Рабочая программа 2 полугодие по КРЗ в школе интернате VIII вида
рабочая программа на тему
Современная практика коррекционно-развивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно- развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок.
Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.
Структура психики ребенка с нарушениями в развитии чрезвычайно сложна. В соответствии с теоретическими положениями Л. С. Выготского о структуре дефекта и возможностях его компенсации следует различать у ребенка первичный дефект и вторичные осложнения. Характерными для детей с интеллектуальным недоразвитием являются слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и другие.
Обучение для ребенка с интеллектуальным недоразвитием более значимо, чем для нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения.
Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе. Такую помощь призваны оказать специально организованные коррекционно- развивающие занятия по курсу «Коррекционные занятия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_krz.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по коррекционно-развивающим занятиям
Ученика «****» класса
С 01.02.2017 по 31.05.2017
Разработчик программы: Горбушин Игорь Константинович
Учитель коррекционно-развивающих занятий
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная практика коррекционно-развивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно- развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок.
Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.
Структура психики ребенка с нарушениями в развитии чрезвычайно сложна. В соответствии с теоретическими положениями Л. С. Выготского о структуре дефекта и возможностях его компенсации следует различать у ребенка первичный дефект и вторичные осложнения. Характерными для детей с интеллектуальным недоразвитием являются слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и другие.
Обучение для ребенка с интеллектуальным недоразвитием более значимо, чем для нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения.
Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе. Такую помощь призваны оказать специально организованные коррекционно- развивающие занятия по курсу «Коррекционные занятия».
Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.
Основными задачами программы являются:
создание Коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;
II осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;
развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения; формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные
самостоятельные выводы;
формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии; формирование положительной мотивации к обучению;
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.
Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём.
Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность. Для младших школьников
- это игра. Поэтому учить и воспитывать следует, играя с ними.
Курс занятий по программе является коррекционно-направленным и должен опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения.
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических
(предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции.
Этот принцип реализуется в двух аспектах:
Началу любой коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития. (В этом аспекте неоспоримую помощь может и должен оказать психолог).
Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Только такой контроль позволяет вовремя вносить необходимые коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию активной деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка.
Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-либо препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
В процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами, особенно с развитием речи, математикой, ИЗО, ручным трудом, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках.
Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей направленности. Цель занятий: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптикопространственных нарушений, общей и мелкой моторики.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Изучение индивидуальных особенностей детей позволяет планировать сроки коррекционной работы.
Занятия включены в Типовой базисный учебный план образовательного учреждения с начальными классами, для которых предусмотрено 2 часа в неделю за счет школьного компонента. Продолжительность занятий с одним учеником или с группой не должна превышать 20-30 мин. В группы можно объединять по 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается.
Принципами построения занятий являются:
- частая смена видов деятельности. Известно, что внимание детей с интеллектуальной недостаточностью очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только ярким внешним видом предметов. Поэтому при смене объектов и видов деятельности внимание ребёнка снова привлекается и это даёт возможность продуктивно продолжать занятие;
- повторяемость программного материала. Младшим школьникам с интеллектуальным
недоразвитием требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным
интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в
новых ситуациях на новых предметах. Это необходимо по двум причинам: первая - чтобы у детей не
пропадал интерес к занятиям; вторая - для формирования переноса полученных знаний и умений на
новые объекты и ситуации.
Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:
- развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;
- развитие в адекватном темпе;
- вовлечение в интересную деятельность;
- воздействие через эмоциональную сферу;
- объяснение материала в интересной форме;
- гибкая система контроля знаний и их оценки
Программа коррекционно-развивающих занятий | ||||||||
П/П | Тема | Количество часов | Дата проведения по плану | Фактическая дата проведения | Номер урока с начала учебного года. | Методики и задания | Оборудование | Интеграция |
Раздел I. Развитие восприятия и осязания (29 часов) | ||||||||
1 | В мире запахов | 1 | 01,02 | Игры: «Угадай-ка». «Волшебный мешочек». | Кусочки душистого мыла, кофе, чай, цветы. Зеркала. Набор пиктограмм. Аппликация «Ромашка» | Развитие речи и окружающий мир | ||
2 | Осязание. Одинаковое на ощупь | 1 | 07,02 | Психогимнастика «Пылесос и пыльники». Игра «Найди одинаковые» | Образцы различных, на ощупь материалов. Аппликация «Домик» | Развитие речи и окружающий мир | ||
3 | Осязание. Теплое или холодное | 1 | 08,02 | Игра «Моем посуду». Лепка «Завтрак для куклы». | Емкости с теплой и холодной воды. Наборы игрушечной посуды. Пластилин, дощечки для лепки, салфетки | Развитие речи и окружающий мир | ||
4 | Осязание. Мокрое или сухое | 1 | 14,02 | Игры «Лягушки», «Купание куклы». Рисование «Кружка для чая» | Емкости с теплой водой. Мыло. Веревки для просушки. Прищепки. Кукольные одежда | Математические представление и конструирование | ||
5 | Восприятие качеств величины. Сопоставление двух предметов по высоте | 1 | 15,02 | Игры «Карлики – великаны», «Высокий – низкий» | Картины изображения высоких и низких предметов. Набор столбиков из цветного картона, различных во высоте. Буквы. | Математические представление и конструирование | ||
6 | Сопоставление двух предметов по длине | 1 | 21,02 | Игры «Кто быстрей», «Длинный – короткий» | Две ленты разной длины и разного цвета. Картинки с изображением предметов, разных по длине | Математические представление и конструирование | ||
7 | Сопоставление двух предметов по ширине | 1 | 22,02 | Игра «широкий- узкий» | Картинки с изображением предметов, разных по ширине. Полоски из цветного картона разной ширины | Математическое представление и конструирование | ||
8 | Сопоставление двух предметов по толщине | 1 | 28,02 | Игры «Что толще ?», «Кошки-мышки». | 2 книги- толстая, тонкая. Картинки с изображением толстых и тонких предметов | Математические представление и конструирование | ||
9 | Восприятие формы. Форма предметов | 1 | 01,03 | «Контрастные фигуры». Игра «Почтовой ящик» | Рамки-вкладыши Логический куб. Картинки с изображением предметов, разных по форме. Материалы для изготовления аппликации «Ципленок» | Математические представления и конструирование | ||
10 | Круг. Его свойства | 1 | 07,03 | Игра «Найди круг» | Изображение Колобка. Картинки с изображением предметов, похожих на круг. Наборы геометрических фигур. | Математическое представление и конструирование | ||
11 | Квадрат. Его свойства | 1 | 14,03 | Игры «Найди похожее», «Кто быстрее» | Наборы геометрических фигур. Счетные палочки. Картинки с изображением предметов, похожих на квадрат | Математическое представление и конструирование | ||
12 | Прямоугольник. Его свойства | 1 | 15,03 | Игра «Волшебный мешочек» | Счетные палочки. Картинки с изображением, похожих на квадрат, круг, прямоугольник | Математическое представление и конструирование | ||
13 | Треугольник. Его свойства | 1 | 21,03 | Игры «Конверты», «Найди треугольник». | Наборы геометрических фигур. Счетные палочки. Картинки с изображением | Математическое представление и конструирование | ||
14 | Восприятие цвета. В мире цвета | 1 | 22,03 | Игры « Радуга», «Я найду цвета везде» | 2 рисунка: черно-белый и цветной. Рисунки с изображением различных оттенков цветов | Математическое представление и конструирование | ||
15 | Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный) | 1 | 04,04 | Психогимнастика «слушай хлопки». Упражнение «Сделаем матрешки бусы». Аппликация «Наклеим матрешкам бусы» | Силуэты матрешек. Цветные кружочки. Карандаши. Наборы счетных палочек | Математическое представление и конструирование | ||
16 | Восприятие пространства. Пространственное ориентирование в схеме собственного тела. | 1 | 05,04 | Упражнение «Покажи правую (Левую) руку, ногу…» Игра на внимание «Положи карандаш» | Текст стихотворения «Стоял ученик у развилки дорог В. Берестова. Силуэты мальчика, девочки | Математическое представление и конструирование | ||
17 | Ориентирование в пространстве. Справа – слева | 1 | 11,04 | Игры «Четвертый лишний». «Что изменилось?» | Изображение березы, птиц, облака, зайца, медведя, солнца. Карточки, карандаши | Математическое представление и конструирование | ||
18 | Ориентирование в пространстве. Пространственное отношения: над, на, под | 1 | 12,04 | Игры «На, над, под», «Отгадай загадку» | Карточки с изображением овощей, животных, дерева, яблок, грибочков. Карточки- задания | Математические представления и конструирование | ||
19 | Ориентирование в пространстве. Вверху - внизу | 1 | 18,04 | Игры «Калейдоскоп», «Путешествие», «Овощи- фрукты», «Чего не стало?» | Геометрические фигуры. Изображения вагончиков, фруктов, овощей. Карточки-задания | Математические представления и конструирование | ||
20 | Ориентирование в пространстве. Внутри - снаружи | 1 | 19,04 | Игры «Пятый лишний», Наведём порядок», «Найди своё место», «Счёт пальцами» | Карточки- задания. Карандаши. Наборы геометрических фигур | Математические представления и конструирование | ||
21 | Ориентирование в пространстве. Впереди, сзади, между | 1 | 25,04 | Игры «Что изменилось?», «Геометрическое лото» | Атрибуты к сказке «Репка». Карточки- задания. Карандаши | Математические представления и конструирование | ||
22 | Ориентация во времени. Утро | 1 | 26,04 | Игра «Верно - неверно» | Иллюстрации «Утро». Карточки с изображением бус | Математические представления и конструирование | ||
23 | Ориентация во времени. День | 1 | 02,05 | Игры «Построй дорожку», «Верно - неверно» | Картинки с изображением «Режима дня». Счётные палочки. Наборы геометрических фигур. Карточки- задания | Математические представления и конструирование | ||
24 | Ориентация во времени. Вечер | 1 | 03,05 | Игры «Домик для муравья», «Верно - неверно» | Карточки- задания. Логический куб | Математические представления и конструирование | ||
25 | Ориентация во времени. Ночь | 1 | 10,05 | Игра «Верно - неверно» | Карточки- задания, символы | Математические представления и конструирование | ||
26 | Понятия: вчера, сегодня, завтра | 1 | 16,05 | Игра «Верно - неверно» | Карточки- задания, символы | Математические представления и конструирование | ||
27 | Ориентировка во времени. Временагода | 1 | 17,05 | Упражнение «Назови время года» | Карточки- задания. Картинки с изображением времён года. | Развитие речи и окружающий мир | ||
28 | В мире звуков. Слушаем звуки речи | 1 | 23,05 | Игры «Тихо - громко», «Найди игрушку». Рисование «Листочки деревьев» | Запись различных и имитаций звуков. Карандаши. Карточки-задания | Развитие речи и окружающий мир | ||
29 | Выполнение Словесных поручений | 1 | 24,05 | Упражнения: «Учись слушать и выполнять», «Послушай звуки», «Назови и проверь простукиванием» | Стопка тетрадей. М Лазерная указка. Деревянные палочки. Карточки-задания | Развитие речи и окружающий мир | ||
Раздел II. Итоговое занятие (2 часа) | ||||||||
30 | Закрепление пройденного | 1 | 30,05 | «Путешествие в весенний лес» | Карточки. Карандаши | Математические представления и конструирование | ||
31 | Комплексное занятие | 1 | 31,05 | Игра «В поисках клада» | Карточки. Карандаши | Математические представления и конструирование |
Учебно-методический комплекс
Название предмета | Уровень обучения | Название учебной программы. | Вид учебной программы. | Используемые учебники. | Используемые пособия для учителя, для учащихся. | Соответствие УМК |
Коррекционно-развивающие занятия | Коррекци онный. | Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям | Авторская. | . | Пособия для учителя: 1. Агранович З. Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. – Санкт-Петербург, 2003. 11. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С. В., Развиваем руки – чтоб учиться, и писать и красиво рисовать. – Ярославль 2005 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. 7 класс. школа-интернат VIII вида
Программа по русскому языку...
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных у...
Программа воспитательной работы в коррекционной школе-интернате VIII вида
Представлена программа воспитательной работы в коррекционной школе-интернате VIII вида....
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся,воспитанников школы-интерната VIII вида (9 класс)
Данная рабочая программа включает в себя развернутый материал по каждому уроку СБО и поможет всем учителям социально-бытовой ориентировки при подотовке к поурочному планированию.Буду рада,если мне ост...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 2 КЛАССА НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся школы-интерната VIII вида
Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образовани...
Рабочая программа по предмету История России 7 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида
в данной программе изложены цели, задачи, пояснительная записка, календарное тематическое планирование по предмету история России для специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по предмету История России 8 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида
Данная рпограмма содержит цели, задачи, поясительную записку и поурочное календарное планирование по истории Россиидля специальных коррекционных школ VIII вида...