Доклад на ШМО "Правовое воспитание школьников с ОВЗ"
учебно-методический материал на тему
Правовое воспитание школьников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_shmo_pravovoe_vospitanie_2016_god.docx | 68.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
« Новопетровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат
VIII вида» Истринского муниципального района
Доклад на Школьном методическом объединении.
На тему: «Правовое воспитание учащихся с ОВЗ».
Барадулина
Татьяна Александровна
Правовое воспитание учащихся с ОВЗ.
В соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Конституцией РФ, в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Она рассматривается как приоритетное направление в деятельности образовательного учреждения. Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Но так, же воспитание всех сфер личности подростка должно происходить в семье. Больше половины семей воспитанников нашей школы это неблагополучные семьями.
Эти семьи характеризуют неудовлетворительные материальные и бытовые условия, злоупотребление родителями алкоголя, невысокий культурный и образовательный уровень, высокая частота конфликтов в семье, отсутствие внимания к соматическому состоянию и развитию ребенка. На фоне этого возникают такие проблемы у детей как: болезни, отставание в учебе, недостаточная уверенность в себе, одиночество, непонятость другими, а также отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля, немотивированная агрессивность. Именно дефекты семейного воспитания являются одной из основных причин девиантного[1] и делинквентного[2] поведения.
“Правонарушения, преступления” – с этими словами связано представление о запрещенных законом деяниях, которые причиняют тяжкий вред государству, обществу, отдельным гражданам. Вор, хулиган, убийца – наш общий враг. Еще более страшно, когда им становится подросток. Известно, что подросток совершает правонарушение или преступление не сразу, не вдруг, этому предшествует определенный период деморализации его личности, когда он совершает аморальные поступки, незначительные правонарушения, мелкие кражи, хулиганские поступки, драки, употребляет спиртные напитки, наркотики и так далее. Безнадзорность несовершеннолетних обоснованно считается одним из основных условий, способствующих совершению ими правонарушений и преступлений. В предупреждении безнадзорности и ее последствий большое значение имеет организация профилактической правовой воспитательной работы школы, организация досуга детей в свободное от учебы время.
Важно реализовать системную стратегию воспитательных воздействий с учетом психолого-педагогических особенностей подростков.
Система правового воспитания ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится личным убеждением подростка.
Важно, чтобы воспитанники хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали структуру правоохранительных органов, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали виды правонарушений и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. В рамках правового воспитания я уделяю внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения детей и подростков.
Часто подростки не способны делать выбор, принимать решение и нести за него ответственность, тяжело привыкают к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, сложно ориентируются в нормативно-законодательной базе. Исходя из этого, возникла необходимость в создании программы, работа которой направлена на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни через правовое просвещение.
В программу «Я и право» входят следующие разделы:
1. Право на образование.
2. Твои права и обязанности.
3. Правопорядок.
4. Право на труд.
5. Социальное обеспечение.
6. Личность – общество – государство.
7. Семейная политика и духовно-нравственное воспитание.
8. Кто поможет защитить твои права.
Периодичность проведения занятий 1 раз в неделю.
(См. папку: «Правовое воспитание»)
- буклеты
- уголок правового воспитания.
- презентации и видеоматериалы.
Тематика проведенных занятий
Раздел | Тема |
Правила общения | Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни» |
Главные ценности нашей жизни | |
Беседа «Правила личной безопасности» | |
Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» | |
Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» | |
Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений» | |
Правила поведения | Беседа «Человек в мире правил» |
Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице» | |
Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?» | |
Беседа «Правила поведения в школе» | |
Беседа «За что ставят на учет в милицию?» | |
Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей» | |
Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся» | |
Я-гражданин | Беседа «Я – гражданин России» |
Беседа «Что такое закон? Главный закон страны» | |
Беседа «Гражданин и обыватель» | |
Беседа «Твоя воинская обязанность» | |
Права ребенка | Беседа «Твои права и обязанности» |
Беседа «Равенство прав людей от рождения» | |
Деловая игра «Главные вопросы» | |
Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка» | |
Беседа «Права детей – забота государства» | |
Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка | |
Беседа «Подростку о трудовом праве» | |
Беседа «Что делать, если ты попал в милицию» | |
Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека» | |
Административная и уголовная ответственность | Беседа «Шалости на железной дорог |
Беседа «Преступления и правонарушения» | |
Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации» | |
Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония» | |
Беседа «Об ответственности подростка за преступления, совершенные на железной дороге» | |
Викторина «Уроки Фемиды» | |
«Административная ответственность подростка перед законом» | |
Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков» | |
Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг» | |
Асоциальное поведение | Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству» |
Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?» | |
Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?» | |
Круглый стол «Суицид среди подростков» | |
Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)» | |
Беседа «Алкоголь и правопорядок» |
Цель и задачи программы.
Цель: формирование правовой культуры несовершеннолетних воспитанников с ОВЗ, законопослушного поведения и гражданской ответственности; профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди воспитанников.
Задачи:
1. Воспитание у несовершеннолетних уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
2. Формирование интереса к изучению прав и обязанностей человека в обществе.
3. Содействие повышению качества знаний в области прав и обязанностей человека.
4. Систематизация работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения среди воспитанников.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Реализация программы «Я и право» по воспитанию правосознания и формированию законопослушного поведения воспитанников школы призвана способствовать формированию у несовершеннолетних правовой культуры и законопослушности. В результате реализации программы воспитанники должны:
- Обладать системой знаний в области прав и законов;
- Уметь пользоваться этими знаниями;
- Уважать и соблюдать права и законы;
- Жить по законам морали и государства;
- Осознавать нравственные ценности в жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
Диагностика: « Уровень правовой культуры школьников»
Уровень правовой культуры определяется по критериям:
)Наличие правовых знаний, правовой информации
)Уважительное отношение к правовым нормам
)Желание соотносить свое поведение правовым предписаниям, установленным в обществе
)Выполнение принятых в обществе образцов и стереотипов правового поведения
)Применение правовых предписаний в повседневной жизни.
Были определены характеристики уровней сформированности правовой культуры школьников:
Начальный (низкий) уровень характеризуется несформированностью правовой культуры, поверхностными правовыми знаниями: минимальным пониманием правовой информации, непониманием нравственного смысла закона, отсутствием чувства долга, справедливости, ответственности; отсутствием положительной мотивации и стремления к правовому образованию, нежелание соотносить свое поведение правовым предписаниям, установленным в обществе, а также не применение правовых предписаний в повседневной жизни.
Средний (базовый) уровень характеризуется частичной сформированностью компонентов правовой культуры: ребята показывают недостаточно точные правовые знания, минимальное понимание правовой информации, интерес к правовой информации неустойчив. Понимание нравственного смысла закона и потребность в точном соблюдении норм права недостаточно сформированы. Немногочисленные правовые умения не всегда достаточны для решения ситуаций правового характера.
Уровень выше среднего характеризуется сформированностью большинства компонентов правовой культуры. Обнаруживаются достаточные правовые знания, понимание правовой информации. Эмоционально-ценностный компонент сформирован на уровне осознания ценностей и частичной опоры на них в своем поведении. Присутствует интерес к правовой сфере и желание применять правовые предписания в повседневной жизни.
Высокий уровень правовой культуры характеризуется сформированностью всех компонентов. В полном объеме сформированы глубокие правовые знания, имеется устойчивый интерес к правовой информации. Полностью сформированы понимание нравственного смысла закона и потребность в точном соблюдении норм права. Знание фактов, правовых норм, подкреплено правильным речевым оформлением, умением оценивать собственные действия и действия других с точки зрения соответствия действующему законодательству. В полном объеме сформированы чувство долга, справедливости и ответственности.
Этот мониторинг был проведен в сентябре 2016 года. Я хочу сказать, что эта тема необходима для изучения в этом классе.
После проведенных мною занятий я могу сказать, что дети стали лучше ориентироваться по правовым документам, кроме конституции РФ многие учащиеся стали называть такие документы, как декларация прав человека и ребенка, могут перечислить основные кодексы РФ. Лучше разбираются в таких понятиях как уголовная и административная ответственность, могут различать их видам
Например: Подросток появился на улице в нетрезвом виде (Административная ответственность)
Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная ответственность)
Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная ответственность).
Могут более полно перечислить не только свои права, но и обязанности.
Но все равно данная тема является для них достаточно сложной.
Список литературы для педагогов:
- Великородная В.А. Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию.- М. ВАКО, 2006.
- Дробинина В.В. Классные часы.- М.,2014.
- Жиренко О.Е. Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы.- М.ВАКО, 2006.
- Исакова Т.В. Основы правовой культуры. Программа консультативного курса.- Надым , 2004.
- Мищенкова Л.В. Уроки нравственности. – М., 2014.
- Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. От выбора профессии к успеху в жизни. Учебное пособие.- М. УЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2008.
Список литературы для детей:
- Детский правовой сайт РФ.
- Дидактическое пособие. Права ребенка.- Киров, 2004.
- Конвенция ООН «О правах ребенка».
[1] Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).
[2]Делинквинтное поведение - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материал для доклада по экологическому воспитанию школьников
Раздел: "Экологическое воспитание школьников". Методические материалы могут быть использованы воспитателем школы-интерната, детского дома , а также классным руководителем для подготовки к педаго...
Доклад "Духовно-нравственное воспитание школьников в призме герменевтики"
Мы уверены, что главным в образовании является воспитание, что литература (а я учитель литературы в школе №35 города Рыбинска) не столько образовательный предмет, сколько школа воспитания души, где гл...
Доклад Духовно- нравственное воспитание школьников
Доклад Духовно- нравственное воспитание школьников...
Доклад "Духовно-нравственное воспитание школьников"
Доклад "Духовно-нравственное воспитание школьников"...
Доклад "Духовно- нравственное воспитание школьников в современных условиях"
В данной статье рассказывается о системе работы школы по духовно-нравственному воспитанию школьников....
доклад "Духовно-нравственное воспитание школьника"
Доклана тему "Духовно-нравственное воспитание школьника" Принципы воспитания...
доклад " Гражданско - патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"
Важность повышения гражданско - правовой грамотности для учащихся...