Мастер -класс "Работа над орфоэпией"
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа над орфоэпией | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республика Хакасия «Школа – интернат для детей с нарушениями слуха»
Мастер-класс
Работа над орфоэпией
учителя – дефектолога
Шипициной Е.С.
Абакан 2018
Цель: оказание консультативной помощи работникам дошкольных и общеобразовательных учреждений, осуществляющих интегрированное обучение детей с ОВЗ по вопросам формирования доступной пониманию окружающих, устной речи слабослышащих и поздно оглохших детей, в том числе с кохлеарной имплантацией.
Действия участников мастер-класса:
Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает снежинку и приклеивают на «полянку» настроения на доске.
Ход мастер-класса
Белые снежинки кружатся с утра,
Выросли сугробы посреди двора.
Стала от снежинок улица светлей,
Только одеваться нужно потеплей.
Какая у нас получилась искрящаяся снегом поляна!
Настроение у всех разное, но в основном хорошее. Желаем Вам сохранить его до конца занятия!
Тема мастер – класса «Работа над орфоэпией»
Работу построим следующим образом:
- Представление технологии.
- Проведение имитационной игры (проведение занятия с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы)
- Самостоятельная работа участников в режиме представленной технологии.
- Итоги совместной деятельности участников мастер-класса.
Для правильного произношения, как известно, необходимо знание и соблюдение правил орфоэпии. Слово «орфоэпия» в переводе с греческого означает «правильная речь» («орфос» - правильный, «эпос» - слово, речь). Правила орфоэпии едины и обязательны для всех. Они образуют систему норм общепринятого литературного произношения.
Орфоэпия — это раздел, где изучаются правила и законы правильного произношения в отличие от орфографии — науке о правильном написании. Всем очевидно, к чему привел бы разнобой и неграмотность в написании. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его. Поэтому обучение русскому литературному произношению так же важно, как и обучение правописанию и грамматике.
Произносительные нормы современного русского языка сложились в первой половине XVII века, одновременно со становлением русского национального языка. Москва — политический и культурный центр Русского государства, выработала на основе севернорусских говоров и южных диалектов свое московское произношение. Эта речь стала нормой русского литературного языка. Московская речь передавалась в другие культурные центры и усваивалась там, на почве местных диалектов. В начале XVIII века, когда столицей Русского государства стал Петербург, он постепенно выработал свой говор, получивший название «побуквенного». Как писалось, так и говорилось. Но это произношение имело распространение в основном в кругу высшего петербургского чиновничества и дальше не пошло. Таким образом, литературной нормой языка продолжало считаться московское произношение.
Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударение; нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний; интонационно-мелодический строй речи.
Правил в орфоэпии существует очень много, мы остановимся на основных, которые влияют на внятность речи.
1. Словесное ударение.
2. Безударная гласная о
3. Звонкие согласные в конце и середине слова.
4. Непроизносимые согласные.
5. Двойные согласные.
6. Окончание прилагательных -ого, -его.
7. Сочетание - тся, - ться на конце глаголов.
В словах фонемы группируются в слоги, например рука – два слога, кот – один слог. Слоговое строение слов служит основой словесного ударения.
1.В русском языке словесное ударение сводится к выделению одного слога посредством более громкого и более длительного его произнесения, каждое самостоятельное слово имеет своё ударение. Таким образом, число самостоятельных слов во фразе определяется количеством словесных ударений это способствует выделению слов из фразы в процессе её воспроизведения, словесное ударения характеризуется разноместностью и подвижностью, т.е. может падать на различные по счёту слоги.
Например: кошка, рука, паровоз
2. В орфоэпии существует закон редукции (ослабление артикуляции) гласных, по которому гласные звуки произносятся без изменения лишь под ударением, а в безударном положении редуцируются, то есть подвергаются ослабленной артикуляции. Например, молоко. Из трех гласных этого слова только [О], стоящее под ударением, произносится без изменения. Звук [О], стоящий ближе к ударному звуку, редуцируется — это нечто среднее между [А] и [О], обозначим его [а] — маленькое. И, наконец, звук [О], стоящий на втором месте от ударного [О], совсем почти не произносится, как бы «съедается», обозначим такой звук [ъ].
Если безударный звук [О] стоит в начале слова, то он произносится всегда, как [А]. Например, о[а]кно, о[а]на, о[а]шибка[ъ], о[а]лень.
3. В орфоэпии существует правило, по которому звонкие согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3 в конце слова звучат как парные им глухие П, Ф, К, Т, Ш, С. Например: лоб-ло[п], кровь-кро[ф'], глаз-гла[с], лёд-лё[т], испуг-испу[к]. (Знак ' обозначает мягкость согласного).
4. В некоторых сочетаниях нескольких согласных один из них выпадает: здравствуйте — здраствуйте, сердце — серце, солнце — сонце.
В орфоэпии сочетания ЗЖ и ЖЖ, находящиеся внутри корня слова, произносятся как долгий (двойной) мягкий звук [Ж]. Например: уезжаю — уежьжьяю, приезжаю — приежьжьяю, позже — пожьже, вожжи — вожьжи, дребезжит — дребежьжит. Слово «дождь» произносится с долгим мягким [Ш] (ШЬШЬ) или с долгим мягким [Ж] (ЖЬЖЬ) перед сочетанием ЖД: дошьшь, дожьжя, дожьжичек, дожьжит, дожьжём, дожьжевик.
и другие.
5. В словах обыкновенный, величественный, особеННый и других пишется два «Н», а произносятся как один долгий «Н». (Анна, класс), а также в словосочетаниях на конце одного слова и в начале другого (Семь минут, день недели). Такие случаи закрепляются письменно путём нотирования с одновременным и последующим проговариванием.
6. Окончание прилагательных - ого, - его, произносятся как - ова, - ева.
7. Сочетания - тся, как - ца.
Ряд слов произносится не так как пишется: что, чтобы.
Фонетическая обработка речевого материала.
Предлагаемые на уроках, новые термины целесообразно представить в графическом виде — написать на доске, табличке; если эти слова есть в учебнике, можно указать на соответствующую страницу. Эти слова или словосочетания следует соответствующим образом обработать: поставить знаки словесного ударения, орфоэпии (нотировать). Приведем пример:
остроугольный остроугольный\
ос…тро…уголь…н…ый треугольник
ос…тро…угольн…ый прямоугольный/
остроугольный
(на уроке математики)
Речевой материал для работы по нотированию словосочетаний, предложений и текстов учитель готовит заранее, это кажется неудобным, но это необходимый этап работы. т.к. трудно закрепить навыки правильного произношения, не прибегая к нотированию речевого материала самим обучаемым. При самостоятельной работе по нотированию тренировочных упражнений происходит сравнение графического изображения слова и его звучания. А это, в свою очередь, приводит к осмысленному запоминанию письменного и устного образа слова, к закреплению того или другого навыка.
Подготовка устных (речевых) выступлений.
На школьных праздниках, сборах, родительских собраниях глухие учащиеся выступают в качестве артистов с текстовыми ролями, декламаторов, участников речевого хора. Кроме того, речевые выступления связаны с ритуалом пионерских сборов, комсомольских собраний (рапорт председателей отрядов, рапорт председателя совета пионерской дружины, Торжественное обещание пионеров и т. д.).
Эти выступления являются своеобразным отчетом о качестве обучения устной речи, точнее — произношению.
Все ученические выступления готовятся учителем и воспитателем при соблюдении названных ниже общих требований.
Текст выступления (даже если это отдельные реплики в спектакле) фонетически обрабатывается (расставляются знаки ударения, надстрочные знаки, паузы и т. д.).
Текст раздается учащимся не менее чем за 3 недели до выступления.
Литература:
- Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. – М.: Просвещение, 1981. – 191с.
- Яхнина Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи глухих школьников (сообщение 1). // Дефектология, 1994, №3.
- Яхнина Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи глухих школьников (сообщение 2). // Дефектология, 1995, №1.
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М.: ВЛАДОС, 1996. - 240с.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Нотируйте текст.
Текст «Зима»
Пришла зима. Солнце светит мало. Дни стали короткие, а ночи длинные. Белый снег покрыл землю. Зимой часто бывают морозы и метели. Деревья давно без листьев. Только ели и сосны зеленеют. Ребята весело играют в снежки. Малыши лепят снеговика. Мальчики играют в хоккей. Ребята катаются на санках, на лыжах, на коньках.
2. Самостоятельно придумайте по два слова на приведённые ниже правила орфоэпии, нотируйте их:
Безударная гласная о
Звонкие согласные в конце и середине слова
Непроизносимые согласные
Двойные согласные
Окончание прилагательных -ого, -его
Сочетание - тся, - ться на конце глаголов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по теме: "Обобщающее повторение орфоэпии и лексики"
Данная разработка содержит презентацию и методическую рекомендацию к уроку по повторению лексики и орфоэпии. Поможет учителю при подготовке к ЕГЭ по заданиям А2, А11, А30....
Тестовые задания А1, А3 (орфоэпия и грамматика) по русскому языку.
Данный материал содержит 20 тестовых заданий по орфоэпии и грамматике русского языка (задания №1 и №3 части "А" ЕГЭ). 2 вариант тестов, размещённых ранее....
Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.
Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...
Подготовка к ЕГЭ. Упражнения по орфоэпии.
Тренировочные упражнения по орфоэпии для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия"
Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия как раздел лингвистики". Урок представлен как дополнительный материал к работе по основным тетрадям, представленным в комплекте учебника Львова В.В...
Савостьянов А.И., 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие
Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Грамотная, логичная, лексически и интонационно богата...
Тест по фонетике и орфоэпии
Проверочный тест для 5 класса по родному языку и литературе для 5 класса на тему "Фонетика"и "Орфоэпия"...