Игры, упражнения, рекомендации. по профориентации.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
Подбоpка интеpесных, pазвивающих игp и упpажнения по пpофоpиентации, содействуют направлению на активизации деятельности личности по профессиональному самоопределению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подборка игр, упражнений, рекомендаций для профориентации школьников. | 43.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры по профориентации, рекомендации.
Рекомендации, подборка игр по профориентации разработана в помощь педагогам. Составила: Дубовая Инна Вениаминовна
Цель: Игры, упражнения направить на активизацию деятельности личности по профессиональному самоопределению.
Пассивные формы профориентации –
школьные мероприятия:
- «Встречи с профессией»,
- вечера встреч со специалистами.
- беседы о профессиях,
- тематические вечера «Кем быть?», «Займи свое место в трудовом строю»,
- проведение викторин на знание техники, оформление
- проведение викторин на знание специальностей, оформление.
- стенды и витрины «Профессии».
- посещения школьниками предприятий и учреждений.
- выступление профессионалов, преподавателей, ветеранов, ученых.
Активные формы профориентации.
- организуемые в школах различные детские и юношеские спортивные лагеря, клубы юных техников, радистов, детские морские, железнодорожные и т.п. клубы.
- развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам.
- рубрики и разделы в газетах, посвященные целям профессиональной ориентации.
- Изучение справочной литературы: книги, рекламные проспекты, красочные плакаты, фотоальбомы, в которых рассказывается об истории училища, о его выпускниках, о содержании профессии, о жизни.
- профориентационные фильмы, подборка художественных фильмов по рабочим специальностям, которые повышают престиж профессий, формируют профессиональную направленность.
- профориентационная работа центров занятости населения.
Важный фактор подготовки молодежи к выбору профессии - семейные традиции.
кабинеты «Профессий», бюро по трудоустройству молодежи
Прямые методы - личностные опросники интересов:
- дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО), ( Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) предназначен для определения самооценки склонностей человека к той или иной сфере дейтельности в соответствии с квалификацией профессий по объектам, на которые деятельность направлена. Данные профессиональные области характеризуются пятью типами связей:
- "человек-человек",
- "человек-художественный образ",
- "человек-техника",
- "человек-знаковая система",
- "человек-природа".
Методы профессионального воспитания:
- методы формирования необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.);
- методы организации познавательной и практической деятельности (поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных ситуаций);
- методы стимулирования ориентации на профессиональную подготовку (состязания, деловые игры, средства материального и морального поощрения, порицание); Для формирования профессиональной направленности необходимо широко использовать метод убеждения.
Игра «Поступь профессионала»
оформление
Количество игроков: от 6-8 до 15 человек.
Дополнительно: бумага, ручки.
Ведущий предлагает всем рассчитаться по порядку номеров.
Каждый достает листочек бумаги и проставляет на нем в столбик столько номеров, сколько оказалось участников игры.
Общая инструкция: «Данное игровое упражнение одновременно очень необычное и очень простое. Мы попробуем изобразить те или иные профессии с помощью походки, ведь можно же изображать разные вещи и явления с помощью жестов, мимики, различных поз. Сначала каждый должен выбрать для себя профессию, которую он захочет представить с помощью своей походки. Сейчас каждый из Вас по очереди встанет со своего места, спокойно подойдет ко мне и очень тихо (шепотом) скажет мне на ухо, какого профессионала он хотел изобразить с помощью своей походки. После этого он так же тихо пройдет на свое место. Остальные должны будут внимательно наблюдать за походкой очередного игрока, а в своих листочках напротив номера этого игрока написать ту профессию, которая напомнила ту и или иную профессию. Известно ведь, что по походке можно иногда узнать (угадать), работает человек грузчиком или артистом балета, военным или бухгалтером и т.д.». Ведущий записывает в своем листочке, какой номер, какую именно профессию хотел представить своей походкой. Далее ведущий быстро собирает у игроков их листочки с записями и перемешивает их.
При подведении итогов ведущий берет первый листочек и зачитывает профессию напротив первого номера, затем берет второй листочек и также зачитывает профессию напротив первого номера и т.д. После этого он говорит, какую же профессию хотел представить своей походкой сам игрок. Делается это для того, чтобы сравнить задуманную игроком профессию и то, что из этого получилось. Далее он переходит ко второму номеру и т. д.
Упражнение «Кем быть?»
Игра «Самая – самая»
Игра «Ассоциация»
Упражнение «В детстве я хотел быть...»
Игра «Приемная комиссия»
Профориентационная игра «Выпускник»
Упражнение «Выбор»
Игра «Круг»
Упражнение «Профессия на букву»
Игра «Кто есть кто?»
Игра «Цепочка профессий»
Собеседование с работодателем
Упражнение «За что я благодарен судьбе»
Психогимнастика «Моя мечта»
Рефлексия «Поговорки – зеркало настроения».
Угадай профессию
Упражнение «Кем быть?»
Разработка игр.
Упражнение «Кем быть?»
Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора.
Порядок исследования. Ребятам предлагается:
нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись;
написать мини-рассказ «Кем я хочу стать и почему?»
Игра «Самая – самая»
Количество игроков: от 6-8 до 10-15.
Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, больше подходят к данной характеристике. К примеру, характеристика – самая денежная профессия, – какие профессии являются самыми-самыми денежными?».
Ведущий, называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.
Далее называется следующая характеристика и т.д. Таких характеристик должно быть не более 5-7.
Ведущий выписывает 3-5 наиболее «прозвучавших» вариантов, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение «самой-самой» профессии.
Для того чтобы упражнение проходило более интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Это могут быть, например, такие характеристики: «самая зеленая профессия», «самая сладкая профессия», «самая волосатая профессия», «самая профессия», «самая детская профессия», «самая смешная профессия» и «самая красочная профессия». т.д.
Игра «Ассоциация»
Цель игры: выявить истинное отношение школьников к разным профессиям и, по возможности, подкорректировать это отношение.
Условия проведения игры. Участвует весь класс (учащиеся 9 классов). Время на первое проигрывание – 15 минут, последующие проигрывания – по 5-7 минут. Для игры необходима классная доска.
Процедура проведения игры. Игра начинается без явно выраженного подготовительного этапа (вхождение в игру осуществляется на первых 2-х этапах).
1 этап. Объявляется название игры и по желанию выбираются 3 главных игрока.
2 этап. Объявляются условие игры:
Инструкция: Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-либо профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют угадать ее с помощью ассоциативных вопросов. Например: «Какого цвета эта профессия?», «На какую мебель похожа, какой инструмент?» и т.д.
Целесообразно потренироваться на одном примере. Взять для разбора профессию, например: «маляр» и показать, что цвет этой профессии скорее всего может быть разноцветный, запах – что-то связанное с краской, мебель-её может не быть, но есть стремянка.
3 этап. Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать только по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течении 2-3 минут продумаете свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке угадать профессию».
4 этап. 2-3 человека выходят из класса. Класс быстро загадывает профессию, а ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящим ответам.
5 этап. Ведущий приглашает отгадывающих, которые по очереди задают вопросы классу. Сам ведущий кратко записывает на доске вопросы – ответы, следит за тем, чтобы вопросы задавались конкретным учащимся, а не всему классу, следит за динамикой игры.
6 этап. Когда все вопросы и ответы произнесены (и записаны на доске), ведущий предлагает в течение одной минуты обдумать трем отгадывающим свои ответы. В этот момент ведущий предлагает классу посмотреть на доску и молча подумать, чьи ответы на вопросы были не очень удачными.
7 этап. Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией, например, загадана профессия штукатур, а ответы такие: мастер отделочных работ, маляр. Как видно, штукатур, маляр, мастер отделочных работ довольно близкие виды деятельности. Право определить, отгадали школьники профессию или нет, должно быть предоставлено классу. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, называется.
Обсуждение игры. Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если класс не согласен с ответом, можно попросить ученика, давшего такой ответ, дать объяснение: нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер», на вопрос «какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл. При выявлении неудачных ответов классу предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии; участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом представления учеников о профессии. У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл.
Диагностические возможности игры. Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку роль этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о классе в целом и об отдельных учащихся, так как за один урок в игре могут принять активное участие многие школьники.
Упражнение «В детстве я хотел быть...»
Цель: Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
Время проведения: 15-30 мин.
Ход упражнения: Каждому участнику предлагается в течение трех минут написать на анонимной карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и раздает участникам в случайном порядке. Каждый должен «вжиться» в образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли это желание сейчас у этого человека, когда человек повзрослел, и если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.
Игра «Приемная комиссия»
Цель игры – знакомство с требованиями при приеме в учебные заведения или на работу. Игра рассчитана на учащихся 8-9 классов. В игре могут участвовать от 3 до 10 человек. Для игры необходимо иметь конкретную справочную литературу («Справочник для поступающих , ПУ и ПЛ»), а ведущий должен знать особенности поступления (учебы или работы) в конкретное учебное заведение или на предприятие.
Процедура проведения игры.
1 этап. Ведущий знакомит участников с общей инструкцией.
Инструкция: «Все вы скоро будете куда-то поступать: в училища, техникумы, оформляться на работу. Давайте пофантазируем и представим, что для поступления не нужно сдавать никаких экзаменов, а нужно пройти собеседование с членами приемной комиссии, которая и решит, зачислять Вас или не зачислять.
В нашей игре будет приемная комиссия и поступающие. Посмотрим, многим ли удастся поступить?».
2 этап. Выбирается приемная комиссия из 2-5 человек ( в зависимости от количества учащихся) и решается вопрос, какое учебное заведение будет представлено в игре. Ведущий может в обязательном порядке предложить наиболее престижное учебное заведение или наименее престижное предприятие), сказав, что в следующих проигрываниях будут другие учебные заведения.
3 этап. Подготовка к игре. Члены приемной комиссии знакомятся с учебным заведением (читают рекламные проспекты, требования к личным профессиональным качествам, медицинские противопоказания заранее подготовленных ведущим) и вырабатывают главные критерии отбора, например:
- знание будущей профессии,
- желание учиться в данном учебном заведении,
- профессиональные качества,
- поведению,
- воспитанность и т.п.
Ведущий предлагает остальным учащимся подумать, чем они могут понравиться приемной комиссии и поступить в данное заведение. Время на подготовку может занять от 5 до 10 минут.
4 этап. Учащиеся по очереди пробуют поступить в учебное заведение. На одну попытку дается от 5 до 15 минут, в зависимости от числа играющих.
5 этап. Обсуждение игры.
Ведущий должен сказать учащимся, какова реальная ситуация при поступление в данное учебное заведение.
Диагностические возможности игры.
Выявляются знания об условиях поступления, обучения, возможностях работы после окончания того или иного учебного заведения или при устройстве на работу.
Профориентационная игра «Выпускник»
Цель: создание позитивного привлекательного образа выпускника школы.
Для проведения игры создаются 4 команды по 5 - 6 человек. Для каждой команды выделен отдельный стол, вокруг которого и располагаются ее члены. Игра состоит из нескольких этапов. Игру проводит психолог со своими помощниками.
- Введение. Участникам напоминается легенда о Пигмалионе, скульпторе, который создал статую, в которую влюбился, от чего она ожила. Предложив воспринимать легенду как метафору, школьников просят создать такой образ выпускника школы, который был бы столь привлекательным, что в него можно было бы влюбиться, и тогда мы без сомнения получим таких выпускников в реальности.
- «Волшебный магазин». «Представьте, что в вашу школу приехал волшебник со своим волшебным магазином. В этом магазине есть все человеческие качества, которые только можно представить. Каждому участнику игры можно приобрести по одному качеству, которое команда сможет использовать для того, чтобы "вылепить" свой образ выпускника».
- Команды некоторое время обсуждают, какими качествами должен обладать выпускник, чтобы достичь успеха в жизни, чтобы реализовать свои способности. А затем каждый участник «покупает» у волшебника необходимое качество. Ведущий пишет название качества на цветном картоне (у каждой команды свой цвет). Когда все участники игры «купили» для своей команды качество, каждая команда составляет характеристику выпускника, используя имеющиеся у нее качества. Получившаяся характеристика оглашается.
- Команды обмениваются мнениями о получившихся образах выпускника у других команд, о достоинствах и недостатках таких выпускников. Команда оценивает работу других команд, распределяя оценки 1, 2, 3 – чем больше нравится образ выпускника, тем меньше оценка (как места в соревнованиях). Для распределения мест можно выдавать жетоны с соответствующими цифрами.
- Оставшиеся члены команды рисуют символы для качеств, которые были «куплены» их командой. Если игра проходит со зрителями, то во время работы команд можно попросить некоторых зрителей высказать свое мнение о представленных образах (работа какой команды больше понравилась, почему, что можно было бы сделать иначе?).
- Группа представителей от команд оглашает получившуюся у них характеристику. Называют необходимые качества и чего можно достичь, обладая такими качествами. Картонные таблички с выбранными качествами вывешиваются для всеобщего обозрения. Там, скорее всего, окажутся таблички разного цвета (разных команд) и разного ранга (цифра на обороте).
- Каждая команда предлагает способы воспитания у себя таких качеств, что надо делать, чтобы стать таким выпускником. Команды выбирают для этого «свои» качества, качества, написанные на табличках командного цвета.
- Рядом с выставленными табличками – качествами располагают рисунки-символы, соответствующие этим качествам и объявляется конкурс на лучшую эмблему (герб) выпускников нашей школы. В эмблеме рекомендуется использовать созданные символы.
- Каждый участник игры на отдельном листочке пишет свои личные впечатления об игре, о том, какие качества лично он считает важными для выпускника школы, нравится ли ему получившийся образ выпускника.
- Подводятся итоги игры. Возможно формальное выявление команды – победительницы. Для этого надо сложить рейтинги на карточках одного цвета. А к ним прибавить места, полученные на этапе 4. Команда, цвет которой получил наименьшую сумму, может быть объявлена победительницей.
Упражнение «Выбор»
Ведущий. Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время... Вам необходимо выработать план действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования...
Необходимо письменно ответить на вопросы:
- В каком городе или даже стране вы находитесь?
- Какое у вас время года?
- Что вы будете делать? Каковы ваши действия?
- Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)
- Что будет потом?
В общем, устройте свою жизнь. Время работы 30 минут.
Ведущий. Время истекло. Пожалуйста, давайте обсудим ваши действия. Происходит обсуждение. Делается вывод о том, что подсобные работы – это временный заработок, а в целом необходимо учиться. Для того чтобы учиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы.
Учащиеся, моделируя ситуации, учатся и приобретают навыки рефлексии. Это упражнение ориентирует на осознание необходимости получения участниками профессионального образования. Занятие настраивает на самопознание. От ведущего требуется максимум собранности. Участники задают много вопросов.
Игра «Круг»
Цель: изучение учащимися своих склонностей, выявление предпочтений к определенным видам деятельности, формирование мотивов сознательного выбора профиля деятельности.
Ведущий. Станьте в круг. Вам необходимо по очереди называть лучшее качество человека, стоящего от вас слева. Первый называет качество; затем второй, повторяет это качество, а также называет качество третьего; третий за первым и вторым повторяет и называет качество четвертого и т.д. по принципу «снежного кома».
Упражнение «Профессия на букву»
Цель упражнения – расширение знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
Время проведения: 5 – 15 минут.
Упражнение проводится в круге и носит разминочный характер.
- Общая инструкция:
Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача – показать, что мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву. - Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно правильных) названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Учащимся важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.
Ведущему желательно больше 5 – 7 букв не предлагать, иначе игра перестанет быть увлекательной для участников. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (м, н, о), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я). - При работе с большой группой можно разбиться на 2-3 команды и выяснять, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность действий каждой команды на доске (например, удачный ответ отмечается плюсом, а неудачный – минусом), тогда игра станет более наглядной и интересной.
У ведущего в данном упражнении имеются возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях
Игра «Кто есть кто?»
Смысл игрового упражнения – дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге. Игра проводится в круге, но возможен вариант проведения ее в классе. В игре могут участвовать от 6 – 8 до 12 – 15 человек. Время на первое проигрывание – 5 – 7 минут.1. Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени.
Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)».
Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.
Если игроков немного (6 – 8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой – на одного человека, другой – на другого). Для большего количества участников лучше всё это проделывать одной рукой, иначе будет путаница.
2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей об раз, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.
Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за партами, то все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте игры, школьникам намного проще сосчитать самим, сколько товарищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге, где все сидят плотно друг с другом, в классе больше простора и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу. В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участниками.
Игра «Цепочка профессий»
Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы «зацикливаясь» на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие, же характеристики могут встречаться во многих профессиях. Проводить упражнение лучше в круге. Число участников от 6 – 8 до 15 – 20. Время проведения от 7 – 10 до 15 минут.
Основные этапы. Инструкция:
- Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами.
- По ходу игры ведущий, иногда задает уточняющие вопросы, типа: «В чем же сходство вашей профессии с только что названной?». Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
- При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. Например, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине – с автотранспортом, а в конце – с балетом ( Для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург – повар – мясник – слесарь (тоже рубит, но металл) – автослесарь – таксист – сатирик эстрадный (тоже зубы заговаривает) – артист драмтеатра – артист балета и т.д.. Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствует о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.
Обычно больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.
Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер. Если школьники находят более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество – это один из показателей того, что игра получается.
В конце игры ведущий благодарит всех участников.
Собеседование с работодателем
Цель упражнения: выработка навыков эффективной самопрезентации.
Каждый участник пробует себя в роли соискателя. Кто-либо из членов группы играет роль работодателя (вопросы можно составить заранее). Примерно: –Расскажите не много о себе? Пользуетесь компьютером? Кем вы хотели бы устроиться ? Какими профессиональными качествами вы обладаете? Не помешает ли ваша личная жизнь данной работе, если нужно задержаться на работе и закончить срочную работу? Почему вы выбрали эту профессию? У вас есть хобби, интересы? Назовите черты своего характера, которую вы хотели бы исправить. Почему? Каким бы вы хотели видеть своего начальника? Остальные участники внимательно слушают и участвуют в обсуждении. Потом проигрывают ту же роль другая пара.
Упражнение «За что я благодарен судьбе»
Цель: развитие чувства оптимизма, общего позитивного настроя.
Описание. Предложить участникам составить список, за что каждый из них может быть благодарен судьбе. Список должен содержать не менее 10 пунктов. Затем желающие зачитывают свой список, после этого идет обмен впечатлениями от выполненного упражнения. Ведущий подводит участников к пониманию того, что в жизни огромное количество позитивных моментов, иногда незаметных на первый взгляд, за которые можно благодарить свою судьбу.
Психогимнастика «Моя мечта»
Инструкция: Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…(звучит музыка).
Представьте себе, что прошло 5 лет, и ваша мечта сбылась. Вы видите, как занимаете любимым делом, вас окружают дорогие вам люди и много, много хорошего. Постарайтесь представить это, увидеть.
А теперь прислушайтесь к своему дыханию, вспомните, кто находится с вами рядом, и возвращайтесь к нам.
Рефлексия «Поговорки – зеркало настроения».
Из предложенных поговорок выберите ту, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию на сегодняшнем занятии:
- Дело мастера боится.
- Через тернии к звёздам.
- Грамоте учиться всегда пригодится.
- Где хотенье – там уменье.
- Терпение и труд – всё перетрут.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Угадай профессию
Цель данного упражнения - познакомить участников со схемой анализа профессий.
Упражнение проводится с классом или группой, а может быть использовано и в индивидуальной работе. По времени оно занимает около часа. При этом на подготовку к игре уходит около 30-40 минут, а на саму игру – 10-15 минут. Процедура включает следующие основные этапы:
1. Ведущий просит назвать учащихся в классе профессию, которую все хорошо знают. Например, профессия - таксист.
2. Далее ведущий обращается к классу со следующим заданием: «Представьте, что я "свалился с луны" и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски все понимаю.., попробуйте объяснить мне, что это за профессия такая (например - таксист, т.е. то, что ранее назвали учащиеся)». Обычно участники игры называют 8-12 характеристик профессии, которые являются далеко не исчерпывающими и сами признаются, что вроде бы и знают, о чем рассказывать, но забыли. Иногда учащиеся просят, чтобы им давали наводящие вопросы. Смысл данного этапа — сформировать желание у учащихся познакомиться со схемой, которая позволила бы им, не путаясь, рассказать о любой профессии.
- Сайты для работы по профориентации.
- http://www.trepsy.net/prof/
- http://www.proshkolu.ru
- http://www.klass.by/kl_clock.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Цвета" с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.
Видеоуроки:Цвета на английском. Учим названия цветов на английскомhttp://Цвета на английском. Учим названия цветов на английскомУрок 3. Учим цвета на английском языке. (часть первая)https://www.youtu...
Методическая разработка "The English alphabet"2 класс с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.
В презентации собраны стихотворения о каждой английской букве. Стихотворения на русском языке с английскими словами и транскрипциями.. Каждая буква имеет звук. Данное пособие рекомендуется для ...
Развитие восприятия. Игры и упражнения. Рекомендации для родителей и педагогов.
Восприя́тие — чувственное познание окружающего мира.Познание возможно на основе восприятия:Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия....
Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация»
Целью данной методической разработки является: приобретение участниками занятий знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успе...
Рекомендации по профориентации для учащихся и родителей
Профессиональное самоопределение - событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа - важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом &nd...
Антистрессовый комплекс упражнений: рекомендации для учителей.
Антистрессовый комплекс упражнений: рекомендации для учителейУпражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряженияМассаж биологически активных точекБосохождениеДыхательная ...
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники
Данное методическое руководство адресовано школьным психологам, классным руководителям, социальным педагогам для проведения профориентационной работы с учащимися 8—11 классов Представленные в кн...