Учимся говорить и общаться
консультация на тему

Андреева Венера Фатыховна

Памятка для родителей неговорящих детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_govorit.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИМСЯ  ГОВОРИТЬ И ОБЩАТЬСЯ

                      Возраст, начиная с 9-10 месяцев,  считается  началом  развития  речи. Именно  на  втором году жизни  малыши  осваивают:  речь,  хотя  разными темпами,  усваивается  произношение звуков  родного  языка.  Успех  этого  процесса обеспечивает  подготовительный  этап- то, чем овладевает ребенок  в первые месяцы жизни. Используя ориентировочный рефлекс  («что такое?»), родители формируют у малыша элементы  понимания.  Он усваивает названия нескольких предметов  и основных действий, совершаемых  с ними.

    Ребенок  научается  не только  криком, но и взглядом, улыбкой, возгласами, жестами привлекать  внимание, выражать желание пообщаться с мамой. Но  все-таки первый год жизни- подготовительный  этап развития речи. Главные  же события произойдут на втором году.

     Развитие речи всегда интересовало ученых разных специалистов. В споре о том,  какими же частями речи следует обогащать словарь  малыша в первую очередь, ближе всего к истине был А. М. Гвоздев. Он считал, что глагол и существительное появляются в речи детей одновременно. Результаты  исследований помогли решить многие проблемы умственного воспитания и а первую очередь развития способности отвлечения и обобщения. По определению  И. А. Павлова, слово существует в единстве звучания и содержания, являясь  обобщенным  образом предметов и явлений.

      Физиологи детально изучили и ориентировочную деятельность. Её простейшая форма-рефлекс  «что такое?», т.е реакция на новизну, на внезапное  появление и исчезновение предмета, смену действий: игрушечная собака то появляется, то прячется в домике- конуре. Кукла идет по дорожке:»Топ-топ…Бах- упала!». Эти приемы помогают поддержать непроизвольное внимание малыша в момент, когда показываемое называют. Так у ребенка формируется связь между предметом  и словом, его обозначающим, т. е. зачатки понимания.

       Этот  простейший прием  нуждается в постоянном усложнении. Физиологи и психологи изучили регулирующую  роль речи взрослых в организации познания и поведения детей. Они считают возможность усложнить ориентировочную деятельность ребенка (поиск, выбор) с помощью словесных заданий и поручений. Малышу предлагают выбрать предмет (картинку) из нескольких рядов стоящих. В их числе могут быть сходные по виду,  но разные по названию (игрушечные утки и курица) или предметы одного названия, но разные по цвету или размеру. Восприятие малыша организуется  и с помощью таких заданий : «Покажи,  где у куклы глазик, носик?», «Где у нас курочка спряталась? Поищи!»,  «Я просила принести маленького мишку»,  «Это не красная чашка, поищи красную чашку. Где она стоит?»

        Поручения,  предполагающие выполнение  нескольких следующих друг за другом действий (Пойди в прихожую, возьми газету, отнеси ее папе), дают поэтапно.

        Взрослые с помощью речи регулируют поведение ребенка:  «сделай то-то»,  «нужно», «нельзя», «можно» и т д., что помогает ему освоить правила общения. В этот период дети осваивают  наиболее простые обобщения. В дальнейшем обобщения, связанные с группировкой объектов, усложняются: «Вещи»-это  и посуда, и одежда, и мебель, и игрушки». Ребенок в основном накапливает  конкретные наименования и делает обобщения, доступные его опыту

       Важным возрастным достижением является то, что речь ребенка становиться основным средством общения с близкими взрослыми. Это не только способность отвечать словами, фразами на вопросы и просьбы членов семьи, но и инициативные обращения самого ребенка: просьба ( дать что-то, обратить внимание на какой-то объект или результат деятельности), жалобы, сообщения о  самочувствии и т. д.

        Потребность в общении  постоянно  совершенствуют, в основном в процессе  разнообразной совместной деятельности, объектно-направленного и даже «делового» общения  ребенка с близким.

      Не менее  важно формировать  умение проявлять  добрые чувства по отношению к близким людям и благодарно принимать  знаки  внимания к себе. Проявление добрых эмоциональных отношений важно для ребенка. Оно дает ему чувство защищенности. Оно важно и для близких ребенку людей. Это как награда за их повседневный труд по воспитанию детей. Разве не тронут слова малыша : «Я тебя ждал, а ты все не шла, я скучал, скучал…»

        Культура  чувств  и  отношений  в семье  должна быть предметом особой заботы. Желательно следить  и за словарем, и за интонацией, и за реакцией членов семьи на «проступки»  друг друга.  Некоторые ЧП в семье могут вызвать стресс у ребенка.  В  семье, где воспитывается ребенок, нужна особая  забота  о  создании  здоровой  среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - соревнование по риторике " Учимся говорить"

Разработка внеклассного мероприятия по развитию речи для учащихся 6-8 классов...

Мультимедийная обучающая программа "Развитие речи.Учимся говорить правильно".

Обучающая программа для развивающей и коррекционной работы с детьми старшего дошколього и младшего школьного возраста.Программа состоит из четырёх разделов по этапам развития речи:от неречевых звуков ...

"Учимся говорить!" (логопедический утренник для младших школьников)

 ЛЛогопедический утренник для младих школьников. Цели: коррекционные: закрепление в игровой форме умений и навыков правильного выполнения артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимна...

Учим говорить особенного ребёнка (1часть)

Автор: Т. Н. Тищенко Источник: интернет Учим говорить особенного ребёнка (1часть)...

Учим говорить особенного ребёнка (2часть)

Учим говорить особенного ребёнка (2часть)Автор: Т. Н. Тищенко Источник: интернет...

Ток – шоу – «Пусть говорят» на тему: «Учусь говорить «Нет!» (для учащихся 2 - 6 классов).

Статья посвящена профилактике вредных привычек. Не секрет, что использование токсикоманических веществ в последние годы довольно широко распространилось в молодежной среде. И поэтому, согласно послови...