Открытое занятие: «Весна, весна, приди, красна…»
план-конспект на тему

Сорокина Елена Николаевна

Интегрированный детско-родительский досуг по мотивам фольклорных и этнографических материалов. Занятие для старшей группы в конце учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx26.34 КБ
Office presentation icon golosa_ptits.ppt2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие:

«Весна, весна, приди, красна…»

Интегрированный детско-родительский досуг

по мотивам фольклорных и этнографических материалов.

Цель: привлечение родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе.

Задачи.

Познавательные:

- ознакомление детей и родителей с русскими национальными традициями празднования встречи весны;

- закрепление представлений о перелетных птицах;

- закрепление знаний о птенцах перелетных птиц;

- формирование способности детей изготовления традиционной птички из соленого теста;

Коррекционно-развивающие:

- активизация внимания, памяти, мышления, связной речи;

- развитие слухового восприятия;

- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;

- закрепление знаний о  согласовании существительных с числительными;

- закрепление способности образования прилагательных и согласования их с существительными;

- развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Предварительная работа. Беседы о народных традициях встречи весны. Лепка жаворонков из соленого теста. Разучивание закличек с родителями. Разучивание логоритмических упражнений с массажными мячами.

Оборудование: видео «Старик-годовик» В.И. Даля; жаворонки из соленого теста; презентация с заданиями; артикуляционные упражнения в картинках; массажные мячики в корзинах; гнезда для жаворонков; предметные карточки с птицами, цифры 1,2,5.

Литература:

  1. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры /Сост. Г.М. Науменко. –М., 1986.
  2. https://www.youtube.com/watch?v=niA1uD9G-rg
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/05/29/golosa-ptits

Ход занятия

Родители вместе с детьми рассаживаются на стульчики (под  хороводную музыку)

Логопед: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!

Логопед: Сядем мы с вами рядком да поговорим ладком.

Воспитатель: Мы сейчас вам загадаем трудную загадку, и надеемся мы сразу получить отгадку.

Видео «Старик-годовик».

Вопросы для обсуждения:

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Что означают четыре крыла у каждой птицы?

Что означают семь перьев в каждом крыле?

Что это значит: у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

Дети отвечают, при затруднении помогают  родители.

Воспитатель: Правильно, птицы – это месяцы. В каждом месяце по четыре недели, в каждой неделе по семь суток, в каждых сутках – день и ночь. Сейчас уже апрель. В народе говорят апрель – снегогон. Почему так говорят?

Дети: Апрель снег гонит.

Воспитатель: Как апрель снег гонит? Что происходит?

Дети: Солнце начинает пригревать, становится теплее, снег начинает таять.

Воспитатель: Правильно, снег тает, бегут ручьи. В народе еще говорят: «Апрельские ручьи землю будят». В старину люди считали, что нельзя просто сидеть и ждать, когда придет весна, её надо позвать, выкликнуть. А что для этого сочиняли люди?

Дети: Заклички.

Логопед: А вот чтобы правильно, громко и красиво спеть, мы сейчас сделаем гимнастику, чтобы хорошо работал  наш язычок и губки.

(родители с детьми выполняют вместе).

Артикуляционная гимнастика

Посмотрите, что я нашла (показываю картинки).

- свои губки округляю, весеннюю лужицу изображаю (бублик);

 - свои губки, прямо к ушкам, потяну я, как лягушка (лягушка);

 - губки хоботком тяну, подражаю, комару (хоботок);

- узкий язычок тяну – любопытную изображу змею (любопытная змейка);

- хомячок надует щёчки – у него зерно в мешочке;

- на пригорке, да на горке (язык горочкой) прыгали зайчата и катались на …(качели);

-  а на дереве пищали, сильно ротик раскрывали малые скворчата (открываем-закрываем рот);

- это к нам пришёл апрель – захватил с собой капель (лошадка).

Воспитатель: Ну, вот и молодцы! Язычки готовы работать. Давайте послушаем одну такую закличку.

Слушание заклички.

Как было принято петь заклички? Что дети делали, когда пели заклички?

Дети: Заклички пели громко, выкликивали. Дети бегали по деревне с жаворонками в руках.

Воспитатель: Из чего делали жаворонков?

Дети: Из теста.

Воспитатель: Да, правильно. Люди верили, что весну приносят на своих крыльях птицы. Птиц тоже надо было позвать. Вот и выпекали жаворонков. Кто заклички знает – выходите, весну-красну да птиц позовите!

Дети и родители выходят с жаворонками, поют заклички. (встают полукругом)

(все вместе)

Жавороночки, прилетите к нам!

Красно летечко принесите нам!

А зимушку унесите от нас!

-Весна, где была?

-В лесу зимовала, 

Огород городила,

Краски заводила,

Зорю величала,

Солнышко встречала!

- Ласточка, ласточка, милая касаточка,

Ты где была? Ты с чем пришла?

- За морем бывала, весну добывала!

Несу, несу, весну красну!

(все вместе)

Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота,

Первый март пришел –

Всех детей провел.

А за ним апрель –

Отвори окно и дверь.

А уж как пришел май –

Сколько хочешь гуляй!

Воспитатель: После пения закличек было принято сажать своих жаворонков как можно выше: на крыши, на деревья, чтобы птицы видели, что их уже ждут. Давайте и мы с вами рассадим наших птичек повыше.

Дети с помощью родителей рассаживают птичек.

Логопед: Молодцы! Вот и научились мы петь заклички, весну к нам зазывать. А сейчас мы поиграем в игру «Чья песня?». Вы слушаете и определяете, какая птичка поёт. Подсказка – голоса только перелетных птиц. А каких перелетных птиц вы знаете? Если правильно отвечаете, то на доске появляется эта птичка.  И сразу же новое задание – подберите к каждой птичке признак, т.е. какая  эта птичка?

Родители нам помогают.

Презентация «Голоса перелетных птиц».

Грач какой?- чёрный, крупный, гордый, работящие, остроклювый

Скворец какой?- пёстрый, заботливый, забавный

Ласточка какая?- маленькая, быстрая, быстрокрылая, заботливая, белогрудая

Кукушка какая?- хитрая, пестрая, беспокойна, длиннохвостая

Соловей какой?- маленький, голосистый, проворный

Журавль какой?- серый, большой, красивый, длинноногий, динношеий, длинноклювый

Гусь какой? – длинношеий, красивый, серый

Жаворонок какой? – маленький, голосистый, коричневый.

Логопед: Молодцы! Вы правильно отгадали птичек и их голоса, очень красиво описали нам птичек. А что же делают птицы после того как прилетят домой?

Дети: Вьют гнезда. Высиживают птенцов.

Логопед: Правильно. И перелетные птицы, и птицы, которые зимовали с нами, весной откладывают в гнезда яйца и высиживают птенцов. У птиц вылупляются птенцы. Давайте их назовем.

Логопед по очереди дает детям и родителям деревянное яичко, называет птицу, играющие возвращают яичко и называют птенцов птицы:

У грача – грачата

У скворца – скворчата

У гуся – гусята

У кукушки – кукушата

У журавля – журавлята

У утки – утята

У жаворонка – жаворонята

У ласточки – птенцы  ласточки

У соловья – птенцы соловья.

У аиста – аистята

У лебедя – лебедята

У стрижа - стрижата

Логопед: Вы правильно назвали всех птенцов. Птенцы вылупились, и  им надо крылышки размять. Слышите, звучит музыка, давайте-ка немного порезвимся, поиграем с мячиками. Мы сейчас все встанем около своих стульчиков.

Раздаются массажные мячики детям. Дети встают.

Логоритмическое  упражнение

«Дружно птицы полетели»

(с массажными мячиками)

Дружно птицы полетели, (бег по кругу)

Полетели и присели. (присесть)

Поклевали зернышки, (постукивание мячиком по ладошкам)

Поиграли в полюшке. (встать, перекидывание мячика из руки в руку)

Водички попили, (зажав мячик в ладошах «лодочкой», подносим ко рту)

Перышки помыли, (прокатывание мячика по рукам вверх-вниз)

Вправо-влево посмотрели (зажав мячик в ладонях, повернуть голову вправо, влево)

Песни звонкие запели! (покачивания головой вверх-вниз, мячик зажат в ладонях)

Тили – тели, тиле – тели, (бег по кругу)
С юга птицы прилетели! (плавные взмахи руками)

И спокойно сели. (складываем мячики и спокойно садимся на стульчики)

Логопед: Вот какие у нас птички красивые, и как их много! А давайте их посчитаем. Вы будете птичками, а ваши родители помогут вам. А игра называется «1, 2, 5»

(картинки с птичками раздаются детям, родителям – цифры)

Воспитатель:                        Ты приди, Весна – веснянка,

Выходи к нам на полянку!

Дружно, дружно, всем народом,

Мы пройдемся хороводом.

Песня-хоровод совместно с родителями.

Воспитатель: Мы сегодня с вами очень постарались – мы позвали птиц. А раз птицы прилетели, то наступила настоящая весна.

Фоновая музыка.

Логопед:                                  Пускай всегда такой обычай

У нас останется в стране:

Встречать с любовью стаи птичьи,

Всем сердцем радуясь весне!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Весна красна"

Открытое интегрированное занятие  по русскому народному творчеству для 1 класса...

Открытое занятие "Весна" в ясельной группе

Цель: 1. Напомнить о времени года — весне, закрепить приметы весны (трава, цветы, дождь, гром, солнце) 2. Развитие навыков основных движений под музыку, развитие эмоций, чувства ритма, координации, ра...

Открытое занятие "Весна"

Открытое занятие "Весна" по теме "Сотрудничества образовательных учреждений по преемственности дошкольного и начального школьного общего образования в рамках реализации ФГОС", пров...

Самоаналих открытого занятия "Рисуем весну"

После показа открытого занятия "Рисуем весну" был проведен самоанализ....

Открытое занятие "Весна"

Открытое занятие тема "Весна" подготовка праздничных подарков ветеранам....

Конспект занятия "Весна, весна, поди сюда!"

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с народными обрядами и обычаями, связанными со встречей весны, заучивают народные заклички, погово...