Методические материалы по организации коррекционной работы в школе.
статья по теме
Методические материалы предназначены для специалистов коррекционной педагогики для организации работы с детьм с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с У.О в рамках инклюзии | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация индивидуально-образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.
Галле Алла Геннадиевна, учитель-дефектолог, ЧУ ОО СОШ Росинка.
Слайд.2 Российская система образования сегодня претерпевает существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию образования, внедрение ФГОС, реализацию различных национальных проектов, связанных с повышением качества жизни россиян, профессиональной подготовкой будущих выпускников, с переходом на личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях.
Государство гарантирует любому ребенку независимо от национальности, вероисповедания, состояния здоровья право на получение общего образования.
В концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».
Слайд 3. Построение эффективной системы психолого-медико-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения. Оказание образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы, т.е. в условиях социально-образовательной интеграции способствуют приобретению учащимися опыта положительного взаимодействия.
Основная цель уроков интегрированного обучения – создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность.
В ЧУОО СОШ «Росинка» с 2009 года обучается ребенок с особыми образовательными потребностями. В 2014-15 учебном году мальчик перешел в среднюю школу (5 класс). Ребенок испытывает трудности в обучении по общеобразовательной программе.
Определение варианта адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью с легкой степенью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования. На основании заключения ПМПК ЗОУО для учащегося был составлен индивидуальный учебный план и расписание. При составлении индивидуального плана учитывалось состояние ребенка, медицинские и психологические рекомендации специалистов.
В сентябре 2014 года был проведен срез знания по основным предметам и выявлен актуальный уровень развития учащегося. Так как срез знаний показал сниженный уровень познавательной деятельности и медицинский диагноз указывает на интеллектуальное нарушение с легкой умственной отсталостью, психолого-педагогический консилиум школы вынес решение перевести учащегося на адаптированную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получит образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. (ФГОС – 07, федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Одним из важнейших условий обучения ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними. В связи с этим было составлено индивидуальное расписание, которое позволяет посещать устные предметы литературу, историю, географию совместно с учащимися в классе, а основные предметы изучались индивидуально с учителем-дефектологом.
Методическое обеспечение такого обучения включает программные, учебно - методические материалы как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Слайд 4. Индивидуальный учебный учащегося 5б класса | |||||||
на 2014-2015 учебный год | |||||||
Образовательные компоненты | Предметы, изучаемые интегративно | 5б класс | Итого за год обучения | ||||
Образовательные области | Предметы в рамках образовательной области | аудиторно | внеаудиторно | ||||
Филология | Русский язык |
| 5 |
| 170 | ||
Литература |
| 3 |
| 102 | |||
Английский язык |
| 3 |
| 102 | |||
Математика и информатика | Математика |
| 5 |
| 170 | ||
Информатика и ИКТ | ОБЖ | 1 |
| 34 | |||
Общественно-научные предметы | История |
| 2 |
| 68 | ||
Социально-бытовая ориентировка | ОБЖ | 1 |
| 34 | |||
География | ОБЖ | 1 |
| 34 | |||
| Биология | ОБЖ | 1 |
| 34 | ||
Искусство | Изобразительное искусство |
| 1 |
| 34 | ||
Музыка |
|
| 1 | 34 | |||
Физическая культура | Физическая культура |
| 2 | 1 | 102 | ||
Технология | Трудовое обучение |
| 1 |
| 34 | ||
Проектная деятельность |
| 1 |
| 34 | |||
Итого | 27 | 2 | 986 | ||||
Предельно допустимая нагрузка: 5-дневная неделя | 29 |
| 29 | ||||
Объем домашних заданий в неделю | 6 |
|
| ||||
Коррекционно-развивающая деятельность деятельность |
| 2 |
| 68 | |||
Учусь учиться |
| 3 |
| 102 |
Слайд 5.
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении адаптированной основной образовательной программой являются значимыми для оценки качества образования обучающихся.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее значение для оценки качества образования.
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Программа оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся.
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице:
Слайд 6.
Критерий | Параметры оценки | Индикаторы |
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий | сформированность навыков коммуникации со взрослыми | способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми |
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | ||
способность обращаться за помощью | ||
сформированность навыков коммуникации со сверстниками | способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками | |
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | ||
способность обращаться за помощью | ||
владение средствами коммуникации | способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации | |
способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации | ||
адекватность применения ритуалов социального взаимодействия |
Слайд 7. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Слайд 8.
Планируемые достижения учащегося (с особенностями развития) ЧУ ОО СОШ «Росинка» к окончанию срока обучения в образовательном учреждении согласно ФГОС-07:
Личностные учебные действия:
- Осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
- Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- Активно включаться в общеполезную социальную деятельность; осознанно относиться к выбору профессии;
- Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
- Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
- Использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
- Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
- Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
- Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Слайд 9. Для успешной реализации планируемых достижений возникает необходимость в организации специально оборудованного кабинета для социализации и адаптации учащихся с ОВЗ. Этот кабинет может быть многофункциональным. В нем можно проводить уроки обслуживающего труда для учащихся школы. Современные школьники ограничены в возможностях приобретения практического опыта в бытовой и семейной сфере и уроки в таком кабинете подготовят их к самостоятельной жизни.
Использованные источники информации:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
- Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ «Об утверждении государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) №1599 от 19.12.2014
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3. Развитие образования) РП Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация коррекционной работы в школе
В помощь воспитателям коррекционных школ...
Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Доклад на методическое совещание "Организация исследовательской работы в школе".
Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...
Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе
Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе из личного опыта учителя ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Якимчик Е.Е....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»
ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...
Организация коррекционной работы в школе-интернате № 62 III-IV вида
Коррекционная работа в школе-интернате № 62 III-IV вида- это система специальных педагогических мероприятий, средств, форм, методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсаци...
Методические рекомендации «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья»
В В методических рекомендациях описана основная цель и задачи педагога по целенаправленному развитию и коррекцию словесной речи обучающихся с ОВЗ в единстве с развитием мышления и социальны...