Поэтапное формирование первоначальных навыков монологической речи
статья на тему

В статье подробно расписаны этапы формирования первоначальных навыков  монологической речи, а также игры и упражнения, используемые на каждом этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поэтапное формирование первоначальных навыков             монологической речи

Первый этап - оpuентировочный.

      В занятия по формированию связного высказывания включаются задания по опознаванию предложений в составе текста, называние слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, знакомство с символами слова и предложения.

Лексический материал раздела - сопоставительные речевые упражнения. Самый продуктивный метод – противопоставление.

Сопоставительные упражнения:

1. Сравнение рассказа с набором слов из него. Из рассказа выбрасывается 2-3 глагола. Остальные слова в свободном порядке зачитываются детям.

2. Сравнение рассказа с коммуникативно-слабыми предложениями. Это значит, предложение начинается с местоимения.

3. Сравнение рассказа с бессмысленным набором предложений.

     Формирование умения узнавать рассказ на основе логико-смысловых компонентов предполагает обучение детей осознанию логических признаков текста через словесный отчет. Дети учатся не только узнавать рассказ, но и объяснять, почему данный отрывок является рассказом.

Формирование предварительных, ориентировочных умений по обнаружению существенных признаков текста обеспечило возможность перехода к этапу обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к связному говорению.

Следующий, второй этап - это формированuе первоначального навыка связного говорения.

С целью формирования навыков смыслового (внутреннего) npoгpaммиpoвания текста можно использовать следующие виды работ:

1.Сравнение двух сюжетных картинок, на одной из которых oтcyтcтвyeт ряд предметов. Этoт вид работы способствует привлечению внимания к содержанию картинки, выделению элементов изображенной ситyации, ее анализу, т.е. развитию аналитико - синтетической деятельности.

2. Работа с сюжетной и предметной картинками.

Можно применить следующие задания:

  • подобрать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения;
  • найти лишние предметные картинки, которые не соответствуют данной;
  • подобрать пару из предметных картинок (мальчик - сачок, дедушка - лопата), опираясь на которые в дальнейшем дети придумывали предложения.

3. При работе с серией сюжетных картинок используются  следующие виды заданий:

  • восстановить последовательность картинок по памяти;
  • определить место «выпавшей» картинки среди других;
  • найти лишнюю картину в серии сюжетных картин;
  • определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа логопедом;
  • «распутать» два события. Детям предлагались вперемешку сюжетные картинки двух серий, давались задание распределить картинки по двум смысловым группам.

Третий - этап закрепление усвоенных навыков в самостоятельной речи детей.

      Показать детям в наглядной форме, на какие правила надо опираться, чтобы получился рассказ. Эго правила смысловой дружбы предложений в рассказе и правила лексико-синтаксической дружбы предложений в рассказе. Учить детей правильно программировать рассказ, т.е. правильно расставить в нем последовательность мысли, обучать детей разнообразным средствам соединения предложений.

В процессе работы над текстом одновременно осуществлять развитие умений, как смыслового программирования, так и языкового оформления текста. Используются  следующие задания:

  • сравнить текст и совокупность изолированных предложений;
  • сравнить два текста: правильный и искаженный. Дети определяют, что не правильно в тексте.

С целью овладения языковыми средствами наряду с вышеописанными используются  и следующие специальные задания:

  • заменить в тексте слово, обозначающее главное действующее лицо события, другими словами (синонимами или местоимением);
  • закончить предложение, которое начинается со связующего слова («а», «потому», "вот как", «потом», «наконец»);
  • добавить слова, соединяющие два соседних предложения текста.

         В зависимости от характера текста различают тексты-повествования, тексты-описания,  над которыми  интенсивно работают в старшей группе и тексты - рассуждения, которые используются в подготовительной группе.

Обучение детей разным лексико-синтаксическим средствам соединения одного предложения с другим. До специального обучения дети часто  используют только один способ такой связи - прямой лексический повтор, однако он страдает известной искусственностью.

Связь предложений в тексте.

Выделяются три типа тема - рематических цепочек.

Цепная связь, при которой каждое последующее предложение непосредственно связано с предыдущим. Основными средствами осуществления этой связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения. Это наиболее распространенный способ связи.

Параллельная связь, отличающаяся тем, что каждое предложение, начиная со второго, развивает тему, обозначенную в первом предложении, и связано с ним по смыслу. Основные средства осуществления параллельной связи – одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видовременная соотнесенность сказуемых.

Параллельная связь с отсутствием сквозной темы. Связь между предложениями осуществляется в этом случае через общую коммуникативную задачу и ту воображаемую картину действительности, которую они вместе рисуют. Обычно такие построения используют в пейзажных описаниях.

Чтобы обеспечить связность при построении текста, нужно расположить предложения в последовательности, отражающей логику развития мысли.

Смысловое содержание текста не представляет собой просто сумму входящих в него предложений.

В тексте имеет место определенное движение мысли, оно осуществляется двумя путями:

1) через предикат,

2) через субъект.

В первом случае предикат первого предложения становится субъектом второго предложения и т.д., что является условием превращения совокупности предложений в единое целое, связный текст, например: «Мальчик пошел в лес. В лесу нашел землянику. Землянику положил в лукошко...» Такая семантическая структура текста называется цепной. Её можно обозначить следующей схемой:

       Цепной текст представляет такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению по цепочке, через предметную отнесенность, далее идет знакомство со смысловой программой рассказа, появляется программа, состоящая из зрительных образов. Затем дети знакомятся с правилами смысловой дружбы предложений. для этого выясняется, какие картинки помогают дружить этим предложениям. Делается вывод, что в рассказе предложения крепко держатся друг за друга и только тогда получается рассказ. После этого дети пересказывают его с опорой на картинно-графический план.

В описательном рассказе используется второй путь смысловой связи предложений - через субъект, другими словами каждое из предложений текста характеризует один и тот же субъект. Например: «У зайца вытянутая мордочка. Уши у зайца длинные, а хвост короткий...». Такая структура текста носит название параллельной и обозначается следующей схемой:

Важно научить детей разными способами соединять предложения в описательном рассказе. Как правило, наиболее частотными способами прикрепления одного предложения к другому в описательном рассказе является соединение предложения через доминирующее слово, через называние этого предмета. Вводится графический символ     знак запрета, он помещается около карточки, название которой говорить нельзя, в результате этих упражнений дети обнаруживают, что содержание текста не меняется и что два соседних предложения можно соединить стрелками-связками, в то время как способы рассказывания становятся разнообразными и интересными.

В качестве второго способа соединения использование местоимений: «Эго яблоко. Оно большое». Обычно, после того как подобный способ соединения отработан на примере рассказов цепной структуры у детей не вызывает затруднений применение «знака запрета» в новой ситyации.

В более сложных по структуре текстах имеет место и та, и другая связь предложений (и цепная, и параллельная).

В тексте с цепной связью (в повествовании), как правило, имеется динамика, развитие события, последовательность действий. В тексте с параллельной связью (в описании), наоборот, присутствует статичность, рассказывается об одном и том же предмете. Обычно сначала проводится работа над повествованием, затем над описанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль навыков монологической речи. 8 класс

Данный материал может использоваться в качестве образца при контроле навыков монологической речи учащихся 8 классов....

Урок английского языка в 5-м классе с использованием ИКТ по теме: Совешенствование лексических навыков монологической речи"Animal Planet"

Краткое описание: Повышение эффективности урока – важнейшая проблема, волнующая всех учителей. Поэтому, чтобы урок не становился шаблоном, однообразием, необходимо использовать различные нестанда...

Дипломная работа МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка...

Формирование навыков монологической речи как высшей формы психической деятельности: приоритетность дидактического направления

Научно-популярная статья о важности развития монологической речи при обучении иностранному языку...

Формирование навыков монологической речи обучающихся 2 ступени по специальным (коррекционным) программам VIII вида

Формирование навыков монологической речи обучающихся 2 ступени  по специальным (коррекционным) программам VIII вида...

Формирование навыка монологической речи в ходе изучения тем по страноведению.

Формирование навыка монологической речи в ходе изучения тем по страноведению....

Формирование навыков монологической речи обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида с целью повышения качества образования.

Одной из причин, препятствующих полноценному обучению детей с ОВЗ,является недостаточная сформированность  их связной устной речи. Наиболее важным условием успешности усвоения в обучении все...