Образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе (дети с ОВЗ) "Цветок Грамотности"
план-конспект на тему
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе детей с ОВЗ "Цветок Грамотности". Образовательная область "Речевое развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по развитию речи "Цветок Грамотности" (подготовительная группа детей с ОВЗ) | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 134
города ТЮМЕНИ
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цветок Грамотности
(Правильно говорим и слышим – грамотно пишем.)
Баранова Е.П.
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
г. Тюмень
Цель: Развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (профилактика и предупреждение дисграфии)
Задачи:
- Образовательная
- расширять и совершенствовать словарный запас;
- закрепить умение дифференцировать звуки [3] и [с]; [л] и [ль]
- закрепить умение делить слова на слоги разными способами;
- закрепить представления дошкольников о зимнем времени года;
- развитие связного высказывания.
- Развивающая
способствовать развитию у детей:
- артикуляционной моторики, речевого дыхания;
- монологической и диалогической форм речи;
- интонационной выразительности;
- внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности средствами компьютерных технологий;
- мелкой моторики пальцев рук;
- элементов логического мышления;
- фонематического, слухового и зрительного восприятия и внимания;
содействовать развитию у детей коммуникативных и рефлексивных навыков: умения общаться, работать сообща, договариваться.
- Воспитательная
- способствовать воспитанию дружественных взаимоотношений между детьми; уверенности в своих силах и способностях, внимания, усидчивости, целеустремленности;
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, песня «Буратино», костюм «Мальвина» на взрослого, цветок с разноцветными лепестками на магнитах (задания-схемы на обратной стороне лепестков), подставка для цветка, артикуляционная сказка «Зоопарк», подушки красного цвета, игровое упражнение «Самолёты» для определения количества слогов в словах, карточки-тесты салфетки сухие и влажные, маркеры, задания для карточек-тестов по теме «Зима», магнитно-маркерная доска, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, листы бархатного картона, пластилиновые листочки, фасоль разного цвета, камешки, пуговицы, разноцветная пряжа.
Индивидуальная работа: с застенчивыми, неуверенными детьми.
Ход НОД:
Мальвина встречает детей, в руках у неё цветок.
- Здравствуйте, ребята. Вы такие нарядные, красивые. Вы попали в мою сказку. Узнали, кто я? (Ответы детей) Звучит музыка из к/ф «Буратино», Мальвина начинает танцевать и увлекает детей. Все танцуют. Во время танца Мальвина роняет лепестки цветка.
- Ой! Я так развеселилась, и беда случилась – рассыпался цветок, осталась только серединка. (Серединку прикрепить на магнитную доску) - Что же делать? (Ответы детей)
- Скажу вам по секрету – это не простой цветок, это цветок грамотности, который я приготовила для Буратино, но думаю, что он и нам пригодятся. Лепестки по порядку будем собирать и в игры интересные играть. Сколько лепестков я обронила? Под каким № первый лепесток?
Первый лепесток находят. На правой ноге прыгаю.
- А что это на лепестке? (Картинка Язык) Зачем нужен язык? (Ответы детей)
- Это наш дружок Весёлый Язычок (Подходят к «Язычку»). Пожалуйста, удобно присаживайтесь на подушки и сказку послушайте.
Артикуляционная сказка «Зоопарк» (контролировать правильное выполнение артикуляционных упражнений)
- Отлично! Первый лепесток можно прикрепить к серединке.
Второй лепесток находят. (Необычным способом идут к нему: прыгают, боком идут, шаги считают и т.п.)
- Что это? (Самолёт) Что такое самолёт? (Ответы)
- Замечательно! Полетели! («Летят» со звуком «Л-Л-Л») Куда мы попали? (Мы попали в аэропорт) Здесь так много необычных самолётов. А что в них необычного? ( Ответы детей: Самолёты разного цвета. У самолётов разное количество окошек, они разного цвета)
- Это самолёты не простые, а слоговые.
(Объяснить, слово с одним слогом летит в самолёте с одним окошком, два слога – два окошка…)
- Называйте слова и узнаем, в каком самолёте они полетят. (Дети сами придумывают и называют слова, определяют количество слогов разными способами: отхлопать, пропрыгать, оттопать, пожать плечами…)
Упражнение «Самолёты»
Умницы! Вот и второй лепесток можно прикрепить (прикрепляет ребёнок). Следующий лепесток, с какой цифрой?
(Застенчивый ребёнок приносит лепесток с цифрой 3)
Третий лепесток (рассмотреть схему – задание)
- Третий лепесток нам загадки загадает. (На экране появляется задание «Четвёртый лишний» (Дети стоят перед экраном)
1) ледянка, льдинка (лёд), лодка, ледоход
(Звук «Л» в слове ЛОДКА - твёрдый, а в остальных словах мягкий «ЛЬ» или ЛОДКА – не «зимнее» слово) Дети предлагают разные версии.
- заяц, сосулька, снеговик, снежинка
(В слове ЗАЯЦ первый звук «З», а в остальных словах первый звук «С» или ЗАЯЦ- животное - живое существо – одушевлённый предмет, живая природа, а остальные слова обозначают неживую природу)
Дети могут предложить разные версии
После правильного выполнения задания на экране САЛЮТ появляется.
- Ура! Третий лепесток прикрепим! На экране появляется солнце с яркими лучами. Что ещё может быть жёлтого цвета? (Ответы детей). Найдём лепесток такого же цвета.
Отправимся за следующим лепестком необычным способом – спиной вперёд?!
Четвёртый лепесток нашли, он жёлтого цвета.
Гимнастика успешности с движением «Солнечный лучик»
Мы согреты солнечным лучиком,
Мы на свете самые лучшие!
Вселенная нам улыбается,
И всё у нас получается!!!
- И четвёртый лепесток прикрепим. Но у нас ещё остались лепестки! Который по счёту следующий листок будем искать? (Пятый лепесток надо найти) Подвижный ребёнок принесёт лепесток.
Пятый лепесток (Определить по схеме задание – Карточки-тесты)
- Интересное задание, но его надо выполнять, сидя за столом.
Правильно садитесь – как школьники. (Обратить внимание на позу детей)
Вопросы для карточек – тестов
- Это зимний месяц:
- Февраль 2) Сентябрь 3) Апрель
- Это зимнее явление природы:
- Дождь 2) Метель 3) Капель
- Праздник Новый год отмечают в:
- Октябре 2) Феврале 3) Декабре
- Как называют птиц, которые осенью не улетают на юг?
1) Зимние 2) Зимующие 3) Зимовные
- Отлично! Проверим?!
На экране появляются правильные ответы: цифры 1, 2, 3, 2
(Если есть ошибки, проговорить – объяснить)
Пятый лепесток прикрепляют два ребёнка (дети-друзья) и они же принесут шестой лепесток.
Шестой лепесток (Схема – развитие мелкой моторики)
- Ребята, Буратино хотел буквы сделать, но дело до конца не довёл: убежал гулять. Доделаем буквы?
Будем шнурочки-ниточки вязать – сможем правильно сказать!
(На пластилиновых дощечках, на бархатной бумаге элементы букв, сделанных из разного материала. На столе разнообразный материал: пуговицы, фасоль, камешки, нитки, ленточки – детям надо «дописать» букву) Например:
Г Ш К Ц Н Щ Ъ Ы В П Р М И Ь Б Ю Й Ё Е
Ш Щ Ф Ж Т
Й Ц Н Ш Щ Ы П Ч М И Я
Х Л А
Е Ё Н А
(Помочь, похвалить, рассмотреть)
- Придумайте, пожалуйста, слова с этими буквами.
- Можно и этот лепесток отнести. Сделаем шесть больших шагов вперёд.
И последний седьмой лепесток можно прикрепить.
Ура! Ура! Цветочек получился! (Поставить цветок на подставку- стебелёк)
Музыка (минус) «Маленькая страна» звучит. Встать вокруг цветка.
- Ребята, возьмёмся за руки и подарим друг другу добрую улыбку. Вдохнём аромат этого волшебного цветка. (Упражнение на дыхание)
- Я очень рада знакомству с вами! Вы дружные, умеете работать сообща, легко справляетесь с трудностями.
- Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось? (Ответы детей)
Чтобы наша сегодняшняя встреча вам запомнилась, дарю вам значки (на значках изображён цветок Грамотности) и интересные задания (кроссворды, задания с буквами)
P. S. Во время ответов детей контролировать, чтобы они не давали односложные ответы, а отвечали полными предложениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по английскому языку в подготовительной группе
Конспект открытого занятия, приученного ко дню космонавтики в старшой и подготовительной группе детского сада....
Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....
Конспект образовательной деятельности по «Речевому развитию» раздел «Связная речь» (подготовительный к школе возраст) «Путешествие с мудрым Аистом»
Речевое развитие дошкольников через знакомство с разнообразием пословиц других народов....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной группе
Занятие направленно на:а) укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двига...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе с использованием техники «граттаж» Тема: «Путешествие в морские глубины».
В материале представлен конспект ООД в подготовительной группе по нетрадиционной технике в стиле "граттаж". Введен психологический настрой. Использованы загадки, физкультминутка, пальчиковая...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Морское путешествие навстречу весне»
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности....