Консультация на тему "Проблемы социализации дошкольников с ОВЗ в детском коллективе"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Проблемы социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе.
Крюкова Н.Л.,
Учитель-логопед,МБДОУ «Детский сад № 24 «Весняночка»
В современном обществе всё большее социальное значение приобретают проблемы нарушения общения детей с ДЦП, их адаптация в группе детского сада. Помимо двигательных нарушений у данной категории детей наблюдаются психические, речевые нарушения, часто ведущие за собой «вторичные» нарушения коммуникативной сферы. Эти дети тяжело вступают в контакт, избирательно, формально, порой проявляют агрессию как по отношению к сверстникам, так и по отношению к взрослым. Наши наблюдения за данной категорией детей помогли определить показатели нарушенного общения:
- ранний возраст;
- интеллектуальные нарушения;
- неспособность использовать язык и неречевые средства;
- повышенная эмоциональная замкнутость, застенчивость;
- конфликтность;
- навязчивое чувство страха;
- излишняя впечатлительность;
- ранимость, обидчивость;
- тревожность.
Организация коррекционной работы с детьми с ДЦП осуществляется на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны педагогов глубокое понимание основных причин нарушений коммуникативных функций детей, умение определять условия для осуществления помощи, а именно, чтобы ребёнок хотел выразить себя, чтобы он чувствовал, что взрослый искренне, интересуется им и его жизнью, сопереживает ему. В совместной деятельности с такими детьми авторитарная педагогика не только несостоятельна, но и разрушительна. Педагоги постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно воспитание и обучение.
В качестве центральной задачи воспитания и обучения детей с ДЦП в нашем учреждении мы выдвигаем на первый план создание оптимальных условий в детском саду для социального становления (социализации) ребенка в этот возрастной период, так как группа – это источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. Основной частью социализации является умственное развитие. Называя первые семь лет периодом «очеловечивания», А.Н. Леонтьев особо подчеркивал важность именно дошкольного периода в развитии человеческой личности: в этот период ребенок овладевает необходимыми человеческими признаками - членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности и, что очень важно, знаковому мышлению (мышлению человеческого типа).
Проблему речевого и интеллектуального развития детей невозможно рассматривать в отрыве от процесса социализации, особенно если речь идет о детях, испытывающих значительные трудности в общении. Общение ребенка - это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, осознание особенностей себя и других. Это формируется в совместной деятельности. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита, то и общение будет таким же. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение.
Мы определили три направления в работе, способствующие развитию у детей навыков общения: голосовое общение, речедвигательное, слуховое.
Первое направление - это голосовое общение, которое обеспечивает формирование диалогической речи, умение вести разговор, договориться. Оно включает в себя игры: подвижные (с учетом двигательных нарушений), сюжетно-ролевые (с учетом интеллектуального диагноза), а также художественное слово.
Второе направление - речедвигательное общение. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание. Поэтому в работе с детьми мы используем стихи, к тексту которых можно подобрать движения, мимические упражнения. Также, совместно с психологом, используем элементы психогимнастики. Включение в работу слухового, зрительного и двигательного анализатора помогает детям эмоционально говорить. Принимая во внимание тот факт, что основными механизмами становления личности в раннем возрасте являются подражание и идентификация, благодаря которым происходит овладение и присвоение ребенком норм и правил ролевого и социального поведения, в коррекционной работе мы применяем различные виды имитационных игр. Эти игры позволяют детям в интересной и занимательной форме осуществить идентификацию с человеческим обществом.
Третье направление – это слуховое общение. Этот блок возник в связи с тем, что как таковой беседы между детьми практически не получается: дети не понимают, что говорит сверстник (в связи с речевыми нарушениями), дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. Поэтому мы используем игры направленные на развитие слухового внимания, умение детей слушать взрослого, сверстника.
Благоприятную обстановку для формирования навыков общения детей создает совместная работа учителя-дефектолога и всего педагогического коллектива ДОУ. Правильные взаимоотношения с воспитателями, психологом, администрацией позволяют совместно обсуждать наиболее сложные проблемы, находить пути их решения. Совместными усилиями в детском саду создаются условия для того, чтобы ребенок с недостатками общения хотел выразить себя, чтобы он чувствовал, что взрослый интересуется им и его жизнью, сопереживает ему. Результаты коррекционно-воспитательной работы во многом определяются характером общения с детьми. Мы используем личностно-ориентированную модель взаимодействия, что обеспечивает наиболее оптимальные условия для физиологического и психологического благополучия ребенка.
К разрешению детских проблем привлекаем родителей. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Тесный контакт психолога, учителя-дефектолога с родителями позволяет правильно оказать действенную помощь родителям. Мы помогаем им правильно понимать и оценивать возможности детей с ДЦП, при необходимости специально обучаем тому, как следует заниматься со своим ребенком. С этой целью проводим индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, открытые занятия.
Таким образом, всестороннее изучение детей, оценка их реальных возможностей, координация в работе педагогов и специалистов учреждения, тесная связь с семьей дают возможность педагогу оказать социальную помощь детям: помочь им наладить общение со сверстниками, создать положительный эмоциональный настрой – как важный фактор успешной социализации ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья как основополагающий фактор успешной социализации дошкольника.
Глобальные перемены в жизнедеятельности современного мира в политической, экономической и социальной сферах постепенно создают необходимость в переосмыслении теории и практике воспитания и...
Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"
Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...
«Работа классного руководителя по формированию детского коллектива и воспитанию личности в коллективе»
УДК 373.66...
Доклад на тему "Из опыта работы по социализации обучающихся в детском коллективе"
Доклад на методическом семинаре "Проблемы социализации обучающихся в современной школе" по теме "Из опыта работы по социализации обучающихся в классном коллективе"...
консультация на тему " народный праздник как партнерский педагогический проект по социализации дошкольников"
данная консультация содержит материал игр. песен и хороводов...
Консультация для родителей «ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ МИКРОКЛИМАТ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
Результат доброжелательных, доверительных отношений в условиях психологической комфортности: для ребёнка – это выравнивание личности, сохранение психического здоровья; для педагога – удовл...
Сценарий театрализованного творческого отчета детских коллективов Центра детского творчества "Планета детства"
Сценарий рассчитан на двух ведущих- девочка и женщина. Материал легко переделать под самые разнообразные концертные номера, блоки выступающих мобильны, их можно менять местами. В сюжете сценирия...