемся успехам наших учащихся.

Литература

1.        Богданова И.Ю., Разинькова Т.А., Датченко М.А., Мошкина Т.Н.,       Линник Е.Н., Программа по трудовому обучению (ремеслу), г.Ростов-на-Дону, 2014-34с.

2.        Климова Н.Т., Федосова О.П., Наумова О.Н. Ручная вышивка – М.: Легкая индустрия, 1980 – 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов кинезитерапии при обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

В характеристике детей с которым мы работаем, имеются следующие особенности: большинство детей  неподвижны или значительно ограничены в движениях. Двигательные расстройства обычно приводят к нево...

Психолого-педагогическая помощь детям, с тяжелыми множественными нарушениями развития, в группе кратковременного пребывания

Психолого-педагогическая помощь детям, через основные направления деятельности педагога-психолога, к которым относят:1.     Психодиагностика.2.     Психологичес...

Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей.Реко...

Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/

        Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетич...

Развитие познавательных способностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через экспериментальную деятельность с объектами живой природы

Одним из самых главных путей формирования познавательной деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в моей работе является, безусловно, проведение коррекционно – воспитате...

Сенсорное развитие у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Первая часть иллюстрированного пособия для родителей. ПРОЕКТ «Умелые ручки»НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: сенсорное развитие у детей с ТМНР с использованием метода альтернативной коммуникацииВ ...