конспект занятия "Надежная защита организма"
план-конспект на тему

Фомина Татьяна Григорьевна

Занятие проводилось с группой девушек с нарушениями интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального

    обслуживания "Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1"

                                          Комитета по социальной политике

КО Н С П Е К Т

Открытого занятия по охране здоровья

Тема: "Надёжная защита организма"

                                                               Воспитатель: Фомина Т.Г.

                                                                Дата проведения: 26 марта 2014 г.

г. Петергоф

2014 г.

Тема: "Надёжная защита организма".

Цели: 1.Формировать представления о   строении и  функциях кожи.

               

              2. Развивать способность устанавливать связи между строением и  

                     функциями кожи.

                3. Воспитывать потребность содержать своё тело в чистоте.

Оборудование: плакат, лупы, зеркала, "лепестки" с заданиями для игры "Ромашка".

Литература: Т.Ю.Целоусова, Т.В. Максимова, Поурочные разработки по курсу          

                         "Окружающий мир", 3 класс.

                         Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев "Твоё здоровье. Укрепление   здоровья"."Детство-Пресс", Санкт-Петербург, 2002 г.

                         С.А.Козлова, С.Е.Шукшина. Тематический словарь в картинках.

                         "Мир человека. Я и моё тело", Москва., "ОНИКС 21 век", 2002 г.

                         А.Клэйборн, энциклопедия "Человек", Москва "РОСМЭН" 2007

      Ход занятия

Действия воспитателя

   Действия воспитанниц

I. Организационный

    момент.

   Вводная часть.

II. Основная часть.

 

1. Опыты, определяющие свойства и функции кожи.

2. Функции кожи.

3. Строение кожи.

4. Уход за кожей.

5. Игра "Ромашка"

III. Итоги занятия.

 

- Добрый день всем. Давайте начнём наше занятие с улыбок. Улыбнитесь друг другу. Думаю, что теперь в такой дружеской атмосфере мы и поговорим  о нашем здоровье.

Прочитайте плакат.    

 

-На сегодняшнем занятии мы и продолжим

изучать наш организм.

-Прежде чем мы перейдём с вами к изучению нового материала,  давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии.

- К каким органам относятся глаза?

 - Какие органы чувств вы ещё знаете?

- Сейчас мы продолжим разговор о том, что нужно делать, чтобы оставаться здоровыми, красивыми и жизнерадостными.

- Отгадайте загадку:

"Мы в неё зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому, что это…

- Правильно. Сегодня мы поговорим о коже. Как устроена кожа? Каковы её функции? Что нужно делать,

чтобы наша кожа выглядела здоровой и ухоженной?

- Вы можете сказать, чем является кожа для человека?

- А площадь кожного покрова составляет приблизительно 2,5 кв.м и кожа отвечает за множество важнейших функций нашего организма.

- Давайте проделаем несколько опытов, с помощью которых вы сможете ответить самостоятельно на некоторые вопросы.

- Посмотрите на кисти ваших рук, потрогайте кожу на них. Какая она ?

- Обратите внимание, что на местах сгибов пальцев на суставах имеются складки. Как вы думаете, для чего они? Случайно ли это?

Положите левую руку на стол ладонью вниз , а правой захватите складки кожи на суставах. Теперь медленно попытайтесь согнуть палец. Что происходит?

- Правильно. Значит, складки нужны для того, чтобы не затруднять движение пальцев рук, ног и

других частей тела. А какое свойство кожи обеспечивает образование складок?

- Под кожей находятся все наши органы. Как вы думаете, можно ли кожу порвать легко руками?

- Вы определили свойства кожи, выяснили, что она какая?

 

 - И вы уже назвали первую функцию кожи - это защитная функция.

 

- Теперь возьмите лупы и посмотрите через них на кожу. Что вы увидели?

- А как называются эти отверстия? И для чего они нужны?

- Действительно, кожа впитывает свежий воздух, кислород, который необходим для всех клеточек нашего организма.

- Кто из вас знает, как называется эта функция кожи?

- Перейдём к следующему опыту. Дотроньтесь пальцем до лба, а теперь приложите палец к зеркалу, что вы видите?

- Это говорит о том, что наша кожа богата железами, которые вырабатывают кожное сало. Как вы думаете, для чего коже необходим жир?

- Подумайте и ответьте, что ещё выделяется через поры

из нашего организма?

- Правильно. В жару потовые железы начинают усиленно вырабатывать пот, и кожа становится влажной. Превращаясь в водяной пар, пот улетучивается с поверхности кожи и забирает излишки тепла. В результате тело охлаждается.  

- Давайте выясним, как кожа ведёт себя в мороз. Когда вы рассматривали кожу через лупу, что вы видели кроме пор?

-Это так. Вспомните ,что появляется на коже, когда вам холодно?

- Вставшие торчком волосы задерживают у поверхности кожи тёплый воздух, и мы меньше мёрзнем.

- Таким образом,  наша кожа является и обогревателем и охладителем. Следовательно, она выполняет теплообменную функцию.

- Теперь возьмите сосновую иголочку и уколите себя. Что вы почувствовали?

- А если бы это была настоящая иголка? Что бы вы ощутили?

-Действительно, вы бы почувствовали боль, так же, как при порезах или ушибах

А почему это происходит?

-Эти нервные окончания называются рецепторами. И способность кожи реагировать на порезы, ушибы, ожоги называется рецепторной функцией.

 - Итак, с какими функциями кожи вы познакомились?

- А сейчас я расскажу вам об одном случае, который произошёл в 1646 году в Италии. В одном роскошном замке состоялось праздничное шествие, которое возглавлял "золотой" мальчик. Он олицетворял собой "Золотой век" – так называли то время. Тело мальчика было сплошь покрыто золотой краской. Но эта забава для мальчика закончилась плохо. Про него забыли и он всю ночь провёл на каменном полу замка. После

этого он заболел и умер. Как вы думаете, почему это произошло? Какая функция кожи была нарушена?

- Правильно, краска

проникла через поры в сосуды, расширила их и нарушила теплообменную функцию кожи.

- Сейчас мы поговорим с вами о строении кожи. Кожа состоит из 3-х слоёв. Вы, наверное, замечали, что кожа шелушится, её верхний слой стареет и осыпается, а под ним уже готов новый слой. Верхний слой, наружная оболочка, называется  "эпидермис". Вы можете сказать, какую функцию выполняет верхний слой кожи?

- Второй слой – сама кожа  или дерма. В ней расположены сальные   и потовые железы. Потовые железы участвуют в обмене веществ и выводят из организма вредные вещества. Как вы думаете, что ещё расположено в самой коже?

- Третий слой – подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

- Назовите ещё раз все три слоя кожи.

Кожа – удивительное изобретение природы и она дана человеку на всю жизнь.

Кожа должна дышать и только тогда она будет гладкой и красивой. А что надо делать для этого?

- Давайте поиграем с вами и вы сами расскажите, как вы соблюдаете правила гигиены.

 

( Как я забочусь о своей коже:

- Раз в неделю я мою всё тело с мочалкой и гелем.

- Я всегда мою руки, придя с улицы, после туалета, перед едой.

- Перед сном я принимаю душ.

- Каждый день я меняю носки и нижнее бельё.

- Я пользуюсь только своими туалетными принадлежностями.

- Я не надеваю чужую обувь и одежду.

- Я одеваюсь по погоде самостоятельно.

- Я самостоятельно слежу за ногтями).

-  Что можно ещё делать, чтобы кожа оставалась здоровой и красивой?

- Покажите, пожалуйста, какие именно.

- В заключении мы покажем вам, как начиналось утро французского короля 300 лет назад.

Утро начиналось с одевания, которое длилось очень долго, а вот умывание… Королю подносили красивую чашу, на дне которой плескалось немного воды. Король смачивал кончики пальцев, слегка дотрагивался ими до век и…на этом утренний туалет заканчивался. Мыться целиком в те времена, было не принято. А для того, чтобы заглушить неприятные запахи, богатые люди пользовались духами.

Но на Руси люди были всегда чистоплотные. Иностранцы каждый раз удивлялись, что русские так часто ходят в баню.

- Итак, сегодня вы познакомились с функциями кожи, её строением. Закрепили правила личной гигиены.

- Назовите основные функции  кожи.

- Из скольких слоёв состоит кожа,   назовите их.

"Чтобы сильным и здоровым стать,

Нужно организм наш изучать"

-На прошлом занятии речь шла о глазах.

- К органам чувств.

- Ответы воспитанниц.

-  Кожа.

- Это наша внешняя оболочка и самый большой орган нашего тела. Кожа весит около 3 кг.

- Кожа гладкая, мягкая, тонкая под ней видны сосуды.

- Без складок на коже палец трудно согнуть.

- Кожа может растягиваться, она эластичная и способна увеличиваться в размере. Когда человек растёт, прибавляет в весе, его кожа растягивается, плотно облегает тело.

- Нет. Кожа достаточно прочная и выполняет защитную функцию.

-Гладкая, мягкая, прочная, эластичная.

- Маленькие отверстия.

- Это поры и кожа дышит через них.

- Эта функция кожи называется дыхательной.

- На зеркале осталось жирное пятно.

- Жир смазывает кожу, делает её мягкой и эластичной.

- Кроме того, жир покрывает тонкой плёнкой всю кожу, закрывает поры и преграждает путь микробам.

- Через поры выделяется пот, который предохраняет

наше тело от перегрева, поддерживает нормальную температуру.

 

- Маленькие волосики

- Появляются пупырышки и волосики встают торчком.

- Укол.

- Мы почувствовали бы тогда боль.

- Наша кожа богата нервными окончаниями, поэтому она чувствует холод, жару, боль.

 

- Ответы воспитанниц.

- Теплообменная.

- Наружная оболочка выполняет защитную функцию. Она предохраняет кожу от повреждений. В этом слое находятся поры, через которые кожа дышит.

- В коже расположены сосуды и нервы. Поэтому она очень чувствительна к холоду, жаре, боли.

- Ответы воспитанниц.

- Надо соблюдать правила гигиены.

- Для этого можно использовать различные косметические средства.

- (воспитанницы демонстрируют крема, лосьоны, молочко для ухода за кожей лица; крема для ног и рук; пилочки).

- Воспитанницы разыгрывают сценку.

- Ответы воспитанниц.

- Ответы воспитанниц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предмету основы медицинских знаний на тему: Способы защиты организма от инфекционных заболеваний. Иммунитет

Вид занятия:  урок Форма проведения занятия:урок усвоения новых знаний Продолжительность занятия:40 минут Место проведения занятия:учебный кабинет Цели занятия: Дидактическая: сформировать ...

План-конспект урока: "Защита окружающей среды". ("Protection of the Environment".) УМК "Enjoy English", автор Биболетова М. З., 8 класс.

Данный план урока уникален и может подойти ко многим УМК. Тема урока очень актуальна и набор лексики подходит не только к данной возрастной группе, но и к более старшим  классам. В плане указаны ...

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией" 8 класс

Урок по теме "Борьба организма с инфекцией" основан на принципах деятельностного подхода. Все задания подобраны с расчётом на самостоятельную деятельность учащихся....

план-конспект урока "Взаимосвязи организмов в сообществах. Пищевые цепи"

Краткий план-конспект урока показывает основную идею. Урок представляет творческие отчёты групп по ранее заданной теме. Обучающимся было предложено представить материал на тему "взаимосвязи организмов...

Кожа - надежная защита организма

Урок СБО 8 класс для коррекционной школы - интерната...

презентация на тему Способы защиты организмов

презентация может быть использована на уроках биологии, экологии...

Конспект урока природоведения в 5 классе по теме: «Кожа – надежная защита организма».

Представлен урок изучения нового материала с компьютерной презентацией  для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Данный урок построен на проблемной основе с использованием элементов моделиро...