Рекомендации по внедрению в практику работы пиктограмм по разделу: ребенок и мир растений
методическая разработка (5 класс) на тему
Сообщение
на методическом объединении воспитателей, учителей дефектологов, педагогов дополнительного образования Специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_i_mir_rasteniy.docx | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике
Рекомендации по внедрению в практику работы пиктограмм по разделу: ребенок и мир растений
Сообщение
на методическом объединении воспитателей, учителей дефектологов, педагогов дополнительного образования Специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ОВЗ
Жукова А. Б.,
воспитатель
Санкт-Петербург
2017 -2018 уч. год
Введение
В настоящее время в системе специального образования актуальной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей с особыми образовательными потребностями, Актуальность данной темы определятся тем, что связная речь, а особенно — монологическая речь описательно-повествовательного характера, является одной из наиболее сложных видов речевой деятельности. Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь — это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Сейчас значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно их социализация в современном мире через привитие им норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня коммуникативной компетентности. Но при реализации данных задач педагоги часто сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами: отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленное узостью социальных контактов, неадекватной самооценкой, неадекватным восприятием других людей, а также часто и грубое системное недоразвитие речи, которая в ряде случаев не возникает и почти не развивается в течение нескольких лет. Это так называемые «безречевые» дети.
Одним из способов развития «коммуникативной» функции у детей с ОВЗ являются невербальные средства коммуникации. Необходимо обучать детей правильному использованию имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их функционального содержания. И обучение должно быть построено таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. Но есть такая категория детей, которые не овладеют словесными средствами коммуникации, в таком случае использование невербальных средств общения может стать обходным путем в организации и успешной социализации детей.
Ознакомление с окружающим миром как часть коррекционного воспитания и обучения детей с овз
К невербальным средствам общения относятся:
- жесты;
- мимика;
- система символов (пиктограммы).
Для большинства лиц с умеренными или тяжелыми нарушениями в развитии в качестве средства общения может быть использована система пиктограмм.
Пиктограмма – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Принцип пиктограмм широко применяется в нашем современном мире:
- международные знаки и символы, обозначающие виды спорта, а также дорожные знаки;
- для обозначения опасных веществ и предметов;
- условные обозначения на ярлыках одежды и текстильных изделиях;
- система пиктограмм и символов на вокзалах или в аэропорту;
- на упаковке товаров;
- в системе знаков программ компьютера и тд.
Иными словами, чтобы ребенку было легче социализироваться в обществе, мы должны их познакомить с основными и необходимыми для него пиктограммами и символами, а для детей «безречевых» - это может стать также одним из способов общения с окружающими людьми.
Таким образом, пиктограммы могут использоваться в таких качествах:
- как средство временного общения, для сохранения у ребенка мотивации и желания общаться;
- как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем;
- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий);
- как подготовительный этап к усвоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения);
- как средство развития и коррекции высших психических функций (память, внимание, мышлении).
Вся система пиктограмм можно поделить на следующие разделы:
- Я - ребенок;
- Ребенок и явления природы;
- Ребенок в семье;
- Ребенок и мир животных;
- Ребенок и его игрушки;
- Ребенок и мир растений;
- Ребенок и его дом;
- Ребенок в школе.
Каждая серия состоит из системы символов, изображающими предметы, действия с предметами, признаками предметов.
Таким образом, содержание каждой серии обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, разнообразных ситуациях повседневной жизни.
С пиктограммами знакомятся все учащиеся, независимого от того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с «неговорящим» ребенком, но и другие ученики.
В решении проблем коррекционного воспитания при обучении детей с отклонениями в развитии огромную роль играет ознакомление с окружающим, которое создает условие для наиболее полноценного накопления чувственного опыта, становление первых видов игровой и продуктивной деятельности, речевого развития. С раннего детства необходимо ввести детей в мир природы, терпеливо и доброжелательно обучать детей правильному общению с природой и способствовать коррекции психических процессов через общение с ней.
Важно научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать увиденное в словесных высказываниях, игре, продуктивной деятельности.
Тема ознакомления детей с миром природы является одной из важнейших тем обучения.
Большая часть исследователей отмечает исключительную важность трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта для формирования и коррекции у них жизненно необходимых функций: двигательной, познавательной, коммуникативной, мотивационной и т.д. Для детей с ограниченными возможностями, участие в деятельности с растениями и природным материалом - уникальная возможность для саморазвития и общения с миром живой природы. Работая с растениями, дети становятся более внимательными по отношению к окружающим, более доброжелательными, уравновешенными.
Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Использование элементов гарденотерапии дает положительные результаты в силу того, что продукты деятельности имеют конкретный наглядный результат и находятся в прямой зависимости от усилий, которые человек вложил в свой труд.
Работа с растениями,уход за ними направлены на интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями, которые способствуют:
- улучшению навыков общения, развития разных видов памяти и словарного запаса;
- улучшению способности проводить наблюдения за растениями и живой природой;
- стимулированию чувственного восприятия;
- формированию целостной картины мира.
На социальное развитие детей с ограниченными возможностями, которые способствуют:
- взаимодействию внутри группы. Дети учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества;
Работа с растениями направлена на повышение эмоционального подъема детей с ограниченными возможностями, которые способствуют:
- усилению чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Для уходаотбираются растения, которые не сложны в уходе и успешно произрастают. Чувство гордости за успех, так же как и чувство ответственности, пришедшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Ребенок понимает, что от них зависят живые существа;
- уменьшению проявления агрессии приводит к появлению социально- адаптивного поведения. Уход за растениями и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение агрессивной энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее. Работа в данном направлении ведется совместно с психологом, работая вместе, значительно усиливают терапевтический эффект от растений. Для того чтобы сделать это эффективно, нужно понять, как происходит процесс эмоционального восстановления и взаимодействия между окружающей средой и нашими чувствами.
Выполнение действий по уходу за растениями способствует развитию и улучшению основных моторных навыков - мышечной координации и тренировка неиспользованных мышц, хватательных навыков и гибкости пальцев;
Этапы обучения работе с пиктограммами по разделу: ребенок и мир растений
Используемая методика Л.Б Баряевой предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами.
1.Ознакомление ребенка со знаком- символом и уточнение его понимания:
- идентификация символа.
Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением н картинке;
- выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый; Например , лейка, пульверизатор
- выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;
- выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;
- конструирование фразы с помощью пиктограмм.
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т.п., и произносит фразу соответствующую этим изображениям. Например: «Поливать растения», «Рыхлить почву», «Опрыскивать растение», «Протирать листья от пыли»
Ребенок выбирает и показывает нужную пиктограмму
- выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый.
2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:
- составить из пиктограмм пару.
Первый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, растение–поливать.
Второй вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет (например, поливать растение- лейка);
- среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе (например,к разделу растения);
- найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу. (например, лейка-протирать, тряпка- поливать);
- найти и исправить ошибку во фразе.
Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.
3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа:
- дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других; Например , я поливаю растение ….лейкой
- составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;
- составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;
-подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;
- составить логические цепочки.
Данную работу можно использовать для коррекционно-педагогической работы с «неговорящими» детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие, детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы, испытывающими коммуникативные трудности, детьми с выраженными нарушениям интеллектуальной деятельности.
Заключение
Таким образом, использование невербальных средств коммуникаций, а именно пиктограмм и обучение им детей с ОВЗ:
- вызывает у ребенка желание пользоваться речью;
- уточнять и пополнять пассивный и активный словарь;
- по возможности вводит в обиходный словарь хотя бы лепетные варианты названий предметов, наиболее распространенных глаголов, название основных цветов и признаков;
- создает базу для дальнейшего развития речи и познавательной деятельности ребенка;
- развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы;
А так же в ряде случаев компенсирует у «неговорящих» детей отсутствие полной речевой активности. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей. Заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение
В итоге все это поможет детям с ОВЗ реализовать личные устремления, желания, занять активную жизненную позицию в сообществе людей, овладеть полезными умениями и навыками для успешной социализации в современном обществе
Список источников информации
1.. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.
2. Верещагина Н.В. Дифференциальная диагностика «безречевых» детей раннего возраста. / Н.В. Верещагина // Дошкольная педагогика.- 2010
3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми / С.-Петербург: Союз, 2011.-165 с.
4. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50–53.
5. Степина О.С. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия: Дисс. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2009.-170 с.
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.// М., 1991.
7. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителей / С.-Петербург: Союз, 2003.-336 с.
Отзыв на сообщение
«Рекомендации по внедрению в практику работы пиктограмм по разделу: ребенок и мир растений»
Анна Борисовна проанализировала литературные источники и в своем сообщении описала роль использования альтернативных средств коммуникации при работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Для детей с ограниченными возможностями, участие в деятельности с растениями и природным материалом - уникальная возможность для саморазвития и общения с миром живой природы. В сообщении была описана положительная роль гарденотерапии при работе с детьми. Анна Борисовна описала этапы внедрения пиктограмм по разделу «Ребенок и мир растений» , на конкретных примерах показала, какие задания использовать для усвоения и закрепления материала. Данное сообщение тесно связано с темой открытого занятия.
Содержание сообщения конкретно, доступно и понятно. Вся полученная информация может использоваться педагогами в своей работе.
Форма изложения доступна, структура сообщения логична. Приведен список литературы, использованной при подготовке сообщения. Ссылки на авторов корректны и подробны.
Руководитель МО ____________Яценко А. В.
Воспитатель ___________Жукова А. Б.
05.03.2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение в практику работы нестандартных форм обучения
ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ...
Педсовет «Повышение качества образования через внедрение в практику работы технологий обучения адаптивной школы»
Презентация к педсовету «Повышение качества образования через внедрение в практику работы технологий обучения адаптивной школы» (для проведения в ВСОШ и ЦО)...
Методическая разработка "Внедрение в практику работы заданий для развития умения творческого письма у старшеклассников"
Задания разработаны на основании рабочей программы "Совершенный английский", могут быть использованы для подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ для формирования коммуникативной компетенции в письме...
Внедрение в практику работы современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Доклад на тему: «Внедрение в практику работы современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»(Уроки - исследования с использованием краеведения)...
Повышение качества - учебно - воспитательного процесса через внедрение в практику работы современных образовательных технологий
Основная ценность и идеал образования: свободный поиск истины и бескорыстное распространения знаний. Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации росс...
Внедрение в практику работы ДОУ современных образовательных технологий физического развития дошкольника.
Внедрение в практику работы ДОУ современных образовательных технологий физического развития дошкольника....
презентация "Внедрение в практику работы стационарного учреждения канистерапии"
Что такое канистерапия, как она влияет на детей. Какие результаты работы...