Образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе (дети с ОВЗ) "Цветок Грамотности"
план-конспект на тему

Баранова Евгения Петровна

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе детей с ОВЗ "Цветок Грамотности". Образовательная область "Речевое развитие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 134

города ТЮМЕНИ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

 Образовательная область: «Речевое развитие»

Цветок Грамотности

(Правильно говорим и слышим – грамотно пишем.)

                                                           Баранова Е.П.

                                                           учитель-логопед

                                                           высшей квалификационной категории

                                                                                   

г. Тюмень

Цель: Развитие  речи и подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (профилактика и предупреждение дисграфии)

Задачи:

  1. Образовательная
  • расширять и совершенствовать словарный запас;
  • закрепить умение дифференцировать звуки [3] и [с]; [л] и [ль]  
  • закрепить умение делить слова на слоги разными способами;
  • закрепить представления дошкольников о зимнем времени года;
  •  развитие связного высказывания.
  1. Развивающая 

способствовать  развитию у детей:

  •  артикуляционной моторики, речевого дыхания;
  •  монологической и диалогической форм речи;
  •  интонационной выразительности;
  • внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности средствами компьютерных технологий;
  • мелкой моторики пальцев рук;
  • элементов логического мышления;
  • фонематического, слухового и зрительного восприятия и внимания;

содействовать развитию у детей коммуникативных и рефлексивных навыков: умения общаться, работать сообща, договариваться.

  1. Воспитательная
  • способствовать воспитанию дружественных взаимоотношений между детьми; уверенности в своих силах и способностях, внимания, усидчивости, целеустремленности;

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное,  речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, песня «Буратино», костюм «Мальвина» на взрослого, цветок с разноцветными лепестками на магнитах (задания-схемы на обратной стороне лепестков), подставка для цветка, артикуляционная сказка «Зоопарк», подушки красного цвета, игровое упражнение «Самолёты» для определения количества слогов в словах, карточки-тесты  салфетки сухие и влажные, маркеры, задания для карточек-тестов по теме «Зима», магнитно-маркерная доска, мультимедийный  проектор, экран, ноутбук, листы бархатного картона, пластилиновые листочки, фасоль разного цвета, камешки, пуговицы, разноцветная пряжа.

Индивидуальная работа: с застенчивыми, неуверенными детьми.

Ход НОД:

Мальвина встречает детей, в руках у неё цветок.

- Здравствуйте, ребята. Вы такие нарядные, красивые. Вы попали в мою сказку. Узнали, кто я? (Ответы детей) Звучит музыка из к/ф «Буратино», Мальвина начинает танцевать и увлекает детей. Все танцуют. Во время танца Мальвина роняет лепестки цветка.

- Ой! Я так развеселилась, и беда случилась – рассыпался цветок, осталась только серединка. (Серединку прикрепить на магнитную доску)                                             - Что же делать?  (Ответы детей)

- Скажу вам по секрету – это не простой цветок, это цветок грамотности, который я приготовила для Буратино, но думаю, что он и нам пригодятся. Лепестки по порядку будем собирать и в игры интересные играть. Сколько лепестков я обронила? Под каким  № первый лепесток?

Первый лепесток находят.               На правой ноге прыгаю.

- А что это на лепестке? (Картинка Язык)  Зачем нужен язык? (Ответы детей)

- Это наш дружок Весёлый Язычок (Подходят к «Язычку»). Пожалуйста, удобно присаживайтесь на подушки  и сказку послушайте.

Артикуляционная сказка «Зоопарк» (контролировать правильное выполнение артикуляционных упражнений)

- Отлично! Первый лепесток можно прикрепить к серединке.

Второй лепесток находят. (Необычным способом идут к нему: прыгают, боком идут, шаги считают и т.п.)

- Что это? (Самолёт) Что такое самолёт? (Ответы)

- Замечательно! Полетели! («Летят» со звуком «Л-Л-Л») Куда мы попали? (Мы попали в аэропорт) Здесь так много необычных самолётов. А что в них необычного? ( Ответы детей: Самолёты разного цвета. У самолётов разное количество окошек, они  разного цвета)

- Это самолёты не простые, а слоговые.

(Объяснить, слово с одним слогом летит в самолёте с одним окошком, два слога – два окошка…)  

- Называйте слова и узнаем, в каком самолёте они полетят. (Дети сами придумывают и называют слова, определяют количество слогов разными способами: отхлопать, пропрыгать, оттопать, пожать плечами…)

      Упражнение «Самолёты»

Умницы! Вот и второй лепесток можно прикрепить (прикрепляет ребёнок). Следующий лепесток, с какой цифрой?

(Застенчивый ребёнок приносит лепесток с цифрой 3)

Третий лепесток (рассмотреть схему – задание)

- Третий лепесток нам загадки загадает.                                                                              (На экране появляется задание «Четвёртый лишний»                                       (Дети стоят перед экраном)

1) ледянка, льдинка (лёд), лодка, ледоход

(Звук «Л» в слове ЛОДКА - твёрдый, а в остальных словах мягкий «ЛЬ»  или ЛОДКА – не «зимнее» слово)           Дети предлагают разные версии.

  1. заяц, сосулька, снеговик, снежинка

(В слове ЗАЯЦ первый звук «З», а в остальных словах первый звук «С» или ЗАЯЦ- животное - живое существо – одушевлённый предмет, живая природа,       а остальные слова обозначают неживую природу)

    Дети могут предложить разные версии

После правильного выполнения задания на экране САЛЮТ появляется.

- Ура! Третий лепесток прикрепим! На экране появляется солнце с яркими лучами. Что ещё может быть жёлтого цвета? (Ответы детей). Найдём лепесток такого же цвета.

Отправимся за следующим лепестком необычным способом – спиной вперёд?!

Четвёртый лепесток нашли, он жёлтого цвета.

Гимнастика успешности с движением «Солнечный лучик»

                                          Мы согреты солнечным лучиком,

                                          Мы на свете самые лучшие!

                                          Вселенная нам улыбается,

                                          И всё у нас получается!!!

- И четвёртый лепесток прикрепим. Но у нас ещё остались лепестки! Который по счёту следующий листок будем искать? (Пятый лепесток надо найти)    Подвижный ребёнок принесёт лепесток. 

Пятый лепесток   (Определить по схеме задание –  Карточки-тесты)

- Интересное задание, но его надо выполнять, сидя за столом.

Правильно садитесь – как школьники.  (Обратить внимание на позу детей)

Вопросы для карточек – тестов

  1. Это зимний месяц:
  1. Февраль       2) Сентябрь       3) Апрель
  1. Это зимнее явление природы:
  1. Дождь          2) Метель          3) Капель
  1. Праздник Новый год отмечают в:
  1. Октябре       2) Феврале        3) Декабре
  1. Как называют птиц, которые осенью не улетают на юг?

          1) Зимние        2) Зимующие      3) Зимовные

- Отлично! Проверим?!

На экране появляются правильные ответы: цифры 1, 2, 3, 2

(Если есть ошибки, проговорить – объяснить)

Пятый лепесток прикрепляют два ребёнка (дети-друзья) и они же принесут шестой лепесток.

Шестой лепесток (Схема – развитие мелкой моторики)

- Ребята, Буратино хотел буквы сделать, но дело до конца не довёл: убежал гулять. Доделаем буквы?

Будем шнурочки-ниточки вязать – сможем правильно сказать!

(На пластилиновых дощечках, на бархатной бумаге элементы букв,  сделанных  из разного материала. На столе разнообразный материал: пуговицы, фасоль, камешки, нитки, ленточки – детям надо «дописать» букву)    Например:

              Г Ш К Ц Н Щ Ъ Ы В П Р М И Ь Б Ю Й Ё Е

              Ш Щ Ф Ж Т

              Й Ц Н Ш Щ Ы П Ч М И Я

 

              Х Л А

       

              Е Ё Н А

(Помочь, похвалить, рассмотреть)

- Придумайте, пожалуйста, слова с этими буквами.

- Можно и этот лепесток отнести. Сделаем шесть больших шагов вперёд.

И последний седьмой лепесток  можно прикрепить.

Ура! Ура! Цветочек получился! (Поставить цветок на подставку- стебелёк)

Музыка (минус) «Маленькая страна» звучит.    Встать вокруг цветка.

- Ребята, возьмёмся за руки и подарим друг другу добрую улыбку. Вдохнём аромат этого волшебного цветка. (Упражнение на дыхание)  

- Я очень рада знакомству с вами! Вы дружные, умеете работать сообща, легко справляетесь с трудностями.

- Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось?  (Ответы детей)

Чтобы наша сегодняшняя встреча вам запомнилась, дарю вам значки (на значках изображён цветок Грамотности) и интересные задания (кроссворды, задания с буквами)

     

P. S. Во время ответов детей контролировать, чтобы они не давали односложные ответы, а отвечали полными предложениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по английскому языку в подготовительной группе

Конспект открытого занятия, приученного ко дню космонавтики в старшой и подготовительной группе детского сада....

Рабочая программа по речевому развитию для подготовительной группы

                                                      ...

Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной группе

Занятие направленно на:а) укрепление здоровья, повышение физической      подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двига...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе с использованием техники «граттаж» Тема: «Путешествие в морские глубины».

В материале представлен конспект ООД в подготовительной группе по нетрадиционной технике в стиле "граттаж". Введен психологический настрой. Использованы загадки, физкультминутка, пальчиковая...