Учимся говорить и общаться
консультация на тему
Предварительный просмотр:
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ И ОБЩАТЬСЯ
Возраст, начиная с 9-10 месяцев, считается началом развития речи. Именно на втором году жизни малыши осваивают: речь, хотя разными темпами, усваивается произношение звуков родного языка. Успех этого процесса обеспечивает подготовительный этап- то, чем овладевает ребенок в первые месяцы жизни. Используя ориентировочный рефлекс («что такое?»), родители формируют у малыша элементы понимания. Он усваивает названия нескольких предметов и основных действий, совершаемых с ними.
Ребенок научается не только криком, но и взглядом, улыбкой, возгласами, жестами привлекать внимание, выражать желание пообщаться с мамой. Но все-таки первый год жизни- подготовительный этап развития речи. Главные же события произойдут на втором году.
Развитие речи всегда интересовало ученых разных специалистов. В споре о том, какими же частями речи следует обогащать словарь малыша в первую очередь, ближе всего к истине был А. М. Гвоздев. Он считал, что глагол и существительное появляются в речи детей одновременно. Результаты исследований помогли решить многие проблемы умственного воспитания и а первую очередь развития способности отвлечения и обобщения. По определению И. А. Павлова, слово существует в единстве звучания и содержания, являясь обобщенным образом предметов и явлений.
Физиологи детально изучили и ориентировочную деятельность. Её простейшая форма-рефлекс «что такое?», т.е реакция на новизну, на внезапное появление и исчезновение предмета, смену действий: игрушечная собака то появляется, то прячется в домике- конуре. Кукла идет по дорожке:»Топ-топ…Бах- упала!». Эти приемы помогают поддержать непроизвольное внимание малыша в момент, когда показываемое называют. Так у ребенка формируется связь между предметом и словом, его обозначающим, т. е. зачатки понимания.
Этот простейший прием нуждается в постоянном усложнении. Физиологи и психологи изучили регулирующую роль речи взрослых в организации познания и поведения детей. Они считают возможность усложнить ориентировочную деятельность ребенка (поиск, выбор) с помощью словесных заданий и поручений. Малышу предлагают выбрать предмет (картинку) из нескольких рядов стоящих. В их числе могут быть сходные по виду, но разные по названию (игрушечные утки и курица) или предметы одного названия, но разные по цвету или размеру. Восприятие малыша организуется и с помощью таких заданий : «Покажи, где у куклы глазик, носик?», «Где у нас курочка спряталась? Поищи!», «Я просила принести маленького мишку», «Это не красная чашка, поищи красную чашку. Где она стоит?»
Поручения, предполагающие выполнение нескольких следующих друг за другом действий (Пойди в прихожую, возьми газету, отнеси ее папе), дают поэтапно.
Взрослые с помощью речи регулируют поведение ребенка: «сделай то-то», «нужно», «нельзя», «можно» и т д., что помогает ему освоить правила общения. В этот период дети осваивают наиболее простые обобщения. В дальнейшем обобщения, связанные с группировкой объектов, усложняются: «Вещи»-это и посуда, и одежда, и мебель, и игрушки». Ребенок в основном накапливает конкретные наименования и делает обобщения, доступные его опыту
Важным возрастным достижением является то, что речь ребенка становиться основным средством общения с близкими взрослыми. Это не только способность отвечать словами, фразами на вопросы и просьбы членов семьи, но и инициативные обращения самого ребенка: просьба ( дать что-то, обратить внимание на какой-то объект или результат деятельности), жалобы, сообщения о самочувствии и т. д.
Потребность в общении постоянно совершенствуют, в основном в процессе разнообразной совместной деятельности, объектно-направленного и даже «делового» общения ребенка с близким.
Не менее важно формировать умение проявлять добрые чувства по отношению к близким людям и благодарно принимать знаки внимания к себе. Проявление добрых эмоциональных отношений важно для ребенка. Оно дает ему чувство защищенности. Оно важно и для близких ребенку людей. Это как награда за их повседневный труд по воспитанию детей. Разве не тронут слова малыша : «Я тебя ждал, а ты все не шла, я скучал, скучал…»
Культура чувств и отношений в семье должна быть предметом особой заботы. Желательно следить и за словарем, и за интонацией, и за реакцией членов семьи на «проступки» друг друга. Некоторые ЧП в семье могут вызвать стресс у ребенка. В семье, где воспитывается ребенок, нужна особая забота о создании здоровой среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - соревнование по риторике " Учимся говорить"
Разработка внеклассного мероприятия по развитию речи для учащихся 6-8 классов...
Мультимедийная обучающая программа "Развитие речи.Учимся говорить правильно".
Обучающая программа для развивающей и коррекционной работы с детьми старшего дошколього и младшего школьного возраста.Программа состоит из четырёх разделов по этапам развития речи:от неречевых звуков ...
"Учимся говорить!" (логопедический утренник для младших школьников)
ЛЛогопедический утренник для младих школьников. Цели: коррекционные: закрепление в игровой форме умений и навыков правильного выполнения артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимна...
Учим говорить особенного ребёнка (1часть)
Автор: Т. Н. Тищенко Источник: интернет Учим говорить особенного ребёнка (1часть)...
Учим говорить особенного ребёнка (2часть)
Учим говорить особенного ребёнка (2часть)Автор: Т. Н. Тищенко Источник: интернет...
Ток – шоу – «Пусть говорят» на тему: «Учусь говорить «Нет!» (для учащихся 2 - 6 классов).
Статья посвящена профилактике вредных привычек. Не секрет, что использование токсикоманических веществ в последние годы довольно широко распространилось в молодежной среде. И поэтому, согласно послови...
Рабочая программа «Логопедической помощи в социальной адаптации и реабилитации детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью «Учимся говорить и общаться»
Введение, Пояснительная записка, Содержание программы, Планирование логопедических занятий...