Предметные недели в классах -комплектах для детей с ОВЗ.
статья на тему

Кузнецова Светлана Николаевна

Поддерживать интерес к учебно-воспитательному процессу в коррекционных классах-комплектах  8 вида учителю помогает внеклассная работа по предметам. Она углубляет знания детей, расширяет кругозор, развивает творческие способности, способствует преодолению  недостатков познавательной деятельности и личностных качеств детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetnye_nedeli_v_raboe_s_detmi_s_ovz.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

«Предметные недели в классах-комплектах для детей с ОВЗ»

        «То, что умеет делать ученик в содружестве сегодня, 
завтра он сможет сделать это самостоятельно»
Л. С. Выготский.

        Поддерживать интерес к учебно-воспитательному процессу в коррекционных классах-комплектах  8 вида учителю помогает внеклассная работа по предметам. Она углубляет знания детей, расширяет кругозор, развивает творческие способности, способствует преодолению  недостатков познавательной деятельности и личностных качеств детей. Эта работа направлена на достижение главной цели: социализации детей и адаптации их в самостоятельной жизни.

        Основные задачи, которые решаются при проведении предметных недель:

- расширение кругозора учащихся;

- формирование познавательного интереса;

- развитие коммуникативных навыков между обучающимися разных возрастов;

- развитие творческих способностей;

- коррекция познавательных процессов.

При проведении предметной недели  стараюсь организовать такие виды учебной деятельности, которые были бы интересны детям с различным уровнем подготовки в коррекционных классах-комплектах. Адаптирую методы обучения к индивидуальным особенностям школьников.  Все задания подбираю с учетом разновозрастного контингента.

 Как создать комфортные условия для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья? В процессе проведения предметной недели  даю возможность проявить себя каждому ученику.

Например, эффективным средством повышения интереса к  математике оказалось знакомство детей со сказочной  Царицей математики. Стремление к знаниям через деятельность, преодоление препятствий, радость от общения друг с другом – вот важные компоненты комфортного обучения и воспитания. Мероприятия предметной недели показали положительное отношение педагогов и обучающихся к детям с ОВЗ. Искренне радовались ребята, принимая участие в них:

- конкурсы-выставки «Лучшая тетрадь», «Геометрическая аппликация»;

- интеллектуальная математическая игра «Крестики-нолики»;

- КВН «Математики страна и прекрасна и сильна»;

- математическая викторина  «Самый умный».

            Наши дети – особенные. Они нуждаются в пошаговом сопровождении со стороны своих учителей. С другой стороны, грамотно организованные для таких ребят условия обеспечивают равное и доброе отношение к ним со стороны учителей и сверстников. Организуя непростую для моих школьников Неделю русского языка и литературы, использовала все возможные ресурсы для достижения эмоционального, творческого подъема присутствующих учеников, гостей, родителей. Ведь через любовь к родному слову, языку, прочитанному произведению приходит понимание нравственных ценностей, чувство причастности к стране. У моих ребят получается достаточно точно отражать свои мысли в устной и письменной формах. В неделю словесности можно было найти занятие по душе любому ребенку: кто-то принял участие в игре «Знатоки русского языка», кого-то привлек  творческий конкурс рисунков «Живые буквы», а минутки чистописания показали выраженное стремление детей учиться самостоятельно. Занимательный «Уголок русского языка» понравился всем желающих. Особенно важным достижением для некоторых детей стало    участие в мини-олимпиаде по русскому языку.

Праздники и встречи, организованные в библиотеке, являются самыми запоминающимися и ценными для детей с ОВЗ. В рамках  предметных недель сотрудниками межпоселенческой детской библиотеки района были организованы выставки, путешествия, инсценировки. Особенно запомнились: инсценированная игра «Поделись своей добротой», литературная гостиная « Книжный  серпантин».

 Ребята с ограниченными возможностями здоровья уверенно проявляли свои творческие способности. Если ребенок в результате педагогической работы выражает интерес к знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что важная задача учителя выполняется.

На  уроках и мероприятиях в коррекционных классах уделяется особое внимание коррекционно-развивающей задаче, нацеленной на исправление и компенсацию недостатков учащихся.

Не менее важным условием в обучении и воспитании детей с ОВЗ является привлечение родителей. Организации их совместной деятельности способствует мотивации к сотрудничеству со школой, повышение коммуникативной культуры. Мероприятия с участием родителей стараюсь организовать так, чтобы дети были наставниками для родителей – это повышает их самооценку, стимулирует к самостоятельной деятельности. Команды детей и родителей успешно справились с викторинами по сказкам, математическими ребусами.

Службы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья так же не остаются в стороне при проведений предметных недель.

Главной идеей участия педагога-психолога является психологическое сопровождение участников. Все мероприятия, подготовленные психологом, не отвлекали детей от учебного процесса, а напротив, способствовали позитивному психологическому настрою и мотивации. Игра «Радуга настроений» имеет широкие психологические возможности – дети, учителя и родители рады, что их встречают, и настроение у всех улучшается. В конце каждого мероприятия психолог проводил коллективные игры, для снятия эмоционального напряжения. Например, игра с известными словами из песенки «Если нравится тебе, то делай так…» дает возможность каждому ребенку побывать в роли ведущего, а игра «Подари цветочек» учит  детей видеть в другом человеке лучшие качества. Психолог, как ведущий игры, обязательно отметит хорошие черты в том ребенке, которого дети не выбрали в ходе игры.

Деятельность социального педагога в работе с детьми с ОВЗ  рассчитана на то, что надо бороться не против плохого, а за хорошее. Социальный педагог привлекает к сотрудничеству семей и детей  из «группы риска», помогает детям приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде, адаптироваться в обществе. В целях профилактики правонарушений среди учащихся была проведена беседа с привлечением специалистов ведомств системы профилактики. Для привлечения детей к здоровому образу жизни было проведено спортивное мероприятие «Все на старт!», которое имело несколько направлений: спортивное, арифметическое, лингвистическое. Каждый ребенок выбирал понравившуюся для себя станцию, таким образом, он чувствовал себя комфортно и уверенно в команде.

Считаю, что при помощи используемых педагогических и психологических приемов в течение предметных недель у детей вырабатывались навыки сосредоточенного внимания, самостоятельного мышления,  взаимовыручки. В то же время непроизвольно развивались познавательные навыки и  интерес к  предмету. Увлекшись самостоятельной деятельностью, ребята не замечали, что они учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных условиях, пополняют словарный запас, развивают фантазию, артистичность.

  МБОУ Сосновская средняя школа №2

Кузнецова Светлана Николаевна, учитель СКК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме:"Организация предметной недели - на примере недели географии"

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме: "Организация предметной недели- на примере недели географии"...

Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей

Творческая работа, содержащая как теоретический так и практический материал по выявлению иразвитию одаренных детей на примере предметной недели по английскому языку...

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Развитие способностей одаренных детей одно из наиболее приоритетных направлений работы  с обучающимися в свете современных требований к образованию. .В данной статье рассматриваются наиболее эффе...

Творческая работа по теме: Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей.

Предметная неделя - это не только традиционное внеурочное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели, это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими идеологически...

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ....