Практическое занятие "Обыграй ситуацию".
материал на тему

Романова Марина Алексеевна

Главная задача воспитателя подготовка к самостоятельной жизни и труду в обществе. Эта задача решается комплексно в ходе всего воспитательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obygray_situatsiyu.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

   Главная задача воспитателя подготовка к самостоятельной жизни и труду в обществе. Эта задача решается комплексно в ходе всего воспитательного процесса.

  На занятиях по социально-бытовой ориентировке широко применяются практические работы, беседы. Упражнения. Очень действенным методом является моделирование реальных жизненных ситуаций, т.е. воссоздание тех или иных условий, обстоятельств, а вместе с ними - отношений, обстановки, положений.

  Моделирование реальной ситуации предполагает распределение ролей между её участниками, которые вступают в определённые отношения между собой, что выражается в их действиях и репликах.

  Применение этого методического приёма на уроках помогает решать ряд важных задач.  Разыгрывая и разбирая различные реальные ситуации на занятиях ребята расширяют свой социальный опыт, приобретают определённые навыки и умения. Так, моделирование реальных ситуаций позволяет закреплять и расширять знания воспитанников о различных сферах жизни и быта людей (правила покупки товаров в различных магазинах, пользование городским и междугородным транспортом, отправление писем, посылок, общение по телефону и т. д.)

  Сюжетно-ролевые игры, моделирующие реальную ситуацию, являются хорошим средством для закрепления знаний и умений. Сюжетно-ролевые игры могут проводиться по большинству разделов программы : «Семья», «Культура поведения», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения и организации», «Бюджет семьи», «Трудоустройство». По каждому разделу может быть подобрано большое количество сюжетов в соответствии с содержанием программы.

  Например, по разделу «Транспорт» можно предложить следующие темы для разыгрывания: переход дороги в определённом месте, выход из транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая) и переход дороги, покупка билетов в железнодорожной кассе. При покупке билетов в железнодорожной кассе можно создать множество ситуаций, например:

1) предварительно купить билет в купейный или плацкартный вагон;

2) сдать билет на дальнее время и купить на сегодня;

3) пассажир опоздал на поезд, как поступить?

  Как видно, ситуации могут потребовать от ребёнка не только применения полученных знаний, но и поиск верного решения данной проблемы.

  Модели реальных ситуаций, предлагаемые детям, должны различаться не только содержанием, но и степенью сложности. Можно выделить ситуации трёх степеней сложности:

1) ситуация с участием двух человек, выполняющих одно- два простых действий, почти без реплик, или даже один участник и его задача – правильно решить проблему, выполнив для этого определённую задачу;

2) ситуация, в которой участвуют несколько человек, выполняющих несколько действий и произносящих реплики;

3) ситуация с выбором решения, в которой участвуют несколько человек, произносящих реплики и выполняющих разнообразные действия.

Вот примеры ситуаций разной степени сложности : (даётся на карточках).

1) Вы едите в автобусе. В салон входит пожилая женщина. Ваши действия?

2)Вы не пошли в школу, потому что заболели. Вам нужно позвонить в школу, пригласить к телефону классного руководителя и сообщить ему об этом.

3) Примером ситуации третей сложности могут служить сюжеты на тему «Покупка билетов в железнодорожной кассе», о которых говорилось ранее.

Предлагаемые ситуации можно усложнить, поставив воспитанников перед необходимостью искать выход из создавшегося положения. Например, в ситуации со школой можно разыграть так, будто классного руководителя не оказалось в этот момент на месте и эту информацию для него нужно кому – то оставить. Как это должен сделать ученик?

Но всё – таки моделирование реальных ситуаций даст большой положительный эффект в том случае, если их разыгрыванию будет предшествовать достаточная подготовительная работа и будет осуществляться со стороны воспитателя контроль и руководство игрой.

Дети не всегда могут самостоятельно разыгрывать предложенный сюжет, ведут себя скованно, не в состоянии придумать реплики, соответствующие роли, вступать во взаимодействие друг с другом, не способны на экспромт.

В течение всего периода обучения необходимо обсуждать обыгранные ситуации с целью формирования у детей умения анализировать различные факты, правильно их оценивать.

В основном, детям предлагаются сюжеты, в которых все действующие лица поступают правильно. Это делается для того, что бы закрепить полученные знания. Однако, наряду с этим нужно разыгрывать ситуации, в которых совершаются ошибочные поступки. Это делается для того, чтобы научить ребят обыгрывать положение, в которое попал его товарищ (и может попасть каждый), давать ему верную оценку и находить правильный выход.

На практике дети с удовольствием участвуют в разыгрывании ситуаций. В процессе игры они начинают вести себя свободно, общаются друг с другом, вносит свои дополнения, соответствующие обстановке, успешно применяют полученные сведения и лучше запоминают их, искренне переживая успех и неудачи партнёров. И, хотя, самостоятельно разыгрывать сценку на длинную тему им труднее, но всё же они научатся действовать правильно, могут применить имеющиеся знания адекватно ситуации. Тем более, что это бывает очень важно не только в целях их общего развития и адаптации социальной среде, а так же и в целях самосохранения. Например, это касается темы «Как не стать жертвой преступления» , а в наше время этот вопрос звучит наиболее актуально. При работе над этой темой детям можно предложить разыграть ситуации такого плана:

1. Вы дома. Звонок в дверь. В глазок вы видите, что перед дверью стоит незнакомый человек. На вопрос: « кто там?» -последовал ответ «Откройте. Милиция.» Как вы поступите? Обоснуйте свои действия.

2. Вы идёте по улице. Около вас остановилась машина и водитель просит вас показать ему дорогу. Ваши действия.

3. Во дворе вас окликнула незнакомая женщина. Назвав имя вашей мамы, сказала, что она её подруга и приехала из другого города. Далее она сказала, что пол часа назад разговаривала с вашей матерью, а та, в свою очередь, попросила подождать её у вас в квартире. Как вы должны поступить?

Разыгрывание таких ситуаций поможет предупредить многие опрометчивые поступки детей в жизни. Что, возможно, сохранит не только их здоровье, но и жизнь.

Моделированию реальных ситуаций могут предшествовать беседы, экскурсии. Однако такое моделирование можно использовать и перед проведением экскурсий на предприятия и в учреждения, при посещении которых дети должны вступать в общение с незнакомыми людьми, выполнять практические задания.

Таким образом, можно сказать, что моделирование ситуаций, приближённых к реальности, сюжетно-ролевые игры представляют собой один из наиболее действенных и эффективных методов, которые следует использовать шире.

При правильном и организованном использовании моделирования ситуаций на уроках у детей формируются практические навыки и умения, а так же правильные стереотипы поведения в конкретной ситуации. Тем более, что занятия ориентированы на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у школьников необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем. В процессе обучения прививаются морально – этические нормы поведения, воспитываются навыки общения, которые бывают необходимыми при посещении различных учреждений и организаций, развивается вкус, эстетика воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у учащихся практических умений и навыков в опасных и чрезвычайных ситуациях

Специфика учебного процесса по предмету ОБЖ в школе заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические у...

«Роль создания ситуаций успеха в практической деятельности педагогов».

Педагог связан с обучающимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей подростка, перед самим подростком  и пере...

Тренажеры для подготовки к ЕГЭ, задания В1 - задачи с практическим содержанием, В4 - задачи на анализ практической ситуации, В5 - тригонометрические, логарифмические, показательные уравнения и неравенства, В10 - теория вероятностей,

Тренажеры для подготовки к ЕГЭ, задания В1 - задачи с практическим содержанием, В4 - задачи на анализ практической ситуации, В5 - тригонометрические, логарифмические, показательные уравнения и неравен...

От решения прикладных и практических задач по математике к решениям различных жизненных ситуаций .

Почему я считаю актуальной эту тему?Потому что интерес широких слоёв учащихся к математическим знаниям заметно снизился. Возможно ещё и потому, что уроки математики не дают достаточно убедительного от...

Типовые ситуации по практическим основам бухгалтерского учета:Учет кредитов и займов при осуществлении строительства подрядным способом

    В ситуации  (строительство здания подрядным способом с привлечением кредитных средств) проценты по полученному кредиту, связанному с формированием инвестиционного актива, не ...

Методика проведения практического занятия с элементами моделирования профессиональной ситуации «Конкурс экспертов». по дисциплине «Математика»

          Данная работа является методической разработкой  практического занятия по теме: «Решение задач по теме «Элементы теории вероятности»» для студентов, обуч...