Детская речь как предмет научного изучения
учебно-методический материал

Прошина Елена Борисовна

Развитие речи в норме и недоразвитие речи. Практическое задание: "Детская речь как предмет научного изучения".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_rech_kak_predmet_nauchnogo_izucheniya.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Гуманитарная академия переподготовки работников социальной сферы (МИСАО)

Программа профессиональной переподготовки

Организация и содержание логопедической работы (620)

Дисциплина: Развитие речи в норме и недоразвитие речи

Практическое задание 1, Модуль 1. Детская речь как предмет научного изучения

Выполнил:

 слушатель Прошина Е. Б.

Преподаватель:

Лещенко Светлана Геннадьевна

Москва - 2017

Цель: знакомство со специфическими особенностями расстройств эмоционально-волевой сферы.

Практическая часть:

Используйте лекционный материал и рекомендуемую литературу из списка:

1. Заполните таблицу

Теория

Концептуальные положения

Ученые, исследователи

Теория врожденных языковых знаний

Основное концептуальное положение этой теории состоит в том, что «устройство, обеспечивающее усвоение языка, содержит в качестве врожденной структуры все принципы, установленные внутри теории языка», а именно: лингвистические «универсалии», форму фонологического, синтаксического и семантического компонентов лингвистического описания и др. Согласно концепции «врожденных знаний», ребенок формулирует гипотезы относительно правил лингвистического описания языка, которому принадлежат слышимые им предложения («первичные лингвистические данные»). Далее на основе этих гипотез он предсказывает лингвистическую структуру будущих предложений, сравнивает эти предсказания с реально появляющимися предложениями, отказывается от гипотез, не оправдавших себя, и развивает те, которые оказались приемлемыми. Чтобы он мог все это делать, у него должно быть «...врожденное предрасположение... выучить язык определенного типа» (не в смысле языковой типологии, а в смысле «человеческого типа» языка) и способность сравнивать конкретную систему с «первичными лингвистическими данными» или, что то же, «стратегия выбора приемлемой грамматики, сравнимой с первичными лингвистическими данными»

Н. Хомский, Дж. Кац, А.М.Шахнарович, А.Р.Лурия, Н.В.Уфимцева

Когнитивная теория освоения языка

Когнитивная наука  - это «наука о знании и познании, о результатах восприятия мира и предметно-познавательной деятельности людей, накопленных в виде осмысленных и приведенных в определенную систему данных, которые… составляют основу ментальных, или когнитивных процессов». Центральное понятие когнитивной науки – когниция (когнитивная система) – определяется как «совокупность ментальных процессов, служащих целям обработки поступающей извне информации» (Клобуков, 1999). Теория обучения, возникшая в противовес аудиолингвальному методу. К. т. о. я. предполагает понимание учащимися структуры языка (для чего даются необходимые пояснения), так и последующую интенсивную тренировку с целью формирования речевых навыков и умений.

А.В. Колегов                        Дж. Бруннер              У.Риверс

Семиотическая теория языкового развития

Символы создаются преимущественно целенаправленно, а не стихийно. Они представляют собой конвенции, принимаемые людьми с известной долей условности. Большое место в символе занимает аксиологический, ценностный компонент. С символом связывается отношение человека к тем или иным явлениям природы, общества, культуры. В основе семиотики лежит понятие знака.

Ч.Пирс, Ф. де Соссюр, Г.Фреге,  М.М.Бахтин, Л.Ельмслев, С.О.Карцевский, Н.С.Трубецкой, Р.О.Якобсон,                     В.Я.Пропп, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум, Ю.М.Лотман, З.Г.Минц, Э. Кассирер.

2. Заполните таблицу

Периферический отдел речевого аппарата

Функции

Строение

Дыхательный

Физиологическое и речевое дыхание. Обеспечить силу звучания голоса.

Носовая и ротовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка, межрёберные мышцы и диафрагма.

Голосовой

Образование голоса - фонация. Обеспечивает высоту и тембр голоса.

Гортань и голосовые связки.

Артикуляционный

Непосредственное произнесение звуков речи – артикуляция.

Язык, губы, твёрдое и мягкое небо, глотка, носовая и ротовая полость, нижняя челюсть, зубочелюстная система.

3. Заполните таблицу «Функции центрального отдела речевого аппарата»

Центральный отдел речевого аппарата

Функции    

Корковый центр Вернике

В данном отделе осуществляется анализ звучащей речи - определение акустических особенностей звуков, их различение, анализ количества и порядка звуков в слове.

Корковый центр Брока

Здесь организуются двигательные речевые программы – определяется возможность, характер, последовательность движений органов речи; создаются серии нервных импульсов, поступающих к речевым мышцам; программируется возможность плавного перехода от одного движения к другому. Кроме того, данный отдел головного мозга осуществляет прием, анализ и дифференциацию кинестетических ощущений от положения и движения органов речи, что позволяет человеку контролировать правильность своей речи.

Переднелобные и  теменно-затылочные отделы коры головного мозга

Выбор языковых единиц и  их комбинирование в процессе высказывания.

Подкорковые ядра

Врождённые предречевые рефлексы: смех, плач, стон, всхлипывания.

Лимбико-ретикулярный комплекс

Регуляция эмоций, мотиваций, активизация адаптивных реакций и внимания ребёнка.

Экстрапирамидная система

Регуляция и перераспределение тонуса речевых мышц, создают фоновый мышечный тонус.

Подкорково-мозжечковые ядра

Участвуют в реализации таких просодических компонентов, как темп, плавность, интенсивность и высота голоса, эмоциональная выразительность речи.

Мозжечок

Координация и синхронизация движений органов артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, регуляция их мышечного тонуса.

Ретикулярная формация

Принимает импульсы от внутренних органов и извне, обрабатывает, передаёт импульсы в кору; участвует в приёме речевой информации, первое звено в механизме импрессивной речи.

Ядра и проводящие пути черепно-мозговых нервов ствола головного мозга

Иннервация речевого аппарата.

4.Определите последовательность процесса кодирования речи посредством системы кодовых переходов во внутренней речи (по Н. И.Жинкину) и впишите названия кодовых систем в представленную графическую модель.

Одной из важнейших специфических особенностей перцептивной деятельности человека, опосредованной процессом мышления, является то, что любой объект окружающего нас предметного мира воспринимается человеком не «изолированно»; он не «вычленяется» (во всяком случае, полностью) из системы межпредметных связей и соотношений, чтобы потом (будучи уже идентифицированным) быть включенным в «рамки» этих отношений. Любой предмет воспринимается и анализируется человеком сразу в «контексте» целостной предметной ситуации или какой-либо ее составной части. Другими словами, осознанное, дифференцированное восприятие предмета осуществляется человеком одновременно с выделением в рамках воспринимаемой предметной ситуации других предметов, «сопряженных» с данным, непосредственно с ним «соположенных» (например, в пределах одного пространственного континуума). Так, к примеру, та же дверь между комнатами воспринимается нами в общем пространственном континууме данной комнаты и «соотносится» с другими окружающими ее предметами.

Такой вариант анализа данных дифференцированного восприятия во внутренней речемыслительной деятельности человека может быть отображен следующим кодом: (IV) Оb1 - Оb.2 (1 + + n) - код «объектно-объектных соотношений» или, по-другому, код, определяющий характер взаимодействия анализируемого объекта с другими объектами. Этот общий код может быть реализован во внутренней речи в различных вариантах, в зависимости от характера отображаемых межпредметных связей и отношений. Среди этих вариантов основного кода можно указать следующие:

(a) Ob. j ** Ob.2 (1 + n) (код «объектно-объектных взаимодействий», в том числе взаимодействий «физической» природы); его варианты: ОЬч --> ОЬ.2 (1 + „ч (код, обозначающий воздействие данного объекта на другие) и Ob.j <- Ob.2 (1 + п) (данный объект подвергается воздействию);

Если один из взаимодействующих предметов воспринимаемой предметной ситуации идентифицируется нами (на основе анализа его основных признаков) как живое существо, способное к осуществлению целенаправленной деятельности, то его дальнейший анализ проводится с использованием «нового» кода УПК: (V) S - Ob. (1 + п) (код «субъектно-объектных отношений»);

При этом во внутренней речемыслительной деятельности происходит мгновенный переход от одного кода к другому: ОЬч - Ob.2 - s - Ob.

Этот «последующий» анализ предмета уже как «субъекта действия» в свою очередь включает: определение способа воздействия субъекта на объект (то есть идентификация самогодействия субъекта), которое во внутренней речи отображается кодом: S - Р («субъект» - «предикат») /или - в другой интерпретации: Ag. - Act. («агенс» - «действие»); определение характера воздействия (того, как действие субъекта влияет на данный объект), отображает код: Р --? Ob. На основе «соединения» этих двух кодов создается общий «базовый» код отображения «субъектно-объектных» отношений:

(VI) S - Р - Ob., который полностью соответствует широко известной из многих научных работ по структурной лингвистике и психолингвистике (12, 13, 227 и др.) схеме, отображающей «структурно-семантические элементы» «базовой» модели предложения (отдельного речевого высказывания). Этот код УПК выступает как универсальный кодовый элемент для отображения всех вариантов субъектно-объектных отношений в контексте любой предметно-событийной ситуации, возникающей в рамках того или иного события окружающей нас действительности. В зависимости от специфических особенностей отображаемого в речи фрагмента окружающего нас мира этот «базовый» вариант кода может варьироваться в достаточно широких пределах (использоваться в сокращенном или развернутом, «детализированном» виде, в «инверсионном» варианте и т. д.); характер его возможных «трансформаций», на наш взгляд, достаточно полно отображается моделями преобразования («трансформации») семантико-синтаксической структуры «исходной» грамматической конструкции предложения, представленными в концепции «трансформационной грамматики» Н. Хомского (238 и др.).

Таким образом, воспринимаемый объект, если он выступает как активное «действующее лицо», т. е. как «субъект действия», анализируется нами в рамках общей предметно-событийной ситуации, центральным звеном («центром») которой и является. Вариант такого, более детального анализа предметно-событийной ситуации может быть отображен следующим вариантом предметно-схемного кода:

где Ad. - элемент кода, характеризующий предмет, объект и само действие; PL, Т и Inst. - элементы, отображающие место, время и способ (средства) осуществления действия.

Если предметно-событийная ситуация должна быть отображена в речевом сообщении, развернутый «субъектно-объектный» код используется как инструмент внутреннего программирования речевого высказывания (РВ). На этапе лексико-грамматического структурирования процесса порождения РВ элементы смысловой программы («смысловые звенья»), соответствующие «смысловым узлам» кода УПК на приведенной выше схеме, обозначаются языковыми знаками (словами и целыми словосочетаниями) внешней речи. Пространственная схема элементов кода может также претерпевать изменения в зависимости от выбранной модели синтаксической конструкции предложения и способа актуального членения высказывания. Таким образом, указанный общий «субъектно-объектный» код УПК может рассматриваться в качестве центрального звена, связующего процессы внутренней и внешней речи и обеспечивающего переход от внутреннего субъективного («семантического») кода, определяющего содержание и структуру речевого высказывания, на код языка внешней речи. Представленными выше вариантами, конечно, не исчерпывается многообразие элементов универсального предметного кода. Достаточно разнообразные по своему характеру условно-наглядные схемы, используемые учеными-психолингвистами для отображения процесса внутреннего программирования речевых высказываний, в частности, схемы «глубинной» синтаксической структуры» предложения, «первичной семантической записи» и «денотативной схемы» высказывания, «дерева (смысловых) отношений» могут рассматриваться и как «графические» варианты кодов УПК.

5. Заполните таблицу:

Характеристика структурных звеньев общефункционального механизма речи (поН.И.Жинкину и И.А.Зимней)

Структурное звено                механизма

Содержание (назначение)

Функциональные этапы

Обеспечиваемая функция

Механизм осмысления

Этот механизм обеспечивает мыслительный анализ как содержательной стороны речи (в первую очередь), так и ее структурной организации и языкового оформления.

Реализуется механизм осмысления через аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга - на основе задействования всех основных умственных действий и операций (сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, анализ и синтез). Осмыслению в первую очередь подлежит предмет речи (отображаемый в РД фрагмент, явление, событие окружающей действительности). На основе этого механизма в полной мере осознаются мотивы и цели речевой коммуникации, происходит ориентировка в условиях осуществления речевой деятельности (например, комплексный всесторонний анализ ситуации речевого общения)

Без задействования этого механизма невозможно осуществить планирование и программирование речевой деятельности. (Это относится как к планированию целостного акта деятельности, так и к программированию каждого отдельного речевого высказывания.) Наконец, благодаря работе этого механизма осуществляется контроль за протеканием речевой деятельности и ее результата.

Механизм речевой памяти

Он также обеспечивает все стороны речевого процесса, включая как «содержательный аспект» речи, так и аспект ее языкового выражения.

Отображение в речи ее предмета -- того или иного фрагмента окружающей действительности -- невозможно без актуализации имеющихся в памяти знаний и представлений об этой части окружающего нас мира. Точно так же невозможно оно и без актуализации в сознании образов-представлений о знаках языка и правилах их использования в процессе речевой коммуникации. И то и другое обеспечивается работой механизма долговременной памяти. Примером могут служить процессы актуализации и адекватного использования в речевых высказываниях активного словаря.

в функции речевой памяти входит также:

актуализация знаний и представлений о способах реализации речевой деятельности (прежде всего, способах осуществления речевой коммуникации);

знаний о социальных правилах («нормах») речевого общения в различных ситуациях реализации РД

актуализация и использование традиционно сложившихся для данного языка норм и правил языкового оформления речевых высказываний (орфоэпических, грамматических, стилистических, орфографических -- для письменной речи), соответствующих понятию «языковой нормы»;

актуализация («извлечение из памяти») речевых, языковых и социальных «эталонов» тех единиц или элементов, из которых складываются соответствующие стороны речевой деятельности (например, эталоны нормативного звукового образа отдельных слов и словосочетаний, «грамматические» эталоны словоформ, речедвигательные эталоны, необходимые для процесса реализации речи в произносительном плане и др.

Механизм упреждающего анализа и синтеза

Действие этого механизма можно охарактеризовать как «эвристический принцип» организации речевой деятельности. В соответствии с этим речевая деятельность должна предусматривать звено, в котором осуществлялся бы выбор стратегии речевого поведения, а также допускать различные пути оперирования с высказыванием на отдельных этапах порождения (восприятия) речи. В этой связи важным представляется использование созданной Н. А. Бернштейном в рамках теории психофизиологической организации движений «модели будущего» (23 и др.)

Рассматривая возникновение и реализацию произвольного движения, Н. А. Бернштейн представляет его последовательность в виде следующих этапов: 1) восприятие и оценка ситуации; 2) определение, что должно стать с ситуацией в результате активности; 3) что надо сделать для этого; 4) как сделать это (последние два этапа образуют программирование решения поставленной задачи).

Эвристический принцип» организации речевой деятельности. В соответствии с этим речевая деятельность должна предусматривать звено, в котором осуществлялся бы выбор стратегии речевого поведения, а также допускать различные пути оперирования с высказыванием на отдельных этапах порождения (восприятия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для родителей. Этапы развития детской речи

Родители могут познакомиться с этапами развития детской речи от 0 до 7 лет....

Детская речь. Важный этап в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Трудно переоценить  роль хорошо развитой  в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается  его мышление, поведение. Д...

Речь как предмет социолингвистики. Выступление на заседании шкрльного научного общества.

Работа предполагает привлечение обучающихся к углубленному изучению русского языка....

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках биологии и предметах научно-естественного цикла

Данная статья предназначена для педагогов, активно использующих ИКТ технологии на уроках биологии и предметах научно-естественного цикла. Несколько лет назад я участвовала в пятом городском фестивале ...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....

ДЕТСКИЙ ЭКСКУРСИОННЫЙ ЦЕНТР «ВОЛОНТЕРСТВО В ИЗУЧЕНИИ ГОРОДА» КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Одной из таких форм работы является волонтёрское движение, которое реализуется в МБОУ «Гимназия №12».  На  базе данной гимназии в рамках Международного грантового ...

Консультация для родителей «Всегда ли правильно звучит ваша речь?» «Все о развитии детской речи»

 Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.   В 6-7 лет дети, имеющие недостатки речи,...