Труд-основа жизни в семье.
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
«Труд-основа жизни в семье».
Цели: расширить представления детей о роли труда в жизни
семьи, способствовать формированию положительной нравственной
оценки таких качеств человека, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию своих трудовых навыков,
к участию в трудовых акциях, самовоспитанию.
- Работа с притчей «Два плуга».
- Интерактивная беседа.
- Мини-лекция «Что дает человеку труд?»
- Игра «Окончание пословицы». Загадки про труд.
- Игра «Ринг профессий».
- Игра «Угадай профессию».
- Заключительное слово.
- Подведение итогов.
Ход занятия:
1. Тема нашего занятия «Труд – основа жизни в семье»
Пока в пространстве пружинится планета
На ней, залитой солнцем, никогда
Не будет дня, чтоб не было рассвета.
Не будет дня, чтоб не было труда. (Р.Рождественский)
- Как вы понимаете смысл этих строк?
- Человек трудился всегда, и будет трудиться всегда, так как только с помощью труда он смог превратиться из дикаря в разумное существо.
Труд сопровождает человека всю его жизнь от рождения до смерти.
Начать разговор я бы хотела с маленького рассказа К.Д.Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте этот рассказ.
Притча «Два плуга»
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
(К.Д.Ушинский)
2. Интерактивная беседа.
- Почему плуг, попавший к земледельцу, блестел, как серебро?
- Что случилось с другим плугом, лежавшим без дела?
- Как вы считаете, о ком эта притча? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?
- К какому выводу приводит Ушинский своего читателя?
3. Мини-лекция «Что труд дает человеку?»
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг. Вспомните «Поучение Владимира Мономаха». Он писал : «…не ленитесь, но усердно трудитесь. Леность ведь мать всему дурному…». Как видите, Мономах утверждает, что труд – мерило благородства человека. Еще один древнерусский памятник – «Домострой» - также утверждает высокие нравственные идеалы наших предков: трудолюбие, бережливость, порядок и чистоту в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать только для того, чтоб окружить себя богатством и излишествами. Да и в наше время человек в обществе ценится по труду.
Труд – источник радости и удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает физически и нравственно. От труда зависит уровень его благополучия. Труд имеет и большое личное значение. Посмотрите, как бывают счастливы люди, которые умеют многое делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, кто ничему не научился.
4. Игра «Окончание пословицы».
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. А знаете ли вы эти пословицы и поговорки? Сейчас мы это проверим. Я буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить. Можно отвечать хором.
- Дерево смотри в плодах,…. (а человека в делах)
- Терпенье и труд …. (все перетрут)
- Под лежачий камень…(и вода не течет)
- Маленькое дело... (лучше большого безделья).
- Горька работа,... (да сладок хлеб).
- Не везде сила: где уменье,... (а где и терпенье).
- Не сиди сложа руки - ...(не будет и скуки).
- Не спеши языком - ... (спеши делом).
- Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).
- Делу время,... (потехе час).
- Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).
Ищи невесту не в хороводе,... (а в огороде).
Загадки про труд
Молодцом тебя зовут
Если очень любишь …Труд
Хочешь первым всегда быть,
Сытым и здоровым жить?
Мой совет: ты не ленись,
А работай и …Трудись
Эй, вставай, лежебока,
Не устал ты нисколько.
Тебя успех, удача ждут.
А поможет тебе …Труд
Как из обезьяны смело
Человека можно сделать?
И какой из инструментов
Помогал в прогрессе этом? Труд
Кому не скучно никогда?
Работа, труд его боятся.
Он мастер дел, всеми любимый
Человек …Трудолюбивый
Я сижу на берегу
Живописного пруда.
Без чего я не смогу
Вынуть рыбку из пруда? Без труда
И врачу, и акробату
Выдают за труд …Зарплату
Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата?
Банкомат
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким …Доход
5. Игра «Ринг профессий»
Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Мы поиграем в игру «Ринг профессий. По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Игра продолжается 5 минут. Побеждает тот, кто назовет большее количество профессий.
6.Игра «Угадай профессию»
Много профессий есть в мире, и среди них есть одна - самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
- Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
- Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.
- Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда как другие искусства редко обходятся без греха.
- Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это непрестижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
7. Заключительное слово
В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали наше занятие со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда - это и принесет им счастье».
8. Подведение итогов (рефлексия)
Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"
Данная беседа предназначена для проведения с учащимися 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах детям предлагаются развивающие упражнения, что способствует поддержанию познавательн...
Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"
Данное мероприятие предназназначено для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах детям предлагаются упражнения развивающего характера, что способствует поддержанию познавательно...
Труд - основа жизни
Презентация к уроку обществознания в 6 классе...
Анкета "Труд -основа жизни"
Вопросы по профориентации для старшеклассников и их родителей. ...
Труд - основа жизни. Загадки о труде и профессиях людей.
Рассказать о роли труда в жизни человека. Выяснить уровень знаний воспитанников о профессиях и их применении. Расширить познавательные интересы воспитанников....
Труд-основа жизни в семье.
Беседа...
Открытая самоподготовка на тему: «Труд – основа нашей жизни»
Самоподготовка на тему: «Труд – основа нашей жизни»Цель:закрепить навыки самообразовательной работы положительного отношения к учебному труду.Задачи:- формировать информационну...