Использование аналитико-синтетического метода обучения чтению в первом классе начальной школы
статья на тему

Ипаткина Ирина Валерьевна

На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте как учебного предмета является: развитие личности каждого ребенка, обогащение его внутреннего мира, воспитание у учащихся любви и уважения к родному слову, чуткости к языковым нормам и выразительным речевым средствам, формирование элементарной ориентировки в речевой действительности, развитие мыслительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_analitiko.docx53.67 КБ

Предварительный просмотр:

Использование аналитико-синтетического метода обучения чтению в первом классе начальной школы

Формирование у младших школьников навыка чтения, который происходит в процессе обучения грамоте и охватывает первые месяцы пребывания ребенка в школе, в настоящее время  является одной из важнейших проблем современного языкового образования. Процесс обучения грамоте является неотъемлемой частью начального и, в целом, всего школьного образования: без данного этапа невозможно систематическое языковое образование, а также овладение другими дисциплинами. Однако, в современных теоретических подходах, как и в практике методики обучения грамоте, обнаруживаются явные кризисные явления.  С одной стороны, большинство  детей поступающих в первый класс  знают буквы русского алфавита, некоторые умеют читать по слогам, отдельные дети владеют навыком медленного чтения словами, наконец, все чаще можно обнаружить хорошо читающих детей – тех, которые уверенно пользуются навыком чтения: самостоятельно читают книги, ориентируются с помощью навыка чтения в окружающей действительности (читают рекламу, объявления и вывески, ярлыки на товарах и т.д.). Все это свидетельствует о том, что дети активно осваивают современную образовательную среду: окружающую их «графическую действительность». Социальная ситуация развития современного ребенка чрезвычайно благоприятна для пополнения его собственного образовательного ресурса. Этому способствует большой образовательный потенциал современного социума, в том числе и высокий образовательный уровень родителей, которые часто могут оказать необходимую помощь своим детям в приобретении первоначального навыка чтения. Но, с другой стороны, в каждый первый класс до сих пор поступают дети, которые вовсе не умеют или плохо читают. У них возникают большие сложности в процессе обучения чтению, так как большинство современных школьников овладели этим навыком еще в детском саду. Впоследствии так называемые неуспевающие дети обычно не справляются с учебным материалом в старших классах, у них появляются стойкие негативные эмоций, отрицательно влияющие на важные системы жизнедеятельности организма. Однако научить ребенка правильно, бегло, выразительно читать порой труднее, чем обучить математике. Чтение - сложный синтетический навык, который включает в себя более простые знания и умения. Для того, чтобы ребенок эффективно, без больших затруднений овладел чтением, ему необходимо: уметь распознавать звуки речи, правильно их произносить, выделять из речевого потока, устанавливать последовательность звуков в слове, давать характеристику звуков, знать буквы и соотносить их с соответствующими звуками речи. Поэтому методики и учебные пособия по обучению грамоте должны оцениваться, прежде всего, исходя из того, какие знания о родном языке приобретают дети, развивается ли у них интерес к языку, формируется ли осознание некоторых закономерностей родного языка, новое отношение к речевой действительности, не менее интересной и важной, чем окружающая их жизнь.

Таким образом, на современном этапе развития общества и образования, главной целью обучения грамоте как учебного предмета является: развитие личности каждого ребенка, обогащение его внутреннего мира, воспитание у учащихся любви и уважения к родному слову, чуткости к языковым нормам и выразительным речевым средствам, формирование элементарной ориентировки в речевой действительности, развитие мыслительной деятельности.

Роль К.Д. Ушинского в создании аналитико – синтетического метода обучения чтению

С  именем К.Д.Ушинского связано создание русской народной школы и оформление в России педагогики как науки. Его классические труды «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и многие другие произведения получили широчайшую известность и вошли в золотой фонд русской и мировой педагогической литературы. Огромный вклад ученый вложил в создание аналитико - синтетического метода обучения чтению. В своем труде «Родное слово» Ушинский поместил идеи о первоначальном обучении грамоте, о звуковых упражнениях, приготавливающих к чтению, о совместном изучении письма и чтения.

«Новейший рациональный способ обучения детей грамоте следует, в отличие от всех прочих, назвать историческим, потому что он основан на способе, которым, как можно предполагать, был изобретен письменный язык. Величайший подвиг изобретателей письменного языка состоял в том, что они, не довольствуясь иероглифическими изображениями понятий, стали вслушиваться в слова и разделили слова на простые звуки. Сравнивая же потом звуки в различных словах, заметили, эти звуки немногочисленны и постоянно повторяются, только и различных сложениях. Изобрести условные значки для этих звуков, вместе и азбуку, было уже делом легким. Заслуга новой звуковой методы обучения грамоте именно в том и состоит, что она оторвалась от прежней искусственной, схоластической методы и обратилась на естественный исторический путь: обратилась прямо к изучению звуков как элементов изустного слова и их начертаний. Я не потому предпочитаю звуковую методу, что дети по ней выучиваются скорее читать и писать; по потому, что, достигая успешно своей специальной цели, метода эта в то же время дает самодеятельность ребенку, беспрестанно упражняет внимание, память и рассудок дитяти, и, когда перед ним потом раскрывается книга, оно уже значительно подготовлено к пониманию того, что читает, и, главное, в нем не подавлен, а возбужден интерес к учению. Я считаю себя обязанным высказать, что многое мною заимствовано у немецких педагогов и в особенности у швейцарского педагога Шерра, заимствовано как из книг, так и из личных наблюдений за ходом этого дела в заграничных школах, но изменено мною сообразно нашим русским потребностям и под влиянием моей собственной практики в обучении детей по этому способу. Метода Шера есть превосходнейший анализ процесса обучения детей чтению и письму и отлично вводит педагога в полное понимание этого процесса. Самые условия нашего языка не позволяли мне слишком близко придерживаться германских метод; но не помешали воспользоваться тем, что, имея общечеловеческие основы, применимо ко всем языкам и детям всех народностей», - писал Ушинский об обучении грамоте. Он также выделил следующие черты своей методы:

  • приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв;
  • приучить слух дитяти к отчетливому произношению звуков;
  • приучит внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих;
  • приучить и глаз, и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные и печатанные.

Все это вместе имеет цель: упражнять все способности дитяти вместе с ученьем грамоте, - развивать, укреплять, давать полезный навык, возбуждать самодеятельность и как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму».

 Содержание аналитико - синтетического метода обучения грамоте

Возвращение звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте в начальную школу произошло в 30-40 годы прошлого века под влиянием требования повысить грамотность письма школьников. Звуковая работа снова стала востребованной для повышения грамотности письма и была введена в значительном объеме в учебники для обучения грамоте.

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте является наиболее распространенным из всех звуковых методов. Впрочем, такое определение данного метода появилось намного позже, после довольно длительной практики его применения в народной школе. Вначале этот метод называли просто «звуковой методой» (К.Д.Ушинский), потом методом письма-чтения (именно в такой форме он был более всего известен в Германии), а также методом совместного обучения чтению и письму. В Германии его называли еще методом нормальных слов. Последнее название демонстрировало образец соединения наглядного обучения, которое постепенно из отдельного предмета становилось принципом обучения, с обучением грамоте: слова для звукового анализа, а потом и для первоначального чтения в одинаковой мере были пригодны и для наглядных бесед. В русской школе эту идею соединения наглядного обучения с обучением грамоте, активно поддерживал и практически разрабатывал Н.Ф.Бунаков. Русская методическая мысль упорно искала единицу эквивалента между звуковой (фонетической) и графической системами языка, и попытки напрямую соотнести единицы устной речи (звуки) с единицами письменной речи (буквами) к успеху не приводили. Вот почему отечественная методика обучения грамоте иногда возвращается к слогу, к «складу».

Основные черты аналитико- синтетического метода:

а) с точки зрения целей формирования личности: воспитывающий и развивающий характер уроков по обучению грамоте, который обеспечивает умственное развитие через систему аналитико-синтетических упражнений, через речевые упражнения; опора на систему наблюдений природы окружающей жизни, на жизненный опыт самих учащихся, высокий уровень сознательности чтения и других видов учебного труда учащихся;

б) с психолого-лингвистической точки зрения: обучение грамоте опирается на живую речь учащихся, на имеющийся речевой навык, на образцовые тексты, включает в себя систему развития речи самих детей; за основу аналитической и синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства со звуком); отсюда — огромное внимание к выделению звуков, звуковому анализу и синтезу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха; в качестве единицы чтения берется слог, (слоговой, или позиционный, принцип чтения как следствие аналогичного принципа русской графики); отсюда — внимание к слоговой работе: чтение слогов, их произношение, использование слоговых таблиц и т. п.;

в) с организационной точки зрения устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв; выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения; письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним.

Также можно выделить черты, которые сформировались сравнительно недавно или же находятся в процессе становления:

а) с точки зрения организации учебного процесса: дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения грамоте, что связано со значительными различиями в общем развитии и в готовности к чтению и письму у детей, поступающих в 1 класс;

б) с точки зрения перспектив обучения: систематическое введение пропедевтических элементов грамматики, словообразования, орфографии, лексикологии без теоретических сведений - на практической основе;

в) с точки зрения психолого-лингвистической: выделение звуков, установление их количества и последовательности, определение связей между ними с помощью вводится слого-звукового анализа слова;

г) с точки зрения методов обучения: введение элементов моделирования — модели слогов, слов, предложений и др.;

д) с точки зрения задач воспитания: воспитательные задачи включаются в систему работы по букварю

Отличительной особенностью данного метода является введение в практику обучения грамоте большого объема звуковой работы, которая имеет многоаспектный характер и преобладает на всех этапах обучения, начиная с введения буквы, которая рассматривается как знак звука: прежде, чем познакомить ребенка со знаком, необходимо предъявить означаемое - звук. Звуковые упражнения рассматриваются как средство умственного развития ребенка: приемы анализа и синтеза способствуют совершенствованию мыслительных операций у учащихся. Выделение отдельных звуков из речи, наблюдение за ними помогает исправлять недостатки произношения у детей. Звуковая работа соединяется с обучением письму: сначала пишутся отдельные буквы как знаки только что выделенных из речи звуков, потом пишутся слова и тут же читаются (метод письма-чтения). Звуковая аналитико-синтетическая работа занимает большую часть учебного времени, как бы напрямую оправдывая название метода обучения- звукового аналитико-синтетического. В звуковой работе происходит решение проблемы «слияния», которая была унаследована этим методом из звукового синтетического метода. Чтение - это быстрый звуковой синтез, а письмо - звуковой анализ, чем объясняется значительный объем звуковой работы в процессе обучения грамоте.

По мере развития звукового аналитико-синтетического метода и его широкого применения в начальной школе обнаруживаются некоторые противоречия. В ходе своего совершенствования звуковая работа стала преобладать над всеми остальными видами и приемами работы. В ходе звуковой работы дети вынуждены оперировать отвлеченными языковыми единицами, кроме того, исключительная работа над звуками в продолжение целых уроков однообразна и утомительна для живой детской природы. Таким образом, после звуковых упражнений при встрече с печатным словом ученик вынужден долго и мучительно припоминать устное их слияние, слагать звуки про себя, а потом уже произносить их в готовом виде.

Чтению обучают также посредством обучения письму: дети читают то, что было прежде проанализировано и записано. Чтение «по следам анализа» является основным приемом обучения чтению. Однако невозможно было заранее, до чтения проанализировать абсолютно все, что требовалось прочитать (кроме хорошо знакомого текста, который подвергался предварительному звуковому анализу). При попытке же самостоятельно прочитать текст у ученика вновь возникают трудности в «слиянии звуков» при виде букв. Эти трудности в основном относятся на счет неудовлетворительного проведения предварительной устной звуковой работы – звукового синтеза, что заставляет вновь обращаться к приемам звуковой работы, отвлекая ученика от собственно зрительной работы и тем самым, отдаляя его от решения главной проблемы.

Аналитико-синтетический метод предполагает проведение следующих упражнений:

  • разложение слова на звуки и выделение нужного звука;
  • нахождение слов с новым звуком;
  • слияние звуков в слове;
  • письмо элементов букв;
  • письмо новой буквы;
  • письмо слов с новой буквой;
  • чтение написанных слов;
  • упражнение в чтении по разрезной азбуке;
  • чтение по букварю: большая часть урока чтения отводится для звукового разбора, который напрямую связан с письмом и только косвенно с чтением.

В добукварный период ученики должны практически освоить деление речи на предложения и предложений на слова. Работа над речью и предложением приобретает по мере овладения детьми навыков чтения: аналитико - синтетический характер - учащиеся конструируют предложения по опорным словам, вопросам, схемам, выделяют из прочитанного текста, а затем анализируют их. Уже в подготовительный период применяются графические модели слов, воспроизводящие их слоговую структуру: лиса - два прямоугольника, курица - три прямоугольника, жук - один прямоугольник.

При обучении чтению звуковым аналитико-синтетическим методом учащиеся знакомятся с буквами как знаками звуков речи и работают над осмыслением акта чтения, а именно: чтобы научиться читать и писать, надо понять, что речь распадается на слова, а слова можно разложить на слоги и звуки, что из слогов и звуков слова можно получить слова. Звуки и буквы изучаются не изолированно от слова, а только в слове, в тесной связи со смысловым значением слова. При обучении чтению дети овладевают синтезом: понимают, что нельзя прочитать слово, лишь называя одну букву за другой, необходимо, забегая вперед, обязательно видеть как минимум две буквы, осмысливая, обозначением гласного или согласного звука является каждая из них, а также фиксируя их расположение, отражающее последовательность звуков. В современной методике обучения грамоте для формирования навыков чтения и письма применяются одни и те же методы и приемы, прежде всего звуковая работа в разных видах и вариантах, причем она явно преобладает на уроках чтения. Происходит это потому, что овладение действиями чтения и письма осуществляется в процессе обучения грамоте - одном структурном разделе учебной дисциплины.

 Методики обучения чтению, используемые в современной школе

Актуальность современных букварей

В настоящее время социальная ситуация изменилась коренным образом: большинство родителей современных первоклассников имеют образование; они покупают детям еще до школы детские книги, ребенок окружен разнообразной «графической реальностью»: афиши, реклама, объявления, вывески с названиями магазинов и учреждений. Общепризнанным считаются факты поступления в 1 класс детей, уже владеющих в той или иной мере навыком чтения или имеющих для овладения этим навыком собственный ресурс. Большинство первоклассников знают буквы русского алфавита. Однако современная методика обучения грамоте не ориентирована на использование образовательного ресурса современного первоклассника: процесс обучения грамоте не сокращается, объем букварей и азбук по сравнению с дореволюционными учебниками для обучения грамоте значительно возрос. В истории русской методики обучения грамоте к анализу взаимоотношений «официальной методики обучения грамоте» и опыта самообучения детей чтению почти никто не обращался. Более того, существует опасность случаев отторжения собственного образовательного ресурса ребенка школьной практикой, случаев переучивания детей (если ребенок уже до школы умел читать целыми словами – в школе его заставляли читать по слогам).

Но, ни один существующий букварь, а значит, ни одна технология обучения первоначальному механизму чтения не ориентированы на использование дошкольного опыта ребенка. Актуализации знаний, анализа исходного состояния умений и навыков не происходит, потому что метод обучения рассчитан на среднего ученика, который почему-то авторам учебников представляется абсолютно не знающим графической действительности. Любого ребенка независимо от его подготовленности к школе обучают по одному букварю, в течение определенного периода, одинакового для всех учащихся, по строго выверенной схеме, одним методом. Получается, что методика обучения грамоте довольно долгое время развивалась вне живой практики овладения ребенком грамотой, не учитывала или слабо учитывала реальные жизненные запросы. И современная методическая наука пока никак не осмыслила этого факта и не внесла в свой методический арсенал современную образовательную среду, поэтому социальная ситуация развития современного ребенка не является ресурсом в современной практике обучения детей первоначальному навыку чтения (формальному чтению). В современной теории и практике обучения детей русской грамоте наблюдаются явные кризисные явления, которые накапливались не одно десятилетие.

Проанализировав современные буквари, я пришла к выводу, что современная букваристика продолжает поиски оснований для нового порядка изучения букв, в частности, для блоковой подачи букв в учебниках при обучении грамоте, выдвигая для этого различные принципы: частотный, генетический (с точки зрения легкости-трудности начертания букв), звуковой и некоторые другие.

Обучение чтению по системе Д.Б.Эльконина

На начальном этапе обучения Д.Б.Эльконин определяет чтение как процесс воссоздание звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Без правильного воссоздания звуковой формы слова ученик не может понять то, что читает. Не буквы или их названия являются предметным содержанием действий начинающего читателя, а звуковой строй языка - фонемы и их последовательность. Отсюда вытекает необходимость ознакомления учащихся со звуковой системой родного языка, формирования у них умения производить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные фонемы, а также изучения каждой буквы как знака для обозначения определенной фонемы (фонем) на письме, а затем - обучения детей сочетанию согласных с гласными.

При действиях со знаковыми системами самое важное - установление отношений между знаком и обозначаемой им действительностью. Со знаками никаких предметных действий производить нельзя; их можно только читать, записывать. Знаковая запись является своеобразной краткой условно записанной инструкцией, в которой указаны действительность, с которой надо действовать, последовательность и характер этих действий. Всякая действительность - предметы, явления, их качества - имеет названия в форме слов. Которые представляют собой звуковые сочетания, условно обозначающие эти предметы и явления. Эти названия употребляются и как названия знаков.

Д.Б.Эльконин в формировании у детей действия чтения выделяет следующие этапы:

1. Форменный анализ слов.

Звуковой анализ понимается как слышание отдельных звуков в словах, и используется для ознакомления с буквами. Слова разлагаются на слоги, а слоги на отдельные звуки. Из числа выделенных звуков фиксируется внимание на каком0нибудь одном. Этот звук дети и учатся находить в словах - в начале и конце слова. После того, как звуковое значение выделено, оно фиксируется соответствующей буквой.

При таком подходе к звуковому анализу отдельный звук выступает как изолированный от других, безотносительно к функции различения слов по их звуковой форме, а вся совокупность звуков данного языка выступает состоящее из отдельных частей неупорядоченное множество. Необходимость упорядочивания звуковой системы языка возникает лишь при решении орфографических задач. Фонемный анализ не служит для выделения фонемы и связыванию ее с буквой, а дает ориентацию ребенку в звуковой системе языка, без которой невозможно сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать. Фонемный анализ, в отличие от фонематического восприятия, предполагает отделение звуковой оболочки слова от значения, выделение в ней далее неразложимых единиц и порядка их следования, сопоставление звуковых форм слов и выяснение их сходства и различия, соотнесение различий в значениях слов с различиями в их фонемном составе. Только на основе фонемного анализа может быть сформировано знание о фонемном составе языка, системе фонем и тех основных противопоставлениях, которые характерны для данного языка.

Объектом фонемного анализа могут выступать: слово в целом как элементарная единица общения; структурно-морфемные части слов как носители возможных сообщений; артикуляторно – произносительные части слов – слоги. Таким образом, фонемный анализ – это установление последовательности фонем в полном слове. Однако при обычном произнесении слов, служащем целями общения, отдельные фонемы не выделяются. Д.Б.Эльконин предлагает после освоения произнесения слова с интонационным подчеркиванием очередного звука на односложных словах переходить к анализу слов, состоящих из двух открытых слогов.

Стадии фонемного анализа:

а) интонационное выделение порядка, последовательности фонем (изображение предмета на картинке, слово – название которого чертится в виде графической схемы фонемного анализа слова и потом анализируется);

б) знакомство детей с различением гласных и согласных звуков, установление места ударения в значении слов (заполнение граф – схемы фишками различными по форме или по цвету);

в) знакомство с твердыми и мягкими фонемами.

2. Буквы, обозначающие гласные фонемы.

Формирование ориентировочной основы чтения. Суть данного этапа – ознакомление детей с буквами, обозначающими фонемы. Главные задачи:

а) познакомить детей с буквами как знаками фонем, не допуская смешения букв и фонем;

б) сформировать опережающую ориентацию на гласные и согласные фонемы.

Система Эльконина знакомит детей, прежде всего со всеми гласными звуками и их двойными буквенными обозначениями. При этом у учащихся формируется ориентация на гласные звуки и их фонемы. После того, как дети научаться свободно оперировать обозначениями гласных фонем, они переходят к этапу «словоизменение», куда входит как трансформация одного слова в другое, так и получение разных форм одного и того же слова (мел – мял, мул, мюл, мол, мёл, мыл, мил).

3. Ознакомление с буквами, обозначающими согласные фонемы. Формирование основного механизма чтения.

На данном этапе дети производят одновременную трансформацию звонких и соответствующих согласных букв. Им предлагается работа с окошечками, при которой к каждой новой согласной букве подставляются все гласные и читаются образованные таким образом слоги (ма - мя, му, мю, мо, ме, мё, мы, ми).

Разработанная Элькониным система оказалась применимой не только к русскому языку, но и к другим - польскому, эстонскому, якутскому, армянскому, грузинскому, болгарскому, фонематическая система которых и алфавиты построены иначе, чем в русском языке.

Методика обучения чтению по системе В.Г. Горецкого, А.Ф. Шанько

Система обучения детей грамоте, разработанная авторами, рассчитана на три с половиной месяца учебных занятий.

Система включает в себя иную последовательность изучения звуков и букв. Расположение звуков (букв) в букваре основывается на принципе частотности их употребления в русском языке: сначала используются самые употребительные (исключение сделано для гласных ы и у), затем идут менее употребительные и, наконец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет заметно разнообразить лексику букваря и ускорить процесс развития технику чтения. Появляется возможность проводить целенаправленную работу по развитию речи и мышления первоклассников в связи с анализом содержания прочитанных текстов и выполнения специальных упражнений над словом, над предложением, над связной речью (составление рассказов по серии картин, по аналогии с прочитанным, на основе наблюдений, пересказ прочитанного по вопросам и др.).

Содержание каждого урока не ограничивается решением конкретных учебных задач по формированию навыка чтения и письма, но направлено и на систематизацию представлений детей об окружающей действительности, осуществление в процессе обучения общественно-политического, идейно-нравственного и трудового воспитания учащихся. Все это обеспечивается идейно-тематической целостностью всего учебника и прописи, последовательным проведением через них нескольких сквозных тем (Родина, школа, город, труд людей разных профессий, времена года, животный и растительный мир и т. д.).

Характер учебных материалов и процесс работы с ними определяются следующей трактовкой чтения: чтение - это такой вид речевой деятельности, при котором происходит выявление и осознание смысловой, логической и образной информации на основе воспроизведения звуковой формы слова по определенным правилам. Они обусловлены своеобразием графики данного языка и установлением смысловых и грамматических связей в словосочетаниях, предложениях и тексте в целом. Техника и сознательность чтения не противопоставляются и не отрываются одно от другого; за каждым прочитанным словом должен стоять смысл, а для этого внимание детей привлекается в доступных для них пределах к различным сторонам родного языка- фонетической, графической, лексической, грамматико-орфографической, орфоэпической, стилистической.

Исходным моментом в обучении детей чтению является анализ звучащей и произносимой речи. Поэтому с первого и до последнего урока обучения грамоте дети вычленяют из речи предложения, делят их на слова, в словах определяют количество слогов (особо выделяя ударный), устанавливают количество, последовательность звуков и характер их связи в слогах и слове в целом.

Существенная особенность слого-звукового анализа слов, который является непременной составной частью работы на уроках обучения чтению и письму, заключается не только в установлении количества и последовательности звуков, но и в определении характера связи между ними. Исходные слова подбираются так, чтобы изучаемый звук находился в позиции, благоприятной для его распознавания, выделения, наблюдения над ним.

Для гласных, как правило, это начало слова или слога, особенно если слог равен одному звуку, например: о-куни  [о], и-голки  [и] и т. д.

Согласные звуки по отношению к предшествующему и последующему звукам характеризуются различной степенью связанности. Наибольшей степенью связанности обладают слияния согласного с последующим гласным (СГ), более слабой — согласные звуки за пределами слияния. Вот почему для ознакомления с согласным звуком берутся исходные слова, где этот звук находится за пределами СГ, например: барабан— [н], конь- [н΄], три — [т], пять — [т΄] и др. В отдельных случаях первоначальное наблюдение над изучаемыми звуками проводится на словах, в которых эти звуки находятся в СГ (ели, маяк, круги, пастухи и др.).

Схемы слов — это своеобразные модели слого-звукового состава слов. Они помогают детям наглядно представить, сколько в слове слогов и звуков, какова их последовательность, как они связаны между собой. Использование схем слов чрезвычайно полезно на всех этапах в обучении детей грамоте, когда необходим слого-звуковой анализ слов.

На первых порах схемы облегчают детям понимание возможности членения звучащей речи на предложения, предложений на слова, слов на слоги и звуки; затем служат опорой при выделении изучаемых звуков из исходных слов, выступают как средство контроля за анализом, осуществляемым при письме и работе с разрезной азбукой, а также служат своеобразным посредником при переводе слова видимого (написанного или напечатанного) в слово произносимое, т. е. при чтении. Использование схем на разных этапах урока в течение всего периода обучения грамоте является важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова, овладения продуктивными способами чтения.

При обучении чтению в качестве основной единицы чтения выступает слог. С самых первых шагов учащиеся получают установку на чтение слов слогами. Дети учатся читать слова, опознавая слоги следующих типов: слог, образованный одним гласным (Г),  о-кунь, слог-слияние (СГ)  о-са, слоги СГС- кот, ССГС- стол, СГСС - куст, ГС- он и т. д., т. е. состоящие из слияния и одного или несколько согласных, структурно связанных между собой.

На начальных ступенях овладения механизмом слогового чтения внимание детей фиксируется на слоговом и звуко-буквенном составе читаемых слов посредством различных графических обозначений. Принятые в букваре вспомогательные пометки являются одним из возможных средств привлечения внимания ребенка к структуре читаемого слова. Сплошной вертикальной чертой обозначены слоговые границы, пунктирной вертикальной чертой - согласные вне слияния.

Внутренний механизм чтения представляет собой сложное явление с развернутой системой ориентировок и динамичных корректировок, прежде всего зрительных, речедвигательных, речеслуховых, мыслительных и других его компонентов. В качестве важнейших зрительных ориентиров выступают такие графические средства письменной речи, как гласные и согласные буквы, различные их сочетания, мягкий и твердый знаки, пробелы между словами, знак ударения и знаки препинания.

Обучение чтению с самого начала на словах, имеющих различную слоговую структуру, способствует практическому усвоению детьми позиционного принципа чтения, определяемого слоговым принципом русской графики.

Гласные буквы являются ориентирами в изолированной позиции, в начале слова и в начале слога, например: У Нины ноты; окуни, маяк. Для прочтения в этом случае достаточно опознать гласную букву и назвать ее.

Для прочтения согласных букв ориентирами являются последующие буквы или пробел между словами: если после согласной буквы нет никакой другой буквы (т. е. идет пробел), произносится соответствующий твердый согласный звук; если после согласной буквы следует буква ь, то произносится соответствующий мягкий согласный звук; если после согласной буквы находится гласная, то, не произнося согласного звука, необходимо по гласной букве определить, является он твердым или мягким (и, е, я, ё, ю показатели мягкости предшествующих согласных), и произнести оба звука слитно, сразу. Если после согласной буквы согласная, то необходимы дальнейшая ориентировка на последующие буквы (как гласные, так и согласные) и произнесение звуков, обозначенных ими, в едином комплексе.

Таким образом, следует учить детей обнаруживать в читаемых словах:

а) гласные буквы, выступающие в качестве самостоятельных ориентиров;

б) слияния (СГ), в которых характер произнесения предшествующего согласного определяется гласной буквой;

в) согласную букву или несколько согласных букв, находящихся в конце слова, которые в этом случае обозначают звуки, произносимые твердо и причитываемые к предшествующим СГ или Г;

г) согласную букву или несколько согласных букв, стоящих перед СГ, которые с этим СГ прочитываются целым слогом;

д) букву ь после согласных, которая указывает, что согласные звуки следует произнести мягко; е) мягкий и твердый знаки перед гласными буквами, указывающие, что в этом месте слова надо произнести слияние (СГ), первым элементом которого является звук [й].

При всем многообразии графических ориентиров особое место занимает гласная буква в сочетании СГ. Поэтому фундаментальное значение в обучении грамоте имеет овладение детьми навыком безошибочного чтения слога-слияния: при его прочтении в наибольшей мере вырабатывается у детей умение отличать одну букву от другой, быстро соотносить звук и букву и, наоборот, букву и звук, четко разграничивать буквы, обозначающие согласные и гласные звуки. Этим объясняется, что после ознакомления детей с новой буквой важным моментом, предшествующим чтению слов разной слоговой структуры, является обучение чтению СГ на всем диапазоне изученных к этому времени гласных букв.

Авторы методики отмечают, что по мере овладения детьми навыком чтения не следует искусственно задерживать их на произнесении вспомогательных единиц в читаемых слогах и словах.

Центральное место на уроках грамоты должны занимать чтение и анализ текста. Текст служит как для смыслового анализа прочитанного, так и для его структурного анализа: установления количества предложений в тексте, количества слов в отдельных предложениях, отыскания слов с изученной буквой, слого-звукового анализа отдельных слов, установления расхождения или совпадения произношения и написания и т. д. Этот анализ может сопровождаться обозначением предложений, слов и их частей, схемами и работой с разрезной азбукой.

В связи с чтением и анализом букварных текстов могут проводиться различного рода упражнения и работы творческого характера:

  • пересказ прочитанного и ответы на вопросы, помещенные после текста;
  • продолжение текста;
  • рассказывание по аналогии;
  • чтение по ролям;
  • словесное рисование;
  • придумывание к прочитанному тексту нового заголовка и др.

Перед чтением некоторых текстов целесообразно проводить экскурсию в природу, в зоопарк, в библиотеку и т. д.

Обучение грамоте по системе Л.В. Занкова

Л.В.Занков в своей методике выдвигает следующие задачи обучения грамоте: научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе; расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека; активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками; развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению; развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку (слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации; фонематического слуха, систем: глаз-рука, ухо-рука; способности перекодировать, быстро просматривать и проговаривать последовательность каких-либо знаков).

Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами её выражения (грамматикой, звуками-знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая, таким образом, собственный опыт пользования языковой системой. Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для продуктивного формирования навыков чтения и письма.

Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов:

1.Развитие речевой деятельности.

 В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо, прежде всего, "разговорить" детей. Данной цели служат специальные задания по инсценированию, но, прежде всего - организация учителем заинтересованного, содержательного общения детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при непосредственном, во время экскурсий, ознакомлении школьников с окружающим миром. Поэтому программа обучения грамоте реализуется в теснейшей взаимосвязи с программой по математике и программой "Мы и окружающий мир". Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Поэтому на самом начальном этапе школьной жизни необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, движением. Примером интеллигентного общения является учитель. В этот же период начинается систематическая работа по адекватному восприятию чужого высказывания (текста) на слух и зрительно. Через инсценирование прочитанного, иллюстрирование, придумывание к тексту названия, вопросов и другие многообразные задания дети подводятся к осознанию признаков текста и умению его анализировать. Таким образом, при освоении детьми устной и письменной речи косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ усвоения - самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации. На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объём материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Техника чтения и письма формируется в период обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом мен их звуков. Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками мен звуков - основу способа чтения и письма. Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные. В этот период дети на коротких, простых по составу словах осваивают способ чтения и письма, наблюдают букву и как показатель мягкости согласных. Затем изучаются все парные согласные по глухости - звонкости и, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт чтения, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы (е,ё,ю,я), непарные согласные, мягкий и твердый знаки. Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч и щ с другими согласными, кроме л, и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка. Существенно ускоряют навык качественного чтения и письма включение в программу позиций по смысловому анализу текста, смысловому и грамматическому анализу предложений и слов, что обеспечивает естественное многократное возвращение ребенка к прочитанному, а также введение работы по развитию психофизиологических функций, которые лежат в основе процедур чтения и письма.

2. Система языка.

 Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы "фонетика", ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии и морфемики. Их основная цель в этот период - способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма. К её достижению приводят следующие линии работы: первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу; начальное наблюдение детьми трёх основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного", или исторического. В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов и форм слов, понятие "корень", сравниваются слова с проверяемыми написаниями в корне (нора - норы, снега - снег) с написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши); наблюдение изменений грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся целью высказывания и интонацией, формами слов, служебными словами, порядком слов. В основном грамматические знания усваиваются на уровне представлений.

Нестандартные подходы к обучению детей чтению

Методика обучения чтению по кубикам Н.А. Зайцева

Технология Н.А.Зайцева ставит в центр всей системы обучения ребёнка как субъекта деятельности и общения, ставит обучение посредством поисковой деятельности вместе со взрослым, постижение знаний, способов деятельности, формирование самостоятельности. Оригинальные приёмы и средства обучения активизируют детей, возбуждают у них познавательный интерес, связывают условия учебной среды с внутренними факторами развития личности, давая возможность ребёнку действовать в "зоне ближайшего развития", повышают в целом эффективность всего учебно-воспитательного процесса овладения грамотой в раннем возрасте.

По концепции усвоения социального опыта данная технология является ассоциативно-рефлекторной. Н.Зайцев построил учебный процесс на принципах природосообразного развития ребенка, воспринимающего окружающий мир через деятельность и отношение, посредством всех органов чувств.

Концептуальные положения системы Н.А. Зайцева отражают стержневые тенденции освоения детьми навыков чтения и письма, овладения способами учебной деятельности. Основные из них:

1)становление речи детей и обучение чтению должны идти параллельно, помогая друг другу;

2)складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа;

3)соединение обучения с пением;

4)путь к чтению лежит через письмо (от письма кубиками к чтению);

5)использование всех видов памяти;

6)восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность;

7)не перегружать детей терминами в работе с буквами.

Процесс обучения чтению построен не на известном вербально-фонетическом, фонемно-элементном принципе, а на складовом принципе "звучащих кубиков". За основу взят склад, как "осознаваемое мускульное усилие речевого аппарата" (Н.Зайцев). Детям не нужно сначала заучивать названия букв, алфавит, правила, термины ("твёрдые", "мягкие", "гласные", "согласные" и т.д.), выкладывать скучные схемы слов и повторять многократно, что звуки мы слышим, произносим, а буквы видим, пишем. В методике не используются азбуки, в которых названия букв привязаны к определённым картинкам (А- аист, У- утка, Ш - шар и т.д.); короткие вербально-логические объяснения педагога применяются уместно, по ходу учебно-игровой ситуации. Обучение основано на новой стратегии - овладение чтением посредством письма не ручкой или карандашом, не в тетради (доске), а звенящими кубиками.

Дети составляют из кубиков слова, затем пишут их указкой по таблице, наблюдают за педагогом, который пишет большими буквами на бумаге (доске), т.е., происходит превращение знаков в звуки.

В методике Н.Зайцева средства обучения полностью отличаются от традиционных букварей. С первых занятий дети работают со всеми кубиками и таблицами (сразу вводятся все буквы). Сначала занимаются с кубиками, затем идут к таблицам и водят по ним указкой, отыскивая нужные сочетания букв, в процессе чего дети непроизвольно запоминают многие другие сочетания. Кубики, материалы таблиц устроены таким образом, что содержат прямую цель, работающую на актуальные возможности ребёнка, и косвенную цель, направленную на зону его ближайшего развития. Весь учебный материал систематизирован и расположен так, что позволяет ребёнку быстро улавливать принципы подобия и алгоритмы поиска.

Н.А.Зайцев обращает внимание на то, что целесообразно собирать кубики вместе с детьми, тогда они сразу познакомятся с наполнителями, в последующем не станут их разбирать и смотреть содержимое, а кто-то из ребят в процессе собирания и склеивания уже научится читать.

Исследования показали, что методика Н.Зайцева хорошо развивает у ребёнка субъектность, связанную с мотивационно-смысловой, ценностной сферой личности, субъектную активность как условие успешной деятельности и социальной адаптации. Методика Н.А.Зайцева способствует формированию у детей самосознания как важного новообразования в развитии личности, становлению Я-концепции ребёнка, которая служит ядром самосознания человека и определяется следующими факторами: убеждённостью в импонировании своей личности другим людям, уверенностью в способности к определённому виду деятельности, чувством собственной значимости и др. Установлено, что то или иное представление о себе играет немаловажную роль в успешности личности. Не случайно исследователи проблемы подчёркивают, что успехи в школе, на работе, в жизни в целом не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих потенциальных способностей.

Методика обучения чтению Глена Домана

Для обоснования своей методики Г. Доман использовал данные многочисленных исследований детских физиологов. В раннем младенческом возрасте дети могут соотносить новые впечатления с существующими в памяти образами. Ребенок, которому подарили новую погремушку, на следующий день узнает ее. Если малышу в возрасте шести – одиннадцати месяцев показать картинку с изображением трех одинаковых игрушек, а через секунду заменить ее другой, ребенок будет переводить взгляд с новой картинки на старую. Тем самым он показывает, что узнал старую картинку. Кроме того, малыш старше шести месяцев способен мысленно представлять объект, которого нет перед его глазами. Эти особенности памяти ребенка можно использовать для его обучения «глобальному чтению», то есть чтению целыми словами. Взрослый знает, что слово состоит из букв. А ребенок, еще не обладающий такими знаниями, запоминает (схватывает) зрительный образ слова целиком, как фотографию.

Г.Доман предлагает начинать обучение ребенка с чтения коротких слов (из трех - пяти букв) и постепенно переходить к более длинным. Слова надо писать красным фломастером на отдельных карточках (полосках картона длиной 50 сантиметров и шириной 10 сантиметров). Высота букв должна составлять 7,5 сантиметров. Показывать слова нужно блоками – по пять слов в одном блоке. Желательно, чтобы слова, входящие в один блок, начинались с разных букв. Первые уроки чтения выглядят следующим образом. Вместе с карточкой слова ребенку показывают соответствующую картинку и громко произносят написанное слово. Каждое слово показывается ребенку один раз в течение одной секунды, затем делается перерыв на полчаса. После чтения блока ребенка следует похвалить. Это поможет ребенку понять, что он справился с заданием. В течение дня блок демонстрируется не менее 3 раз. Через пять-шесть дней ребенку можно показывать до трех-пяти блоков в день. Постепенно в блоки можно вводить по одному новому слову, заменяя им одно старое. Когда ребенок подрастет, его учат подкладывать карточку со словом под соответствующую картинку. Ребенок должен прочесть слово, написанное на карточке и положить карточку под нужную картинку. Можно «погрузить» малыша в мир слов, прикрепив скотчем карточки слов к предметам быта, например к мебели (стол, стул, шкаф, диван). В течение дня их показывают ребенку и громко произносят написанное слово.

Г.Доман предлагает учить ребенка читать слова тематическими группами: (части тела, домашние предметы, личные вещи, продукты питания, животные, действия).Освоив чтение разных слов, ребенок может начать читать словосочетания, которые составлены из этих слов, а затем простые предложения. Например, когда ребенок сможет прочесть слова кот, бык, идет, стоит, спит, можно составить из них варианты предложений: Кот идет. Кот спит. Кот стоит. Бык идет. Бык стоит. Бык спит. Постепенно можно удлинять предложение, добавляя по одному слову: Белый кот спит. Пушистый белый кот спит. Черный бык идет. Большой черный бык идет.

По методике Г. Домана наиболее эффективно обучение детей первых трех лет жизни. С возрастом у ребенка снижается способность запоминать слова, не анализируя составные элементы. Опыт показывает: чем младше ребенок, тем проще для него и родителей процесс обучения. В один год научить читать ребенка легче, чем в два, а два года легче, чем в три.

Таким образом, проанализировав вышеописанные методики можно выделить основные положения аналитико-синтетического метода обучения грамоте младших школьников.

  1. Метод называется звуковым, так как в основе обучения грамоте лежит звук.
  2. Метод называется аналитко-синтетическим так как анализ и синтез сочетается на протяжении всего обучения.
  3. Порядок изучения звуков и букв обусловлен принципом частности, чем чаще звук повторяется в словах, тем раньше он изучается.
  4. Основной слоговой структурой которая лежит в основе чтения и которая специально изучается является слог слияния: прямой открытый слог, все остальные слоговые структуры изучаются на базе слога слияния, то есть спонтанно.
  5. Весь период обучения грамоте делится на три этапа : добукварный  букварный и послебукварный.

 Практика и экспериментальные исследования данного вопроса показали эффективность разработанных принципов и системы обучения чтению.

Во-первых, ускоряется освоение действия чтения. Во-вторых, дети хорошо ориентируются в фонематической системе языка; у них развивается фонематический слух, и они очень чутко относятся к звуковой форме слов. В-третьих, значительно облегчается усвоение письма и орфографии; количество ошибок при письме снижается. В-четвертых, у детей формируется интерес к языку и его законам. Наконец, дети скорее и легче переходят к слитному чтению. По некоторым данным, обучение по разработанной системе положительно сказывается и на общем умственном развитии детей.

Список использованной литературы

1. Горецкий В.Г. и др. Уроки обучения грамоте.- М., 1988.-114с.

2. Доман Г.и Д. Как развить интеллект ребенка/ Пер. с англ.- М., 2000. -320 с.

3. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. - СПб., 1997.-224 с.

4. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М.,1979.-33 с.

5. Занков Л.В. Избранные труды.- М.,1990.- 424 с. С.148-155.

6. Киселева Н.Ю. Чтение учащихся с речевыми нарушениями: от навыка к деятельности : учебно-методическое пособие.- М.,2016.-134с.

7. Коробейникова, В.Н. О некоторых приемах обучения чтению// Начальная школа.- 2007.-№ 11.-С.31-36

8. Львов М.Р. и др. методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.- М., 2000.- 464 с.

9. Методика Н.А.Зайцева «Обучение чтению и счету» в практике работы дошкольных учреждений: Из опыта работы.- Гр.,2004.-69с.

10. Старжинская, Н. Развитие отечественной букваристики на рубеже ХХ-ХХΙ вв.// Славяноведение.- 2005-№ 2.-С. 61-72

11. Уроки чтения в 1 классе/ Сост. И отв. Ред. В.Г.Горецкий.-М.,1986.-144 с.

12. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах. - Т.2: Проблемы русской школы.- М., 1974.- 438 с.

13. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать.- М., 1991.- 80с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр как ведущего вида деятельности при раннем обучении на уроках английского языка во 2 классе начальной школы ( по УМК под редакцией В.П.Кузовлева и др.)

Современные условия жизни требуют от педагога создать такие условия для обучения, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать новые, не встречающи...

Урок чтения и письма в начальной школе в подготовительный период в классе слепых

Методические рекомендации по проведению уроков чтения и письма в классе слепых подготовлены мной для учителей начальных классов школы, не имеющих специального дефектологического образования.  Дан...

Особенности использования методов обучения на уроках математики в коррекционной школе VIII вида.

Методический материал на тему: "Особенности использования методов обучения на уроках математики в коррекционной школе VIII вида....

Возможности и перспективы использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка в школе

Цель выступления: Обобщить и систематизировать опыт использования интерактивных методов обучения....