Особенности формирования зрительно-двигательной координации детей дошкольного возраста со сложной патологией
статья на тему

Степанова Наталия Олеговна

Сущность коррекционно-педагогической работы средствами физического воспитания детей дошкольного возраста со сложной патологией в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида заключается в формировании гармонически развитой личности, сочетающей в себе физическое совершенство и социальную компетентность, обеспечивающую становление жизненно необходимых навыков и умений. У детей со сложной патологией значительно снижается двигательная активность. Это отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора. При условии недостаточной двигательной активности также могут наблюдаться недостатки в общем развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Степанова Наталия Олеговна

Учитель-дефектолог, СПб ГБУ Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию №2»

Особенности формирования зрительно-двигательной координации детей дошкольного возраста со сложной патологией

        Период дошкольного детства – важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований и адаптационных возможностей.

        Сущность коррекционно-педагогической работы средствами физического воспитания детей дошкольного возраста со сложной патологией в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида заключается в формировании гармонически развитой личности, сочетающей в себе физическое совершенство и социальную компетентность, обеспечивающую становление жизненно необходимых навыков и умений. У детей со сложной патологией значительно снижается двигательная активность. Это отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора. При условии недостаточной двигательной активности также могут наблюдаться недостатки в общем развитии ребенка.

        В результате психолого-педагогической диагностики выделяются две основные группы детей:

  1. Дети, которые испытывают страх пространства, ведут себя скованно и нерешительно в большом пространстве.
  2. Дети с ярко выраженной двигательной расторможенностью, беспорядочно и хаотично передвигающиеся в пространстве.

Одной из главных задач, которые стоят перед учителем-дефектологом, работающим с детьми со сложной патологией, является целенаправленное развитие зрительно-двигательной координации и навыков ориентировки в большом и малом пространствах. Эта задача осуществляется на специальных комплексных занятиях по развитию двигательной активности и ориентировки, направленных на коррекцию отклонений в развитии ребенка.

Для детей со сложной патологией необходимо создавать специальные благоприятные условия для повышения двигательной активности, что должно способствовать снятию утомления, напряжения в эмоционально-волевой сфере, повышению работоспособности, потребности в активных движениях.

Основными формами коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания являются индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию зрительно-двигательной координации и навыков ориентировки в пространстве, на которых решаются коррекционные задачи по развитию зрительного восприятия и сенсорных эталонов в процессе выполнения следующих заданий:

  1. На соотнесение цветов и  оттенков («Посади бабочку на цветок такого же цвета», «Выбери предметы только красного (желтого) цвета», «Цветные птички», «Рукавички», «Подбери к шапочке шарфик»);
  2. На классификацию по форме («Подбери заплаты», «Собери круги, квадраты», «Найди предметы, похожие на круг, овал», «Перфокарты»);
  3. На развитие умения ориентироваться на себе и в окружающем пространстве («Что слева – справа от тебя?», «Дойди до домика», «Проследи,  куда покатится мяч», «Выполни движение по схеме», «Где что стоит?», «Что ближе – что дальше (вверху – внизу)?»,  «Построй дом из цветных модулей по схеме»).
  4. На развитие равновесия («Пройди по массажной дорожке», «Пройди по шнуру», «Пройди по гимнастической скамейке с мешочком песка на голове», игры «Ходим в шляпах», «Стул есть – никак не сесть»).
  5. На формирование умения прыгать («Перепрыгни из обруча в обруч», «Зайцы на поляне», «Зоопарк», «Допрыгни до бубна (ориентира)», «Лягушки»).
  6. На развитие глазомера и навыков метания («Прокати мяч в ворота», «Прокати мяч с горки», «Попади в цель», «Съедобное – несъедобное»).

Занятия в коррекционном зале носят комбинированный характер и позволяют решать ряд коррекционных задач по развитию зрительного восприятия, познавательной сферы, сенсорных эталонов, закреплению предметных представлений, активизации речевой деятельности детей.

Систематическая работа в этом направлении позволяет значительно улучшить формирование двигательных способностей детей со смешанной патологией – силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия, пространственно-ориентировочной деятельности, макро- и микро ориентировку в пространстве. При проведении занятий учитывается повышенная возбудимость, снижение двигательных возможностей детей, но самое главное – достигается их положительное эмоциональное состояние. На занятиях формируется стойкий интерес к результату деятельности и улучшается физическое и психическое состояние каждого ребенка в отдельности, что особенно важно в условиях социальной депривации детей. Это способствует коррекции недостатков физического развития и преодоления нарушений в двигательной сфере, что помогает успешному овладению программой по физической культуре и обеспечивает современную подготовку детей к школе.

        Литература:

Ермаков В.П., Якунин Г.А.  Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1990.

Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению средствами физического воспитания: материалы науч. конф. – Волокаламск, 1995

Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М.: Академия, 2006

Рудакова Л.В. Коррекционная программа по пространственной ориентировке слепых дошкольников // Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. СПб: 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.

В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...

Презенттация проекта авторской программы "Коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста со сложным дефектом"

Актуальность создания программы обучения и воспитания для детей со сложным дефектом обусловлена тем, что в последние годы отмечается устойчивая тенденц...

Особенности восприятия, мышления и памяти детей дошкольного возраста

В данном докладе речь пойдет о психологических особенностях познавательных процессов в период дошкольного возраста...

Особенности формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста при нарушениях зрения.

Мы исследовали  психическое развитие детей дошкольного возраста с амблиопией   и   косоглазием.  задачей эксперимента было: выявление  восприятия этими дет...

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при обучении английскому языку

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при обучении английскому языку....

Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данном материале описываются особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

«Особенности развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»

Памятка для родителей «Особенности развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»...