«Использование сказкотерапии и игровых методик при фонетическом разборе слова у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
статья на тему
«Использование сказкотерапии и игровых методик при фонетическом разборе слова у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 793.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование сказкотерапии и игровых методик при фонетическом разборе слова у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Яворская Наталья Алексеевна
ГБОУ Школа 810 учитель-логопед
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин
«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться» - писал Л. С. Выготский.
Главная наша задача сделать процесс обучения интересным и познавательным.
Сказка одно из самых доступных средств воспитания и развития ребенка, арттерапевтических методов.
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин
Компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (опредения QCA).
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетенции которыми должен обладать ученик школы:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
Основной источник умственного развития школьников – осознание ими мыслительного процесса. Для мыслительной деятельности необходимо, чтобы ребенок умел осознавать (рефлексировать) её процесс и включённые в неё операции. По мнению психологов, осознание способов своего мышления служит показателем более высокого этапа умственного развития.
Осознанность мыслительной деятельности проявляется в возможности выразить в слове или в других символах (графики, схемы, рисунки и т.д.) не только её результат, но и способы, с помощью которых этот результат был получен. Ребёнок должен осознавать ту мыслительную операцию, которая стала предметом целенаправленной активности и сформировалась в деятельности.
«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться» - писал Л. С. Выготский.
Если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то вырабатываются такие нейротрансмиттеры, как гамма-аминомасляная кислота, ацетилхолин, интерферон и интерклейкины. Они активизируют мышление и делают запоминание и усвоение более эффективным. Если же процессы обучения построены на негативных эмоциях, то высвобождаются адреналин и кортизол, которые снижают способность к обучению и запоминанию.
Нейромедиа́торы (нейротрансмиттеры, посредники) — биологически активные химические вещества, посредством которых осуществляется передача электрического импульса с нервной клетки через синаптическое пространство между нейронами.
Поэтому главная наша задача сделать процесс обучения интересным и познавательным.
В связи с данными исследованиями я постоянно думала, как это осуществить и самое главное- вовлечь ребенка в самостоятельную деятельность при фонетическом разборе слова? И пришла к выводу, что необходима сказкотерапия и игровые приемы.
Почему сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте?
Сказка одно из самых доступных средств воспитания и развития ребенка, арттерапевтических методов.
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Специалисты утверждают, что метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Психологи, применяющие сказки, метафоры в работе с клиентами, часто отмечают, что на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако, положительный эффект от работы все равно присутствует, т.е. изменения часто происходят на подсознательном уровне.
Одной из тяжелых для восприятия тем у детей дошкольного возраста и мл. школьного является фонетический разбор слова, поэтому я решила придумать сказки на заданную тему и игровые приемы, чтобы сделать эту форму работы более увлекательной и интересной.
Основные направления работы:
- упорядочение имеющихся у детей фонематических представлений;
- развитие у детей звуковых и фонематических обобщений;
- развитие аналитико-синтетических процессов для успешного оперирования данными фонематическими единицами;
-совершенствование устной и письменной формы речи, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения;
- формировать навыки, связанные с умением контролировать свою деятельность по заданному плану;
- обеспечить познавательное и речевое развитие;
- сплочение коллектива детей, воспитание чувство принадлежности к группе;
- учить говорить о сказке;
- развивать навыки социального поведения (профилактика агрессивного поведения);
В своей работе я использую множество образов и из других методик: Ткаченко Т.А – для умения считывать артикулему с губ
, игры Свадковской Е.И.,
С.Е. Большаковой для идентификации звука, как двигательного образа, для упорядочения ритма слова технологию Атамановой Н.Б. «Логоладошки».
Дети в начале обучения знакомятся с органами артикуляции, при этом обязательным является прием С.Е.Большаковой ладошка открытая –гласная, кулак –согласная.
Когда знакомимся с гласными играем в игру «Девочки –мальчики». Называю звуки, дети обязательно смотрят в зеркало и анализируют что работает? Если ничто не мешает, то девочки встают и бегут по кругу или поют гласный звук, а если есть преграда, то мальчики кулачками упираются в кулачок другого, чтобы ощутить эту силу нажатия (этот метод воздействует на самый ранний рефлекс воздействия на тело и вызывает сопротивление, формируя понятие, что есть преграда. Хочу акцентировать на этом приеме ваше внимание, мальчикам он очень нравится (они тренируют свою силу), но девочки тоже вовлекаются в этот прием. Также мы постепенно все гласные поселяем на кончики пальцев: 1 –а, 2-о, 3-у, 4-ы, 5- э и на ладошку и. В конце ознакомления все имеют у себя логоладошку с гласными буквами или звуковыми символами- это проект каждого ребенка. После отработки гласных учащиеся и воспитанники не нуждаются в зрительном образе, так как на всех занятиях припевают гласные звуки и повторяют, кто живет на пальчиках, а кто на ладошке и почему.
2 этап: ознакомление с согласными и понятие слогослияния:
Мы уже с вами поняли, что образ и тактильные ощущения помогают каждый раз ребенку идентифицировать кто ты звук? Гласный –девочка, согласный – мальчик. Настал момент подружится мальчикам и девочкам и образовать слог. Папа стал первым, чтобы защищать от невзгод свою семью, а мама позади. Определяем, что показывает нам гласная, какой будет папа строгий или добрый (твердый или мягкий согласный), постепенно дети закрепляют понятие, что 1-5 кончик пальцев живут гласные, которые замораживают, а на ладошке гласная которая погладит и папа станет добрым и ласковым. Тут же отрабатываю понятие сколько гласных звуков 5 и 1=6, дети показывают пальчики и прикладывают еще один на ладошку.
3 этап, где я использую свои сказки- это понятие йотированных гласных.
Сказка «Как Йотик ходил в гости к гласным». Сказка интерактивная, дети вовлекаются в постоянный анализ где жил Йотик, почему он там живет, почему не может жить среди гласных. Образ малыша, очень нравится детям. Дети стараются идентифицировать себя с ним, что и является главной задачей. Вторая сказка «Как гласные были на приеме у царицы Грамматики». Третья сказка «Как все подружились». После этого дети играют в игру с рюкзачком «Кто в рюкзачке?». Дифференцируются понятия парные гласные, почему они дружат и чем они отличаются, какая из мам носит малыша. Для чего это нужно, чтобы отдать папе, который станет добрым и ласковым, а мама опасной; папа строгий, а мама – хорошая. Школьники обязательно в дальнейшем работают с цветными карандашами при письме слогов: синий- тв. Согл., красный-гл. 1 ряда, зеленый- мягк. Согл, розовый – гл. 2 ряда.
А зачем ь и ъ знаки- ь собачка, полижет станет приятно, человек становится добрым, ласковым, но она ничего не говорит по человечьи, а значит не обозначает звука; ъ знак –дедушка, который хочет, чтобы мальчики не подрались и разъединяет согласные звуки между собой.
Так каждый раз ребенок анализирует, прежде чем перевести какой это звук в графему ему необходимо выполнить фонематический анализ. Если ученик не свяжет звуки и графемы в единую цепь, то мы в его работах будем наблюдать множественные ошибки, что в последующем не дает ему возможности освоить новый уровень письма морфемный, так как он систематически будет встречаться со своей проблемой, при этом формируется негативизм к данному виду работы и как следствие не переход на следующий уровень, когда в предыдущем есть провалы.
Также мы не однократно тренируем видение слогослияния перед детьми выкладываются звуки в виде знаков гласные, по методике Т.А. Ткаченко, а согласный квадрат синий и зеленый. Находим гласный и понятие предшествующий согласный тренируем наложением гласного на согласный – подружили.
Ребенок, двигая, оперируя этими понятиями осознаёт данные слова и в последующем начинает двигать ручкой от гласного к предшествующему согласному, а не последующему. Далее появляются короткие слова с примыканием типа мак, нашли слогослияние, но остался еще один согласный, а это кто задают вопрос дети. Очень просто – это их малыш, он всегда будет идти к ближайшей маме.
Следующим этапом является появление 2 гласной. Ребята, а в нашем доме появилось 2 семейки, их нужно обязательно разделить по комнаткам иначе будет ссора между ними, нужно поставить дверку. Где заканчивается 1 семейка и начинается 2 поставим дверку.
Понятие между, тоже страдает у детей ОВЗ, потому вновь они двигают руками перемещая эту палочку включая поиск места между. Палочкой может быть все что есть под рукой-карандаш, ручка или как у нас специальная полоска коричневого цвета. Сложности возникают если в слове есть слоги с примыканием, тогда я обращаюсь к вниманию детей важно правильно определить семью малыша, иначе вы его отправите к другой маме, а вы хотите к другой маме? Тогда будьте внимательны! Если появляются такие ошибки обращаюсь к детям, которые сделали с просьбой помочь нам. В семье может быть и 2, 3 … малыша, главное их правильно поместить в свою семью.
Обратный слог- мама стала первой и ведет папу. Вот все расселены по комнатам, необходимо определить королеву –гласный ударный, погладим слово (прием В.Д. Мазиной) и «наденем» ей корону, дети берут кристаллик из магазина фикспрайс и кладут его сверху. Вот мы и определили ударный гласный, а что же будет делать вторая гласная, она поплачет и станет пираткой. Почему? А она хочет, чтобы мы ее тоже сделали королевой. Таким образом мы подводим к понятию безударной гласной слова.
А что же делать с парными согласными – это близнецы которые любят играть в игру «Угадай кто я?», конечно же обязательное уточнение перед зеркалом, что работает одинаково и чем они похожи, но все же есть и отличия (если горлышко дрожит, значит звонкий звук бежит ну а если не дрожит глухой дедушка сидит). Что же делать с согласными всегда твердыми, а они хотят, чтобы мы помнили их особенность, поэтому придумали много правил. (сказка «Про то как гласная и спасла ж и ш»). Еще парные согласные любят оглушать предшествующий согласный, я глухой, и ты станешь таким. И так далее по правилам.
Когда ребенок самостоятельно оперирует понятиями и выполняет эти действия во внешнем плане, постепенно формируя осознанное внутреннее программирование, а значит формируется компетенция в данном вопросе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка игрового занятия по информатике для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Предметы. Группы предметов".
Данная разработка представляет собою рабочую презентацию-тренажер по теме "Группы предметов", конспект занятия с детьми младшего школьного возраста или дошкольного возраста, свидетельство "Путешествен...
Сценарий игровой программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В гостях у игрушек»
Сценарий разработалаКостина Ирина Юрьевнаруководитель структурного подразделения ЦДТ «Царицыно»...
«Развитие гибкости и координации детей дошкольного и младшего школьного возраста через игровой стретчинг. Релаксационные упражнения». (Из опыта работы).
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Особенности художественной гимнастики как вида спорта…....22. Что такое игровой стретчинг?...........................................................5...
Мастер – класс по теме «Игровой метод в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Мастер – класс по теме«Игровой метод в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста»...
Танцевально-игровая гимнастика с предметами (гимнастическая палка) для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Уникальность, своеобразие, эксклюзивность в упражнениях с палкой состоит в том, что, развивая силу рук, ног, пресса, шлифуем координацию, ловкость, формируем пространственное чувство и равновесие, укр...
Методическая разработка на тему Танцевально-игровая гимнастика с предметами для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Методическая разработка на тему Танцевально-игровая гимнастика с предметами для детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Методика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста музыкально-ритмическим движениям
Данный материал позволит ознакомиться с принципами развития музыкально – ритмических движений у дошкольников и младших школьников, понакомиться с методикой обучения музыкально – ритмически...