Советы родителям детей с тяжёлыми нарушениями речи.
консультация по теме

Кривцова Ирина Евгеньевна

Советы родителям детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam_detey_s_narusheniyami_rechi.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям, чьи дети долго не могут заговорить.

Выполнила:

учитель-логопед

МБДОУ «црр – детский сад №122»

Кривцова Ирина Евгеньевна

Курск - 2017

Советы

родителям детей

с тяжёлыми нарушениями речи.

    Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей.  А они по-разному относятся к этой проблеме. Одни не находят отклонений в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он все понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил», или «с мальчиками всегда так». Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5—3 лет. Но подобная задержка уже сама по себе должна насторожить — значит, какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

    Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: «Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты, а он по-прежнему молчит». Таким родителям следует объяснять, что они нагружают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью.

    Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить его задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: «Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим полностью: машина, полотенце».

Родителям,

чьи дети долго не могут заговорить,

 необходимо давать следующие рекомендации.

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции: «Дай ручку. Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би - би, кукла — ля - ля, упал — бах.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки — ку-ку, паровозик — ту –т у). Можно вместе удивляться увиденному:  ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  8. Не говорите при ребенке о его отставании.
  9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишней тревоги: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один — много).
  11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».
  12. По возможности не выполняйте просьбу ребёнка, если она высказана жестами, мимикой (попросите озвучить).
  13. Превратите прогулки ребёнка в увлекательные путешествия, эмоционально рассказывайте ему о происходящем на улице, просите показать различные предметы.
  14. Учите ребёнка ориентироваться в собственном теле. Стоя с ним перед зеркалом, показывайте и называйте: «Вверху у нас голова, а внизу стопы. Вот правая рука(нога, глаз, ухо), вот левая, и т.д.  
  15. Регулярно выполняйте с ребёнком артикуляционную гимнастику перед зеркалом(1-2 раза в день).
  16. Формируйте звуковую культуру у вашего ребёнка( «Как шумит ветер?», «Как шипит змея?» и т. д.
  17. Регулярно консультируйтесь со специалистами по вопросам речевого развития вашего ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи III уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данная презентация содержит все необходимые теоритические и практические материалы, необходимые при работе с детьми, страдающими дисграфией.Коррекцию дисграфии у учащихся с общим недоразви...

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...

Проект "Я помню! Я горжусь!" в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Детско - взрослый проект, посвящённый празднованию 75 лет со дня Победы. Актуальность проекта связана с воспитанием патриотических чувств с дошкольного возраста. Любовь к Родине – высшее проявле...

План-конспект занятия по развитию связной речи в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Моя Родина»

Расширение знания детей об истории малой Родины. Воспитание любви и гордости за вой край, город. Упражнение детей в работе с кассами. Развитие связанной речи, умение высказывать свои мысли....

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...